манного поведения в обществе. Следовательно, изучение истории будет способствовать формированию адекватного социального мировоззрения, а содержание предмета «История» — предоставлять широкие возможности для ценностного самоопределения обучающихся.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. обострились противоречия, обусловленные быстрыми глобальными и локальными изменениями в обществе. Особенности исторического развития нашего общества таковы, что на пути гуманизма в
Библиографический список
России оказались высокие барьеры невежества и непонимания. Сегодня мы можем с надеждой говорить о том, что теперь Россия более осмысленно и трезво поворачивается к ценностям свободы, правового государства и уважения прав человека. В целом Россия доросла до освоения и интеграции гуманистических ценностей в свое культурно-историческое наследие. Она готова воспринять лучшие достижения мировой цивилизации и в свою очередь внести свой вклад в ее дальнейшее развитие [9].
1. Российская Федереция. Законы. Об образовании в Российской Федерации : проект федер. закона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonoproekt2012.ru. — [20.10.2012].
2. Рыбаков, Н. С. Философия образования [Текст] / Н. С. Рыбаков // Глобалистика : энцикл. — М. : Изд-во «Радуга», 2003. — 1328 с.
3. Миронов, Ю. Н. Праведность и гуманизм — ценности возрождения России [Текст] / Ю. Н. Миронов // Здравый смысл. — 2002. — № 4. — С. 11-14.
4. Кудашова, И. В. Информационная культура и кризис системы образования [Текст] / И. В. Кудашова // Современный гуманизм : Проблемы и перспективы. — Иркутск : Изд-во Ир-кут. гос. ун-та, 2004. — 462 с.
5. Кувакин, В. А. Современный гуманизм [Текст] / В. А. Кувакин // Высшее образование в России. — 2002. — № 4. — С. 41-54.
6. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси [Текст] / Ю. Годунский // Наука и жизнь. — 2006. — № 10. — С. 32-37.
7. Чернов, А. От благотворительности — к гражданскому обществу [Текст] / А. Чернов // Большой бизнес. — 2010. — № 11. — С. 118-121.
8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2004. — 368 с.
9. Кувакин, В. А. Гуманизм — основа гражданского согласия и прогресса в России [Текст] / В. А. Кувакин // Здравый смысл. — 2002. — № 2. — С. 2.
10. Борзенко, И. М. Человечность человека : Основы современного гуманизма [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина ; под ред. В. А. Кува-кина, А. Г. Круглова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Рос. гуманистич. общество, 2005. — 350 с.
УДК 001 О. С. Дубровина, зав. лабораторией Челя-
377.5 бинского института развития профессиональ-
ного образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
В статье рассматривается исторический аспект необходимости развития исследовательских способностей обучающихся, дается характеристика научного общества учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области.
Ключевые слова: исследовательские способности, научное общество учащихся, конкурс научно-исследовательских и творческих работ.
Развитие исследовательского интереса ности, в том числе профессиональной, являет-к различным областям знаний и видам деятель- ся одной из составных успешности обучения
в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Интерес обучающихся к окружающему миру, желание познавать и осваивать все новое — основа формирования личных и профессиональных качеств. Знания обучающихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их познавательной деятельности. Для того чтобы знания были результатом их собственных поисков, преподаватели стараются придать им организованную форму, управлять ими и контролировать их. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Необходимость развития исследовательских способностей обучающихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах А. Дистервег, Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо. Практика как основа познания мира, окружающей действительности является одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования в России начиная с XVIII в. Именно это направление активно развивали русские просветители, писатели и журналисты Н. И. Новиков и Ф. И. Янкович. Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось значительное число сторонников использования в процессе исследовательской деятельности так называемого экскурсионного метода. Эти педагогические идеи нашли отражение в ряде документов той поры: «Уставе народным училищам в Российской империи» (1786 г.), «Уставе учебных заведений, подведомственных университетам» (1804 г.) [1, с. 12].
