Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов технического профиля'

Использование активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕХНИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ / ACTIVE LEARNING METHODS / RESEARCH / TECHNICAL AND EDUCATIONAL SITUATION / EXPERIMENT / ROLE- PLAYING GAME / INTEGRATED PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулья Ирина Петровна, Шмырева Наталья Александровна

Актуализируется вопрос об использовании активных методов обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза, обусловленный необходимостью развития у будущих инженеров личностных качеств, обеспечивающих их адаптацию в быстро меняющихся условиях современного производства, способность оценивать ситуацию и принимать разумные решения в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется методу исследования, применяемому при решении технико-образовательных ситуаций; методу эксперимента, направленному на овладение студентами способами деятельности; методу игры, позволяющему перенести студентов в обстановку условной действительности современного производства; методу проектов, предполагающему создание студентами образовательных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулья Ирина Петровна, Шмырева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ACTIVE LEARNING METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ENGINEERS

The article discusses the problem of using active learning methods in professional training of technical students that is conditioned by the need of future engineers in personal qualities that will enable their adaptation in a rapidly changing modern industry as well as provide the ability to assess the situation and make reasonable decisions in their professional activities. Particular attention is paid to the research method used for solving technical and educational situations, the method of experiment aimed at students’ mastering the activities, the method of role-playing that allows to simulate the conditional reality of modern production for the students, the project-based method involving the development of educational products by the students.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов технического профиля»

разный стандарт оценки общественной опасности преступления со стороны государства. Такая оценка является ориентиром для правоприменительной практики по конкретным делам, поскольку отражает сравнительную ценность различных общественных отношений, являющихся объектом преступления (жизнь, здоровье, собственность и т.д.). Неправильная оценка со стороны государства тех или иных преступлений не только дезориентирует правоприменительную практику, но и нарушает права личности на защиту от общественно опасных посягательств.

Такая государственная политика не допустима. Снижение ответственности наиболее опасных преступников, к которым относятся лица, совершающие тяжкие или особо тяжкие преступления, особенно направленные против жизни и здоровья, не может

быть оправдано, поскольку противоречит конституционному принципу, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Очевидно, что если личность признается высшей ценностью, то такие естественные права человека как право на жизнь, охрану здоровья и т.д. должны защищаться наиболее строго. Одним из способов усиления такой охраны является установление минимума санкции уголовно правовой нормы. В этой связи представляется необходимым вернуться к традиционному подходу к законодательной оценке характера и степени общественной опасности тяжких и особо тяжких преступлений, когда санкция за их совершение предусматривает не только максимальный, но и минимальный предел лишения свободы.

Статья поступила 13.12.2013 г.

Библиографический список

1. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1997, № 1.

2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999, № 8.

3. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007, № 4.

4. Татарников В.Г. Уголовно правовая охрана личности: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.

5. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1979, № 4.

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 07.03.2011 г. № 26-ФЗ.

УДК (075.8)371

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© И.П. Шулья1, Н.А. Шмырева2

1Филиал Иркутского государственного технического университета, 665470, Россия, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65. 2Кемеровский государственный университет, 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Актуализируется вопрос об использовании активных методов обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза, обусловленный необходимостью развития у будущих инженеров личностных качеств, обеспечивающих их адаптацию в быстро меняющихся условиях современного производства, способность оценивать ситуацию и принимать разумные решения в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется методу исследования, применяемому при решении технико-образовательных ситуаций; методу эксперимента, направленному на овладение студентами способами деятельности; методу игры, позволяющему перенести студентов в обстановку условной действительности современного производства; методу проектов, предполагающему создание студентами образовательных продуктов. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: активные методы обучения; исследование; технико-образовательная ситуация; эксперимент; деловая игра; комплексный проект.

