ББК 60.542.21:86.38
Р. Вента
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МУСУЛЬМАНКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ХХ—ХХ1 вв.
Мусульманка — одно из самых интересных, необычных и непредсказуемых действующих лиц истории и современной жизни. Поэтому литература, посвященная представлениям о ней, многообразна, противоречива и порождает множество интересных дискуссий.
Во второй половине XX в. появляются исследования образа мусульманки философско-критической направленности. Их авторы, сторонники эмансипации, выступали за необходимость освобождения мусульманской женщины из-под многовекового гнета. К таким исследователям можно отнести М. В. Вагабова, автора книг «Ислам и женщина» [12] и «Ислам и семья» [13]. В то время советский народ участвовал в строительстве коммунизма и одним из важнейших элементов формирования научного мировоззрения было освобождение людей от религиозных предрассудков и суеверий. «Воспитание мусульманки с самого рождения под гнетом догматических предписаний и этических норм ислама привело, в конечном счете, к тому, что сознание собственного бесправия постепенно вошло в ее плоть и кровь. Ислам, как и всякая религия, обещая златые горы, молочные реки... выступает с довольно тонкой и законченной системой экономического и духовного порабощения женщин. Установления ислама о социальной неполноценности женщины, затворничестве и ношении ритуальных покрывал, о многоженстве, браке и разводе и т. д. закрепляли в догматике, законоведении и этике существовавшее в феодальном обществе мусульманского Востока социально-экономическое неравенство женщины» [12, с. 7].
В 70-х гг. XX в. была написана книга Л. И. Шайдуллиной «Арабская женщина и современность». В данном исследовании представлен фундаментальный анализ истории, эволюции и перспектив развития женщины в исламской цивилизации [28].
Многие исследования посвящены изучению положения женщин в республиках советского Востока. Среди обширной научной литературы по женскому вопросу наилучшим образом представлен опыт его решения в Средней Азии и Казахстане в монографических исследованиях К. Г. Алиевой [3], Р. Х. Аминовой [6], К. А. Гафуровой [14], Р. А. Набиевой [19], Б. П. Пальвановой [21], Ж. С. Татыбековой [25], Х. С. Шукуровой [29].
Во всех вышеперечисленных исследованиях говорится о бесправном положении мусульманки до прихода советской власти. К примеру, в своей работе «Эмансипация мусульманки: опыт раскрепощения женщин Советского Востока» Б. П. Пальванова пишет: «Томилась в домашнем заточении женщина-мусульманка. и донесли до нее весть. о новых советских законах, предоставляющих женщинам равные права с мужчинами, права в обществе и семье» [21, с. 61]. Мусульманки действительно были в бесправном положении в семье и в обществе, не имели права голоса, находились в состоянии постоянной покорности и унижения. Но утверждать, что мужья, унижавшие своих супруг, опирались исключительно на основы мусульманской религии, неверно, так как в исламских первоисточниках — Коране и Сунне — заложена специфика гендерного равенства между полами, а также подчеркивается уважительное отношение к женщине в
© Вента Р., 2012
любом статусе1. Мужчины скорей опирались на адат, который чаще всего не дополняет исламские законы, закрепленные в мусульманских первоисточниках, а расходится с ними. Это особенно ярко видно на примерах Северного Кавказа и Средней Азии.
Советская власть вырвала мусульманку из семьи, взвалив на ее хрупкие плечи не только заботу о доме, но и интенсивную деятельность на производстве: «За работу, женщины-мусульманки, те женщины, которые поняли, сколь велики обязанности, возлагаемые на них ходом событий. Необходимо, чтобы женщина-мусульманка примкнула к общественному движению» [22, с. 716]. На наш взгляд, подобное раскрепощение довольно противоречиво, ибо в первую очередь жертвой последовавшего феминизма оказалась семья. Несомненно, вмешаться в процесс закабаления было необходимо, но нельзя было вовлекать женщин в тяжелый физический труд на производстве.
