ка в иноязычной аудитории: на материале ошибок китайских студентов: дис. ... канд. филол. наук. -Красноярск, 2004. - 188 с.
3. Бобрышева И.Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике русского языка как иностранного: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 46 с.
4. Васильева М.С., Намсараев С.Д., Конфуцианские идеи в народной педагогике китайцев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. -№12. - С. 92-98.
5. Владимирова Т.Е. Некоторые размышления о китайском языке, «этике» лица и конфуцианских принципах общения // Мир русского слова. - 2004. -№3. - С. 48-55.
6. Девятов А. Пять нет китайской психологии // Служба кадров. - 2003. - №2. - С. 72-77.
7. Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. -448 с.
8. Копытько С.В. Педагогические условия комму-
никативного развития личности иностранных студентов: на примере студентов из стран Азиатско-
Тихоокеанского региона, обучающихся в российском вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2007. - 290 с.
9. Ле Дык Тху. Некоторые особенности вьетнамского речевого этикета в сопоставлении с русским // Русский язык за рубежом. - 2003. - №1. - С. 106-107.
10. Нгуен Нгок Ха. Система грамматических упражнений для обучения русскому языку вьетнамских студентов технического института на продвинутом этапе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 223 с.
11. Чжань Минь. Особенности китайского речевого этикета в сопоставлении с русским // Русский язык за рубежом. - 2004. - №3. - С. 65-66.
12. Чжао Юйцзян. Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования: на примере китайских учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 297 с.
13. Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 149 с.
Шевелева Светлана Игоревна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Института международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета. Е -mail: sheveleva@tpu. ru
Сивицкая Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Института международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета. E-mail: [email protected]
Shevelyova Svetlana Igorevna, senior lecturer, department of Russian as a foreign language, Institute of International Education and Language Communication, Tomsk Polytechnic University. E-mail: sheveleva@tpu. ru
Sivitskaya Lyudmila Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of foreign language methodology teaching, Institute of International Education and Language Communication, Tomsk Polytechnic University. E-mail: [email protected]
УДК 378.172
© И.П. Шулья, Н.А. Шмырева К проблеме профессиональной подготовки будущих инженеров
В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на процесс профессиональной подготовки студентов технического вуза: состояние инженерного рынка труда в регионе, массовый характер высшего образования, невысокий уровень квалификации инженерных специалистов, мотивация в выборе профессии инженера, интересы и потребности студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, фактор, инженер, инженерная профессия.
© I.P. Shulya, N.A. Shmyreva To the problem of professional training of future engineers
The article deals with objective and subjective factors, which influence on professional training of students of technical universities: the state of engineering labor market in the region, the massive nature of higher education, the low skill level of engineering professionals, the motivation to choose the profession of engineer, the interests and needs of students.
Keywords: vocational training, factor, engineer, engineering profession.
Социально-экономические реформы, проис- новые требования к специалистам различных
ходящие в нашей стране в соответствии со Стра- областей профессиональной деятельности.
тегией развития России до 2020 г., предъявляют
Сложный и динамичный характер современной инженерной деятельности, предполагающей использование новейших информационных технологий, образцов технических достижений и характеризующейся высоким уровнем ответственности, обусловливает объективную потребность в совершенствовании системы технического образования, ее нацеленность на компе-тентностный подход, направленный на формирование готовности к непрерывной и самообразовательной деятельности, навыков делового общения, умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях, готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенного фактора.
В связи с этим особую актуальность приобретает выявление и учет факторов, влияющих на процесс профессиональной подготовки студентов вуза, результатом которой является компетентный специалист технического профиля.
Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты [1].
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет фактор как момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении [2].
В соответствии с целью нашего исследования под факторами мы понимаем существенные обстоятельства, влияющие на процесс профессиональной подготовки будущих инженеров.
Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что сегодня имеет место широкий спектр классификаций факторов, так или иначе оказывающих влияние на педагогический процесс. Среди них
Для изучения состояния рынка труда в энергетической отрасли Иркутской области и возможности трудоустройства мы обратились к специалистам Центра занятости населения и ру-
исследователи называют объективные и субъективные; общие, региональные, психологические и др.
Так, А.Н. Леонтьев объективными считает факторы, которые зависят от экономических, политических, культурных особенностей общества, а к субъективным факторам он относит мо-тивационно-потребностную сферу личности, ценности, способности, индивидуальные качества [3].
