Научная статья на тему '9. 2. Роль традиций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел'

9. 2. Роль традиций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4361
830
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Трофимова Татьяна Александровна

в статье рассматривается проблема профессионально-нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел; анализируются пути и формы воспитательной работы в новых социально-экономических условиях; сформулированы предложения по совершенствованию воспитательного процесса в формировании профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «9. 2. Роль традиций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел»

9.2. РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Маюров Николай Петрович, полковник милиции, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Место работы: кафедра кадровой и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России.

Трофимова Татьяна Александровна, полковник милиции, к.ф.н., доцент. Место работы: кафедра кадровой и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России.

Аннотация: в статье рассматривается проблема профессионально-нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел; анализируются пути и формы воспитательной работы в новых социально-экономических условиях; сформулированы предложения по совершенствованию воспитательного процесса в формировании профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: нравственное воспитание, традиции, этические кодексы, наставничество, историческая преемственность

Глубокие политические, социально-экономические, правовые и иные преобразования, осуществляемые в последние годы в Российской Федерации, принесли не только реальное утверждение прав и свобод человека и гражданина, возрождение рыночных отношений, расширение международных связей и другие результаты строительства правового гражданского общества, но и ряд сложных проблем, требующих принципиально новых безотлагательных решений.

Обострение криминальной обстановки явилось следствием крупного и очень быстрого, в историческом смысле, изменения фундаментальных правил и действовавших на протяжении многих десятилетий условий жизни российского общества.

Отказ от старых законов, отсутствие и слабость новой нормативной базы породили широкую волну правового нигилизма, на вершине которой угрожающе расползаласэкономическая, корыстно-насильственная, организованная и иная преступность.

На криминальный вызов страна должна была найти адекватный ответ. В частности возникла острая необходимость повышения эффективности правоохранительной деятельности.

Правоохранительная или правозащитная деятельность - это широкомасштабная общегосударственная работа специально уполномоченных органов и всех законопослушных сил общества, направленная на установление и поддержание в стране правопорядка и законности.

В настоящее время наиболее сильным правоохранительным ведомством Российской Федерации является Министерство внутренних дел и его органы.

Однако для того, чтобы МВД России действительно могло успешно противостоять нарастающему валу преступности, ему необходимо иметь надлежащее кадровое обеспечение и воспитание личного состава.

При этом формирование личности сотрудника милиции, отвечающей требованиям времени и ожиданиям

общества, находится в первую очередь, в сфере профессионально-нравственного воспитания. Нравственное воспитание - это особое форма многогранного процесса развития человека как сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; формирование норм и принципов морали с целью воплощения их в практическую деятельность. Именно деятельность, в которую включен человек, является основной формой его нравственного воспитания. Это, прежде всего практически процесс, который имеет не просветительскую, а практически преобразовательную направленность. Это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей, в ходе которого происходит формирование определенных нравственных качеств. Жизнь подтвердила необходимость поиска новых методов и форм в профессионально-нравственном воспитании личности в новых социально - экономических условиях.

Одной из таких форм в нравственном воспитании и стали традиции и служебные ритуалы. В обществе постоянно происходит смена поколений. Каждое старшее поколение оставляет после себя не только материальные ценности, но и нормы поведения, правила взаимодействия между людьми, коллективами, которые передаются из поколения в поколение, приобретая устойчивый характер, становятся не писаным законом общества, его традициями.

Действительно традиции представляют собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего. Природа традиций противоречива, что порождает крайности ее восприятия и оценки. С одной стороны, традиции выглядят как абсолютизация и консервация прошлого, символ неизменности. С другой стороны, традиции выступают как необходимое условие сохранения преемственности, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, социальной группы, целого общества. Утрата или ослабление традиций не редко воспринимается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», утрата исторической памяти, вне которой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Появление таких феноменов как «возвращение к истокам» или «новое - хорошо забытое старое», только подтверждает актуальность проблемы интерпретации традиций. Вместе с тем традиции могут выступать и в роли консервативной силы на пути становления нового, более прогрессивных форм и норм жизни. Только живое противоречие между традициями и новацией, традициями и современностью может проявлять свою действительную жизнеутверждающую силу, когда традиции готовы к обновлению и сами становятся источником развития. Практика показывает, что, где считаются с традициями реформированного общества, модернизация идет более успешно. При этом традиции сохраняют свою жизненную силу и продолжают обновляться лишь, когда они отвечают на потребности времени.

