Научная статья на тему 'Формирование нравственного самосознания в молодёжной среде в контексте поликультурного образовательного пространства'

Формирование нравственного самосознания в молодёжной среде в контексте поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / MORAL SELF-CONSCIENCE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ / CULTURAL ASSIMILATION / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / НЕТЕРПИМОСТЬ / INTOLERANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / PEDAGOGIC TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Анна Викторовна, Вартанова Наталья Геннадьевна

Деформация культурного пространства и специфика современной информационной среды заставляют вновь обращаться к проблеме нравственного воспитания молодых поколений. В данной статье авторы рассматривают основные причины кризиса духовности в молодёжной среде, эскалации межэтнической и межрелигиозной напряжённости и нарастания националистических настроений на территории бывшего СНГ. Особое внимание в статье уделяется мерам противодействия данным деструктивным явлениям объективной действительности путём формирования грамотной молодёжной политики в соответствии с существующей концепцией поликультурного образовательного пространства. Концепция поликультурного образовательного пространства приобретает особую актуальность и способствует более полному пониманию существующей теории многополярного мира, что приводит к более осмысленной и рациональной политике в области формирования нравственных ориентиров в молодёжной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING MORAL SELF-CONSCIENCE AMONG YOUTH IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

The deformation of cultural space and the specificity of present-day informational environment make us turn once again to the problem of moral development of young generations. The authors of the article examine the main causes of spirituality crisis among youth, escalation of ethnic and religious tension and growth of nationalistic beliefs of the territory of former CIS. Special attention is paid to the measures of counteracting these destructive phenomena of objective reality by means of forming competent youth policy in accordance with the existing concept of multicultural educational space. The concept of multicultural educational space is becoming especially topical and aids fuller understanding of the existing theory of multipolar world, which, in its turn, leads to a more sensible and rational policy in the sphere of forming moral guidelines among youth.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственного самосознания в молодёжной среде в контексте поликультурного образовательного пространства»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

14. Chudinov A. N., ed. Slovar' inostrannykh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazyka : materialy dlya leksicheskoy razrabotki zaimstvovannykh slov v russkoy literaturnoy rechi [The dictionary of the foreign words which have been a part of Russian: materials for lexical development of loan words in the Russian literary speech]. St. Petersburg, 1894. 989 p.

15. Struve G. P. Opyt istoricheskogo obzora zarubezhnoy literatury [Experience of the historical review of foreign literature]. Russkaya literatura v izgnanii [The Russian literature in exile]. Paris, IMKA-PRESS Publ., 1984, pp. 7-8.

16. Sukhacheva V. A. Obshchestvenno-pedagogicheskoe dvizhenie rossiyskoy emigratsii v stranakh Evropy, 1917—1939 gg. Diss. kand. ped. nauk. [Public and pedagogical movement of the Russian emigration in the countries of Europe, 1917—1939. Cand. ped. sci. diss.]. Saransk, 1995. 250 p.

17. Skhema natsional'no-trudovogo stroya [Scheme of a national and labor system]. In book: Okorokov A. V. Fashizm i russkaya emigratsiya (1920—1945 gg) [Fascism and Russian emigration (1920—1945)]. Moscow, RUSAKI Publ., 2001. P. 588.

18. Shchuplenkov O. V. Sotsial'no-kul'turnyy fenomen russkoy emigratsii 20—30-kh gg. XX veka: al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Welfare phenomenon of the Russian emigration of the 20—30th of the XX century: almanac of modern science and education]. Gramota [Literacy], 2010, No. 6 (37), pp. 134—135.

Ф

ОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 374.3:392.7

А. В. Резникова, Н. Г. Вартанова

Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)

Деформация культурного пространства и специфика современной информационной среды заставляют вновь обращаться к проблеме нравственного воспитания молодых поколений. В данной статье авторы рассматривают основные причины кризиса духовности в молодёжной среде, эскалации межэтнической и межрелигиозной напряжённости и нарастания националистических настроений на территории бывшего СНГ. Особое внимание в статье уделяется мерам противодействия данным деструктивным явлениям объективной действительности путём формирования грамотной молодёжной политики в соответствии с существующей концепцией поликультурного образовательного пространства. Концепция поликультурного образовательного пространства приобретает особую актуальность и способствует более полному пониманию существующей теории многополярного мира, что приводит к более осмысленной и рациональной политике в области формирования нравственных ориентиров в молодёжной среде.

