ников к самоорганизации учебной деятельности. Важнейшим условием повышения эффективности образования в целом и самостоятельной работы является обучение главному виду деятельности студента - учению. Ребят необходимо готовить к учебной деятельности, для чего мы предлагаем разработать и внедрить в учебный процесс первокурсников спецкурс, посвященный особенностям учения как основного вида деятельности студента вуза. Кроме того, мы считаем необходимым провести комплексное психолого-педагогическое исследование проблемы управления учебной самостоятельной работы студентов в масштабе университета в связи с переходом на модульно-рейтинговую систему обучения.
Примечания
1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 105-109.
2. Булыгин Ю. Е Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справочник / под общ. ред. И. Г. Безуглова. - М.: Контур, 1999. - 254 с.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Д. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
5. Киллен К. Вопросы управления: сокр. пер. с англ. / под ред. И. М. Верещагина. - М.: Эконо-
мика, 1981. - 200 с.
6. Мирошниченко Л. В. Реализация принципа доступности в организации самостоятельной работы студентов // Образовательный процесс и особенности самостоятельных работ студентов в вузах культуры и искусств: сб. науч. ст. / под ред. Е. Л. Кудриной. - Кемерово: КемГУКИ, 2004. - 228 с. - С. 125-133.
7. Основы самостоятельной работы студентов: метод. рекомендации студентам 1 курса / сост. Т. Н. Новожилова. - Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2003. - 50 с.
8. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С. И. Самыгина; ред. колл. М. В. Буланова-Топоркова, И. П. Дусева, А. В. Духавнева, В. Е. Столяренко, Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 554 с. - (Сер. «Учебники, учебные пособия).
9. Шишкин В. П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной рабо-
ты студентов // Высшая педагогика. - 2000. - № 5. - С. 31-36.
И. В. Попова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обсуждается понятие «самостоятельная работа студентов» (СРС), ее компоненты и основные виды. Подчеркивается значимость СРС как дидактического средства интенсификации обучения, развития самостоятельной творческой деятельности студентов и высшей формы проявления основных принципов педагогики - активности и сознательности обучающихся, лежащих в основе профессиональной адаптации будущих специалистов. Дается краткий обзор и оценка существующих подходов к толкованию понятий «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» рассматривается как системная социально-профессиональная характеристика технологической подготовки специалиста. Представлены следующие виды ком-
петентности: специальная, социальная, интеллектуальная, персональная, полипрофессиональная, экстремальная, аутокомпетентность. Изложены принципы организации самостоятельной работы студентов в вузе, предполагающие формирование компетентности специалиста.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, социально-профессиональная компетентность, виды компетентности, субъектный опыт.
I. V. Popova
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ON THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION
The concept of «independent work of students» (IWS), its components and principal views are discussed in article. Underlined is the importance of IWS as didactic means of intensification of training, development of independent creative activity of students and higher form of display of main principles of pedagogics: activity and consciousness of the trained based on a professional adaptation of future experts. A short review and estimation of existing approaches to interpretation of concepts «competence» and «competency» are given . The concept of «competence» is considered as the system of social professional characteristic of technological training of an expert. Presented are the kinds of competence: special, social, intellectual, personal, multi-professional, extreme, auto competency. Principles of the organisation of independent work of students in the high school, assuming formation of competence of the expert are exposed.
Keywords: independent work of students, social professional competence, kinds of competence, subject matter experience.
Одной из ведущих тенденций развития высшего профессионального образования является усиление внимания к проблеме подготовки кадров качественно нового уровня, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Современная российская действительность характеризуется переходом от индустриального общества к информационному, что во многом определяет содержание и критерии социального заказа для образования по количеству и, главное, по качеству необходимых обществу специалистов. В свою очередь этот заказ формирует основные параметры образовательного процесса, призванного готовить специалистов, не только обладающих профессиональными знаниями и навыками, но и способных свободно, активно и творчески мыслить и самосовершенствоваться, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии, принимать решения и нести ответственность за их реализацию.
