Научная статья на тему 'Положение женщин в исламе'

Положение женщин в исламе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
929
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение женщин в исламе»

Пакистанское общество носит куда более сложный характер, чем афганское. С момента обретения независимости 60 с лишним лет назад ситуация в стране постоянно меняется. Энергичный и все более многочисленный городской средний класс Пакистана выступает за модернизацию и демократический строй, а религиозные экстремисты превратили тысячи медресе в «фабрики по производству джихадистов». Вооруженные силы, обладающие большим влиянием, взяли на себя роль гаранта порядка. Именно в руках военных находится пакистанский ядерный арсенал, именно они участвовали в создании «Талибана» и готовят радикалов-боевиков, которые во имя борьбы за Кашмир нередко совершают нападения на объекты в глубине индийской территории. Добавим сюда Абдула Кадир Хана, ведущего пакистанского ученого-атомщика, признавшегося, что он в одиночку организовал международный «ядерный базар», и картина становится более или менее репрезентативной, пусть и неполной. Будущее Пакистана - чрезвычайно важная проблема, причем не только для региона, но и для всего мира. Привязка к Афганистану - лишь один из многих аспектов этого вопроса.

«Афганистан. Взгляд с Севера», М., 2010 г., с. 9-12.

Е. Иноземцева,

атташе посольства РФ в Иране ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ИСЛАМЕ

Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран, в особенности в области прав и свобод человека, статуса женщины в обществе. По данным отдела ООН по народонаселению, 49,7% мирового населения - женщины. Одним из важных вопросов, обсуждавшихся в течение последних десятилетий в юридических, социальных и политических кругах, является защита прав женщин. Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека. Тем не менее приходится констатировать, что практически повсеместно женщины в той или иной степени подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными в разных странах, неравноправие женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления

способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин.

Однако не всегда легко понять истинные нравы и обычаи, прочувствовать, как живет народ в той или иной стране. Более того, еще сложнее представить точную картину положения женщин в разных странах - там, где образ жизни женщины не так заметен, где женщина не участвует в экономической и политической жизни страны, где, как правило, ей отведена лишь роль жены, матери, хозяйки очага. Но иногда те женщины, относительно которых у нас прочно сложились определенные стереотипы, вовсе не живут так, как представляем себе мы, имеют определенные права и положение в обществе.

В конце XIX - начале XX вв. в ряде стран мусульманского мира разворачивался процесс реформирования традиционной исламской жизни. Влияние Запада, экономическая отсталость восточных стран, рост общественно-политических движений породили изменения в самых консервативных и теологических кругах традиционного исламского общества. «Женский» вопрос стал одним из центральных для исламского политического движения. Мусульманки все больше вовлекаются в общественно-политическую жизнь, что требует определенного оформления. Родился даже термин «исламский феминизм», который во многих случаях выражает требования соблюдения и обеспечения прав женщин в соответствии с нормами ислама, что дает женщинам возможность защищать и расширять свои права в патриархальном обществе, противопоставляя шариат и этнические обычаи, зачастую уходящие корнями в пережитки доисламского периода. Поэтому не случайно, что за последнее время появилась масса фетв, не говоря уже о текстах мыслителей, расширяющих прежнее представление о правах женщины с точки зрения ислама.

Сегодня женщины, являющиеся одним из самых угнетенных слоев населения в нынешнем мусульманском мире, наиболее широко представлены именно в исламских движениях. Женщины, выступающие под знаменами ислама против глобализма, давно ни для кого не редкость. В то же время влияние деятелей, руководствующихся в отношении роли женщин скорее архаично-патриархальными, чем чисто кораническими принципами, все еще достаточно сильно. Роль женщины в исламе велика. Женщина -это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин контролируется канониче-

скими законами. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. От женщин во многом зависит то, какими будут религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага, воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством, хотя женщины в семье обладают особыми правами и пользуются особым почетом. Поэтому они могут требовать со своих мужей плату за работу, совершаемую в доме. Это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. Женщины играют важную роль в исламском обществе. Ислам возвышает женщину до такой степени, чтобы она смогла найти свое достойное место в обществе и на нее перестали смотреть, как на вещь. В таком случае женщина может взять на себя определенного рода обязанности в различных социальных сферах, поскольку ислам обусловливает здоровье общества выполнением обязанностей мужчиной и женщиной и призывает их к борьбе с пороками и несовершенствами.

Сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской, врачебной деятельностью и т. д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования как в духовной, так и в материальной сфере. Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран, в особенности на положение прав и свобод человека, на статус женщины в обществе. Сфера их действия в наше время также остается весьма широкой, что во многом определяется тесной связью ислама и права как религиозной системы, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах. С самого начала своего появления ислам инициировал серьезные изменения в основанном на патриархальных нормах аравийском обществе. В период, когда никакая иная система не предоставляла женщине прав в социальной и правовой сфере в таком объеме, в обществе, где рождение девочки

расценивалось как проклятие, где сама женщина считалась движимым имуществом, ислам стал рассматривать женщину как личность. В исламской общине женщине стали предоставляться права, которые в других сообществах уступали неохотно и только под давлением.

Известно, что Коран делает серьезный акцент на человеческое достоинство, права и свободы, выступает против любой формы дискриминации на основе расового, национального происхождения или рода. В исламе женщинам гарантируются четыре фундаментальных права: право в области норм, связанных с отправлением требований религии; право на приобретение; право на недвижимость и право на гарантию личного достоинства. Коран подчеркивает фундаментальное равенство мужчин и женщин в таких жизненно важных для мусульман вопросах, как образование и религиозные обязанности. Вместе с тем проблематика равенства по признаку пола находится на ином уровне и в иной сфере гарантий прав и обязанностей. Здесь существует совершенно иная философия, иное разграничение прав и обязанностей между ними, которое вместе с тем не дает права говорить об их фактическом неравенстве. В различных главах Корана подтверждаются и раскрываются женские права, имеющие отношение к браку, разводу, собственности, наследованию, воспитанию детей, свидетельство-ванию. В историческом контексте коранические нормы имели и имеют положительное воздействие на права женщины.

Исламская религия рассматривает женщину как полноценное существо и представляет ее элементом человеческого общества, придавая ей ценность и значимость, которые человек в принципе может получить в обществе. Поэтому лидер исламской революции Ирана аятолла Хомейни подчеркивал, что в вопросе женщин мир является должником ислама. В исламском учении женщина, подобно мужчине, получает долю из богатства и имущества, оставленных в наследство ее отцом, матерью, братом, сестрой и мужем. Женщина обладает правом на определенную часть наследства своего мужа. Женщина может вести социальную и экономическую деятельность и накапливать доходы. Кроме того, она может задействовать унаследованный капитал в семейном финансовом цикле. Однако мужчина при этом должен обеспечивать ее средствами для жизни соразмерно ее потребностям в плане жилья, одежды, еды и прочих жизненных нужд.

Действия женщины в исламе обладают ценностью и общественным уважением. Женщина может потребовать выполнения

своих законных прав или же обратиться непосредственно в соответствующие компетентные инстанции. В случае нарушения прав женщины она может подавать иски в судебные инстанции или же давать показания в суде. Во всех перечисленных случаях мужчина не имеет права навязывать женщине свое мнение. Но все же и исламское общество имеет свои особенности в гендерной политике, и проблема кроется в шаткости позиций женщин во властных структурах, связанных с принятием решений. Ведь целью гендер-ного равенства является интеграция принципа равенства полов во все сферы политики, чтобы равенство продвигалось всеми слоями общества и не существовало никакой дискриминации.

«Власть», М., 2009 г., с. 96-98.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук В ИСЛАМЕ НАДО РАЗБИРАТЬСЯ

С исламоведами, шире - пишущими об исламе, дело обстоит не просто. Для начала попробуем расставить их по местам. Во-первых, собственно исламоведы, т.е. люди, которые сделали изучение ислама своей профессией. Среди них два направления -«классики» и «современщики». Родовое гнездо классиков - Санкт-Петербург. Эту научную школу кто зовет «ленинградской», а кто по ново-старому - «санкт-петербургской». К ней принадлежат и ныне покойный Анас Бакиев, и Станислав Прозоров, и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и разносторонний Ефим Резван, и отбывший в Штаты суфиевед Александр Кныш, и историк Олег Федорович Акимушкин.

Оплотом «современщиков» была Москва. В советское время здесь позволялось писать о «зарубежном» и запрещалось писать о советском исламе. Книги о нем были исключениями из правил. Назову, на мой взгляд, самые интересные и неожиданные: Талеба Саидбаева «Ислам и общество», Гасыма Керимова «Ислам и его социальная сущность», Михаила Вагабова «Ислам и семья». Издания проходили строгую партийную цензуру, а Гасыма один из советских чиновников обвинил в пропаганде шариата.

Московские исламоведы, которые территориально располагались ближе к Кремлю, четко отрабатывали политический заказ. О «зарубежном исламе» надо было размышлять только в ключе официальной идеологии, а также с учетом отношений СССР с той

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.