USING ACTIVE LEARNING METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ENGINEERS I.P. Shulya, N.A. Shmyreva

Branch of Irkutsk State Technical University,

65 Mendeleev St., Usolye Sibirskoye, Irkutsk region, 665470, Russia.

Kemerovo State University,

6 Krasnaya St., Kemerovo, 650043, Russia.

1Шулья Ирина Петровна, старший преподаватель кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89086422737, 89246268330, e-mail: [email protected]

Shulya Irina, Senior Lecturer of the Department of General Engineering Training, tel.: 89086422737, 89246268330, e-mail: [email protected]

2Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, тел.: 89132889927, e-mail: [email protected]

Shmyreva Natalya, Сandidate of Pedagogics, Associate Professor of the Interuniversity Department of General and High School Pedagogics, tel.: 89132889927, e-mail: [email protected]

The article discusses the problem of using active learning methods in professional training of technical students that is conditioned by the need of future engineers in personal qualities that will enable their adaptation in a rapidly changing modern industry as well as provide the ability to assess the situation and make reasonable decisions in their professional activities. Particular attention is paid to the research method used for solving technical and educational situations, the method of experiment aimed at students' mastering the activities, the method of role-playing that allows to simulate the conditional reality of modern production for the students, the project-based method involving the development of educational products by the students. 1 table. 4 sources.

Key words: active learning methods; research; technical and educational situation; experiment; role- playing game; integrated project.

Особенностью отечественного профессионального образования на протяжении длительного периода времени являлось повышенное внимание к усвоению студентами теоретических знаний. Однако учитывая, что за последние десятилетия увеличение объема знаний происходит в геометрической прогрессии, возникает необходимость развития у будущих специалистов таких личностных качеств, которые обеспечат им адаптацию в быстро меняющихся условиях современного производства, способности к самообразованию, а также готовности оценивать ситуацию и принимать разумные решения в профессиональной деятельности. Другими словами, речь идет об опережающей профессиональной подготовке, направленной на развитие у человека природной предрасположенности к получению знаний и переходу от концептуального осмысления действительности к решению прикладных социальных, управленческих, организационных, технологических задач [1].

Решение этих задач авторы видят в использовании активных методов обучения - метод исследования, эксперимента, игры, комплексных проектов - при изучении фундаментальных дисциплин, в частности, дисциплины «Прикладная физика в теплоэнергетике».

По мнению авторов, активные методы обучения, вовлекая студентов в обстановку условной профессиональной действительности, развивают гибкость мышления и поведения, а также коммуникативные способности, насыщая тем самым их интеллектуальную деятельность.

В перечне обязательных видов профессиональной деятельности, которыми должен овладеть выпускник - бакалавр по направлению подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника», присутствует научно-исследовательская деятельность, которая включает:

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов;

- проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок [2].

Будущий инженер должен осуществлять научно-исследовательскую деятельность на профессиональном уровне. Это значит, что развивать исследова-

тельские навыки необходимо уже на начальном этапе профессиональной подготовки студентов в вузе.

Метод исследования применяется авторами при решении технико-образовательных ситуаций, связанных с экологической проблематикой, возникающей при производстве и использовании электрической и тепловой энергии.

Технико-образовательная ситуация - это ситуация образовательного напряжения, следствием которой является интеллектуальное затруднение, возникающего у студента в случае, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми ему способами и должен найти новый. При этом возникает потребность активно мыслить, и, главное, отвечать на вопросы «как» и/или «почему». А потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать. Таким образом, технико-образовательная ситуация ставит студента в условия, требующие от него делать выбор и принимать ответственные решения.

Решение технико-образовательной ситуации предполагает осуществление двух видов учебно-профессиональной активности студентов: теоретической (ориентировочно-исследовательской) и практической (профессионально-преобразовательной).

Теоретическая активность студентов, протекающая как исследование технико-образовательной ситуации, нацелена на получение знаний о ней как интегративной целостности.

Практическая активность студентов обеспечивает решение данной технико-образовательной ситуации с обязательным учетом экологических требований к производству и использованию электрической и тепловой энергии.

Технико-образовательная ситуация, сочетая в себе оба вида учебно-профессиональной активности, строится по разработанной авторами схеме исследования технико-образовательной ситуации, состоящей из двух уровней: «функциональная структура» (технологический) и «технико-образовательная ситуация - среда» (интегративный).