Действительно в функциональном плане традиции выступают посредником между прошлым и современностью, механизмом хранения и передачи образцов, приемов, навыков деятельности. Традиции осуществляются посредством повтора и тиражирования таких традиционных связей как моральных принципы и нормы (кодексы).

2'2010

Пробелы в российском законодательстве

Этические кодексы как раз и разрабатываются внутри профессиональной группы для того, чтобы, выразить цели и задачи своей организации, четко определить морально-нравственные способы и средства их достижения. При этом их главной задачей является предотвращение, а не наказание за нарушение принципов и норм этики. В чем сегодня состоит ценность этических кодексов и почему их создание является важным для сферы государственной службы? Кодексы поведения четко позиционируют ценности данной профессии. Но самое главное они интерпретируют основные социальные ценности, переводя их из бытового «хорошо-плохо» на язык, адекватной государственной службе, правилам должного профессионального поведения. Как правило, в этических кодексах поведения отражаются такие нравственные требования, которые раннее уже выработало моральное сознание общества. Кроме того в них содержатся и те нормы поведения, которые соблюдаются подавляющим большинством людей (в том числе и принадлежащих к данной профессиональной группе), а также те, которые в обществе считаются обязательными, традиционными.

Обратимся к страницам истории. Так в полиции Российской Империи основное внимание традиционно уделялось «служебному развитию и нравственному воспитанию». Обучение чинов полиции в специальных школах и на курсах сводилось не только к становлению и совершенствованию профессионального мастерства, к полицейским кадрам предъявлялись также требования норм морали и нравственности. Исполняя свои служебные обязанности, каждый полицейский чин в основе своего сознания должен был иметь честность, справедливость и стойкость, мужество, испытывая при этом непоколебимую преданность Государю, закону и Присяге. Каждое слово и дело должны были пробуждать в душе полицейского не только непоколебимую преданность Государю и Отечеству, но и память о совести и священной Присяге . Как один из важнейших факторов эффективной деятельности полиции отмечались необходимые в их работе взаимопомощь, уважение чести и достоинства друг друга.

У истоков современного Кодекса стоял и подписанный в 1782 году Императрицей Екатериной Второй «Устав благочиния или полицейский». Помешенный в уставе «Наказ управе благочиния» один из разделов открывался таким названием, как «Зерцало управы благочиния». В нем закреплялись основные положения «Правил добронравия».

Судя по исторической, мемуарной литературе, а также по архивным источникам, в истории отечественной полиции было немало примеров высокого профессионализма, честного и самоотверженного выполнения своего долга высшими и низшими чинами полицейского департамента. Профессионализм и проявление высоких моральных качеств всегда были в почете. Не случайно многие инструкции, адресованные полиции конца XIX - начало XX включали в себя такие категории как честность, нравственность, мужество, правдивость, бескорыстие.

Служба в органах внутренних дел - это вид государственной службы Российской Федерации. Она предъявляет повышенные требования к моральнонравственному облику сотрудника, признавая особую ответственность органов внутренних дел перед государством и обществом. В настоящее время принятый Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря

2008 года определил нравственный эталон поведения сотрудника органов внутренних дел. Наряду с Присягой настоящий Кодекс представляет собой главное деонтологическое руководство, обращенное к сознанию и совести сотрудника органов внутренних дел.

Как видим преемственность поколений является закономерностью развития общества. Это двусторонний процесс, в котором призвание старших - передавать молодой смене все лучшее, что накоплено за многие годы борьбы и труда; на личном примере воспитывать у молодежи чувство гражданственности, патриотизма, любовь к Отечеству. Вот почему роль ветеранских организаций в нравственно-профессиональном воспитании молодых сотрудников особенно велика. Действительно высокие моральные качества состава милиции с особой силой проявились в годы Великой Отечественной войны. Под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Новороссийском, у стен Одессы, Киева, Севастополя, Тулы - повсюду, на фронтах и в глубоком тылу оккупантов отважно сражались с врагами дивизии, полки, батальоны внутренних войск, сотрудники милиции. Многие бойцы и командиры этих формирований удостоены высших воинских отличий.

