3. Кустова Г.И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть) // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 47-55.
4. Кустова Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 472 с.
5. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: монография / отв. редактор Л.Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. 352 с.
6. Филипенко М.В. Следы «пути» в высказывании // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 308-314.
7. Холдеева Е.Ю. Процесс оценивания в семантике глаголов показа (на материале современного английского языка) // Вестник ИГЛУ. 2014. № 2 (27). С. 98-103.
8. ABBYY Lingvo x3. Английская версия [Электронный ресурс]. М., 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
9. British National Corpus [Электронный ресурс]. URL:
http://www.natcorp.ox.ac.uk/ (27.05.2015).
10. Cambridge Dictionaries Online [Электронный ресурс]. URL: http://dictionary.cambridge.org (25.05.2015).
11. Corpus of Contemporary American English [Электронный ресурс]. URL: http://corpus.byu.edu/coca/ (24.05.2015).
12. Hornby A.S. The advanced learner's dictionary of current English. М.: АСТ, 2006. 1566 р.
13. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh. The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought. Perseus Books Group, 1999. 624 p.
14. Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow: Longman, 2000. 1668 p.
15. Longman English Dictionary Online [Электронный ресурс]. URL: http://www.ldoceonline.com/ (24.05.2015).
16. Longman. Longman Essential Activator. London: Longman dictionaries, 1997. 997 p.
17. Oxford Learner's Dictionaries [Электронный ресурс]. URL: http://oaadonline.oxfordlearnersdictionaries.com (25.05.2015).
18. TheFreeDictionary by Farlex [Электронный ресурс]. URL: http://www.thefreedictionary.com (24.05.2015).
УДК (075.8) 371
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
© И.П. Шулья1
Иркутский национальный исследовательский технический университет (филиал в г. Усолье-Сибирском), 665470, Россия, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65.
Поднимается вопрос об особенностях профессиональной подготовки будущих инженеров, обусловленных необходимостью развития деловых и личностных качеств, обеспечивающих им адаптацию в быстро меняющихся условиях современного производства. Говорится о необходимости использования элементов инженерной подготовки уже на этапе преподавания фундаментальных дисциплин, направленных на приобретение студентами опыта решения учебно-профессиональных задач.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; компетентностный подход; профессиональная компетентность; инженерная проблема.
TO THE FEATURES OF FUTURE ENGINEER PROFESSIONAL TRAINING I.P. Shulia
Irkutsk National Research Technical University (Usolie-Sibirskoye branch), 65 Mendeleev St., Irkutsk region, Usolie-Sibirskoye, 665470, Russia.
The article treats the question of the features of future engineer professional training determined by the need in business and personal qualities development that allow young specialists to adapt to the rapidly changing conditions of modern industry. It is noted that it is necessary to introduce the elements of engineering training as early as at the stage of teaching fundamental disciplines directed at students' acquisition of experience in solving educational and professional problems.
Keywords: professional training; competence approach; professional competence; engineering problem.
Современному производству свойственны сложный, динамичный характер и высокий уровень ответственности, что предполагает глубокое понимание инженером всех производственных процессов с учетов их взаимосвязи, особенно на этапе эксплуатации. Именно от правильности действий инженера зависит, будет ли оперативно ликвидировано возникшее нарушение штатного режима или же оно разовьется в серьезную аварию, способную повлечь за собой тяже-
лые последствия.
Студенты - будущие инженеры - должны уметь не только воспроизводить полученную информацию, но и самостоятельно мыслить, быть готовыми к реальным жизненным ситуациям, осознавать ответственность за последствия своих решений и действий.
Важным в решении перечисленных задач мы считаем выявление особенностей профессиональной подготовки будущих инженеров и учет их в образова-
1Шулья Ирина Петровна, старший преподаватель кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89086422737, 89246268330, e-mail: [email protected]
Shulia Irina, Senior Lecturer of the Department of General Engineering Training, tel.: 89086422737, 89246268330, e-mail: [email protected]
тельном процессе технического вуза.
