КРИТЕРИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Угарова М.А., Угарова Н.М.
В статье рассматриваются вопросы изучения учебно-профессиональной мотивации, ее роль с точки зрения уровней сформированности (меры, степени развития мотивов и мотивации в целом). Вводится понятие уровней сформированности (развития) мотивов и мотивации студентов медико - фармацевтического колледжа. Использован метод экспертной оценки.
Ключевые слова: мотивационная сфера, профессиональный мотив, мотив общения
Criteria of educational and professional motivation of students of medico-pharmaceutical college. In article questions of studying of educational and professional motivation, its role from the point of view offormation levels (a measure, extent of development of motives and motivation as a whole) are considered. The concept of levels of a formation (development) of motives and motivation of students of the physician - pharmaceutical college is entered. The method of an expert assessment is used.
Key words: motivational sphere, professional motive, motive of communication
Важную роль в изучении учебно-профессиональной мотивации играет ее рассмотрение с точки зрения уровней сформированности (меры, степени развития мотивов и мотивации в целом). Введение понятия уровней сформирвоанности (развития) мотивов и мотивации предполагает освещение ряда принципиальных вопросов: оценка сформированности мотивации и характеристики критериев.
Для того, чтобы определить, какие показатели-мотивы характеризуют мотивационную сферу личности студентов нами был использован метод экспертной оценки. Этот метод позволил отобрать показатели - мотивы, которые, по мнению экспертов, характеризуют мотивационную сферу личности студентов. Из 42 мотивов, изначально отобранных для оценки экспертами, выбрано 16 - показателей - мотивов, которые характеризуют мотивационную сферу личности студентов. По мнению экспертов, мотивационная сфера личности студентов разных направлений профессионального образования представлена тремя компонентами, которые ее характеризуют: учебным профессиональным, коммуникативным. Каждый мотивационный компонент опосредован деятельностью и общением.
В качестве экспертов выступали преподаватели и кураторы групп медико -фармацевтического колледжа (20 человек). Им предлагалось проранжировать показатели мотивационной сферы по трем компонентам. Каждый показатель - мотив был описан по уровням выраженности: высокий, средний, низкий.
Рассмотрим каждый показатель более подробно.
Учебно-профессиональный компонент мотивационной сферы. Учебно-познавательный мотив - это мотив, проявляющийся в стремлении получить новую информацию и в способах ее
добывания, расширить свой кругозор в предметной области, расширить спектр самостоятельных действий по поиску разных способов решения. Данный мотив измерен при помощи шкалы -учебно-познавательный мотив (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Научно-познавательный мотив - это мотив, направленный на самостоятельное получение новых знаний в научной области на основе уже имеющихся, что является самостоятельным смыслообразующим фактором учебной деятельности. Данный мотив измерен при помощи шкал: креативность, достижения, развитие себя в сфере обучения (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).
Профессиональный мотив - это мотив, являющийся источником формирования знаний, умений, навыков, способов выполнения профессиональных операций и действий в практической деятельности. Данный мотив измерен при помощи шкалы - профессиональной мотив (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Мотив социальной идентификации в обучении - это мотив, проявляющийся в стремлении к признанию учебно-практических достижений учебным сообществом. Данный мотив измерен при помощи шкал: сохранение индивидуальности, собственный престиж в обучении (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).
Коммуникативный компонент мотивационной сферы. Мотив общения - это мотив, реализующий межличностное взаимодействие через систему отношений в сферах обучения и профессионализации. Поведение личности направлено на установление в процессе обучения определенного характера отношений с окружающими. Данный мотив измерен при помощи шкал: мотив общения (Т.И. Евменова), коммуникативный мотив (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Мотив взаимопомощи - это мотив, проявляющийся в понимании эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Данный мотив измерен при помощи шкалы - поликоммуникативная эмпатия (И.М. Юсупов).
Мотив конформизма / нонконформизма - это мотив, определяющий зависимость / независимость личности от принятия / непринятия групповых стандартов и ценностей. Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Данный мотив измерен при помощи шкал: зависимость / независимость, принятие / избегание борьбы (В. Стефансон), мотив аффилиации (А. Мехрабиан).
Мотив идентификации в коммуникации - это мотив, проявляющийся в общении с группой на уровне рефлексии и сопереживания. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений, где личность принимает на себя тип поведения другого, идентифицируясь с ним, усваивая его тип поведения, его мотивы, приписывая ему собственные мотивы. Данный мотив измерен при помощи шкал: общительность (В. Стефансон), социальные контакты (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).
Профессиональный компонент мотивационной сферы.