Уровень «функциональная структура» в свою очередь расчленяется на три подуровня - гуманитарный, естественнонаучный и технический аспекты, с выделением структурных особенностей каждого подуровня и взаимосвязи между ними.

Уровень «технико-образовательная ситуация -среда» обеспечивает экологический аспект выделенной технико-образовательной ситуации (влияние на

природу и человека), а также личностное понимание ние начальных позиций, мнений, самоопределение по студентами рассматриваемой проблемы и необходи- отношению к разнообразию мнений и способов реше-мости личного участия в ее решении (таблица). ния, систематизация полученных результатов);

Уровни исследования технико-образовательной ситуации

Функциональная структура Технико-образовательная ситуация - среда

Гуманитарный аспект Естественнонаучный аспект Технический аспект Влияние на природу Влияние на человека

Анализ технико-образовательной ситуации на каждом из уровней ограничивается рассмотрением существенных её свойств и признаков, обеспечивающих формирование знаний о ней как интегративной целостности.

Для исследования технико-образовательной ситуации студентам предлагается решить учебно-познавательные и учебно-профессиональные задания, направленные на реализацию выделенных уровней исследования образовательной ситуации.

Учебно-познавательные задания предполагают целостную и углубленную проработку рассматриваемой технико-образовательной ситуации, её исследование с позиций гуманитарных, естественных и технических наук и включают следующую последовательность в действиях:

- создание (фиксация) учебного напряжения (целенаправленное создание учебной напряженности преподавателем; возникновение проблемы или вопроса в ходе непредвиденного противоречия, несоответствие полученных результатов ожидаемым, затруднения при решении задачи, разнообразие мнений по рассматриваемому вопросу и др.);

- определение технико-образовательного объекта (формулирование исходной для анализа технико-экологической проблемы, связанной с получением и применением электрической и тепловой энергии, её обозначение в виде физической системы; описание физической системы конкретными физическими величинами как целостности);

- конкретизация технико-образовательного объекта (формулирование задачи; рассмотрение соответствующего физического и (или) химического явления и его интегративная характеристика в гуманитарном, естественнонаучном и техническом аспектах; установление взаимосвязей между физической системой, физическим и (или) химическим явлениями и окружающей средой (человеком, природой)).

Учебно-профессиональные задания предполагают следующие этапы:

- решение технико-образовательной ситуации (проведение экспериментальных исследований физических и химических явлений и процессов, лежащих в основе получения электрической и тепловой энергии, выявление физико-технических причин сбоев в работе теплоэнергетического оборудования, определение оптимальных путей выхода из чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на объектах теплоэнергетики);

- обобщение полученных результатов (обсуждение, дискуссии, сопоставление и (или) переопределе-

- рефлексия деятельности (обозначение и оценка полученных результатов, осознание методологии деятельности отдельных студентов и всех вместе, формулирование окончательного или открытого решения технико-образовательной ситуации, её практического использования, личностное отношение к рассматриваемой проблеме).

Благодаря использованию метода исследований при решении технико-образовательных ситуаций у студентов формируется обобщенный способ видения физико-технических и экологических проблем, возникающих при производстве и использовании электрической и тепловой энергии. Будущие инженеры-теплоэнергетики демонстрируют умение практического решения физико-технических и экологических проблем на местном, локальном уровне.

Эксперимент играет особую роль в профессиональной подготовке будущего инженера и направлен на овладение студентами способами деятельности. Авторами эксперимент рассматривается как один из видов учебно-профессиональной задачи и непременно учитывается при организации учебных занятий. Эксперимент - это выполнение практических заданий на приборах, установках, стендах, а также компьютерное моделирование различных технических процессов и явлений, проведение которых в лабораторных условиях затруднено или невозможно (например, работа ядерного реактора).

Достоинством метода эксперимента является то, что он может с успехом использоваться как на лекциях (демонстрационный эксперимент), так и во время практических занятий (лабораторный эксперимент).