Ключевые слова: нравственное самосознание, поликультурное образовательное пространство, культурная ассимиляция, национализм, толерантность, нетерпимость, педагогическая традиция.

РЕЗНИКОВА АННА ВИКТОРОВНА — кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

REZNIKOVA ANNA VIKTOROVNA — Ph.D. (Sociology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

ВАРТАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

78 VARTANOVA NATALIA GENNADIEVNA — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of

foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

e-mail: [email protected] © Резникова А. В., Вартанова Н. Г., 2014

^ Социально-культурная деятельность

A. V. Reznikova, N. G. Vartanova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

FORMING MORAL SELF-CONSCIENCE AMONG YOUTH IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

The deformation of cultural space and the specificity of present-day informational environment make us turn once again to the problem of moral development of young generations. The authors of the article examine the main causes of spirituality crisis among youth, escalation of ethnic and religious tension and growth of nationalistic beliefs of the territory of former CIS. Special attention is paid to the measures of counteracting these destructive phenomena of objective reality by means of forming competent youth policy in accordance with the existing concept of multicultural educational space. The concept of multicultural educational space is becoming especially topical and aids fuller understanding of the existing theory of multipolar world, which, in its turn, leads to a more sensible and rational policy in the sphere of forming moral guidelines among youth.

Keywords: moral self-conscience, multicultural educational space, cultural assimilation, nationalism, tolerance, intolerance, pedagogic traditions.

Стремление к глобализации и широкому внедрению концепции поликультурного образовательного пространства является одной из насущных проблем современного педагогического социума.

На протяжении последних десятилетий наша страна активно участвует в процессе глобализации и интеграции в европейское и мировое сообщество в рамках экономического, политического, социокультурного и образовательного процесса. Общество ставит во главу угла новые цели и приоритеты, и в соответствии с ними изменяется и современная реальность.

Ведущие позиции всё чаще занимают такие соци аль ные, культурные и гео по ли ти-ческие явления, как миграция, культурная ассимиляция, поликультурное образование. Од на ко не всё об сто ит так ра дуж но: в рамках глобализации существует большое количество негативных явлений разного толка. В данном контексте особенно остро звучит никогда не терявшая своей актуальности проблема нравственного выбора, формирования системы ценностных ориентиров и духовного саморазвития молодёжи.

Особую значимость данному неоднозначному аспекту социокультурного развития общества придали недавние политические и

эко но ми че ские по тря сения, про изошед шие на Украине и в Крыму.

За весьма незначительный промежуток времени Украина превратилась из дружелюбного соседа и стратегического партнёра в непримиримого противника Российской Федерации. Что лее послужило толчком для появления подобного феномена? Конечно, исследование этого вопроса целесообразно проводить в исторической ретроспективе, рассматривая российско-украинские отношения с первоистоков. Более чем опрометчиво было бы утверждать, что «киевский евромайдан» случился внезапно, спонтанно и хаотично, — причины данного социально-политического явления, безусловно, следует искать в более раннем периоде украинской истории, а также в «безвременье», произошедшем после распада такой сверхдержавы, как СССР. Утрата нравственных ориентиров, бездуховность, непри ятие старой культур ной тра ди ции и от сут ст вие новой сис те мы цен но стей в рам ках ду ховно-нравст вен ной пара диг мы — всё это особенно сильно повлияло на молодёжь.

Таким образом, кризис духовности оказался той самой плодородной почвой для взращивания националистических идей,

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Ф

подкреплённых подходящей образовательной концепцией, религиозными догмами и экстремистской философией, что и привело, в кон це кон цов, к рас цве ту экс тре мист-ских и на циона листи ческих группировок, прикрывающихся «национальной идеей о европейском пути развития Украины».

Тем са мым на циональная идея постепенно приобрела ярко выраженный националистический оттенок, притягивая к себе всё больше и больше сторон ников, в осо бен но-сти из молодёжной среды. Кризис власти и стремительная смена политического курса, геополитические и экономические изменения и по сле до вав шие за ни ми соци аль ные потрясения привели к резкой и плохо контролируемой эскалации напряжённости в регионе, что, в свою очередь, повлекло за собой всплеск национализма, ксенофобии и экстремизма по отношению к представителям иной культурной тра ди ции.