Мотив познания - это мотив, направленный на получение, хранение, узнавание, преобразование и воспроизведение информации, он формирует профессионально-ориентированные когнитивно-познавательные состояния субъективно нового знания, что является самостоятельным смыслообразующим фактором учебной деятельности. Данный мотив измерен при помощи шкал: познавательный мотив (Т.И. Евменова), общая активность (В.Э. Мильман).
Мотив достижения успеха - это мотив, направляющий профессиональную деятельность как на сам процесс, так и на получение конечного результата высокого уровня. Это желание соответствовать стандартам деятельности в любой ее ситуации. Данный мотив измерен при помощи шкал: мотивация достижения успеха (Т. Элерс), мотив достижения (Т.И. Евменова), мотив достижения (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).
Мотив избегания неудач - это мотив, выявляющий стремление личности к исключению возможных социальных санкций осуждения в случае неудачи. Данный мотив измерен при помощи шкал: мотивация избегания неудач (Т. Элерс), избегание неудач (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Мотив социальной идентификации в профессии - это мотив, определяющий принадлежность личности к конкретной профессиональной общности, который способствует установлению положительных взаимоотношений с ней, ведет к развитию социально-значимых профессиональных качеств. Данный мотив измерен при помощи шкал: сохранение собственной индивидуальности в профессии, собственный престиж в профессии (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина), широкие социальные мотивы, мотив престижа (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Мотив прагматический - это мотив, имеющий для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализующий потребность во внешнем благополучии (материальном и/или социальном). Данный мотив измерен при помощи шкал: поддержание жизнеобеспечения, комфорт (В.Э. Мильман), высокое материальное положение (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).
Мотив самоактуализации - это мотив, проявляющийся в познании своих индивидуальных особенностей, направленных на постоянное развитие своих профессиональных способностей и других личностных характеристик для самореализации в профессии. Данный мотив измерен при помощи шкал: развитие себя в профессии, духовное удовлетворение профессией, креативность в профессии (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина), мотив творческой активности (В.Э. Мильман), мотив творческой самореализации (А.А. Реан и В.А. Якунин [3;4], модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Мотив общественной полезности - это мотив, определяющий получение объективного, значимого результата от реализации профессиональной деятельности и возможности принести пользу обществу. Данный мотив измерен при помощи шкалы - общественная полезность (В.Э. Мильман).
Мотив карьерного роста - это мотив, проявляющийся в стремлении к завоеванию определенного места на карьерной лестнице, в признании обществом достижений в профессиональной сфере. Данный мотив измерен при помощи шкалы - социальный статус (В.Э. Мильман).
Каждый мотив представлен уровнем выраженности:
1) низкий уровень - мотив в структуре мотивационной сферы представлен слабо (низкая степень влияния мотива на эффективность деятельности), нет значимых связей с показателями;
2) средний уровень - мотив в структуре мотивационной сферы представлен наравне с другими (средняя степень влияния мотива на эффективность деятельности), присутствуют значимые связи с показателями;
3) высокий уровень - мотив в структуре мотивационной сферы представлен ярко (высокая степень влияния мотива на эффективность деятельности), присутствует большое количество связей с другими показателями (см. табл.1).
Таблица 1
Описание основных показателей мотивационно сферы личности студентов
Показатели мотивационной сферы студентов
Мотивы Уровень влияния на эффективность деятельности
Высокий Средний Низкий
Учебно-познавательный мотив Высокий уровень потребности в новых знаниях, студент ориентирован на самостоятельную работу и углубленное изучение предмета, с доминированием ориентации на процесс и на результат В основном преобладают познавательные мотивы, направленные на эффективность учения, а не на овладение профессией (с доминированием ориентации на результат) Учебно-познавательный мотив развит слабо, в основном с доминированием ориентации на избегание неприятностей
Научно-познавательный мотив Высокий уровень стремления к овладению новыми средствами, способами, методами осуществления научно-профессиональной деятельности на практике Стремление к овладению новыми средствами, способами, методами осуществления научно-профессиональной деятельности, присутствующей в учебной деятельности Студенту не интересен научно-познавательный процесс
Профессио нальный мотив Высокий уровень учебно-познавательных мотивов выступает источником формирования профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности Интерес к профессии в основном стимулирует учебная деятельность студента Профессионал ьный интерес в учебной деятельности не имеет значимости
Мотив взаимодействия (конформизм-нонкомформизм) Стремление построить процесс образования, чтобы он максимально соответствовал всем особенностям личности. Желание быть оригинальным, демонстрировать свои Стремление к взаимодействию, но также и утверждению собственного я через процесс обучения и профессионализации Стремление к конформности, «как все, так и я»; главное отличаться в срок и не быть отстающим учеником, студентом и т.п. Стремление к самодостаточности в сфере обучения на