Н.Э. Касаткина, в качестве факторов, влияющих на развитие личности студента и самоопределение молодежи, выделяет следующие:
- общие: социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества и др.;
- региональные: специфические особенности экономического и демографического развития конкретного региона, влияющие на профессиональный выбор молодежи;
- психологические: возрастные особенности студентов, уровень общеобразовательной подготовки, личностные качества и др. [4].
Говоря о разнообразии в подходах авторов к классификации факторов, влияющих на педагогический процесс, мы отмечаем их условность и динамическую взаимообусловленность. Например, в классификации Н.Э. Касаткиной общие и региональные факторы можно назвать объективными, а психологические - субъективными. При этом психологические факторы можно отнести также и к группе объективных, ведь к ним относятся вполне объективные возрастные особенности молодежи.
Мы вслед за А.Н. Леонтьевым сочли необходимым остановиться на первой классификации, включающей в себя две группы факторов: объективные и субъективные (табл. 1).
Таблица 1
ководителям энергетических предприятий г. Усолье-Сибирское и Ангарск. Основные вопросы, интересовавшие нас, следующие:
Факторы, влияющие на профессиональную подготовку специалистов технического профиля
Факторы
Объективные Субъективные
1. Состояние инженерного рынка труда в регионе 2. Массовый характер высшего образования 3. Невысокий уровень квалификации инженерных специалистов 1. Мотивация в выборе профессии инженера 2. Интересы и потребности студентов
1) имеются ли вакансии на предприятиях энергетической промышленности в г. Усолье-Сибирское, Ангарск?
2) принимаются ли на работу выпускники вуза сразу после его окончания?
3) на какие должности, как правило, принимаются выпускники вузов и каковы перспективы их карьерного роста?
4) в чем работодатели видят резон приема на работу вчерашних студентов вуза?
Утвердительный ответ на первый вопрос обусловлен наличием достаточно большого числа промышленных предприятий в регионе (химических, металлургических, машиностроительных и др.), являющихся основными потребителями как электрической, так и тепловой энергии, производство которой осуществляется на ГЭС, ТЭС, ТЭЦ. Причем, как отмечают специалисты центра занятости, в последние годы наблюдается тенденция роста популярности инженерных кадров на фоне общего снижения спроса на специалистов гуманитарного и экономического профиля.
Дав положительный ответ на второй вопрос, большинство руководителей (63%) тем не менее отметили, что в случае выбора отдали бы предпочтение более опытным специалистам. Однако по причине их нехватки на энергетическом рынке труда, они готовы принять выпускников вузов, но только в основном на рабочие специальности, так как, по их убеждению, хорошим инженером и руководителем можно стать только в том случае, если узнаешь производство изнутри, пройдя все ступени технологического процесса. При этом в качестве главных плюсов молодого специалиста они называли:
- возможность более быстрой его адаптации к реальным условиям конкретного предприятия (т.к. нет возможности с чем-либо сравнивать);
- открытость всему новому, желание участвовать в инновационных преобразованиях производственной сферы.
В то же время руководители предприятий отмечают проблему профессиональной подготовки специалистов технического профиля: молодым инженерам, кроме опыта, не хватает ответственности, умения работать в команде. К этому можно добавить также, что молодые специалисты, придя на производство, в силу неоправданных амбиций, которые формируются у них в том числе и в вузе, претендуют на руководящие должности и на право решать стратегические вопросы. Как результат, часть выпускников, не найдя удовлетворения в своих амбициях, финансовых запросах, а также в объективной
оценке своего труда, меняют свое первое рабочее место или вовсе уходят с производства в другие сферы (торговлю, бизнес и др.).
Напрашивается вывод: для руководителей промышленных предприятий как работодателей существенными моментами в вопросе принять или не принять молодого специалиста на работу, выступают, кроме специальных знаний, его личностные качества (адекватность в восприятии себя как работника, ответственность за принятие решений, готовность начинать с малого).
Другими словами, работодатели рассматривают выпускника вуза, с одной стороны, как источник современных знаний, энергии, динамичности, с другой стороны, как тревожный симбиоз низкой ответственности с неоправданными амбициями.
К числу объективных факторов, влияющих на профессиональную подготовку специалистов технического профиля, мы отнесли массовый характер высшего образования, обусловленный очередной - третьей послевоенной - демографической «ямой» (в период с 2005 по 2015 г. количество выпускников средней школы сокращается вдвое) [5].
Данное обстоятельство вплотную подводит нас к «всеобщему» высшему образованию, ведь число бюджетных мест в вузах страны сегодня уже перевалило за половину числа выпускников школ. Хорошо это или плохо? По мнению А. В. Белоцерковского, это хороший показатель, т. к. «современный технологический уклад требует значительного образовательного ценза общества, причем не только для созидателей новых знаний и разработчиков технологий, но и для обычных их потребителей и пользователей» [6].
