УДК 342.813+37.091.212.5 ББК Ч466.4
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Петрова Ольга Сергеевна,
аспирант кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 644086 г. Омск, ул. Багратиона,92 кв.32; e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
АННОТАЦИЯ. Представлен опыт осмысления развития социально-профессиональной компетентности в современной педагогической науке и практике. Анализ структуры, сущности, понятия социально-профессиональной компетентности позволил выделить три уровня развития социально-профессиональной компетентности (минимальный, базовый, повышенный).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность, социально-профессиональная компетентность, уровни развития социально-профессиональной компетентности.
Petrova Olga Sergeevna,
Post-graduate Student of the Chair of Professional Pedagogy, Psychology and Management, Omsk State Pedagogical University, Omsk.
THE PROBLEM OF ESTIMATION OF THE SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS
KEY WORDS: competence; social-professional competence, levels of development of social-professional competence.
ABSTRACT: The paper presents the experience of understanding the social-professional competence in modern pedagogical theory and practice. Analysis of the structure, nature and concepts of social-professional competence made it possible to distinguish three levels of social-professional competence (minimal, basic, advanced).
В
настоящее время Российская Федерация переходит к образовательным стандартам третьего поколения в связи со вступлением в Болонский процесс. Согласно этим стандартам выпускник должен обладать определенным набором компетентностей, в том числе социальной и профессиональной, в сумме составляющих общую компетентность человека.
После окончания профессионального образовательного учреждения выпускник должен быть конкурентоспособным, мобильным, компетентным, стрессоустойчивым, коммуникабельным, уметь решать сложные профессиональные задачи нестандартным путем и т.д.
На сегодняшний день достаточно изучены профессиональная, коммуникативная и многие другие компетентности, вопросы развития социально-профессиональной компетентности остаются открытыми. Не выявлены этапы, последовательность развития социально-профессиональной компетентности и то, в какой среде развитие должно осуществляться.
В ФГОС СПО в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы указано, что выпускник должен обладать общими и профессиональными компетентностями, подробно расписанными для каждой специальности.
В результате проведенного анализа Федеральных государственных образовательных стандартов можно отметить, что
помимо профессиональных компетенций, которые направлены на выполнение профессиональных задач, указаны общекультурные компетенции, значительную часть которых занимают вопросы роли человека в обществе, взаимодействия, сосуществования в социуме («понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии», «работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством», «брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий»).
Во второй половине XX века было введено в научный аппарат понятие «компетентность», на протяжении длительного времени исследователи размышляли над разграничением понятий компетенция и компетентность, над трактовкой этих терминов, задавались вопросом какой из терминов уже и входит в состав второго, что их объединяет (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Джон Равен, А. В. Хуторской).
И. А. Зимняя отмечает, что понятие «компетенция» уже понятия «компетентность», первое входит во второе. Компетентность основывается на компетенции, но не исчерпывается ею [2]. Нами принято за основу определение И. А. Зимней, где компетентность трактуется как основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная деятельность человека.
Однако, как отмечает в своем исследовании М. Д. Лаптева, в образовательных стандартах отмечается недостаток содержа-
© Петрова О. С., 2013.
ния дидактических единиц для формирования компетентности социального взаимодействия в единой социально-профессиональной компетентности человека [4].
Как указывается многими исследователями, процессы измерения и оценивания владения, в данном случае развития социально-профессиональной компетентности, очень сложны. И. А. Зимняя считает, что вариантом разрешения данной проблемы является сопоставление оценки общей культуры человека, его воспитанности с оценкой компетентности [3]. Нами взято за основу определение автора: социально-профессиональная компетентность - личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека [3]. В своей статье И. А. Мазаева утверждает, что модель социально-профессиональной компетентности, сформулированная И. А. Зимней, открывает возможности для уточнения содержания других компетентностей, на примере иноязычной коммуникативной компетентности, в сумме составляющих общую компетентность человека [5].
Главным, ярким акцентом определения является то, что это качество можно сформировать, развить. В словаре С. И. Ожегова развитие понимается как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Для развития социально - профессиональной компетентности необходимо определить систему критериев и показателей развития. И. А. Зимняя определяет состав ключевых компетентностей и совокупность характеристик содержания компетентности: готовность к проявлению компетентности, владение знанием содержания компетентности, опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения; эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [3].
Таким образом, в структуре социально-профессиональной компетентности можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитив-
ный, поведенческий, ценностно-смысловой. Мотивационный компонент отражает готовность, интерес, стремление, потребность
руководствоваться в своем поведении общепринятыми нормами в обществе, в сотрудничестве с коллегами, к выполнению профессиональных задач. Когнитивный компонент основывается на знаниях содержания компетентности, о культуре, социальном взаимодействии, профессиональные знания. Поведенческий компонент характеризует умение, опыт применения компетентности в решении социально-профессиональных задач. Ценностно-смысловой компонент показывает отношение, значимость к содержанию компетентности к профессиональной деятельности, выполнению профессиональных задач стандартным и нестандартным путем.
Одной из фундаментальных категорий в педагогике, психологии, философии является категория «развитие». Развитие -это приобретение или улучшение, усовершенствование уже имеющихся у субъекта развития качеств, характеристик, это переход на более качественный уровень своего личностного развития, приближение к эталону, предъявляемого государством, обществом, образовательными учреждениями, работодателями к человеку. Таким образом, под развитием социально-профессиональной компетентности студентов мы понимаем целенаправленное изменение взаимосвязанных мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового компонентов социально-профессиональной компетентности, позволяющее адекватно взаимодействовать с обществом, руководствоваться общепринятыми нормами, ценностями, эффективно решать профессиональные задачи в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях.