жизненные принципы. Стремление добиться как конкретного результата своего образовательного процесса (диплом, защита диссертации), так и др. жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования каком-либо этапе жизненного пути, связанном с другими жизненными целями и высокой самооценкой
Мотив взаимопомощи (эмпатия) Интерес к людям, эмоциональность, общительность, быстрое установление контактов. Неконфликтность и поиск компромиссных решений, переносит критику в свой адрес. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Нуждается в социальном одобрении своих действий В межличностных отношениях склонность судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Самоконтроль. В общении, внимательны, деликатны. Затруднения в прогнозировании развития отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для вас неожиданными Затруднения в установлении контактов с людьми, предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Точные формулировки и рациональные решения. Ценит людей за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость
Мотив достижения успехов в профессиональной деятельности (критерий успешности) Высокое стремление к достижению поставленной цели путем углубленного изучения спец. предметов как теоретически, так и на практике, а при выполнении профессиональных функций, преимущественно ориентирован на процесс и конечный результат деятельности Возникновение целей по мере последовательного изучения проф. предметов *интерес к изучению спец. предмета появляется по мере его изучения), а в ходе практик, в основном ориентирован на процесс деятельности, конечный результат значим, но менее, чем собственный социальный статус в глазах других Студент не видит смысловой нагрузки в изучении проф. предмета, а в ходе выполнения профессиональных функций в первую очередь ориентирован на возможные негативные последствия деятельности, чем на результат
Мотив избегания неудач Студент не осознает все возможные риски, связанные с овладением профессии, и не ориентирован в возможных неудачах, и, как следствие, не стремится их избежать Ориентирован на осмысление опасностей, связанных с потерей материального, социального и психологического статуса, за счет чего процесс и результат профессиональной деятельности Осознание студентом всевозможных рисков, связанных с овладением проф. деятельности, и стремление его к познанию путей избегания неудач в процессе обучения
становится мало значимым
Мотив социальной идентификации Высокий уровень стремления овладения профессией с целью быть похожим на значимую личность, потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе профессиональной деятельности, низкая потребность в самодетерминации (потребность ощущать самого себя источником собственной активности) Потребность в значимых отношениях с другими людьми в процессе профессиональной деятельности выражена слабо, потребность в самодетерминации значима, но не является доминантой в самоидентификации Выбор изучения профессии является самостоятельным, потребность в самодетерминации высокая, потребность быть включенноым в значимые отношения с другими людьми, в процессе деятельности адекватна собственным представлениям, так как сама профессия является значимой для личности и существует возможность реализовать в профессии свой потенциал и свои потребности
Мотив самоактуализации Высокий уровень стремления студента к раскрытию своего потенциала в профессиональной сфере, формировании новых качеств профессионала, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных функций, и подготавливающих студента к переходу на новую качественную ступень развития Раскрытие личностного потенциала и актуализация имеющихся способностей не является основополагающим фактором в профессиональном становлении студента Мотив самоактуализации в профессионально-личностном становлении у студента отсутствует, это проявляется в безразличном отношении к обучению и ориентирован на пассивное приобретение профессиональных знаний и навыков
Мотив карьерного роста Высокий уровень подразумевает стремление студента к дальнейшему достижению определенных карьерных высот, получение социального статуса Карьерный рост не является значимым в предметном изучении специальности Карьерный рост не имеет значения (деятельность - ради деятельности)
Необходимо определить, что является критерием перехода от одной деятельности к другой, опосредующим смену мотивации. Существуют многообразные подходы к выявлению критериев, определяющих структурные составляющие мотивационной сферы личности студентов, отметим некоторые из них. Для А.К. Марковой таким критерием является тип отношения к учению и характер доминирующего мотива. Т.В. Климова рассматривает успешность учебно-профессиональной и профессиональной деятельностей исходя из результатов сдачи сессий
студентами, экспертного мнения педагогов, субъективного представления учащихся об успешности их обучения и уровня удовлетворенности учебной деятельностью.
В.А. Якунин, Е.С. Цыганова [4] отмечают, что критерием успешного перехода от учебно-профессиональной к профессиональной деятельности служит учебная активность студентов, которая в свою очередь определяется академической успешностью. В.Ю. Кокарева [2] рассматривает в качестве критериев: стремление получить более высокий балл по рейтинговой системе оценки студентов педагогами вуза; систематическую учебно-познавательную деятельность; своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса; посещение занятий; творческую активность, научно-исследовательскую деятельность и др.