Хочется еще раз отметить, что в период советской власти почти все исследования образа мусульманки носили критический характер, описывая тяжелую жизнь женщины под сенью жестокого религиозного гнета. «Униженная», «оскорбленная», «забитая», «бесправная», «несчастная», «замученная», «обезличенная» — наиболее часто употребляющиеся эпитеты в адрес мусульманки в литературе первой половины XX в. «В эксплуататорском обществе женщина-мусульманка находилась в тонко сплетенных сетях мусульманской религии. В ужасных условиях мусульманка влачила свою жизнь.» [12, с. 73].
Лишь во второй половине ХХ в. пришло понимание того, что мусульманская женщина — не только придаток мужчины, но и самостоятельная личность со своими интересами, взглядами, желаниями.
Сегодня многие молодые ученые по-новому, иначе рассматривают мусульманку в свете ислама. В XXI в. в самых разных уголках бывшего Советского Союза специалисты по исламу приходят к объединяющей их точке зрения в отношении мусульманки и ее статуса в семье и обществе. Чаще всего научные статьи начинаются со слов: «В современном общественном сознании доминирует, к сожалению, искаженный образ “закрепощенной” оковами ислама мусульманской женщины. Несмотря на довольно высокий уровень исламоведения, в российском обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры» [26, с. 148]; «На протяжении веков стоял вопрос об отношении ислама к женщине. Казалось бы, очевидная истина относительно равнозначности и равноценности перед Единым Творцом мужчины и женщины по своим правам и обязанностям постоянно нуждается в повторении и уточнении» [2, с. 924]; «Многие исследователи неверно понимают положение женщины в исламском обществе» [1, с. 569].
Далее авторы раскрывают специфику исламского равенства, говоря об особом статусе женщины в исламе, о ее истинном предназначении. Автор статьи «Правовое положение женщины в исламе» М. А. Абдуллаева говорит о высоком положении женщины в исламе, подходящем ее женской природе [1]. Л. В. Фролова в статье «Статус женщины в исламе» схематично показала горизонтальную мобильность мусульманской женщины [26]:
дочь (сестра) ==> супруга ==> мать
замужество рождение ребенка
1 Мужчина и женщина равны, но различны. У них разные жизненные функции, но одинаковая цель — ибада, служение Богу. Гендерная проблематика в исламе является одной из самых противоречивых тем для дискуссий. Одни и те же аяты о положении мусульманской женщины трактуются по-разному. Автор статьи вслед за известными исламоведами, такими как Хайдар Башем, Г. Р. Балтанова, М. Мутаххари и др., склоняется к трактовке в пользу уважительного отношения к мусульманке и ее особому положению в семье и в обществе.
Автор отмечает, что при исследовании любой проблемы, которая затрагивает ислам, следует иметь в виду, что «социальное объективно организуется по законам, имеющим “трансцендентное” происхождение. Выполнение статусно-ролевых указаний, разработанных шариатом и подкрепленных санкциями, имеет силу при условии искренней религиозной мотивации» [2б, с. 153].
Вышеперечисленные специалисты говорят о специфической статусно-ролевой модели мусульманской женщины, которая формируется из принципа дифференциации двух полов. Такой же точки зрения придерживается современная исследовательница ислама Г. Р. Балтанова, профессор, доктор философских наук, автор книг «Мусульманка» [8] и «Руководство молодой мусульманки» [9].
Ярко, образно, с широким привлечением новых научных данных и конкретных фактов показано положение женщины в традиционном исламском обществе с момента его возникновения в эпоху раннего Средневековья до наших дней. Г. Р. Балтанова отмечает, что практически в любой религиозной концепции мир предстает как двоичное, биполярное единство мужского и женского начал, которые равны и взаимозависимы. Но постепенно произошло низведение равноценного женского начала в подчиненное положение относительно мужского. И исламская концепция не стала исключением. Чрезвычайно велика роль женщины как создательницы семьи, хранительницы семейного мира, комфорта и благополучия. Именно поэтому в мусульманской традиции ответственность за семейные конфликты целиком возлагается на женский пол. Все люди на земле несут равную ответственность перед Богом, выполняя свои обязанности. Каждый приходит в этот мир «чистым» (в состоянии фитры) и своими земными поступками старается заслужить право жить в райской обители — джанне. Итак, мужчина и женщина равны, но различны. У них общие цели, но разные функции, так как они различаются анатомически, физиологически, психологически [12, 13].