Демонстрационный эксперимент осуществляется на лекционном занятии при изучении нового материала и обеспечивает актуализацию решаемой при этом проблемы. Так, при разработке демонстрационного эксперимента «Изучение работы фоторезистора и фотоэлемента с внешним фотоэффектом» было учтено, что в г. Усолье-Сибирское существует производство по выпуску поликристаллического кремния, используемого при создании фотоэлектрических устройств. Была организована экскурсия студентов на ООО «Усолье-Сибирский силикон», где они имели возможность познакомиться с процессом получения солнечного кремния. Регионоведческий характер данного экспериментального исследования обеспечивает мотивацию студентов в определении будущего места работы.

Лабораторный эксперимент позволяет студентам познакомиться с устройством и принципом действия приборов и технических установок. Так, лабора-

торная работа «Исследование цепи переменного тока с активным и емкостными сопротивлениями» позволяет студентам не только определить необходимые физические величины (активное и емкостное сопротивления, емкость конденсаторов, активную мощность цепи, коэффициент мощности), но и выявить пути повышения коэффициента мощности, что является важной производственной задачей и касается не только технической стороны вопроса, но и ответственности специалиста в вопросах трудовой дисциплины.

При использовании метода эксперимента у студентов формируются:

знания:

- необходимого теоретического материала;

- методов и средств измерений;

- правил техники безопасности при работе в учебной лаборатории;

умения:

- применять теоретические знания в конкретной практической ситуации;

- осуществлять постановку задачи и устанавливать последовательность шагов по её решению;

- работать с измерительными приборами;

- выбирать и применять адекватные средства вычислительной техники;

- грамотно осуществлять математическую обработку результатов эксперимента;

- анализировать полученный результат;

- работать с учебной и справочной литературой;

навыки:

- чтения и построения графиков, схем, чертежей;

- правильного оформления результатов эксперимента.

Отмечено, что при проведении эксперимента у студентов:

- расширяется круг знаний по рассматриваемой проблеме, причем знания и навыки воспринимаются ими в ненавязчивой форме естественного, а не принудительного запоминания значительных объемов информации;

- появляется возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» в системах межличностных отношений «студент - студент» и «студент - преподаватель»;

- исчезает желание «отсидеться», так как сами условия эксперимента исключают пассивную позицию;

- проявляется ответственность за результаты коллективной работы;

- отмечается позитивное отношение к выполнению требований техники безопасности при выполнении лабораторного эксперимента.

Такого рода знания, умения и навыки позволяют студентам более ответственно подходить к работе с техническими установками, осознавать возможные последствия, которые могут возникнуть при несоблюдении правил техники безопасности.

Одним из наиболее эффективных путей повышения учебно-профессиональной активности студентов является также деловая игра, так как она позволяет перенести их в обстановку условной действительности современного производства.

К достоинствам данного метода обучения относятся:

- организация совместной деятельности студентов и преподавателя, в ходе которой осуществляется реальная исследовательская деятельность студентов по решению конкретной проблемы за счет анализа конкретной практической ситуации;

- выбор разнообразных способов действий, соответствующих рассматриваемой практической ситуации и специфике проблемы;

- развитие у студентов мыслительных и коммуникативных способностей.

Проведению деловой игры предшествует этап её подготовки, в ходе которого участниками (студентами и преподавателем) определяются:

- проблема, отражающая ключевые моменты будущей профессиональной деятельности студентов: производство и применение электрической и тепловой энергии и связанные с ними экологические вопросы;

- тема, соответствующая учебной программе;

- цель, направленная на решение экологических вопросов, связанных с производством и применением электрической и тепловой энергии;

- предмет как имитационная модель реальной действительности;

- функции и роли «специалистов»;

- место деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содержание учебного материала;

- игровые задания, содержащие некоторые противоречия, способные вызвать у студентов состояние затруднения.

К особенностям деловой игры авторы относят её квазипрофессионализм, поскольку она сочетает в себе элементы как обучения, так и профессиональной деятельности, обеспечивает «вживание» в инженерную профессию. Например, игра «Современная энергетика: за и против» предполагает экологическую оценку последствий производства и использования разных видов энергии. Участниками игры становятся: инженеры-энергетики (сотрудники ГЭС, ТЭС, АЭС), эколог по общим проблемам, специалист по радиационной безопасности, физик-ядерщик, радиобиолог, врач-онколог, экономист, представитель местных СМИ. Дискуссия, которая разворачивается между «специалистами», направлена на решение проблемы обеспечения экологической безопасности при производстве и использовании электрической и тепловой энергии.