Самостоятельность личности представляет собой один из ведущих критериев эффективности профессионального обучения и профессиональной адаптации будущего специалиста, который предполагает безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение; умение осуществлять регулярный самоконтроль. Уровень самостоятельности выпускника в значительной мере обусловлен тем, насколько успешно организован такой вид учебной деятельности, как самостоятельная работа студентов, в какой мере она отвечает требованиям научной организации труда и связана с потенциальным трудоустройством выпускников. Это требует усиления внимания к самостоятельной работе студентов как высшей форме проявления главных принципов педагогики - активности и сознательности обучающихся. 118
Основной характеристикой образования в настоящее время является интенсификация, т. е. передача большего объема учебной информации обучаемому при неизменной продолжительности, но без снижения требований к качеству знаний. Однако в условиях современной системы высшего образования с ее жесткой регламентацией процесса обучения этого очень трудно добиться. Традиционные формы и методики обучения, реализуемые в прежних организационных условиях, уже не справляются с существующими и возникающими дидактическими задачами образования. Одним из путей разрешения противоречия между требованиями и темпами развития общества и возможностями современной системы образования является практическая реализация в учебном процессе методик, разработанных на основе самостоятельной работы студентов, имеющей неограниченные организационные возможности для индивидуальной адаптации содержания образования [2].
Как известно, самостоятельная работа студента является основой вузовского образования - особым образом организованной деятельностью, включающей в свою структуру следующие компоненты: уяснение цели и поставленной учебной задачи; четкое и системное планирование самостоятельной работы; поиск необходимой учебной и научной информации; освоение информации и ее логическую переработку; использование методов научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; выработку собственной позиции по отношению к полученной задаче; представление, обоснование и защиту полученного решения; проведение самоанализа и самоконтроля. Обычно различают два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу под контролем преподавателя во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ) и в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов; внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Ко второму виду можно отнести:
• работу с учебниками, учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой (документами, первоисточниками, электронной информацией);
• пополнение и доработку лекционных записей;
• выполнение контрольных и семестровых работ и заданий;
• написание рефератов, реферативных обзоров, докладов, тезисов, частных теоретических сообщений, рецензий, дополнительных и индивидуальных заданий;
• подготовку к семинарам и конференциям, зачетам и экзаменам, промежуточным формам контроля;
• разработку конспектов урока, внеклассных мероприятий по предмету, календарного плана, учебной (и рабочей) программы факультатива (кружка или спецкурса);
• проведение исследований, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ [7].
В основе данного вида учебной работы лежит самостоятельный поиск знаний как отличительная черта обучения в вузе, и потому его эффективность зависит, в основном, от собственных усилий студентов, от их заинтересованности в достижении результата, т. е. устойчивой мотивации. Стимулированию и поддержке у студентов интереса к получению новых знаний способствует привитие им навыков и освоение приемов самообразования. Причем наибольший эффект достигается тогда, когда имеет место систематичная и равномерно интенсивная работа студента в течение всего периода обучения, в процессе которой он активно воспринимает, осмысливает и углубляет полученную
информацию, решает практические задачи, овладевает профессионально необходимыми умениями, информационными технологиями самостоятельной работы. Обязательным условием выступает также понимание студентом полезности выполняемой им работы, ее важности как в целях профессиональной подготовки, так и в плане расширения общего кругозора, эрудиции его как будущего специалиста. Исследования последних лет и итоги наблюдений за качеством самостоятельной учебной работы студентов дают основание сделать вывод о существовании ряда проблем, в конечном итоге влияющих на качество подготовки выпускников.
Ключевые компетенции фигурируют в числе требований к подготовке специалистов в профессиональной школе с середины 90-х гг. Развернутая характеристика роли и места ключевых компетенций в образовательном процессе была представлена в отечественной концепции модернизации общего образования в 2002 г. Одним из условий повышения качества образования выступает формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции. «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [4, с. 12]. Ориентация на индивидуальную траекторию развития личности студента приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженным в госстандартах образования, и к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Современный государственный образовательный стандарт нацелен на реализацию в образовании компетентностного подхода, т. е. на формирование у обучаемых ключевых (базовых, универсальных) компетенций.
К настоящему времени сложились разные толкования данного понятия. В словарях его смысл раскрывается на основе латинского происхождения и, соответственно, значения этого слова («competentia» - согласованность частей и «complete» - добиваюсь, соответствую, подхожу). Таким образом, и трактовок у этого слова может быть две: первая - круг полномочий какого-либо учреждения или лица и вторая - круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом. В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется чаще всего именно во втором значении - как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.
Понятием «компетенция», следовательно, уместно пользоваться тогда, когда говорят о совокупности полномочий, прав и обязанностей, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. В профессионально-технологическом значении этот термин определяет способность человека действовать самостоятельно и ответственно, руководствуясь своими правами, обязанностями в той области профессиональных задач, на которую распространяются все необходимые полномочия [6]. Обусловленная уставами, нормативными документами организации или предприятия компетенция специалиста отражается в его должностной инструкции и означает готовность к деятельности, основанную на знаниях и умениях, которые приобретены в процессе обучения и направлены на успешное включение в профессиональную
деятельность. При выраженной взаимосвязи компетенций с навыками и умениями различие между ними состоит в том, что умения предполагают действия в специфической ситуации. Как способность к осуществлению практической деятельности компетенция требует наличия понятийной системы и соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи. По своему содержанию компетенции восходят к общим и специальным способностям, проявляют себя в умении как обобщенный уровень подготовленности к действию, как возможность совершать его в специфической ситуации и, следовательно, более доступны для диагностики.
