ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РАМКАХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
УДК 378.147 А. В. Резникова
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
В данной статье автор рассматривает целесообразность использования методики дистанционной формы обучения иностранным языкам в рамках поликультурного образовательного пространства. Автор утверждает необходимость внедрения в педагогический процесс новейших образовательных технологий. Обсуждаются положительные аспекты данного явления с точки зрения педагогической науки и психологии. Кроме того, в своей статье автор исследует вероятность тотального распространения дистанционных образовательных технологий с широким территориальным и социальным спектром охвата. Особое внимание уделяется преимуществам внедрения данной образовательной технологии в контексте современного дефицита финансовых и временных ресурсов. При этом автор обращает внимание на тот факт, что только синтез новейших и уже существующих традиционных образовательных методик способствует качественному и всестороннему образовательному процессу.
Ключевые слова: методика дистанционной формы обучения, поликультурное образовательное пространство, диалог культур, новейшие образовательные технологии.
$ Ф
A. V. Reznikova
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
ON THE QUESTION OF THE METHOD OF DISTANCE LEARNING FOREIGN LANGUAGES WITHIN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE
In this article the author examines the feasibility of using the methodology of distance learning foreign languages within a multicultural educational space. The author argues the need to introduce in the educational process of new educational technologies. We discuss the positive aspects of this phenomenon in terms ofpedagogy and psychology. Moreover, in his article, the author examines the probability oftotal propagation distance learning technologies with a wide range of social and territorial coverage. focuses on the benefits of introducing this educational technology in the context of the modern lack of financial and time resources. At the same time, the author draws attention to the fact that only the synthesis of new and existing, traditional educational methods promotes quality and comprehensive educational process. Keywords: methods of distance learning, multicultural education space, the dialogue of cultures, the latest educational technology.
За последние десятилетия лексикон современного человека значительно расширился, благодаря невероятным достижениям науки, например в области современных компьютерных и информационных технологий. Повсеместное распространение глобальной
сети Интернет способствовало тотальному переосмыслению многих сфер научного знания, в том числе и в рамках педагогического сообщества. В повседневный обиход вошло большое количество новых терминов и понятий, обозначивших явления современной
РЕЗНИКОВА АННА ВИКТОРОВНА — кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дсшу)
REZNIKOVA ANNA VIKTOROVNA — Ph.D. (Sociology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected] © Резникова А. В., 2014
^ Образование в сфере культуры
Ф
действительности, о возможности существования которых человечество не догадывалось ранее.
В соответствии с веянием времени методика обучения иностранным языкам переходит на новый высокотехнологический уровень, внедряются передовые образовательные технологии и программы. Немаловажную роль в контексте становления «педагогики новой эры» играют глобализация всех мировых социально-экономических и политических процессов, ассимиляция культур, создание единого поликультурного образовательного про-странст ва.
В условиях глобализации и политического курса на многополярность, которому следуют крупнейшие страны мира, особым образом зазвучала теория о диалоге культур и поликультурном образовательном пространстве.
Основой системы поликультурного образования следует считать «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также целостность культурно-исторического развития человечества и наличие некоторых сходных принципов функциониро-ва ния культур раз ных народов.
Особое внимание при этом уделяется проблеме поиска наиболее эффективной методики обучения иностранным языкам как главнейшему аспекту поликультурного взаимо-дей ст вия.
В данном контексте особую актуальность получила форма дистанционного обучения, поскольку современные информационные технологии значительно облегчили и упрости ли про цесс изу че ния са мых раз ных предметов, на помощь студен там при шли электронные словари, энциклопедии, всевозможные справочники, которые позволили значительно сократить время на поиск необходимой информации.
Дистанционное обучение иностранным языкам развивается стремительно и динамично, занимая все более прочные позиции в системе языкового образования.
Дистанционное обучение определяется как совокупность технологий, обеспечивающих доставку слушателю основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимо-
действие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление слушателю возможности самостоятельно усваивать изучаемый материал.