Практика использования данного метода обучения на начальных курсах в техническом вузе позволила выделить три аспекта, актуальных в профессиональной подготовке будущих инженеров-теплоэнергетиков:

- у студентов отмечается любознательность, высокая мотивация, интерес, эмоциональный подъем;

- обеспечивается подготовка к профессиональной деятельности, так как студенты учатся практическому применению своих знаний;

- послеигровое обсуждение помогает критически осмыслить собственную деятельность и проанализировать деятельность других.

Таким образом, деловая игра посредством «серь-

езной» деятельности по решению реальных («из жизни») проблем позволяет студентам интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявить творческую инициативу, испытать себя на профессиональную пригодность, выполняя действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в реальной профессиональной или жизненной ситуации.

К числу обязательных видов деятельности бакалавра теплоэнергетического профиля относится рас-четно-проектная и проектно-конструкторская деятельность. Поэтому в своей работе авторы обратились к идее проектного обучения, в основу которого был положен метод комплексных проектов, позволяющий решать физико-технические проблемы и получать при этом практические результаты, которые можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Необходимо отметить, что метод проектов в образовании далеко не нов: в отечественной системе технического образования всегда много внимания уделялось проектной деятельности (курсовые, дипломные проекты). Исследователи Д.В. Чернилевский, А.В. Хуторской и другие определяют значимость метода проектов в разделении и упорядочении труда, самоуправлении, самодисциплине, межгрупповом соревновании в качестве и эффективности решения комплексных задач, общеполезного дела, ответственности каждого за общий успех и ответственности всех за успех каждого. При этом обучаемые вовлечены в познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему с целью получения нового образовательного продукта. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить» [3, с. 66] - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В контексте профессиональной подготовки специалистов технического профиля в условиях преподавания фундаментальных дисциплин комплексное проектирование рассматривается авторами как деятельность, направленная на:

- приобретение необходимых знаний гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин;

- постановку цели действия в соответствии с объективными законами природы и общества и конкретной учебно-профессиональной задачей;

- определение реальности и достижимости цели.

Специфика комплексного проекта в том, что готовые систематизированные знания по рассматриваемому вопросу фактически отсутствуют. Их поиск, установление истинности и непротиворечивости -задача студента.

Процесс создания комплексного проекта проходит два основных этапа: познавательно-описательный и профессионально-практический.

Первый этап, выступающий в роли теоретического исследования, представляет познавательное движение от существенных целостных физических свойств объекта исследования к анализу их происхождения -

выделению структуры, характеристик, установлению системообразующих связей.

Второй этап нацелен на решение студентами учебно-профессиональных задач и ориентирован на выбор:

- оптимальных условий взаимодействия объекта познания и окружающей среды (природы, человека);

- оптимального режима работы рассматриваемых теплоэнергетических устройств, обеспечивающего надежность их эксплуатации.

При защите комплексного проекта учитываются:

- ясность и логика изложения;

- владение словом;

- умение заинтересовать аудиторию;

- техническое обеспечение (действующая модель, видеофильм, компьютерная программа и др.).

Очень важным моментом профессионально-практического этапа комплексного проекта является рефлексия студентами своей деятельности как осознание полученных результатов с точки зрения:

- производственной и экологической эффективности;

- продуктивности;

- соответствия поставленным задачам.

При выполнении комплексного проекта «Радиофобия или радиоэкология? Выбор есть!» студентами исследуются причины возникновения радиофобии у людей.

Познавательно-описательный этап включает:

- комплексное представление явления радиоактивности с позиций естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин (история открытия, физические и химические свойства радиоактивного излучения, биологическое воздействие ионизирующего излучения на клеточную структуру, нравственный аспект использования радиоактивного излучения, технические методы наблюдения и регистрации ионизирующих излучений);

- анализ радиационного состояния биосферы (естественный и искусственный фон планеты).