Исходя из этого, нами были определены следующие особенности профессиональной подготовки будущих инженеров.
Первая особенность - переход на двухуровневую систему подготовки кадров в вузах.
При этом возникает проблема: как обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, необходимых современному производству, в условиях существенного сокращения ее сроков.
Решение указанной проблемы видится в принципиальном обновлении всего образовательного процесса в высшей школе.
Главной целевой установкой в реализации ФГОС ВПО III поколения является формирование компетенций, которые позволят будущему профессионалу быть адаптивным к изменяющимся условиям на рынке труда, дадут возможность к самореализации в разнообразных сферах производственной деятельности.
Поэтому в качестве концептуальной основы ФГОС ВПО рассматривается компетентностный подход, отвечающий требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, личности и принципам Болонского и Копенгагенского процессов, в рамках которых Россия взяла на себя обязательства присоединения к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, в том числе - по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.
Актуальность компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих инженеров обусловлена тем, что для технического вуза при любых условиях характерна тенденция к модернизации, связанная с необходимостью соответствия профессиональной подготовки инженеров уровню достижений научно-технического прогресса. Быстрое старение технических знаний вследствие технологической революции требует постоянного обновления содержания курсов в техническом вузе, и в этом смысле модернизация профессиональной подготовки инженеров имеет место всегда [1, 2].
Целью профессиональной подготовки специалистов любого профиля является профессиональная компетентность, которая рассматривается как совокупность профессиональных и индивидуально-психологических качеств и свойств личности, обеспечивающих эффективную реализацию профессиональной деятельности.
Исходя из этого, мы, вслед за С.Г. Тамбиевым, рассматриваем профессиональную компетентность и профессиональную деятельность как взаимно детерминированные категории: профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных видов профессиональной деятельности и в ее предметном поле, а содержание деятельности, в свою очередь, определяет структуру и состав компетентности как комплекса профессиональных компетенций [4].
Для нас также важным представляется подход Э.Ф. Зеера, трактующего профессиональную компетентность как способность мобилизовать свои знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации и принимать в этой связи адекватные решения, позволяющие достигнуть значимого результата в профессиональной деятельности. Причем в качестве компетенций данный автор рассматривает обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [3].
Основываясь на изложенном, мы под профессиональной компетентностью инженера понимаем не столько наличие значительного объема профессиональных знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в процессе инженерной деятельности и нести личную ответственность за все решения и действия. Поэтому мы рассматриваем профессиональную компетентность как комплексный показатель конечного результата профессиональной подготовки будущих инженеров.
Сказанное выше позволяет нам выделить вторую особенность профессиональной подготовки будущих инженеров: требования к специалисту, вытекающие из профессиограммы «Инженер» и ФГОС ВПО по направлению подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника»:
- уметь собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по определенной теме;
- владеть навыками проектирования новой техники, участия в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий, во внедрении разработанных технических проектов и решений в производство, действий по их грамотной эксплуатации;
- применять на практике методы исследования;
- разрабатывать и внедрять рациональные методы защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий и катастроф;
- самостоятельно принимать ответственные решения [1].
Перечисленные виды деятельности инженера априори носят коллективный характер, так как успех инженерного труда обеспечивается слаженной работой всех участников производственной команды, основу которой составляют производственно и личност-но значимые межличностные отношения.
Поэтому мы выделяем в профессиональной подготовке будущих инженеров следующие направления компетентностного подхода, которые, на наш взгляд, позволяют реализовать указанные требования к инженерному специалисту:
1. Обеспечение личностной направленности профессиональной подготовки будущих инженеров, проявляемое в:
- учете ценностных ориентаций, мотивов, интересов, потребностей студентов и предоставлении возможности увидеть свой профессиональный и личностный рост, оценить свои достижения;
- создании ситуаций выбора, направленных на обучение студентов проявлять гибкость ума, самостоятельность и независимость мышления, умение держать удар;
- усилении коммуникативной активности, позволяющей студенту, осознавая себя частью команды, учиться изобретательству, рациональности, скрупулезности, ответственности за свои действия.