Исследователи подходят к проблеме развития социально-профессиональной компетентности с различных позиций: развитие социально-профессиональной компетентности в учреждении НПО с точки зрения компетентностого подхода, уточнение содержания понятия «социально-профессиональной компетентности», разработка содержания критериального аппарата (Н. И. Нагимова) [7]; в учреждении ВПО с позиций личностно-деятельностного подхода, развитие социально-профессиональной компетентности рассматривается с помощью механизмов субъектной включенности студента в процессы социальнопрофессионального развития в учебной и внеучебной деятельности (Н. А. Мокеева) [6]; в контексте экзистенциально-антропологического подхода, на основе актуализации человеческого потенциала (Н. А. Гу-лиев) [1]; формирование социальнопрофессиональных компетенций на основе полипрофессионального взаимодействия
средствам рефлексивно-деятельностных коллективных форм обучения (Н. В. Па-пуловская) [8]. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу о том, что для развития социально-профессиональной компетентности авторы используют различные научные подходы, механизмы развития и т.д. в учреждениях НПО, ВПО. Каждый раз при этом сталкиваются с проблемой оценивания уровня развития социально-профессиональной компетентности. В нашем исследовании к проблеме развития социально-профессиональной компетентности мы подходим с точки зрения антро-поэкологического подхода, основными положениями которого является признание индивидуальности, особенности каждого обучающегося, опора на его субъектный опыт, формирование ценностного отношения к себе, окружающему миру, своей профессии, мотивация на культуротворчество, в культуротворческой среде колледжа. Данное обстоятельство определило необходимость выяснения следующих уровней раз-
вития социально-профессиональной компетентности в соответствии с концепцией нашего исследования: минимальный, базовый, повышенный.
Минимальный уровень характеризуется отсутствием ценностного отношения к профессионально деятельности и как следствие отсутствие мотивации к овладению профессиональными знаниями, навыками, нежелание, неумение работать в коллективе. На базовом уровне отмечается наличие интереса к профессии, осознание её значимости для общества, осознанное выполнение профессиональных задач, анализ выполненной работы. Повышенный уровень является достаточным для успешной деятельности, взаимодействия с другими участниками производственного процесса, умение решать производственные задачи в стандартных и нестандартных ситуациях. Характеристики уровней развития социально-профессиональной компетентности студентов указаны в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика уровней развития социально-профессиональной компетентности студентов
Компо ненты СПК Уровни развития социально-профессиональной компетентности студентов
Критический Допустимый Оптимальный
1 X о к 03 к £ ’К Отсутствие готовности, стремления к взаимодействию, сотрудничеству, решению социальнопрофессиональных ситуаций. Частичная готовность к овладению профессиональными знаниями, решению социальнопрофессиональных задач. Появление интереса, стремления к понятию содержания компетентности. Устойчивая мотивация на выполнение профессиональной деятельности, работы в коллективе. Высокая ответственность.
Когнитивный Пассивность в освоении профессиональных знаний. Способность решать производственные задачи только по шаблону. Знание основного профессионального понятийно-терминологического аппарата, допустимое для выполнения профессиональных задач, работе в коллективе. Самостоятельное выполнение профессиональных заданий. Проявление самостоятельности, индивидуальности в выполнении профессиональных задач. Наличие рефлексии результатов своей и совместной деятельности.
Поведенческий Отсутствие способности применять понятийнотерминологический аппарат в решении профессиональных задач, неумение работать в коллективе. Ориентация на шаблонное выполнение работы. Владение профессиональными знаниями и умение их применить на практике, во взаимодействии с другими участниками производственного процесса. Выполнение профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях. Активное взаимодействие с другими участниками производственного процесса.
Ценностно- смысловой Неразвитость ценного отношения к культуре, социальному взаимодействию в коллективе. Избирательное принятие ценностей своей профессии, работе в команде. Осознание ответственности за выполненную деятельность. Осознание значимости содержания компетентности, профессии для общества, эффективное сотрудничество в решении социальнопрофессиональных задач в стандартной и нестандартной ситуации.
Таким образом, характеристика уровней развития социально-профессиональной компетентности (минимальный, базовый, повышенный) упрощает диагно-
стику развития социально-профессиональной компетентности на различных этапах проведения исследования, вне зависимости от уровня образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулиев Н. А. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера регионального туризма (методология, теория, практика) : дис. доктора. пед. наук. Оренбург, 2007.
2. Зимняя И. А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя : мат-лы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
3. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос. 2006.
4. Лаптева М. Д. Компетентность социального взаимодействия в структуре единой социальнопрофессиональной компетентности / науч. ред. проф. И. А. Зимняя : мат-лы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
5. Мазаева И. А. Иноязычная коммуникативня компетентность в составе единой социальнопрофессиональной компетентности выпускника ВУЗА / науч. ред. проф. И. А. Зимняя; : мат-лы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
6. Мокеева Н. А. Развитие социально-профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной среде педагогического ВУЗа : дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Казань, 2010.
7. Нагимова Н. И. Формирование социально-профессиональной компетентности будущих рабочих НПО : дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ульяновск, 2009.
8. Папуловская Н. В. Формирование социально-профессиональных компетенций для полипрофессионального взаимодействия у будущих разработчиков програмных продуктов: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. каук. Екатеринбург, 2012.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. А. Шипилина.