Таблица 3
Кол-во обучающихся по списку Неполная семья Малообеспеченная семья Сироты Состоят на учете в ИДН Наркотики Табакокурение Алкоголь Неуспевающие (причины неуважительные)
30 чел. 12 чел. 10 чел. 3 чел. 2 чел. — 10 чел. (33,3 %) 8 чел. (27 %) 4 чел. (13, 3%)
Таким образом, привлечение социальных партнеров — ВЧ 34-42, комплексного центра социально-психологической помощи г. Трех-горного — дало положительный результат в процессе социализации обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Увеличение количества знаний подростка о себе, о славных страницах истории и великих личностях России, формирование у него навыков контроля собственного поведения, умения видеть перспективу поступков, осознавать эмоциональное принятие другими
Библиографический список
людьми, знакомство с военным делом, повышение гражданской ответственности приводят к снижению девиантных поступков среди обучающихся системы НПО и СПО.
В результате реализации программы установлено, что последовательная работа педагогов и общественности по коррекции девиантно-го поведения учащихся с опорой на культурные традиции позволит преодолеть этот недуг и воспитать в стенах учреждений НПО-СПО не только профессионалов, но и граждан своей страны, полноценных членов социума.
1. Эриашвили, Н. Д. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних [Текст] / Н. Д. Эриашвили // Защити меня. — 2010. — № 4.
2. Цветков, В. Л. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления асоциального поведения подростков — одна из составляющих успеха в борьбе с преступностью несовершеннолетних [Текст] / В. Л. Цветков // Защити меня. — 2010. — № 2.
3. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст] / З. В. Коробкина. — М. : Академия, 2004.
4. Казанская, В. Г. Подросток : Социальная адаптация [Текст] / В. Г. Казанская. — СПб., 2011.
5. Дюркгейм, Э. Норма и патология : Социология преступности [Текст] / Э. Дюркгейм. — М., 1966.
6. Казаранова, Н. В. Социология [Текст] : учебник для вузов / Н. В. Казаранова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов ; под общ. ред. д-ра философ. наук, проф. Г. С. Батыгина. — М. : Notabene, 1999.
7. Программа развития ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 125 города Трехгорного» на период с 2007 по 2010 годы.
УДК 37.0 Н. Л. Гарифуллина, преп. Златоустовского
промышленно-гуманитарного техникума (ЗлатПГТ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования у молодых людей гуманистических взглядов и представлений в контексте исторического образования; вопросы, связанные с разработкой общей программы гуманистического просвещения в современной России, а также применение педагогических технологий на уроках как рациональное условие для решения задачи формирования жизненной позиции современного поколения на основе гуманистических взглядов и идей.
Ключевые слова: педагогические технологии, гуманизация образовательных программ, содержание исторического образования, гуманизм современного общества.
В начале XXI в. особую актуальность приобретают слова великого драматурга Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».
Мировая история XX в. сформировала в общественном сознании устойчивый иммунитет к ставшему обыденным насилию. Каждый человек, вне зависимости от его социального статуса, места проживания, пола, национальности и возраста должен осознать, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять, человек не властен над мыслью, действием и жизнью себе подобного. К сожалению, данное мировоззрение присуще многим современным государствам.
Глобализация современного мира и трансформация российского общества поставили на повестку дня потребность в переходе к новому типу социальных отношений. Демократические и гуманистические принципы заложены в проекте нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». В нормативных документах (ст. 2. п. 2 и ст. 3. п. 3. проекта Закона «Об образовании в РФ») гуманистический характер образования, под которым подразумевается «приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1], обозначен в качестве одного из принципов государственной политики.
Воспитание в образовательной среде предлагается осуществлять «на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].
Особое внимание необходимо уделять формированию гуманистических взглядов у подростков, которые в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержены влиянию различных идеологических, националистических идей. В решении такой проблемы значительная роль отводится педагогам-практикам. Они могут создавать на занятиях условия для формирования гуманистических взглядов своих студентов.