В XIX в. в странах Западной Европы и в России большую популярность приобретает идея наглядности, сформулированная еще в пору Песталоцци, а также идеи, связанные с развитием творческих способностей ребенка как условия успешного обучения. При этом на первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его практического применения. Так, в книге Ф. Гансберга «Творческая работа в школе» переведенной с немецкого языка и изданной в 1913 г., прямо говорится, что «всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию человечества. Применимость — вот пробный камень для всякого знания, называется ли оно биологией или социологией» [2, с. 56]. Применимость знаний — это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося индустриального общества.
В России подобные идеи пробивали себе дорогу достаточно сложно. В немалой степени это связано с условиями развития страны в XIX в. В числе первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности обучающихся, был декабрист И. Д. Якуш-кин, преподававший в Ялуторовской женской школе [1].
В пореформенный период, особенно в начале XX в., в отечественной педагогике немало внимания уделялось туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности. В этот период по всей России создается большое количество добровольных обществ, главная цель которых — знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. Отправляясь в экскурсионные походы, обучающиеся занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.
Появление подобных исследовательских обществ в немалой степени зависело от увлеченности самих педагогов, осознания значимости своего дела. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно-практического знания принадлежит А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву, К. Д. Ушинскому. Как напутствие могли восприниматься слова, написанные П. Ф. Каптеревым в работе «Дидактические очерки» в 1885 г.: «Несомненно придет время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьезного общего образования, <...> педагогу нужно серьезно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путем, иначе будет недостаток основательности и твердости в знаниях» [3, с. 536].
Активная работа учителей не осталась незамеченной властями. В 1910 г. Министерство народного просвещения рекомендовало к включению в учебные программы такой вид исследовательской деятельности, как экскурсии [1].
Перед путешествием обучающиеся проходили теоретическую подготовку, в ходе которой знакомились с историей тех мест, куда они должны были отправиться. Важное внимание в ходе подобных образовательных поездок уде -лялось воспитанию нравственности в подрастающем поколении, формированию понимания
важности непреходящих человеческих ценностей, привитию чувства любви к своему Отечеству, его прошлому.
В 1920-1930-е гг. вновь возникает интерес к развитию исследовательского потенциала подростков. Это движение облекается в форму клубной работы. Его развитие которого связано с именами С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. Н. Терского. По их инициативе и под непосредственным руководством создавались опытные базы внешкольной работы, способствующие включению учащихся в процесс познавательной деятельности, приобщая подростков к духовной культуре.
В 1940-1950-е гг. исследовательское движение было несколько заформализовано, отличалось излишней помпезностью и идеологизи-рованностью, что объяснялось политической ситуацией в стране.
С начала 1960-х гг. в условиях начавшейся НТР вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников, появляются Малые академии наук, причем на первый план выдвигаются научные общества учащихся (НОУ), где превалирует интерес к исследованиям физико-математического и технического направлений [4].
Главная цель, преследуемая организаторами НОУ, заключалась не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой идейный и научно-технический кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся, способствуя выбору жизненного пути.
Период 1970-1980-х гг. в истории развития научно-исследовательской работы обучающихся связан с развитием гуманистической традиции отечественной педагогической мысли. Идея научно-исследовательской работы развивалась как сложный синтез социально-педагогических, общенаучных, общепедагогических, психолого-педагогических, дидактических и методических представлений и подходов.
В качестве идеологического и организационного факторов развития идеи научно-исследовательской работы обучающихся выступали партийно-государственные документы в области образования, содержательная сторона которых использовалась в качестве стратегии развития и оценки образовательного процесса профессиональной школы [5]. Государство предъявляло системе начального и среднего профессионального образования требование готовить специалистов, способных видеть перспективу, квалифицированно решать профессиональные задачи научной организации труда
и управления в меняющейся обстановке, обладать высокой профессиональной мобильностью, умением самостоятельно, творчески ориентироваться в обширной научно-технической литературе.
