УДК 378.147 ББК 74.202.5
Папуловская Наталья Владимировна соискатель г. Екатеринбург Papulovskayа Natalya Vladimirovna
Post-graduate
Yekaterinburg
Диагностика уровня социально-профессиональной компетентности студентов и оценка обучения The diagnostics of students social-professional competence level and education estimation
Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития его социально-профессиональной компетентности. Автор статьи выделяет пять таких уровней. В статье предлагаются способы диагностики уровня развития социально-профессиональной компетентности, основанные на когнитивном и творческом потенциале студентов.
A success of person in future professional and social life is formed by the level of their social and professional competence evolution. Author determines five levels competence. The article suggests the methods to diagnose the level of social-professional competence, based on students’ cognitive and creative potential.
Ключевые слова: компетентность, диагностика, модель преподавания, творческое мышление, профессиональная деятельность
Key words: competency, diagnostics, lecturing model, creative thinking, professional activity.
Одной из главных задач образования является создание благоприятных условий для обучения человека, способствующих реализации его жизненных целей с учётом общественных задач. Для этого проводится реформа системы образования, которая состоит в качественном преобразовании образовательного пространства. Под образовательным пространством понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, управление учебно-воспитательным процессом, а так же взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Изменение образовательных целей влечёт модификацию диагностического аппарата и критериев оценки результатов обучения. С позиции компетентно-стного подхода (закреплённого в Болонской декларации) нужно создать условия и реализовать механизмы, способствующие становлению социальнопрофессиональной компетентности будущих специалистов. Кроме того, необ-
ходимо диагностировать процесс становления компетентности на каждом этапе обучения.
В новых образовательных стандартах ставится задача формирования у выпускников вузов универсальных и профессиональных компетенций [4]. В соответствии с макетом государственного стандарта третьего поколения компетенции делятся на две большие группы. Первая группа - универсальные компетенции, включающая общенаучные компетенции (ОНК), инструментальные компетенции (ИК), социально-личностные компетенции (СЛК). Вторая группа - профессиональные, включающая предметно-специализированные компетенции.
В научно-педагогических работах Байденко В.И., Гришановой Н.А., Зимней И.А., Рябова В.В., Фролова Ю.В. и др. отмечается, что компетенцию можно рассматривать как образовательный успех относительно конкретного обучающегося, его способностей к собственному ответственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений. Таким образом, успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития его компетентности.
Компетентность состоит из некоторого количества компонентов: одни из них относятся к когнитивной сфере, другие к социальной. Анализ литературы в области компетентностного подхода в образовании показывает, что профессиональная компетентность человека тесно связана с социальными структурами общества. Поэтому резко отделять профессиональную компетентность специалиста от социальной компетентности было бы неверно. Мы согласны с позицией И.А. Зимней, которая определяет социально-профессиональную компетентность как единое целостное качество специалиста. «В таком понимании социально-профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций»[3]. Социальнопрофессиональная компетентность специалиста проявляется в его деятельности
и основывается на определённом уровне развития его интеллектуальных действиях, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение и др.
Основой для становления социально-профессиональной компетентности специалиста служит совокупность личностных качеств человека. На базе интеллектуального и личностного развития формируются социальные и профессиональные компетенции. В процессе деятельности они выявляются и выражают единую социально-профессиональную компетентность специалиста.
Развитие профессионального компонента единой социальнопрофессиональной компетентности основано на системных и междисциплинарных структурированных знаниях, множестве разноплановых умений. К такому множеству относятся, например, умение проектировать, исследовать, рассчитывать, моделировать и т.д. Кроме того, для успешной трудовой деятельности недостаточно формировать у будущего специалиста только профессиональный компонент компетентности. Необходим также особый компонент, обеспечивающий общую направленность профессиональной деятельности смежных профессий, необходимый при создании новой конкурентоспособной продукции. Такой компонент компетентности на наш взгляд можно назвать метапро-фессиональным.
Таким образом, в целостной социально-профессиональной компетентности можно выделить интеллектуально-личностную базу, которая развивается на каждой образовательной ступени, и основную часть, которая формируется в образовательном процессе применительно к специфике получаемой профессии. В разработанную нами модель целостной социально-профессиональной компетентности специалиста входят социальный, метапрофессиональный и профессиональный компоненты компетентности, каждый из которых представляет собой множества компетенций. Определение этих множеств зависит от профессии человека и от вида деятельности, причём профессия определяет профессиональные компетенции, а вид деятельности определяет социальные и мета-профессиональные компетенции. Социальный и метапрофессиональный ком-
поненты социально-профессиональной компетентности, как правило, совпадают для профессий, связанных одной областью знаний.