Насколько реальный образовательный процесс соответствует идее гуманизма? Разработка, создание и осуществление на практике На-
ционального проекта «Образование» требует разработки соответствующих гуманистических концепций, так как в условиях традиционной общепринятой системы образования формирование подобных взглядов происходит достаточно стихийно.
Автор статьи на основе собственного педагогического опыта, систематических наблюдений и социологических опросов может сделать вывод о преобладании в подростковой среде поляризированного сознания (юношеский максимализм), конфликтности, методов прямого, силового воздействия в решении различных социальных задач. Больше 70 % подростков индифферентно относятся к проблемам страны, национальным конфликтам. Поэтому задачей системы образования является не только подготовка профессионально грамотного работника, но и человека самостоятельного, считающего гуманистические идеи основой для своей жизненной позиции.
Современное образование исходит из того, что ядром образовательного процесса и его субъектом является человек, такая позиция является гуманистической. По словам доктора философских наук, профессора Н. С. Рыбакова, образование «в предельно широком смысле есть размещение человеком себя в мире, это процесс взаимного преображения мира и человека, в результате чего мир обретает человеческое измерение...» [2, с. 1100].
В России внедрение современных технологий образования и воспитания диктуется множеством обстоятельств, среди которых главенствующей является необходимость морального, психического и интеллектуального оздоровления России. Это тем более необходимо, если перед страной стоит цель занять достойное место в мировом сообществе, а не внушать недоверие и страх или пребывать на задворках истории. В данном случае России без гуманистической системы ценностей, включающей в себя ценности демократии и гражданского общества, невозможно обойтись. Как справедливо заметил публицист Ю. Н. Миронов, «выбирая ценности мировоззрения, страна выбирает судьбу» [3, с. 13].
Вышеобозначенная позиция актуализирует гуманизацию познавательно-воспитательных образовательных программ, способствующих нравственному и гражданскому укреплению личности.
В Центре образования Российского гуманистического общества (ЦОРГО) для достижения указанной цели был подготовлен ряд
учебно-воспитательных программ для студентов высших учебных заведений, в том числе и будущих педагогов: «Гуманизм — общечеловеческая основа культуры», «Гуманизм, его экономическая и социально-политическая практика», «Современный гуманизм: философия, стиль мышления», «Гуманистическая психология личности» и др.
Главные базовые ценности гуманизма как образовательного проекта — это самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация, а его цель, связанная с ценностным отношением к человеку, совпадает с логикой гуманистического развития культуры. По мнению И. В. Кудашовой, общая программа гуманистического просвещения в том, чтобы «... развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и др., необходимые для становления самобытного образа личности...» [4, с. 359].
Потребность в формировании гуманистических взглядов актуальна и для Златоустовс-кого промышленно-гуманитарного техникума. В ученическом коллективе, в среде современных юношей и девушек, присутствуют порой существенные отличия в ориентирах и личностных моделях социального поведения, к ним можно отнести: степень и формы проявления агрессивности (юношам свойственна физическая агрессия, девушки чаще проявляют ее в иной форме, пытаясь испортить отношения своих сверстников с другими учащимися); уровень эмоциональной чувствительности; подверженность влиянию других людей (особенно это присуще девушкам). В беседах с учащимися и опросах, проведенных в учебных группах, был зафиксирован негативизм по отношению к окружающим, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий педколлектива. Поэтому педагоги и социальные работники считают необходимым оказание системной помощи подросткам, нуждающимся в понимании и принятии своего внутреннего мира.
Программа предмета «История» предполагает освоение обучающимися информации по основным проблемам социально-экономической и историко-культурной составляющих разных исторических эпох. Изучение предмета направлено на формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, в том числе в семейно-бытовой сфере.
В настоящее время гуманизм предъявляет человеку определенные требования: личностные, нравственные, гражданские (правовые), эстетические, интеллектуальные, экологические [5]. Главным становится умение встать на противоположную точку зрения, признавая право других иметь свое мнение. Для формирования гуманистических представлений на учебных занятиях можно использовать примеры исторических событий (иллюстраций) из жизни России и других государств.