2. Обучение решению учебно-профессиональных задач путем погружения в деятельность, позволяющее обогатить будущего инженера:
- профессионально ориентированными знаниями;
- умениями грамотно эксплуатировать технические установки;
- высоким уровнем концентрации, распределения и устойчивости внимания;
- готовностью к обучению и переобучению.
Мы полагаем, что в формате профессиональной подготовки будущих инженеров выделенные направления компетентностного подхода позволят сформировать ценный опыт решения инженерных проблем, лежащий в основе требований к профессиональным и общекультурным компетенциям выпускников технических вузов.
Поэтому в качестве третьей составляющей профессиональной подготовки будущих инженеров мы называем решение инженерных проблем, которые для выпускников инженерных программ первого и второго уровней обладают рядом особенностей (табл. 1).
Выделяя характеристики инженерных проблем, мы опирались на А.И. Чучалина [5], так как он:
- рассматривает инженерную проблему как комплекс инженерных задач из различных областей знаний;
- обосновывает необходимость использования методов моделирования, основанного на переводе информации о реальном объекте в математические символы и на выполнение операций с ними;
- определяет значимость анализа процессов,
происходящих в техническом устройстве (должен производиться непосредственно с использованием физических процессов, лежащих в основе его принципа действия);
- выделяет необходимость учета контекстных последствий инженерных проблем (влияние инженерных проблем не только на технику и технологию, но и связанные с ними экологию, социальные сферы и др.), а также их многокомпонентность и многоуровневость (инженерные проблемы связаны с наличием ряда факторов, влияющих на их решение).
Характеризуя выделенные инженерные проблемы, мы отмечаем присущее им общее свойство - мно-гоаспектность. На основании этого мы выделяем четвертую особенность профессиональной подготовки будущих инженеров - решение многоаспектных задач. Здесь видим возможность для формирования ценного опыта решения комплексных и инновационных инженерных проблем.
Анализируя ФГОС ВПО по направлению подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» в аспекте решения комплексных и инновационных инженерных проблем, мы обосновали многоаспектные задачи профессиональной деятельности инженеров-теплоэнергетиков, имеющих степени бакалавра и магистра, на предприятиях энергетической промышленности (табл. 2).
Из анализа многоаспектных задач мы расставляем следующие акценты профессиональной деятельности инженеров-теплоэнергетиков, обладающих степенями бакалавра и магистра.
1. Инженер-теплоэнергетик со степенью бакалавра, проектируя техническое устройство известного типа, решает задачи из самых разных научных и технических областей математики, механики, теплотехники, электротехники, гидро- и газодинамики, материаловедения, экологии, экономики и др. Для этого в процессе профессиональной подготовки он должен приобрести:
Таблица 1
Сравнительные характеристики инженерных проблем_
Комплексная инженерная проблема Инновационная инженерная проблема
Охватывает широкий спектр различных инженерно-технических и др. вопросов Является специализированной и предполагает глубокое изучение инженерно-технических и др. вопросов
Не имеет очевидного решения, требует абстрактного мышления, оригинального анализа и построения соответствующих моделей Не имеет однозначного решения, требует глубокого анализа и построения моделей высокого уровня
Требует для решения знаний, позволяющих использовать аналитический подход, основанный на фундаментальных принципах Требует для решения междисциплинарной основы и комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, их использование «неожиданным образом»
Может включать нечасто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений Как правило, включает нечасто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений
Охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором требований, в том числе противоречивых Фокусируется чаще всего на целевой группе заинтересованных сторон
Имеет значительные контекстные последствия Имеет существенные контекстные последствия
Является сложной многокомпонентной Является сложной многоуровневой
Таблица 2
Многоаспектные задачи профессиональной деятельности инженеров-теплоэнергетиков
Бакалавр Магистр