Существует целый ряд преимуществ дистанционной формы обучения иностранным языкам:
1) использование данной методики дает возможность не ограничиваться небольшим количеством слушателей, а привлекать к учебному процессу всех желающих;
2) данная методика обучения иностранному язы ку в значи тельной мере позволяет минимизировать финансовые затраты на приобретение дорогостоящего оборудования, аренду по ме щения и проч.;
3) обучение в режиме реального времени, которое обеспечивает дистанционное образование, дает возможность полного погружения в со вре мен ные язы ко вые и культур ные реа лии стра ны изу чае мого язы ка, что в не малой степени способствует расширению кругозора и общей осведомленности обучающегося;
4) методика дистанционного обучения иностранным языкам предусматривает возможность привлечения преподавателей, носителей языковой традиции из самых отдален ных угол ков ми ра;
5) и, наконец, данная методика индивидуально ориентирована на каждого конкретного слушателя с учетом его уровня владения ино странным языком, спо собностей, вре мен-ных воз мож но стей.
Очень важным является тот факт, что основной акцент в дистанционном обучении иностран ным язы кам делает ся именно на раз ви тии раз говор ной ре чи, пре одо ле нии коммуникативного барьера. Свободный языковой контакт между преподавателем и слушателем осуществляется посредством проведения видеоконференции. Непосредственное обще ние, без участия треть их лиц, значи тель-но снижает страх «языковой ошибки», который присущ большинству слушателей. И этот положительный психологический аспект тоже выступает в пользу методики дистанционного обучения иностранным языкам.
Сторон ни ки дан ной методи ки так же от-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
мечают ее относительную финансовую доступность: обучаемый самостоятельно обеспечивает себя необходимыми для обучения техническими средствами, учебными и справочными материалами, что минимизирует финансовые издержки образовательного учреждения на организацию учебного процесса.
Методика дистанционного обучения включает в себя следующие формы организации занятий: видеоконференции (Бкуре и проч.), чат-урок, веб-урок, аудиосеминары и «круглые столы».
Подобное разнообразие форм обучения способствует наиболее глубокому погружению в различные языковые пласты: видеоконференции и «круглые столы» способствуют развитию коммуникационных навыков; чат-урок обучает навыкам письма; веб-урок ориентирует на самостоятельную работу обучаемого при помощи дополнительных источников информации и справочной литературы; аудиосеминары направлены на развитие пер-цеп ции ино языч ной ре чи на слух и адек ват ной ре ак ции на нее.
Тем не менее, противники дистанционной формы обучения настаивают на неэффективности данной методики, поскольку большие затруднения вызывают организация и проведение адекватного контроля уровня усвоения изученного материала. Кроме того, при использовании дистанционного метода обучения в значительной степени приходится рассчитывать на сознательность слушателя, что, впрочем, не всегда оправданно. Фонетическая составляющая курса тоже может вызывать некоторые затруднения, поскольку коррекция фонетических навыков может происходить с некоторым искажением, так как технические средства обучения также не всегда
отвечают необходимым требованиям и могут существенно снизить качество звука из-за технических сбоев.
Вместе с тем современное состояние науки и научно-технический прогресс оставляют на деж ду на скорейшее уст ранение су ще-ствующих технологических недочетов, что будет еще больше способствовать дальнейшему и всесторон нему вне дрению дис тан ци-онных методов обучения иностранным языкам в образовательный процесс. Но, с другой стороны, именно дистанционное обучение дает возможность получить более качественное образование тем слушателям, которые не имеют иной возможности в силу территориального расположения, финансовой или физической ограниченности. Этот фактор является одним из основополагающих преимуществ данной методики,что обеспечит дальнейшее развитие этого направления педагогической мысли.