Гуманность как одно из основных жизнепро-явлений человека возникала и развивалась на самых ранних этапах истории. Свое выражение она получила в стихийно слагавшихся правилах социально одобряемого поведения. Свидетельством существования гуманности уже в древние времена выступают языки и памятники искусства. Мотивы человечности, мечты о счастье и справедливости — неотъемлемая часть древних мифов, устных сказаний и самых первых философских систем. Софокл в прославленной трагедии «Антигона» передал восхищенный взгляд древнего грека на человека: «Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней».
Термин «гуманизм» употреблялся еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном. Под ним он подразумевал воспитание и образование человека, способствующие его возвышению. Гуманизм принес в этическую мысль признание самоценности личности и земной жизни. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи Возрождения и Нового времени способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. К представителям данного течения традиционно относят Данте, Петрарку, Боккаччо, Леонардо да Винчи.
В истории России идея гуманизма также имеет свои глубинные исторические и культурные корни. Традиционные культурные ценности языческой Руси нашли свое преломление в христианстве. После разрушения Византии через южную Европу на Русь приходят идеи исихазма, который можно трактовать как «восточный гуманизм», утверждающий самоценность человека, созданного по образу и подобию Божию.
Центральным положением христианства, и прежде всего восточного православного христианства, является «воля к любви», т. е. осознание любви как основы личного и общественного бытия человека. На Руси это выразилось в традиции раздачи милостыни.
Знаковым явлением в дореволюционной России была благотворительная деятельность
представителей царской фамилии. При Иване IV были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. Петр I уделял много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов. Императрица Мария Федоровна в 1796 г. встала во главе Воспитательного общества благородных девиц — так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений...» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым [6]. Императором Александром I было организовано Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее в России более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Подвижничество членов императорской семьи на поприще благотворительности, несомненно, послужило примером для представителей образованной части российского общества.
К концу XIX в. общественным призрением занимались городские благотворительные общества, земства, состоятельные промышленники и богатые купцы. Очень популярны были «кружечные» сборы: на стенах приютов, магазинов висели железные кружки, куда бросали милостыню.
В начале XX в. благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей европейской части России приходилось шесть благотворительных учреждений [7]. Двадцатый век, возможно, самый трудный, мучительный и героический в тысячелетней истории государства российского.
Анализируя реальности современной России, приходится констатировать: во многих отношениях наша культурная, моральная и психологическая атмосфера, мягко говоря, не гармонирует с ценностями гуманизма.
Если заявлять о гуманизме как о системе ценностей, как о достойном образе жизни человека, уважающего себя, свой народ и мировую цивилизацию, то многие общеизвестные факты современной социокультурной реальности говорят об утрате гуманизма в обществе.
Современные студенты являются частью общества. Как известно, многие социальные недуги в первую очередь сказываются на детях и подростках. Все знают, что национальная гордость отличается от национализма, но подростку провести между ними четкую грань порой достаточно сложно. Одно незаметно перетека-
ет в другое. Решение данной проблемы должно осуществляться в рамках уроков истории, ориентированных на гуманизм. Преподаватель должен раскрывать сущность российской цивилизации как многонационального феномена, основанного на принципах социальной справедливости. На уроках истории постоянно должен звучать тезис о самоценности человека труда, созидающего предметное бытие культуры каждого народа в каждую историческую эпоху. Звание «труженик», «рабочий» должны вновь обрести в обществе достойный статус. Однако ежегодное сокращение количества учебных часов и увеличение времени на самостоятельную работу студентов не способствует решению данной проблемы, так как не позволяет достичь перечисленных выше целей.
Прописанные в новых стандартах компетенции специалистов, такие как прагматичность, коммуникативность, инициативность, соблюдение нормативов и регламентаций, слабо способствуют развитию моральных качеств выпускников. Педагогическая практика дает основание говорить о серьезных отклонениях в студенческой жизни от принципов гуманизма. Каждый из вас может привести примеры, подтверждающие только что сформулированный тезис.