Рассматривая в качестве области общей профессиональной деятельности создание мультимедиа-программ, мы определили компоненты социальнопрофессиональной компетентности для двух разных направлений обучения.
Социальный компонент:
• умение организовать свой временной ресурс;
• умение находить творческие решения;
• умение самовыражаться и саморазвиваться;
• умение общаться в устной и письменной форме;
• умение анализировать накопленный опыт и изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности.
Метапрофессиональный компонент:
• умение извлекать информацию из медиаконтента, соответствующую целевым установкам;
• готовность к командной работе в процессе профессиональной деятельности;
• умение оперативно найти решения в условиях ограниченного времени или нестандартной ситуации;
• владение профессиональной терминологией из своей и смежных областей знаний;
• умение интегрировать новые знания.
Профессиональный компонент для специальности 071102 «Режиссёр мультимедиа программ»:
• понимание архитектуры построения графических мультимедийных приложений;
• знание современных инструментальных средств и технологий мультимедиа программирования;
• умение организовать интерактивное художественное пространство;
• знание специфических особенностей режиссуры презентационных программ и мультимедиа-рекламы, интерактивных игр и развлекательных программ, обучающих и образовательных программ;
• умение руководить коллективным творческим процессом;
• умение соподчинить компоненты содержательной формы мультимедиапроекта.
Профессиональные компетенции для направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника»:
• готовность учитывать законы физики и применять математический аппарат к прикладным задачам компьютерной графики;
• разрабатывать графические компоненты программных комплексов, используя современные инструментальные средства и технологии программирования;
• способность самостоятельно работать в современных средах программирования;
• способность решать прикладные задачи на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий;
• умение разрабатывать графические приложения и интерактивные трёхмерные программы.
Задача вуза и преподавателя - создать благоприятные условия для становления необходимых компетенций, а также выявлять уровень их развития. Как пишет В. И. Загвязинский, «суммарным показателем успешности обучения выступает психологический комфорт и повышение обучаемости, т.е. способности приобретать знания и осуществлять саморегуляцию процесса учения» [2].
Переход к компетентностному подходу в образовании обусловил необходимость в построении не только модели обучения, но и модели преподавания. Модель преподавания возникает тогда, когда преподавателю необходимо конструировать некоторый курс, основываясь на целях обучения, базовых знаниях студентов и ориентируясь на характеристику получаемой специальности. Один и тот же курс должен читаться студентам разных специальностей по-разному, и
это одна из причин возникновения разных моделей преподавания. Можно сказать, что, модель преподавания - это разрабатываемая педагогом структура педагогического процесса, включающая в себя содержательную часть и методическую реализацию этого процесса (как правило, в рамках одной дисциплины). Важной составляющей модели преподавания является диагностика уровня социально-профессиональной компетентности и оценка обучения. К сожалению, оценка обучения чаще всего сводится только к показателям успеваемости, выраженным в отметках либо в набранных при тестировании баллах. Оценить какую-либо компетентность в баллах представляется нелогичным и неприемлемым. Необходимо диагностировать характер познавательной мотивации, развитие предметного, межпредметного и надпредметного мышления, умение справляться с творческими заданиями, с нетиповыми межпредметными задачами.
Для того чтобы правильно построить модель преподавания дисциплины, в первую очередь необходимо диагностировать начальный уровень подготовки студентов к обучению. Далее в процессе обучения проводится формирующая диагностика, которая состоит из промежуточного и текущего контроля обучения. В конце курса проводится финальная диагностика, состоящая из итогового контроля и диагностики компетенций (см.рис.1).
Входная диагностика призвана выявить исходный уровень знаний и умений студентов для разработки коррекции программы курса. Средствами измерения готовности студента к изучению дисциплины являются тесты, проверочная работа, анкетирование, устный опрос. Входная диагностика влияет на конструирование учебного процесса.
Формирующая диагностика выполняет функции управления процессом обучения за счёт установления обратной связи со студентами, а также выявление усвоения материала каждым студентом перед изучением следующего блока учебного материала. Средствами измерения являются контрольная, лабораторная, расчетно-графическая, домашняя работа; тест, реферат, коллоквиум, семинар, устный опрос, уровень активности на лекции и др.