Таким образом, следует отметить, что методика дистанционного обучения иностранным языкам — это педагогическая инновация, которая хорошо себя зарекомендовала в современных социально-политических и культурных реалиях. Наша страна, в числе прочих, ак тивно присое дини лась к процессу внедрения новейших технологий в образовательные программы. Однако не стоит полностью отказываться от традиционных форм обучения, привычных как преподавателю, так и слушателю. По нашему мнению, именно синтез образовательных методик и технологий позволит достичь наиболее положительного результата и будет способствовать наиболее полному овладению слушателем иностранным языком, что, по сути, и является основ ной це лью пре по да вате ля.
Примечания
1. Бейсова А. С., Соха И. В. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках иностранного языка // Строительство-2007. Ростов-на-Дону, 2007.
2. Досужева Е. Е, Лямзин О. Л. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в российской федерации. 2009.
3. Кривцова Н. Л. Подготовка научных кадров в России и зарубежом (США) // Строительство—2012. Ростов-на-Дону, 2012.
4. Семенов В. П., Уметбаева З. М, Чусавитина Г. Н. Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций // Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. 2009.
5. Сопранцова Ю. С. [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
Ф
^ Образование в сфере культуры
2013. № 7. Режим доступа: http://www.online-science.rU/m/products/pedagogical_sciense/gid943/pg0.
6. Резникова А. В. К вопросу о противодействии национальному и религиозному экстремизму в рамках поликультурного образовательного пространства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/l06-7667.
7. Резникова А. В. К вопросу о внедрении интерактивных методов обучения в современный образовательный процесс: дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. Режим доступа: http://www.online-science.rU/m/products/ pedagogical_sciense/gid780/pg6.
М
ЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
УДК 81-13
Ю. В. Дроздова
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
Настоящая статья рассматривает возможности самостоятельного овладения знаниями в процессе усвоения практических задач или проблем. И одним из рассматриваемых методов изучения иностранного языка можно назвать метод проектов. Данный метод широко используется в современных образовательных структурах. Обучение иностранному языку стало иметь практическую направленность, которое влияет, прежде всего, на развитие полноценной и гармоничной личности, способной планомерно участвовать в межкультурной коммуникации. Автор фокусирует внимание на том, что на современном этапе система образования должна быть направлена на создание такой системы обучения, при которой студент не только много знал, но и научился мыслить, используя эти знания и развивая у них способность продуктивного мышления. Если рассматривать проблемность, как принцип обучения, то это означает, что при организации обучения содержание учебного материала предоставляется в виде проблемной задачи. Стоит отметить, что проблемность как организует содержание усвоенных знаний, так и диктует особую методику его усвоения.
Ключевые слова: метод проектов, коммуникативная компетенция, интеграция знаний, проблема, практическая направленность.
Iu. V. Drozdova
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
PROJECTS METHOD IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES
AT A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article examines the possibilities of independent knowledge mastering in the process of studying practical tasks ofproblems. One ofthe examined methods offoreign language study is the projects method. This method is widely used in present-day educational structures. Foreign language teaching has become practically oriented. This influences, first and foremost, the development of a complete and harmonious personality, which is able to take part rationally in intercultural communication. The author focuses attention on the fact that at the present stage the system of education must be targeted at the creation of such a system which helps the student not only to gain more knowledge, but also to learn to think using this knowledge and to develop their productive thinking ability. If problem orientation is viewed as the principle ofeducation, this means that in the organization ofeducation the content ofeducational material is a problem task. It must be noted that problem orientation both organizes the content of mastered knowledge and dictates the special methods of mastering it.
Keywords: projects method, communicative competence, integration of knowledge, problem, practical orientation.
ДРОЗДОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем в строительстве Ростовского государственного строительного
университета (г. Ростов-на-Дону) 195
DROZDOVA IULIIA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Physical and Mathematical Sciences), Associate Professor of Department ofInformation Systems in Construction, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected] © Дроздова Ю. В., 2014