Современный человек погружен в рынок товаров и услуг. Достаточно указать на рекламу и средства массовой информации, чтобы стало ясно, какое обилие идей и предложений окружает каждого из нас. При этом важно подчеркнуть, что производители товаров, услуг и идей заботятся прежде всего о своей собственной пользе или о финансовом доходе.
Молодому поколению россиян, чтобы устоять в этих условиях и не потерять голову, важно постоянно задавать себе вопросы о смысле жизни. Педагог должен привить учащемуся потребность в осмыслении своего места в мире, в адекватном оценивании основных параметров своей жизни при помощи вопросов: какого качества (истинные или ложные, добрые или дурные) идеи, из которых я должен выбирать, насколько благотворны они для моей жизни? Эти вопросы важно задавать потому, что среди обилия существующих сегодня теорий и учений имеются доктрины или взгляды, вредящие умственному, психическому и даже физическому здоровью студентов, которым из-за юношеского максимализма или инфантилизма, свойственного поколению конца 1990-х гг., сложно ориентироваться в них и самостоятельно принимать верные решения.
Возникает логический вопрос: что в таких ситуациях делать педагогу-практику?
В процессе изучения истории формируется активное отношение обучающихся к социальным явлениям, создаются условия для развития способности к самоанализу, самопознанию, происходит формирование положительного отношения к своему народу. Встречаясь в рамках урочной деятельности с обучающимися, преподаватель имеет уникальную возможность приобщать их к системе ценностей, которая помогает принимать осознанные решения в ситуациях социального давления, обучает конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без насилия.
Из актуальных педагогических технологий, применяемых в техникуме «ЗлатПГТ», следует отметить личностно ориентированные технологии [8], к которым относятся диалогические методы: групповые дискуссии, анализ учебных ситуаций, диалогические лекции. Психолого-педагогические средства, которые можно использовать: тренинговые занятия, дискуссии, диалоги, ролевые игры.
Наиболее интересным для студентов и показательным для преподавателя можно назвать кейс-метод. Суть его в том, что студенту предлагают осмыслить жизненную ситуацию, описание которой в равной мере отражает какую-либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых для усвоения в процессе разрешения проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначного решения.
Учащимся можно предложить следующую конфликтную ситуацию. «Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радиосвязь не работает. Все пассажиры (16 человек) уже заняли места в спасательных шлюпках, осталась одна свободная шлюпка. Для того чтобы безопасно добраться до берега, нельзя превышать допустимую грузоподъемность шлюпки, согласно которой в ней есть только места для провианта и шести человек. На корабле остались: врач-диетолог (ж), политик (м), олимпийский гребец со сломанной рукой (м), эксперт-лингвист (ж), беременная женщина (ж), учитель географии (ж), яхтсмен-любитель (ж), генерал в отставке (м), полицейский (м), первоклассный повар (м), лидер скаутов (м), гимнастка (ж), адвокат (м), электрик (м), механик (м), медсестра-пенсионерка (ж). Задание: В течение пяти минут сделайте самостоятельный выбор, кого из перечисленных выше людей необходимо
взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только шесть мест».
В игровой форме участники проживают ситуацию провокационного выбора, при этом каждому из них приходится давать нравственную оценку своего выбора. Участникам необходимо решать вопросы, связанные с ответственностью за собственный выбор, публично аргументировать необходимость принятия жизненно важных решений. Предполагаемый результат упражнения состоит в осознании обучающимся собственных ценностно-смысловых ориентиров при выборе стилей поведения в ситуации крушения судна, в применении и закреплении навыков самоанализа и рефлексии.
Данное задание было предложено студентам 2-го (группы 201, 203) и 4-го курсов (группа ТМ-11) Златоустовского промышленно-гумани-тарного техникума. Это группы молодых людей, получающих образование по специальностям «Станочник», «Сварщик», «Технология машиностроения». Возрастные границы участвующих — 16-20 лет. После проведенного занятия 85,7 % обучающихся высказали положительные отзывы о своей работе и о своем выборе. Практически каждый второй отметил для себя сложность в отстаивании собственного мнения в процессе дискуссии.