Для выявления критериев необходимо было определить основные компоненты мотивационной сферы. В качестве таких компонентов рассматривались комплексы учебно-профессиональных, профессиональных и коммуникативных мотивов, являющихся, с одной стороны, относительно независимыми образованиями, с другой - взаимодействующими и взаимообусловленными в своем развитии компонентами единой системы.
Критериями учебно-профессиональной мотивации являются: участие в открытых семинарах с докладом; ведение научной работы (успешное выполнение курсовых и дипломных проектов).; участие в профильных студенческих сообществах,; участие в ролевых, имитационных, операционных и деловых играх.
Критериями коммуникативной мотивации являются: участие в дискуссионных клубах, круглых столах, где происходит дискуссионное обсуждение актуальных тем совместно с приглашенными специалистами. Студенты не только реализуют навыки учебного и профессионального общения, но так же проявляют свои творческие способности; активное участие в студенческой жизни вуза, где студенты участвуют в олимпиадах, спортивных состязаниях, спартакиадах, КВН, на конференциях, в проводимых социальных акциях, студенческих праздниках и т.д.
Критериями профессиональной мотивации являются: успешное прохождение практик, предусмотренных учебным процессом вуза, работа по специальности в процессе профессионализации; наличие в вузе института наставничества, создание проектов, связанных с реализацией профессиональных навыков, добровольное участие в социальных программах.
Перечисленные критерии были оценены студентами разных направлений профессионального образования по степени выраженности их на каждом курсе обучения. Таким образом, студенты были опрошены в конце 1, 2, 3, и 4-го курсов обучения при помощи анкеты, где им необходимо было отметить степень своей активности: очень активен; иногда активен, иногда нет; не активен.
Для студентов направления «Фармацевт» критерии учебно-профессиональной мотивации, в основном, отражены в начале обучения на уровне - иногда активен, иногда нет, к концу обучения на уровне - активен. При этом существенные изменения происходят к концу третьего
курса обучения, а к концу четвертого - происходят изменения критериев: «участие в открытых семинарах с докладом» и «ведение научной работы».
Для студентов направления «Сестринское дело» критерии учебно-профессиональной мотивации в основном отражены в начале обучения на уровне - не активен, на втором курсе -иногда активен, иногда нет, и к концу обучения на уровне - активен. Существенные изменения происходят на третьем и четвертом курсах обучения. Студенты на первом курсе обучения не активны в «участии в ролевых, деловых, операционных и имитационных играх».
Динамика критериев коммуникативной мотивации отражена в таблице по разным направлениям профессионального образования. Так, для студентов направления «Фармацевт» критерии коммуникативной мотивации в начале обучения отражены на уровне - не активен, к концу - иногда активен, иногда нет. При этом существенные изменения происходят к концу третьего курса для критерия «активное участие в студенческой жизни», а концу четвертого для критериев: «участие в дискуссиях, круглых столах» и «шефская взаимопомощь».
Для студентов направления «Сестринское дело» критерии коммуникативной мотивации в начале обучения отражены на уровне - иногда активен, иногда нет, к концу - активен. При этом существенные изменения критериев происходят к концу четвертого курса обучения, кроме изменяющегося уже на третьем курсе критерия «активное участие в студенческой жизни».
В процессе всего обучения некоторые критерии неизменны на уровне - иногда активен, иногда нет: «участие в институте наставничества», «ведение проектов связанных с профессиональной деятельность» и «добровольное участие в социальных программах».
Для студентов направления «Фармацевт» критерии профессиональной мотивации в течение всего обучения отражены на уровне - иногда активен, иногда нет: «прохождение учебных и производственных практик», «работа по специальности», «участие в институте наставничества». К концу третьего курса критерий «ведение проектов связанных с профессиональной деятельностью» представлен на уровне - активен, а критерий «добровольное участие в социальных программах» только к концу четвертого курса представлен уровнем - иногда активен, иногда нет.
Для студентов направления «сестринское дело» критерий «ведение проектов связанных с профессиональной деятельностью» в течение всего обучения отражены на уровне - иногда активен, иногда нет. К концу третьего курса на уровне - активен, представлены критерии: «прохождение учебных и производственных практик», «работа по специальности», «добровольное участие в социальных программах», а к концу четвертого курса критерий «участие в институте наставничества».
Литература:
1. Алишев Б.С. Ценности и социальные установки современных студентов: структура и динамика.
Казань: Данис ИПППО РАО.2010. 240 с.
2. Кокарева В.Ю. Психологические критерии учебной деятельности студентов в вузе. М. 20007. С.27-35.
3. Реан А.А., Бородовская, Разум С.И. Психология и педагогика. СПб. Питер. 2000. 432 с.
4. Якунин В.А. Психологические проблемы профессионального самоопределения/ Вестник ЖУ. 2003. С.98