Последнее десятилетие ХХ в. — время реформирования российского образования. В 1992 г. был принят закон РФ «Об образовании». В нем указывалось на необходимость исследовательской подготовки обучающихся в целях улучшения качества подготовки специалистов. Участие во всех видах научно-исследовательских работ определяется как их законное право [7].
Основные положения в Законе, касающиеся исследовательской подготовки в профессиональном образовании, до настоящего времени остаются неизменными: обучающиеся обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами начального и среднего профессионального образования. В законодательных документах не предусмотрена обязанность обучающихся заниматься научно-исследовательской работой. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине.
На протяжении 15 лет, начиная с 1997 г., в учреждениях начального и среднего профессионального образования Челябинской области организована работа секций НОУ, в которых обучающиеся занимаются научно-исследовательской и творческой деятельностью, работают над исследовательскими проектами, принимают участие в областных и федеральных мероприятиях.
Научное общество учащихся (студентов) Челябинской области — добровольное творческое объединение обучающихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области. Общество создано с целью выявления, поддержки и развития интеллектуальных способностей обучающихся и студентов.
Основными задачами НОУ являются:
- содействие формированию личностных и профессиональных качеств обучающихся и студентов УПО Челябинской области;
- создание условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей личности;
- активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся и студентов УПО, вовлечение их в исследова-
тельскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры;
- развитие навыков систематической исследовательской и творческой работы, практического применения знаний, полученных в процессе обучения.
- диагностика уровня интеллектуальных способностей обучающихся и студентов УПО;
- пропаганда среди обучающихся и студентов УПО современных достижений науки, техники, искусства.
Деятельность НОУ осуществляется по четырем направлениям: гуманитарное, естественнонаучное, техническое и информационно-технологическое.
По данным, полученным из 67 учреждений профессионального образования, в 2011/12 уч. г. в учреждениях системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области работают 181 секция НОУ, из них 96 секций гуманитарной направленности, 42 — естественнонаучной, 22 — технической, 21 — информационной. Научно-исследовательской деятельностью занимаются около 2000 обучающихся под руководством более 200 педагогических работников.
С целью подведения итогов деятельности секций НОУ учреждений профессионального образования Челябинской области, подведомственных МОиН Челябинской области, ежегодно проводится областная конференция обучающихся. В ней также могут принимать участие обучающиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственные Федеральному агентству по образованию РФ, на долевой основе путем перечисления организационного взноса на оплату работы рецензентов, членов жюри, призовой фонд.
Конференция членов НОУ проводится в три тура. Первый тур — внутриучрежденческий. Проводится администрацией образовательного учреждения с учетом требований, предъявляемых к исследовательской работе членов НОУ.
Второй тур — областной заочный. Для участия в нем за полтора месяца до конференции предоставляются исследовательские работы обучающихся — членов НОУ, победителей первого тура. Второй тур проводится Челябинским институтом развития профессионального образования совместно с Домом юношеского технического творчества Челябинской области (ДЮТТ). ДЮТТ проводит сбор пакета документов, необходимых для участия в конференции, и передает для рецензирования в ЧИРПО.
Третий тур — очный. Обучающиеся и студенты, набравшие достаточное количество баллов во втором (областном заочном) туре, становятся участниками третьего (очного) тура конференции. Согласно заявкам на участие в конференции формируются секции и состав членов жюри, разрабатывается программа конференции.
По результатам конференции лучшие работы рекомендуются для участия во Всероссийских конкурсах научно-исследовательской направленности: «Национальное достояние России», «Юность. Наука. Культура», «Научный потенциал», «Отечество», конкурсы юных исследователей окружающей среды и исследовательских работ им. Д. И. Менделеева.