Как показали опрос и анкетирование старшеклассников школ г. Ангарска, Усолье-Сибирское и Усольского района, подавляющее большинство школьников и их родителей считают получение высшего образования обязательным условием успешной их социализации и конкурентоспособности на современном рынке труда. Объясняется это тем, что современный работодатель, решая вопрос о трудоустройстве, отдаст предпочтение обладателю специальных знаний, рыночный спрос на которые высок и которые априори делают выпускников определенных специальностей (к коим относятся и инженерные специальности) конкурентоспособными.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, объясняет тот факт, что сегодня часть выпускников школ настраивается на вуз, следуя принципу «лишь бы получить диплом (часто даже неважно какой), а дальше будет видно».
Нами был проведен опрос 652 старшеклассников на предмет выявления их дальнейших планов на получение образования. На вопрос: «В какое учебное заведение планируете поступить после окончания школы (вуз, колледж, профессиональный лицей)?» были получены следующие ответы:
• вуз (высшее образование) - 84,1% (548 респондентов);
• колледж (среднеспециальное образование) - 9,5% (62 респондента);
• профессиональный лицей (начальное специальное образование - 3,8% (25 респондентов);
• 1,1% (17 выпускников) уверенно заявили о желании пойти в армию.
Общаясь с ребятами, мы пришли к выводу, что в «погоне» за высшим образованием некоторые из них не могут адекватно оценить свои способности и склонности к той или иной профессии.
Анализируя результаты ЕГЭ первокурсников филиала ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское за последние три года (2010-2012), мы отмечаем снижение общеобразовательного уровня основной массы абитуриентов по математике и физике, что не может не сказаться на качестве подготовки студентов в вузе.
В результате многие поступившие на первый курс студенты не только не хотят осваивать традиционные университетские курсы физики и математики, но уже и не могут этого сделать без упрощения программ обучения. Как следствие,
возникает необходимость дифференциации студентов младших курсов по уровню знаний, а также в значительных усилиях кафедр фундаментальных дисциплин (физики, математики, химии), направленных на подготовку первокурсников к восприятию технических дисциплин на старших курсах.
К сожалению, практика преподавания в техническом вузе показывает, что, несмотря на прикладываемые усилия, уровень профессиональной подготовки части выпускников остается «удовлетворительным». В конечном итоге это негативно отражается на их трудоустройстве, ведь работодателя в меньшей степени интересуют посредственные специалисты.
Перечисленные объективные факторы актуализируют проблему профессиональной подготовки специалистов технического профиля, направленную на повышение уровня квалификации будущих инженеров.
К субъективным факторам, оказывающим влияние на процесс профессиональной подготовки специалистов технического профиля, мы отнесли мотивацию в выборе профессии инженера, интересы и потребности студентов, обеспечивающие их отношение к образовательному процессу.
Для изучения мотивации выпускников школ в выборе профессии инженера нами в начале учебного года было проведено тестирование студентов-первокурсников филиала ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское (табл. 2).
Таблица 2
Мотивы профессионального выбора первокурсников в техническом вузе
№ п/п Варианты ответов (можно выбрать 2-3 варианта) Ср. значение для всех студентов (%)
1. Призвание к профессии инженера (интерес к технике) 34,7
2. Получение диплома о высшем образовании 53,4
3. Близость вуза к дому 18,5
4. Престиж профессии инженера 43,8
5. Возможность найти работу по специальности 32,6
6. Советы родителей и учителей 35,3
В конце первого курса мы предложили студентам письменно ответить на вопрос: «Почему я выбрал профессию инженера?». Анализ полученных результатов показал, что некоторые ребята разочаровались в выбранной профессии, объясняя это, прежде всего, трудностью в восприятии технических дисциплин. Однако большая часть студентов (62,3%), по-прежнему, отметили престиж профессии инженера и интерес
к технике. Причем число таких студентов по сравнению с первым исследованием (43,8%) стало больше. Мы объясняем данный факт тем, что первокурсники, знакомясь на предмете «Введение в специальность» с основными направлениями будущей профессиональной деятельности, приходят к осознанию правильности сделанного выбора. Это позволяет сделать вывод, что в процессе профессиональной подготовки в
вузе происходят позитивные изменения в мотивации студентов на выбранную профессию.
К числу субъективных факторов, влияющих на профессиональную подготовку специалистов технического профиля, мы отнесли также интересы и потребности студентов.