1. Использует методы математического моделирования, основанного на переводе информации о реальном объекте, например тепловом двигателе, в математические символы и решении соответствующих уравнений. 2. Проводит анализ процессов, происходящих в теплоэнергетическом устройстве (например, в тепловом двигателе), используя фундаментальные законы физики, лежащие в основе принципа его действия. 3. Осуществляет подбор и использование нестандартных комплектующих, применяя их оптимальным образом. 4. Принимает компромиссные решения, соответствующие теплоэнергетическим устройствам общего применения, потребителями которых являются различные отрасли промышленности. 5. Учитывает влияние принимаемых решений не только на технику и технологию, но и на связанные с ними экологию, социальную сферу и др. 6. Использует техническое задание, содержащее требования к основным характеристикам устройства с учетом целого ряда ограничений (электрических, механических, тепловых, экологических и др.) 1. Глубоко изучает инженерно-технические и др. вопросы в области теплоэнергетики. 2. Использует методы оптимизации и математического моделирования на основе сложных систем уравнений (дифференциальных, интегральных и др.), что позволяет найти наилучшее решение из всех возможных. 3. Применяет инновации как в конструкции теплоэнергетического устройства, так и в схеме его управления, используя при этом новые материалы и новые технологии (например, нанотехнологии). 4. Подбирает и оптимально использует нестандартные комплектующие, а в случае их отсутствия занимается разработкой новых комплектующих. 5. Акцентирует внимание на применении теплоэнергетических устройств и установок в определенных отраслях (оборонная промышленность, авиационно-космическая техника и др.). 6. Улучшает технику и технологию, изменяя их суть, а также связанные с ними экологию, социальную сферу и др. 7. Применяет новые материалы при сохранении конструкции, рабочей схемы и т.д., решая материаловедческие задачи на высоком уровне (сложные математические модели, физические эксперименты)
- знания использовать методы математического моделирования, основанного на переводе информации о реальном объекте (например, тепловом двигателе) в математические символы и решении соответствующих уравнений;
- умения проводить анализ процессов, происходящих в теплоэнергетическом устройстве, с использованием фундаментальных законов физики, лежащих в основе принципа его действия; осуществлять подбор и использование нестандартных комплектующих, применяя их оптимальным образом;
- владение навыками принимать компромиссные решения, соответствующие теплоэнергетическим устройствам общего применения, потребителями которых являются различные отрасли промышленности; учитывать влияние принимаемых решений не только на технику и технологию, но и на связанные с ними экологию, социальную сферу и др.; использовать техническое задание, содержащее требования к основным характеристикам устройства с учетом целого ряда ограничений (электрических, механических, тепловых, экологических и др.).
2. Инженер-теплоэнергетик, обладающий степенью магистра, проектирует техническое устройство нового типа. Он, работая в команде, решает более сложную задачу, чем инженер со степенью бакалавра, однако в более узкой области знаний (теплотехника, механика и т.д.). Для этого он должен:
- знать методы оптимизации и математического моделирования на основе сложных систем уравнений (дифференциальных, интегральных и др.), что позво-
ляет найти наилучшее решение из всех возможных;
- уметь применять инновации одновременно и в конструкции, и в схеме управления, используя при этом новые материалы и новые технологии (например, нанотехнологии); подбирать и использовать нестандартные комплектующие, применяя их оптимальным образом, а в случае их отсутствия занимается разработкой новых комплектующих; акцентировать внимание на применении теплоэнергетических устройств и установок в определенных отраслях (оборонная промышленность, авиационно-космическая техника и др.);
- владеть навыками улучшать технику и технологию, изменяя их суть, а также связанные с ними экологию, социальную сферу и др.; применять новые материалы при сохранении конструкции, рабочей схемы и т.д., решая материаловедческие задачи на высоком уровне (сложные математические модели, физические эксперименты).
Приведенный анализ дает представление о характере профессиональной подготовки будущих инженеров-теплоэнергетиков, которая предполагает достижение бакалавром и магистром теплоэнергетического профиля результатов, позволяющих им решать соответственно комплексные и инновационные инженерные проблемы в энергетике.