Для руководителей секций НОУ профессорско-преподавательским и методическим составом ЧИРПО ежегодно в сентябре проводится научно-практический семинар, а в октябре — мастер-класс по подготовке к участию обучающихся в региональных и всероссийских конкурсах. В программе данных учебных занятий руководители получают информацию об организации деятельности секции НОУ в условиях образовательного учреждения, требования к содержанию исследовательской творческой работы, оформлению и защите работы на конференциях. Такие занятия заканчиваются, как правило, информационным консультированием, где научные руководители дают конкретные рекомендации как по содержанию деятельности руководителя секции, так и по содержанию творческого проекта.
Становление и развитие процесса исследовательской подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется в неразрывной связи с социальными, политическими и экономическими особенностями развития страны, которые оказывают решающее влияние на образовательный процесс. Находясь в зависимости от потребностей государства (от подготовки работников-профессионалов до формирования самостоятельной творческой личности) исследовательская подготовка выпускников прошла путь от стихийной индивидуальной работы с одаренными студентами (без специальной программы) до массовой исследовательской подготовки как обязательного компонента содержания профессионального образования.
Несомненно, сегодня научно-исследовательская подготовка студентов по-прежнему относится к числу действенных форм подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров.
Библиографический список
1. Викторов, Ю. М. Организация исследовательской деятельности школьников [Текст] / Ю. М. Викторов, С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-Петербурга. — СПб., 1998. — 20 с.
2. Гансберг, Ф. Творческая работа в школе [Текст] / Ф. Гансберг. — СПб., 1913. — С. 42.
3. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. Ф. Каптерев. — М., 1982. — С. 536.
4. Сериков, В. Н. Школьное творческое общество «Эрудиты» [Текст] / В. Н. Сериков. — Минск, 1990. — 67 с.
5. Цыганкова, А. С. К вопросу о теории и практике научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-80-е годы XX века) [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. — 2007. — Выпуск 7 (70). — (Педагогика). — Режим доступа: http:// vestnik.tspu.ru
6. Долговицкая, Т. А. Этапы развития методологии и методики исследовательской подготовки студентов [Текст] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2007. — № 3. — С. 57-58.
7. Российская Федерация. Законы. Об образовании : федер. закон от 10 июля 1992 г. №3266-1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
УДК 377 О. А. Осечкина, преп. Магнитогорского поли-
371 технического колледжа, соискатель Челябин-
ского института развития профессионального образования (ЧИРПО), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
ТЕАТР И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МАГНИТОГОРСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье анализируется воздействие театра на нравственное развитие личности учащихся колледжа; предпринимается попытка раскрытия взаимосвязи между сущностью и личностью, освещения роли театра в этом процессе.
Ключевые слова: театр, воспитание, личность, социализация.
Модернизация отечественного образования ставит перед учебными заведениями новые задачи. Данный процесс для образовательных учреждений Челябинской области усложняется двумя факторами: оптимизацией сети учреждений НПО-СПО и введением нового поколения ФГОС.
Новые образовательные стандарты ориентируют педагогов на использование в образовательном процессе компетентносного подхода. В стандартах ВПО наряду с профессиональными компетенциями прописаны и общекультурные компетенции, которые отсутствуют в стандартах НПО-СПО. Следовательно, нарушается принцип непрерывности образования, возникает проблема формирования общей культуры учащихся в образовательных учреждениях НПО-СПО. Между тем, образовательные учреждения НПО-СПО выполняют важную социализирующую функцию.
Рассмотрим особенности использования культурного потенциала театрального искусства в воспитательном процессе.
Театр всегда являлся одним из важнейших факторов гармоничного развития личности, потому что самое главное в театральном искусстве — его воспитательная, нравственная ценность, как говорил Г. А. Товстоногов: «его гражданственность, идейные позиции» [1, с. 67], его духовность. Сегодня, когда проблема духовного самосознания, самосовершенствования личности является наиболее острой для воспитания, театр становится той культурной средой, в которой раскрываются потаенные смыслы бытия. В театре зритель острее чувствует пульс жизни, ищет ответы на вызовы времени, расширяет круг своих интересов.
В современной действительности наблюдаются катастрофические метаморфозы че-