Анализ полученных ответов показал, что в детях заложены основы таких категорий, как сострадание, взаимопомощь, уважение к возрасту (35 % согласились спасти пожилых людей, 46 % — раненых). Все студенты без исключения предложили в первую очередь оказать помощь беременной женщине, чем продемонстрировали заботу и ответственность за еще неродившегося человека.
Самым коварным в упражнении был вопрос «Кто займет твое место в шлюпке, ведь по сценарию ты тоже являешься участником событий?». Студенты 4-го курса, особенно участники военно-спортивного клуба, без сомнений отказались от спасительного места (89 %). У 15-16-летних студентов данный вопрос вызвал дискуссию, остаться на корабле решили 52 % респондентов. В период ранней юности (15-17 лет) человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Неизбежные конфликты, эмоционально переживаемые ситуации в юности просто необходимы для социализации ребенка.
Благодаря кейс-методу можно не только диагностировать уровень гуманистических взглядов человека, но и определять модели гу-
манного поведения в обществе. Следовательно, изучение истории будет способствовать формированию адекватного социального мировоззрения, а содержание предмета «История» — предоставлять широкие возможности для ценностного самоопределения обучающихся.
На рубеже XX-XXI вв. обострились противоречия, обусловленные быстрыми глобальными и локальными изменениями в обществе. Особенности исторического развития нашего общества таковы, что на пути гуманизма в
Библиографический список
России оказались высокие барьеры невежества и непонимания. Сегодня мы можем с надеждой говорить о том, что теперь Россия более осмысленно и трезво поворачивается к ценностям свободы, правового государства и уважения прав человека. В целом Россия доросла до освоения и интеграции гуманистических ценностей в свое культурно-историческое наследие. Она готова воспринять лучшие достижения мировой цивилизации и в свою очередь внести свой вклад в ее дальнейшее развитие [9].
1. Российская Федереция. Законы. Об образовании в Российской Федерации : проект федер. закона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonoproekt2012.ru. — [20.10.2012].
2. Рыбаков, Н. С. Философия образования [Текст] / Н. С. Рыбаков // Глобалистика : энцикл. — М. : Изд-во «Радуга», 2003. — 1328 с.
3. Миронов, Ю. Н. Праведность и гуманизм — ценности возрождения России [Текст] / Ю. Н. Миронов // Здравый смысл. — 2002. — № 4. — С. 11-14.
4. Кудашова, И. В. Информационная культура и кризис системы образования [Текст] / И. В. Кудашова // Современный гуманизм : Проблемы и перспективы. — Иркутск : Изд-во Ир-кут. гос. ун-та, 2004. — 462 с.
5. Кувакин, В. А. Современный гуманизм [Текст] / В. А. Кувакин // Высшее образование в России. — 2002. — № 4. — С. 41-54.
6. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси [Текст] / Ю. Годунский // Наука и жизнь. — 2006. — № 10. — С. 32-37.
7. Чернов, А. От благотворительности — к гражданскому обществу [Текст] / А. Чернов // Большой бизнес. — 2010. — № 11. — С. 118-121.
8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2004. — 368 с.
9. Кувакин, В. А. Гуманизм — основа гражданского согласия и прогресса в России [Текст] / В. А. Кувакин // Здравый смысл. — 2002. — № 2. — С. 2.
10. Борзенко, И. М. Человечность человека : Основы современного гуманизма [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина ; под ред. В. А. Кува-кина, А. Г. Круглова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Рос. гуманистич. общество, 2005. — 350 с.
УДК 001 О. С. Дубровина, зав. лабораторией Челя-
377.5 бинского института развития профессиональ-
ного образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
В статье рассматривается исторический аспект необходимости развития исследовательских способностей обучающихся, дается характеристика научного общества учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области.
Ключевые слова: исследовательские способности, научное общество учащихся, конкурс научно-исследовательских и творческих работ.
Развитие исследовательского интереса ности, в том числе профессиональной, являет-к различным областям знаний и видам деятель- ся одной из составных успешности обучения