Аналогичные взгляды на гендерную проблематику в исламе у З. М. Бараевой. В своей диссертации «Женщина в мусульманском обществе (проблемы трансформации социального и правового статуса)» она говорит о равенстве мужчины и женщины и о различии полов, которое «ни в коем случае не должно привести к неравенству и неравноправию» [10]. Автор раскрывает причины, из-за которых тормозится переосмысление статуса мусульманки в современном обществе. Мусульманскими правоведами чаще всего являются мужчины, которые в свою пользу трактуют религиозные первоисточники: «В результате отсутствия женского голоса в исламском правовом дискурсе можно говорить о настоящем эпистемологическом кризисе в мусульманской юриспруденции в области женских проблем» [10, с. 1б5]. Далее
З. М. Бараева говорит о существенном отличии концепции прав в шариате от Декларации всеобщих прав человека, т. к. «шариат рассматривает мужчину и женщину не как имеющих “равные” права, а, скорее, как “дополняющих” друг друга» [10, с. 1б8]. В данном вопросе З. М. Бараева и Г. Р. Балтанова расходятся во взглядах. По мнению автора «Мусульманки», нет никакого противоречия между современной западной правовой концепцией и шариатом. Бараева, подтверждая свою позицию, указывает на то, что «существующий на практике статус мусульманки находится в конфликте со многими аспектами Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., и других международных документов по правам человека, принятых ООН. Поэтому некоторые права и свободы в исламе вступают в противоречие с правами и свободами, закрепленными в международном Билле и в иных международных документах по правам человека» [10, с. 1б9]. Например, право на жизнь и положение о смертной казни; право человека на свободу убеждений и на свободу их выражения; право человека на свободу мысли, совести и религии; равенство мужчин и женщин, а также равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами; рабство и работорговля [4].
Муртаза Мутаххари в своей книге «Правовой статус женщины в исламе» рассматривает такие вопросы, как сватовство, временный брак, женщина и социальная
независимость, Коран о положении женщины, человеческое достоинство и право, естественные основы семейного права, различия между мужчиной и женщиной, махр и иждивение, наследство, развод, многоженство [18]. М. Мутаххари указывает на то, что ислам заранее изложил свой взгляд относительно женщины. Автор призывает обратиться к вопросу о сотворении обоих полов. И приходит к выводу, что раз мужчина и женщина созданы из одной и той же субстанции, из одного и того же естества, то они равноценны и равны. М. Мутаххари говорит о том, что «равенство отличается от аналогичности, ибо равенство означает паритет, а аналогичность — полное совпадение» [18, с. 84]. У мужчины и женщины разная природа и разные функции, поэтому они не могут быть идентичны друг другу. М. Мутаххари заявляет о необходимости пересмотреть положение женщин и вернуть им позабытые в ходе истории права, которыми наделил их ислам, а не стремиться к тому, чтобы машинально следовать западным стандартам [18, с. 91].
Похожих взглядов придерживается Хайдар Баш, написавший работу «Права женщины в исламе» [11]. Профессор отмечает, что сравнивать мужчину и женщину — это все равно, что сравнивать грушу и яблоко [11, с. 17]. Как два пола различны по своей природе, так они отличаются и по своим обязанностям. «Когда под равенством понимается переход женщины из семейной жизни в трудовую, тогда забвению предается самое главное качество женщины — материнство; это качество отрицается, отодвигается на второй план и даже представляется оковами, унижающими человеческое достоинство женщины» [11, с. 17—18].
Также хочется выделить исследование А. С. Антиповой «Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении» [7]. В своей работе А. С. Антипова обобщила результаты социологического исследования, проведенного в вузах Дагестана и направленного на выявление ценностных представлений опрашиваемых об исламе, религиозной нравственности, мусульманском одеянии богобоязненных, многоженстве.
Отметим статью Ж. Б. Логашевой «Ислам и коранический идеал женщины» [16]. Опираясь на текст Корана, поучений богословов и фольклорные произведения, автор воспроизводит представления мусульман Средневековья об идеальной женщине.