Что же касается понятия «компетентность», то оно связано, прежде всего, с определенной областью деятельности и употребляется в профессионально-гуманитарном значении. В научной литературе представлен весьма широкий выбор трактовок понятия «компетентность», при этом часто их авторы исходят из значения латинского аналога «competentes» («competentis»), означающего «соответствующий», «способный», т. е. пригодный к реализации тех или иных полномочий, исполнению определенных функций. Разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное - личностное, под компетентностью понимается актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально или личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека [3].
Как альтернатива понятию «профессионализм» компетентность относится к области технологической подготовки специалиста. Принято выделять следующие виды компетентности:
• специальная (в рамках конкретной специальности, функциональная, характеризующаяся профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие);
• социальная (в сфере общения и взаимодействия, предполагающая обладание коммуникационными и интеграционными способностями, умением поддерживать отношения в профессиональном сообществе, социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда);
• интеллектуальная (способность аналитически мыслить и комплексно подходить к выполнению своих обязанностей; владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности);
• персональная (в области поиска способов улучшения результатов своей работы, повышения эффективности труда за счет использования собственных индивидуально-личностных особенностей и профессионально-психологического потенциала);
• полипрофессиональная (составляющая основу практически всех видов труда -эрудированность, широкий кругозор);
• экстремальная (компетентность действий в экстремальных, стрессовых ситуациях);
• аутокомпетентность (компетентность в области своего внутреннего мира, т. е. наличие адекватных представлений о себе, своих качествах, способностях, особенностях, потребностях, целях, мотивах, ценностных ориентациях) [6].
Понятия «компетенции» и «компетентности» - системные и многокомпонентные - широко используются в разных видах деятельности для обозначения ее высокого
качества. Они значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как охватывают еще и такие свойства личности, как направленность (мотивация, ценностные ориентации и т. п.), способность преодолевать стереотипы и чувствовать проблемы, проницательность и гибкость мышления, характер (самостоятельность, целеустремленность, волевые качества). В общем виде компетентность специалиста можно представить как комплекс профессиональных знаний, умений, отношений, качеств личности. В педагогике эти понятия описывают уровень подготовки и деятельности специалистов, характеризуют их способность решать задачи разного уровня и осуществлять умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), наличие у них практических умений, здравого смысла и т. п.
Компетентность предполагает наличие у специалиста не столько значительного объема знаний и опыта, сколько умения актуализировать накопленные знания и в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Она выражается в способности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим нужное решение, позволяющее достичь значимого результата, и предполагает формирование у специалиста профессионального мышления. Речь идет не только о высоком уровне знаний, но и об особых качествах мышления, прежде всего способности прогнозировать и планировать производственные ситуации, необходимых при регулировании сложных профессиональных задач, т. е. рефлексии специалиста, обеспечивающей постановку и решение профессиональных задач через анализ генезиса и развития определенного круга предметов и процессов, требуемых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. К специфическим особенностям профессионального мышления относятся: обширность, систематичность и постоянная мобилизованность всего запаса знаний; быстрота актуализации требуемых связей для решения профессиональной задачи, высокая скорость поиска и отбора необходимых ассоциаций; креативность, т. е. быстрота установления ассоциаций между самыми отдаленными системами связей по какому-либо существующему признаку и быстрое диссоциирование привычных связей, если при решении данной задачи они оказываются в этом виде непригодными; высокий уровень рефлексии; диагностичность, возможность точного выявления уровня сформированности («начальный» («учебный» или «потенциальный»), «средний» («основной» или «номинальный»), «высший» («оптимальный» или «перспективный»)).
Формированию у студентов основных компонентов профессионального мышления, обеспечивающих профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность, способствует увеличение удельного веса интенсивной самостоятельной работы в общем объеме учебной нагрузки и ее индивидуализация. К обозначенным компонентам, в первую очередь, относятся:
- умение быстро адаптироваться при изменении профессиональной ситуации за счет экстрафункциональных и полипрофессиональных (надпрофессиональных) знаний и способностей;
- способность самостоятельно решать типовые и нестандартные проблемы, профессиональные задачи различного характера;
- умение выстраивать конструктивные межличностные отношения в рабочем коллективе и продуктивно взаимодействовать с коллегами;
- умение при необходимости совмещать управленческие и исполнительские функции;
- готовность нести ответственность за качество и результаты труда, а также возможные негативные последствия деятельности;
- готовность к активному восприятию инноваций и социально-экономических изменений в своей профессиональной сфере и других областях культуры, науки и производства.