Указанные результаты мы называем профессиональной компетентностью, которая впоследствии перерастает в высокий профессионализм. При этом мы видим высокий профессионализм в единстве профессиональной компетентности и опыта, связанного с
профессиональной деятельностью. Однако опыт приходит со временем, а профессиональную компетентность будущий инженер получает в процессе профессиональной подготовки в вузе, ориентированной на овладение определенными знаниями, ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, т.е. тем, без чего человек лишен возможности получить современную профессию.
Исходя из этого, в качестве пятой особенности профессиональной подготовки будущих инженеров мы называем необходимость владения информацией о профессии:
- содержанием будущей профессиональной деятельности;
- занятостью инженерных кадров на рынке труда;
- востребованностью инженеров на промышленных предприятиях своего региона.
Важность рассмотрения данной особенности профессиональной подготовки будущих инженеров, на наш взгляд, обусловлена тем, что стремительное обновление современной техники и технологии производства предполагает высокий уровень специальной (инженерной) подготовки будущего инженера. Но базируется эта подготовка на знаниях фундаментальных дисциплин, преподаваемых на начальных курсах в техническом вузе. Так, на занятиях по предмету «Введение в специальность», преподаваемом на первом курсе, студенты знакомятся с основами будущей профессии инженера-теплоэнергетика, рассматривая технические вопросы получения и использования электрической и тепловой энергии в народнохозяйственном комплексе страны.
Однако, общаясь с первокурсниками, мы увидели, что студенты слабо представляют физические, экологические, гуманитарные аспекты современного энергетического производства и проблемы, связанные с ним. Беседы показали также, что они практически не владеют информацией о современном состоянии инженерного рынка труда, ограничиваясь лишь названиями крупных промышленных предприятий своего города и некоторых - в соседних городах.
Исходя из этого, основываясь на выше перечисленных особенностях профессиональной подготовки будущих инженеров, мы говорим о необходимости использования элементов специальной (инженерной) подготовки уже на этапе преподавания фундаментальных дисциплин.
Поэтому в профессиональной подготовке будущих инженеров мы выделяем формирование инженерно-образовательной компетенции студента технического вуза как фундамента его будущей профессиональной компетентности. Формирование инженерно-образовательной компетенции происходит на начальных (I, II) курсах технического вуза при изучении фундаментальных дисциплин (естественнонаучных, гуманитарных, технических) и включает в себя только те виды деятельности, в которых участвует студент, осваивая эти дисциплины.
В аспекте нашего исследования мы утверждаем, что в процессе профессиональной подготовки при изучении фундаментальных дисциплин у будущих
инженеров-теплоэнергетиков должен появиться опыт решения учебно-профессиональных задач, направленных на приобретение
профессионально ориентированных знаний фундаментальных дисциплин, которые позволяют:
- проникать в сущность рассматриваемых природных и технических явлений и процессов, лежащих в основе получения и использования электрической и тепловой энергий;
- устанавливать физико-химические основы энергетических процессов, происходящих в природе и технике;
- участвовать в мероприятиях по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями на объектах теплоэнергетики;
умений грамотно решать учебные технико-экологические проблемы:
- использовать знания естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин для составления целостного представления о рассматриваемой проблеме (анализ, сопоставление, оценивание разных фактов);
- проводить комплексный анализ факторов, возникающих при решении указанной проблемы и способных оказать неблагоприятное влияние на человека и окружающую среду;
- находить оптимальные решения в условиях конкретной проблемы;
владений навыками осуществления учебной инженерной деятельности:
- проведением экспериментальных исследований физических явлений и процессов, лежащих в основе получения электрической и тепловой энергии;
- соблюдением требований техники безопасности при проведении лабораторных испытаний;
- концентрацией внимания на одном виде деятельности;
- способностью уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- готовностью к поиску и сбору информации, необходимой для решения задачи.
Мы учитываем, что учебный процесс в вузе предполагает личностное развитие студентов, их взаимодействие друг с другом, с преподавателями, с внешним миром.
Поэтому в своей работе мы делаем акцент на учебной активности студентов в процессе их профессиональной подготовки.