Что касается западных исследований, то среди них особое место занимает книга Азгара Али Инженера «Права женщин в исламе» [31]. По мнению автора, религиозные тексты всегда являются объектом интерпретации и адаптации их к определенным социальным и экономическим условиям. Коран и Сунна в условиях патриархального устройства были интерпретированы в соответствии с духом мужского господства и поэтому утратили присущий им изначально демократический дух. Также в ряду посвященных исламской женщине работ можно отметить книгу американской исследовательницы С. Мурата «Дао ислама» [32].
Особого внимания заслуживают глубокие научные работы, принадлежащие перу западных ученых-женщин, которые поставили своей целью объективное рассмотрение роли женщины в исламском обществе, развенчание стереотипов, превалирующих в западной научной литературе и публицистике. В качестве примера можно обратить внимание на две книги. Одна из них — «Семейная жизнь в исламе: традиции, конфликты, предрассудки» вышла в Вене в 1998 г., ее автором является Рита Брейер [30]. Вторая работа, вышедшая в 1995 г. в Германии, написана женщинами-социологами И. Пинн и М. Вехнер. Книга называется «Евроимиджи: мусульманская женщина с западной точки зрения» [33]. Ее авторы более четырех лет проводили социологические опросы в среде мусульманок. И. Пинн и М. Вехнер решили сделать критический анализ предрассудков, превалирующих в западных СМИ и так называемых научных публикациях. Выражая феминистский взгляд на проблему, авторы данной книги говорят о том, что существует огромная разница между отношением к домашней занятости в западном и мусульманском обществах. Для западной женщины домашний труд не является равноценным общественной работе, тогда как в исламском обществе он котируется гораздо выше [8].
Вообще, в России за последние годы вышло немало литературы, посвященной мусульманской женщине и гендерным вопросам, но данные книги вряд ли можно назвать научными трудами, скорее они выступают в качестве житейских пособий для самих мусульман. Авторы намеренно упрощают стиль изложения, чтобы материал был понятен и доступен широкому кругу читателей [20, 23, 27].
Ответы на многие вопросы самих мусульман и людей, интересующихся гендерной спецификой в исламе, можно найти в сборнике статей «Любовь и секс в исламе» [17]. Авторами сборника являются теологи-правоведы прошлого и настоящего. В книге затронуты важные вопросы. Помимо основной информации, касающейся брака, любви, секса с точки зрения шариата, рассматриваются злободневные проблемы, вызванные разного рода извращениями и сексуальной революцией. В части «Муж и жена», в главе «О равноправии» Набиль Хайрун пишет: «Мы должны понимать, что равенство прав и обязанностей вовсе не означает, будто эти права и обязанности должны быть одинаковыми, к чему призывают западные феминистки. Равенство надо понимать скорее как справедливость. Ведь мужчина и женщина различаются в физическом, а также в эмоциональном плане. Аллах создал их разными и с этим нельзя не считаться» [17, с. 201]. В главе «Отношение мужа к жене» Курамуххаммад Рамазанов говорит о необходимости соизмерять свои действия с шариатом. Прежде всего автор пишет следующее: «Муж обязан хорошо относиться к жене, быть терпеливым к ее недостаткам» [17, с. 206].
***
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в современных научных исследованиях подчеркивается высокий статус женщины согласно канонам мусульманской религии. Однако признается неисполнение в нужной степени религиозных предписаний и, как следствие, дискриминация женщин в семье и в обществе. Многие авторы рассуждают о причинах, повлекших за собой унижение мусульманок и их закрепощение: во-первых, чаще всего толкователями выступают мужчины, которые интерпретируют священные писания в свою пользу, тем самым нарушая основы ислама. Некоторые исследователи отмечают противоречивые толкования одних и тех же аятов, а также говорят о многоплановости арабского языка. Местные многовековые традиции — адаты — в том или ином социуме часто смешиваются с основами религии и противоречат основам ислама. Однако люди, придерживающиеся таких традиций, считают, что живут согласно религиозным предписаниям, и таким образом дискредитируют своими поступками истинных мусульман. Часто сами женщины не знают о своих правах. Мусульманка может потребовать выполнения своих законных прав или же обратиться непосредственно в соответствующие компетентные инстанции. В случае нарушения своих прав женщина может подавать иски в судебные инстанции или же давать показания в суде. Однако необразованные либо запуганные мусульманки зачастую не реализуют свои права. Родился даже термин «исламский феминизм», который во многих случаях выражает требования соблюдения и обеспечения прав женщин в соответствии с нормами ислама, что дает мусульманкам возможность защищать и расширять свои права в патриархальном обществе, противопоставляя шариат и этнические обычаи, зачастую уходящие корнями в пережитки доисламского периода.