Рис.1 Структура диагностики учебных достижений.
Итоговый контроль предполагает сдачу экзамена или зачёта.
Финальная диагностика компетенций студента направлена на выявление уровня социально-профессиональной компетентности будущего специалиста. Студенту предлагается решить некоторую нестандартную профессиональную задачу, в которой существуют ограничения по времени, по ресурсам или другим параметрам. То, каким образом он сможет реализовать решение этой задачи, служит измерителем уровня компетентности.
Диагностика уровня компетентности должна быть комплексная. В неё входит не только оценка знаний, без которых невозможно стать компетентным специалистом, но и оценка деятельности студента. Оценить деятельность, на наш взгляд, можно с двух позиций:
1) по конечному результату деятельности,
2) по траектории деятельности.
Предмет диагностики:
• знания, необходимые для выполнения действия;
• правильность выполнения процедуры действий, приводящей к результату;
• рациональность способа выполнения действий;
• творческий подход к решению поставленной задачи.
Немаловажное значение для комплексной оценки компетентности имеет
способность студента к творчеству, умение находить нестандартное решение задачи. Оценить творческое мышление - задача непростая. Одним из первых исследователей творческого мышления был Дж. Гилфорд [6]. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в человеке четырех особенностей:
1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения, стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Способность к творчеству, креативному мышлению, студенты могут оценить совместно. Для этого преподавателем подготавливаются специальные опросные листы, в которых студенты оценивают работы друг друга. Кроме организованной корпоративной оценки, важно обеспечить развитие способности студентов к самоанализу своей деятельности. Для этих целей нами разработана анкета, при заполнении которой у подготовленных студентов проявляется рефлексия, т.е. собственная оценка своей деятельности.
Что касается нестандартных решений, здесь, на наш взгляд, необходимо разрабатывать диагностирующие задания разных типов для выяснения уровня
компетентности. Задание типа «найди и исправь ошибку» является раскрепощающим, создаёт возможность включения человека в активную деятельность, диагностируют экспертный уровень компетентности. Задание «изобрази то, что видишь» проверяет профессиональные знания и умения на исполнительском уровне компетентности. Задание «придумай продолжение» является творческими и даёт возможность оценить креативные качества специалиста, нестандартность и неординарность его решений.
Мы выделяем пять уровней компетентности:
Уровень 1: Базовый (знания, позволяющие понимать).
Уровень 2: Исполнительский (знания, позволяющие их использовать и применять).
Уровень 3: Технологический (знания, позволяющие их интегрировать).
Уровень 4: Экспертный (знания, позволяющие ставить оценки и развиваться).
Уровень 5: Синтезирующий (знания, позволяющие действовать в ситуации неопределённости).
При анализе достигнутого уровня компетентности как основного образовательного результата можно выделить его следующие характеристики:
• степень неопределённости ситуации;
• возможность выбора способа действия;
• обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое).
Уровень социально-профессиональной компетентности специалиста становится выше, когда расширяется сфера его профессиональной деятельности и увеличивается способность действовать самостоятельно в неопределённой ситуации.
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие/ В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - 2-е изд. / В. И. Загвязинский - М.: Лкаёеш1а, 2004. - 187 с.
3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И.А. Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос»- 2006.- 4мая.
http:/www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
4. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской федерации. Проект. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 134с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. пер. с англ./Дж. Равен.- М.: «Когито-Центр», 2002.-396с.
6. Gui1ford I. P., The structure of intellect, "Psychol. Bull.", 1956.
Bibliography
1. Baydenko V.I. Competency structure discover for graduate students as necessary phase of new generation GOS VPO design: Methodical manual.- М.: The experts training quality problems research center, 2006. - 72 p.
2. Zagvyazinskiy V.I. Learning theory. Modern interpretation: methodical manual for students of pedagogical high-schools - 2-nd edition. - М.: Akademia, 2004. - 187 p.
3. Zimnyaya I.A. Common culture and social-professional person competency // Internet -magazine «Eidos». 2006.May 4. http:/www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
4. Designing state educational standards for new generation of professional high education. Methodical recommendations for UMO managers of Russian federation’s universities. The draft. M,. The experts training quality problems research center. 2005.- 134p.
5. J. RAVEN, Competence in modern society: Its identification, development and release: translation to russian.- М.: «Cogito-centre », 2002.-396p.
6. Gu^fo^ I. P., The structure of intellect, "Psychol. Bull.", 1956.