В психолого-педагогической литературе активность (в пер. с лат. асйуиБ - деятельный) личности рассматривается с позиции деятельностного подхода, т.е. как часть деятельности, ее динамическая составляющая, основывающаяся на интересах и потребностях самой личности и направленная на преобразование окружающего мира.
Исходя из этого, мы полагаем, что учебная активность студентов технического вуза - это форма учебной деятельности, в ходе которой у будущих инженеров развиваются:
- гибкость ума (способность создавать и изме-
нять планы, способы решения учебно-профессиональных задач под влиянием изменений ситуации);
- самостоятельность и независимость мышления;
- ответственность за экологические последствия принимаемых решений;
- умение держать удар;
- рациональность;
- изобретательность;
- скрупулезность в работе;
Библиографический список
- направленность личности (ценностные ориентации, мотивы, интересы, потребности).
Выявленные нами особенности профессиональной подготовки будущих инженеров предполагают использование в учебном процессе активных форм и методов обучения, направленных на развитие деловых и личностных качеств, которые позволят им при осуществлении производственной деятельности решать многоаспектные инженерные задачи.
Статья поступила 18.09.2015 г.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» (квалификация (степень) «бакалавр»); утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. № 635 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.12.2009 г. № 15818) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/14/ (17.11.2014).
2. Вражнова М. Инженерная профессия сегодня // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 115-119.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Симанюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 216 с.
4. Тамбиев С.Г. Формирование технической компетенции у курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 20 с.
5. Чучалин А.И. Уровни компетенций выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 3-13.
УДК 37.012.1
СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ГЕНДЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ © Л.В. Яблонская1
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353908, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр. Ленина, 89.
Сущностные проявления женской субъектности очень часто мотивированы с ощущением собственного тела -важной доминантой в жизни женщины. Женское тело на протяжении истории человеческого существования являлось достойным предметом искусства, и одновременно способом ее, культуры, репрезентации, и имело социокультурную наполненность. Тело, представленное в единстве имиджа и многообразия кинестетических, мимических, визуальных и пантомимических атрибуций, свидетельствует о личных и социальных намерениях субъекта, его потребностях, стремлениях, о ценностной шкале внутреннего мира. Поэтому тело как форма субъектности и способ самовыражения женщины является очень благодарным исследовательским объектом. Ключевые слова: женская субъектность; телесность женщин; топология; телесная репрезентация.
SPECIFICITY OF FEMALE EMBODIMENT AS AN OBJECT OF GENDER PHILOSOPHY L.V. Yablonskaya
State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, 89 Lenin pr., Novorossiysk, Krasnodar Krai, 353908, Russia.
Essential manifestations of female subjectivity are often motivated by a sense of one's own body which is an important dominant in the life of a woman. Throughout the history of human culture woman's body translated some sociocultural loading and was treated as a worthy object of art as well as the way of culture representation. The body represented in the unity of image and diversity of kinesthetic, facial, visual and pantomimic attributions shows personal and social intents of the subject, his/her needs, aspirations, and the value scale of the inner world. Therefore, the body as a form of subjectivity and a means of women's self-expression is a very favorable research subject. Keywords: female subjectivity; female embodiment; topology; physical representation.
Анализируя сущность топологии женской субъектности, с достаточной необходимостью следует выделить уровень телесности, с которым всегда и неизбежно связана женская субъектность. Тело довольно долго оставалось «в тишине» и «в тени» исследований. Но хоть тело и является проявлением и частью
природы, причем достаточно личной и индивидуальной, сейчас признается, что оно также - весьма показательное культурное пространство. Уровень телесности может быть назван адекватным репрезентантом пространства субъектности, обладающим рядом выраженных функций. Во-первых, тело имеет статус
1Яблонская Людмила Валерьевна, доктор философских наук, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии, тел.: (918)3830110, e-mail: [email protected]
Yablonskaya Lyudmila, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Professional Pedagogics, Psychology and Cultural Studies, tel.: (918) 3830110, e-mail: [email protected]