При проведении профессионально-практического этапа работы над проектом было учтено наличие в Иркутской области радиационно-опасных производственных объектов, использующих источники ионизирующих излучений, а также информация о том, что на территории Иркутской области было проведено два подземных ядерных взрыва по заказу Мингео СССР с целью глубинного сейсмического зондирования земной коры: «Метеорит-4» (10 сентября 1977 г. к северо-востоку от г. Усть-Кут) и «Рифт-3» (31. Июля 1982 г. в 80 км к северу от районного центра - п. Оса) [4].

Вызывает тревогу «дикий» отдых жителей Иркутской области, других регионов страны, а также иностранных туристов на радоновых источниках, расположенных в курортных зонах Республики Бурятия (пп. Аршан, Жемчуг, Нилова Пустынь и др.).

Поэтому особое внимание уделяется вопросам:

- переработки и захоронения радиоактивных отходов;

- радоновой радиоактивности и мерам по уменьшению ее воздействия на человека;

- влияния на здоровье человека солнечного излучения в периоды солнечной активности.

В бытовых условиях человек находится под воздействием электромагнитного излучения, источниками которого являются работающие электроприборы, персональные компьютеры, сотовые телефоны. Очень популярным среди женской части населения становится посещение солярия. Исходя из этого, необходимым элементом проекта является просвещение студентов по вопросам радиационной безопасности, включающее:

- рекомендации по стабилизации естественного фона и уменьшении искусственного фона Земли;

- правила пользования бытовой техникой, компьютерами, сотовыми телефонами и т.д.

- правила поведения при авариях с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ на производстве.

Использование метода комплексных проектов показывает, что студенты учатся выявлять внутренние причины рассматриваемых проблем, а не довольствоваться их внешними проявлениями, а также выдвигать гипотезы, позволяющие на основе уже полученных результатов исследования одного направления проявления проблемы решать другие направления её проявления.

Студентам предлагается выбрать конкретную тему комплексного проекта и форму деятельности - индивидуальную или групповую. При этом перед ними ставится сложная задача - «спрогнозировать», что будет потом.

В результате применения метода комплексных проектов у студентов формируются такие личностные характеристики как:

- активная жизненная позиция, то есть умение организовать себя и других;

- умение работать в «команде» и принимать коллективные решения;

- способность диалогического общения;

- трудолюбие;

- способность и готовность применять полученные знания при решении учебно-профессиональных задач;

- персональная ответственность за принятие решений.

Таким образом, можно отметить, что в Применяя активные методы обучения (методы исследования, эксперимента, игры, проектов) мы отмечаем, что происходит усиление учебно-профессиональной активности студентов. Они не могут оставаться в стороне от рассматриваемых вопросов - им это интересно! Ведь проблемы, возникающие при решении учебно-профессиональных задач в процессе профессиональной подготовки, требуют своего скорейшего разрешения, а, следовательно, обсуждаются всеми студентами в группе. В этом процессе происходит генерация идей, реализуемых в дальнейшем в комплексном проекте, деловой игре, исследовании, эксперименте. Очень важным при этом является то, что формируется речь студентов, их отношение с окружающими, контактность, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, умение убеждать.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что использование активных методов обучения позволяет осуществить движение от деятельности студентов по освоению реальности к внутренним личностным приращениям, то есть формированию личностного отношения будущих специалистов к рассматриваемым проблемам, а, следовательно, к будущей профессиональной деятельности.

Статья поступила 08.11.2013 г.

Библиографический список

1. Сливина Т.А., Кунстман Е.П. Выявление и анализ педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. 2008. № 1.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020300 «Химия, физика и механика материалов» (квалификация (степень) «бакалавр»); утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 г. № 537 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.08.2010 г. № 18068) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 /29/ (дата обращения: 07.09.2013).

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ «Академия», 2007. 272 с.

4. Старцев В. Путешествие на Ford Ranger к месту подземного ядерного взрыва «Рифт-3» в Иркутской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://travel.drom.ru/19390/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.