Данные непреодолимые противоречия способствовали дальнейшему углублению кризиса во всех сферах жизни общества, в том числе в образовательном процессе: столкновения приверженцев различных языковых систем (русской и украинской. — Прим. А. Р, Н. В.) раскололи педагогический социум, усугубили ситуацию, создав до пол ни тель ную опор ную ба зу для ра ди-кально настроенного националистического движения. Подобный раскол в рамках образовательного сообщества напрямую противоречит самой концепции поликультурного образовательного пространства, где основным положением является теория о равно-знач но сти всех культур ных и язы ко вых тра-ди ций, тре бова ние к предста ви те лям разных национальностей проявлять взаимное ува же ние и толе рант ность по от но ше нию к ина коверующим.

Сравни тельно-сопос тавительное рассмотрение педагогических знаний разных народов исключает навязывание тех или иных цен но стей, расовую или на циональ-ную нетерпимость, способствует выявлению исторической общности духовных ис-

токов разных этносов, иллюстрирует тот факт, что именно в диалоге культур проявляется духовность народа, его нравственные ценности. И только такой путь со-зи да ния смо жет при вес ти молодых людей к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории частного и общего, взаимосвязи национального и межнационального, что способствует принятию общегуманистической позиции [1].

Таким образом, в этих условиях резко повышается актуальность и значимость истин ных национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социу мов, специфических особенностей конкретных этносов. Одним из серьёзных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании [1].

В условиях многонационального региона образовательная сис тема призва на способствовать созданию новейшей парадигмы норм и эталонов, которые отражают специфику социально-исторического опыта жизни проживающих в крае народов и отвечают современным социально-политическим и религиозным веяниям объективной действительности; развитию навыков межнационального общения, стремления к мирному разрешению конфликтных ситуаций. Необходимо в полной мере стимулировать заинтересованность молодого поколения историко-культурным наследием народов, проживающих на территории многонацио-наль ного ре гио на. Осо бое вни ма ние сле дует уделять исторической справедливости при трактовке тех или иных событий и пер-со на лий.

Примером нерациональной молодёжной образовательной политики может служить всё тот же кризис духовности и идеологии, который происходит сейчас на Украине и который, несомненно, оставит свой след в но вей шей ис тории этой стра ны.

Ф

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры — важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность долж на стать культурной нормой по ве дения в обществе. И эту работу необходимо начинать уже в начальной школе.

Теория диалога базируется на идеях открытости, взаимодействия культур, куль-

^ Социально-культурная деятельность

турного плюрализма. В контексте данного подхода поликультурное образование понимается как способ вовлечения обучающихся в изучение различных культур с целью формирования космополитического сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство [3].

Примечания

1. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6.

2. Веденина Л. Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур // Межкультурная коммуникация : тезисы докладов. Иркутск, 1993.

3. Интеграционные процессы в образовании стран СНГ в контексте новых социальных измерений / под ред. В. А. Мясникова. Москва, 1998. С. 26.

4. Резникова А. В. К вопросу о противодействии национальному и религиозному экстремизму в рамках поликультурного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. Москва, 2012. № 6.

5. Резникова А. В. Поликультурное образование: диалог культур // Гуманитарные и социально-экономические науки. Москва, 2013. № 7.

References

1. Bibler V. S. Kultura. Dialog kultur [Culture. Dialogue of cultures]. Voprosy filosofii [Issues of philosophy], # 1989, No. 6. ф

^^ 2. Vedenina L. G. Mezhkulturnoe obuchenie kak polilog yazykov i kultur [Intercultural education as ^^

a polilogue of languages and cultures]. Mezhkulturnaya kommunikatsia [Intercultural communication]. Irkutsk, 1993.

3. Myasnikov V. A., ed. Integratsionnye protsessy v obrazovanii stran SNG v kontekste novykh sotsialnykh izmeneniy [Integration processes in the education of CIS countries in the context of new social dimensions]. Moscow, 1998. P. 26.

4. Reznikova A. V. K voprosu o protivodeystvii natsionalnomu i religioznomu ekstremizmu v ramkakh polikulturnogo obrazovatelnogo prostranstva [On the problem ofcounteracting national and religious extremism within the framework of multicultural educational space]. Sovremennye problemy nauki i obrazovania [Modern problems of science and education], 2012, No. 6.

5. Reznikova A. V. Polikulturnoe obrazovanie: dialog kultur [Multicultural education: dialogue of cultures]. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki [Humanities and socio-economic sciences], 2013, No. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.