Как же преодолеть дискриминацию женщин? Необходимо правильное понимание специфики гендерного равенства в исламе. Важно помнить, что мусульманская женщина от рождения наделена всеми общечеловеческими правами и никто не имеет права лишать ее их. Но даже если эти положения будут соблюдаться внутри мусульманской общины, останется нерешенным вопрос: будет ли реализовано равенство с точки зрения западного общества? Ведь целью гендерного равенства на Западе является интеграция принципа равенства полов во все сферы, чтобы равенство продвигалось всеми слоями общества и не существовало никакой дискриминации.
До конца XX в. большинство специалистов по исламу имели критические взгляды при исследовании образа мусульманки и лишь немногие начинали говорить об истинном статусе мусульманки, осторожно намекая на высокое положение женщины в исламе. В XXI в. у подавляющего большинства авторов работ на данную тему не остается сомнений в том, что необходимо обратиться к истокам ислама и вернуть женщине-мусульманке права, данные свыше.
Библиографический список
1. Абдуллаева М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.
2. Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т. 14, № 3. С. 924—927.
3. Алиева К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад : Туркменгосиздат, 1950. 71 с.
4. Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.
5. Аляутдинов Ш. Женщины и ислам. СПб. : Диля, 2011. 320 с.
6. Аминова Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент : Фан, 1975.
335 с.
7. Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.
8. Балтанова Г. Р. Мусульманка. М. : Логос, 2005. 373 с.
9. Балтанова Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб. : Диля, 2010. 224 с.
10. Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
11. Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань : Мастер-Лайн, 2003.
12. ВагабовМ. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.
13. Вагабов М. В. Ислам и семья. М. : Наука, 1980. 172 с.
14. Гафурова К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и
Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М. : Наука, 1972.
15. Дочери Советского Востока. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1961.
16. Логашева Ж. Б. Ислам и коранический идеал женщины // Ислам и политика : (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М. : ИВ РАН : Крафт +, 2001. С. 319—326.
17. Любовь и секс в исламе : сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Ансар, 2005. 304 с.
18. МутаххариМ. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова.
СПб. : Петерб. востоковедение, 2010. 288 с.
19. Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе : Ирфон, 1973. 276 с.
20. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М. : Умма, 2003. 384 с.
21. Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки : опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М. : Наука, 1982.
22. Полетаев В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М. : Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.
23. СакрА. Семейные ценности в исламе : пер. с англ. СПб. : Диля, 2007. 192 с.
24. Сукдео Р. Тайны за паранджой. Обычаи доисламской Аравии. СПб. : Варнава, 2005. 116 с.
25. Татыбекова Ж. С. Раскрепощение женщины-киргизки Великой Октябрьской социалистической революцией, 1917—1936 гг. Фрунзе : Изд-во АН Кирг.ССР, 1963. 137 с.
26. Фролова Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 148—154.
27. Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины : пер. с англ. М. : Умма, 2002. 137 с.
28. Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М. : Наука, 1978. 200 с.
29. Шукурова Х. С. Социализм и женщина Узбекистана : (исторический опыт Коммунистической партии Советского Союза в раскрепощении женщин Советского Востока на примере Узбекистана 1917—1937 гг.). Ташкент : Узбекистан, 1970.
30. Breur R. Familien leben im Islam: traditionen-konflikte-vorurteile. Freiburg : Herder Spectrum, 1998.
31. Engineer A. A. The Rights of Women in Islam. London : C. Hurst, 1992.
32. Murata S. The Tao of Islam : a Sourcebook on Gender Relationships in Islamik Thought. Albany : Suny Press, 1992.
33. Pinn I., Wehner M. Europhantasien: die islamische Frau aus westlicher Sicht. Amherst : DISS, 1995. 36 c.