Опираясь на исследования Е.В. Бондарев-ской, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна и др., мы исходим из того, что интерес - это потребность личности, побуждающая ее к деятельности и направленная на достижение желаемой цели.
Чтобы выявить уровень интереса первокурсников к инженерной профессии, мы воспользовались методикой «Карта интересов» (автор А.Е. Голомшток), применив ее для будущих специалистов технического профиля. Ребятам было предложено ответить на ряд вопросов технической направленности: «Нравится ли вам читать техническую литературу, смотреть телепередачи с техническим содержанием, знакомиться с устройством бытовых приборов и механизмов, интересоваться новыми разработками в области техники, заниматься ремонтом автомобиля, мотоцикла, велосипеда, создавать технические модели; разбираться в технических чертежах, схемах, чертить или составлять чертежи самому; проводить опыты по физике; организовывать товарищей на решение технической задачи?»
Тестирование показало, что ярко выраженная техническая направленность характерна лишь 9,4% респондентов. У 32% первокурсников на-
блюдается выраженный интерес к технике. Для 48,4% ребят интерес выражен слабо. Полное отрицание интереса к технике свойственно 10,2% студентов.
Исходя из того, что в сферу деятельности инженера входит не только общение с техникой, но и организация производственных процессов, мы особое внимание обратили на ответы студентов, полученные на последний вопрос: «Нравится ли вам организовывать своих товарищей на решение технической задачи?». Результаты распределились следующим образом: 46,1 % ребят эта деятельность приносит удовольствие, а 53,9 % респондентов не испытывают от этого никакой радости.
Из полученных результатов следует, что только в отношении 41,4% студентов можно говорить об интересе как внутреннем мотиве получения профессии инженера. Но интерес, являясь врожденным качеством, предполагает, как подчеркивал К.Д. Ушинский, возможность «педагогического воздействия». Поэтому процесс профессиональной подготовки специалистов технического профиля не только учитывает уже имеющиеся интересы и потребности студентов, но и способствует дальнейшему развитию и формированию профессиональных интересов.
Мы попросили студентов ответить на вопрос: «Что вызывает у вас интерес на занятиях?». Полученные ответы приведены в таблице (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Что вызывает у вас интерес на занятиях?»
Варианты ответов Ранг
1. Мне интересно все новое 2
2. Мне интересен сам процесс познания 6
3. Мне нравится стиль поведения преподавателя 4
4. Мне нравится, когда меня хвалят 5
5. Мне нравится быть успешным и находиться в центре внимания своих товарищей 1
6. Мне интересно решать учебные задачи, имитирующие реальные производственные проблемы 3
Показательно, что уже на первом курсе студенты проявляют интерес к учебным задачам, имитирующие реальные производственные проблемы. Как правило, такие задачи ставят студентов в ситуацию «удивления», когда хочется не только узнать, но и понять, а после этого проверить на практике.
Резюмируя изложенное выше, отметим, что в процессе обучения мы не можем управлять объ-
ективными факторами, но учет их необходим для обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов технического профиля. При этом мы исходим из положения о возможности и необходимости влиять на субъективные факторы, направленные на усиление профессиональной мотивации будущих инженеров.
Рассмотренная нами классификация факторов, влияющих на профессиональную подготов-
ку специалистов технического профиля, основывается на их взаимосвязи и взаимообусловленности, что способствует интериоризации ценностей будущей профессии инженера и позволяет сделать успешным процесс овладения компетенциями, предусмотренными государственными образовательными стандартами 3-го поколения.
Литература
1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с.: ил.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1991. - 917 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
4. Касаткина Н.Э., Руднева Е.Л. Курс лекций по педагогике: учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвуз-издат., 2001. - 203 с.
5. Гребнев Л.С. Высшая школа в новом законе «Об образовании»: хотим как лучше // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 13-25.
6. Белоцерковский А.В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России. -2011. - № 4. - С. 3-9.
Шулья Ирина Петровна, старший преподаватель кафедры общеинженерной подготовки филиала Иркутского государственного технического университета в г. Усолье-Сибирское, соискатель межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ. Е-mail: [email protected]
Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. Е-mail: [email protected]
Shulya Irina Petrovna, senior lecturer, department of general engineering training, Usolye-Sibirckoe Branch of Irkutsk State Technical University, competitor for candidate degree, intercollegiate department of general and higher school pedagogy, Kemerovo State University. E-mail: [email protected]
Shmyreva Nataliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and higher school pedagogy, Kemerovo State University. E-mail: [email protected]