Наиболее зримо и действенно традиции проявляются в период потрясений, резкого перехода к новых экономическим отношениям в чрезвычайных ситуациях, в боевой обстановки. Вот почему боевые традиции

- это пласт, воплощающий в себя героический дух народов страны, их непревзойденные морально-боевые качества. Они родились и окрепли еще в глубине веков, прошли испытание временем и живут в сознании людей современного общества.

Народ знал, что без самоотверженности и героизма не отстоять родную землю. И сегодня как самое дорогое и святое, молодому поколению передаются боевые традиции, любовь к родному краю, Отчизне, к славе героев борьбы за Русь.

Историческая преемственность боевых традиций закреплена государственными актами об учреждении орденов и медалей Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Александра Невского, Жукова и других.

Особое место в индивидуальной воспитательной работе с молодыми сотрудниками занимает и наставничество в органах внутренних дел. В настоящее время институту наставничества уделяется большое внимание. Наставничество способствует одновременно профессиональному и духовному росту сотрудника и направлено на то, чтобы молодой человек стал мастером своего дела, обладающим высоким сознанием общественного долга, чувством ответственности за порученное дело.

Наставничество позволяет органически соединить профессиональное обучение с воспитанием, самовоспитанием, обеспечивает индивидуализацию воспитательного процесса в коллективе и в то же время гарантирует комплексный подход к его организации применительно к каждому молодому сотруднику.

Обучать молодежь милицейскому делу должны специалисты, обладающие большим жизненным и профессиональным опытом. На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессиональнокомпетентного, морально-устойчивого, высококультурного сотрудника, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. Именно из этой проблемы в настоящее время возникает необходимость использования новых методов и форм в воспитательной работе с личным составом. Возраста-

ние роли наставничества в современных условиях определяется и тем обстоятельством, что оно выполняет ряд важных функций общества:

- воспитывает профессионально-значимые качества у молодых сотрудников, знакомя их с историей и традициями органов внутренних дел и своего подразделения;

- формирует на примере опыта старших товарищей активную, гражданскую и жизненную позицию, ответственное и сознательное отношение к службе.

Сочетание различных форм наставничества многовариантно. Наиболее распространенными формами наставничества стали: к индивидуальная, когда за наставляемым закрепляется один опытный сотрудник; групповая, когда один наставник закрепляется за группой молодых сотрудников; коллективная, когда за наставником закрепляется первичный коллектив сотрудников. Они взаимосвязаны и не одна из них не существует в отрыве друг от друга. В практической деятельности они не только взаимосвязаны, но и взаимно проникают одна в другую.

Как видим, функционирующая система воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел сегодня приобретает следующую структуру как определенный набор элементов и связи между ними; имеет следующую схему и традиционный субъект -объектной модели, функционирующей ныне системы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, где результатом становится формирования необходимых профессиональных и моральнонравственных качеств личности, ее ценностных ориентаций.

Нормальная нравственная атмосфера вокруг органов правопорядка сегодня как никогда важна в обществе. Уважение к общественным ценностям, которые призвана защищать милиция, приобретают первостепенное значение. Преступление должно восприниматься в сознании общества не только как противоправное, запрещенное государством деяние, но и как проявление безнравственности, бездуховности человека. Стратегию и тактику профессиональнонравственных проблем определяет сегодня формирование в трудовой морали таких качеств как ответственность, добросовестность, чувство долга. Ценность моральных принципов в профессиональной деятельности очевидна, но реализовать их в трудовую сферу довольно сложно, так как они имеют весьма узкую сферу действия даже там, где предметом профессиональной деятельности являются социальные отношения и свойства человека. Вот почему в качестве одного из регуляторов человеческой деятельности так важны традиции и обычаи, как совокупность символичных, стереотипных, коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности, вызывающие определенные коллективные чувства. Сила традиций и в том, что на их примере происходит рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками данного действия. Социальная роль традиций определяется и содержанием тех идей и представлений, которые они воплощают, способствуя усвоению личностью определенных социальных идей, норм и ценностей.

Список литературы:

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ. - СПб.: изд-во СПб ун-та МВД России, 2009.

2. Приказ МВД РФ №1139 от 24.12.2008 г. «Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. // ВСНД и ВС РСФСР, 1991, №1026-1.

4. Сборник материалов Всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (Москва, 1 июля 2008 года).

5. Плахов В.Д. Традиции и общество, М.: Мысль, 1982.

6. Ильченков М.З, СмирновБ.А. Социология воспитания: Монография. - М.: Институт международного права и экономики, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.