Как устойчивая способность человека к деятельности, которая складывается из глубокого понимания сущности выполняемых задач и решаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями, умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувства ответственности за достигнутые результаты, компетентность специалиста предполагает наличие у него императивной системы качеств. К ним относятся: владение на высоком уровне профессиональной деятельностью в определенной области; способность проектировать свое профессиональное развитие; умение профессионально общаться, высказывать грамотные суждения, оценки и мнения; способность нести профессиональную ответственность за результаты своего труда. Являясь интегральным профессиональным качеством личности, компетентность предполагает процесс развития индивидуальности субъекта профессиональной деятельности, обеспечивающий формирование собственных способов самоутверждения в профессиональной среде. Компетенции, представляющие собой рациональное сочетание знаний, способностей и готовности к деятельности, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и последующее успешное включение в трудовую деятельность. «Обособление индивида в качестве субъекта означает возможность и необходимость для него самому определять связь с жизнедеятельностью... Отношение индивида к действительности как субъекта методологически должно быть объяснено как встречное движение, как выражение его "самодеятельности". Опосредование индивидом своей жизнедеятельности заключается в специфическом новом качестве осуществления жизнедеятельности, которое проявляется в возникновении новых возможностей» [1, с. 112].
Во время обучения в вузе перед каждым студентом стоит задача овладения всеми сторонами будущей специальности, формирования себя как субъекта профессиональной деятельности. Самостоятельная работа представляет собой такой вид учебной деятельности, в которой студент выступает не объектом, а субъектом развития и организатором этого процесса, и потому призвана обеспечить формирование его личностных качеств как субъекта обучения, отражающих развитие его индивидуальности, таких как ответственность, работоспособность, умение планировать и организовывать свою работу, определять цель и пути ее достижения. Согласно деятельностному подходу к пониманию психических явлений, субъектность как высший уровень активности («надситуативная» активность), целостности, автономности выступает «психологическим основанием самостоятельности, самодеятельности человека в разных видах активности, и, прежде всего, в деятельности» [5, с. 12]. На основе выявления индивидуальных особенностей студента как субъекта познания и предметной деятельности, с опорой на его субъектный опыт (самобытность, самоценность, личные цели, мотивы, смыслы, индивидуальные семантики, заданные не социокультурным, а онтологическим контекстом) организация планомерной, систематической самостоятельной работы на всех этапах образовательного процесса должна обеспечить развитие и саморазвитие его личности. Данное положение предполагает субъектную активность обучаемого, который сам «творит учение» и «делает самого себя», при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания.
Подводя итог, отметим, что от эффективности самостоятельной работы студентов во многом зависит качество подготовки будущего специалиста, востребованного работодателем и имеющего потенциал дальнейшего профессионального роста. Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является дидактическим средством развития самостоятельной творческой деятельности, целевой готовности к непрерывному профессиональному самообразованию, т. е. одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, в результате которого у выпускника-специалиста должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Его можно определить как социально-профессиональную компетентность человека, т. е. его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в действиях, деятельности, поведении и поступках путем адекватности решения задач (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Профессиональная компетентность обеспечивает эффективный уровень выполнения задач профессиональной деятельности в объективно заданных условиях. Основой для ее формирования в рамках самостоятельной работы являются базовые характеристики личности студента. Следовательно, организация самостоятельной работы студентов в вузе должна основываться на следующих принципах:
- признание приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом образовательного, а в будущем - профессионального процесса;
- максимальный учет индивидуального опыта обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии;
- опережающий характер учебной деятельности, что обеспечивает формирование социально-профессиональной компетентности и развитие экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной и производственной деятельности.
Примечания
1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического, конкретно-научного подходов к проблеме индивида: монография. - М.: Мысль, 1977. - 224 с.
2. Григорьев А. В. Мониторинг самостоятельной работы студентов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 1. - С. 20-24.
3. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 3-19.
5. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. -1996. - № 1. - С. 5-19.
6. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Alma mater («Вестник высшей школы») / Изд-во Российского ун-та дружбы народов. - 2004. -№ 10. - С. 5-10.
7. Шестакова Л. Г. Организация самостоятельной работы студента в педагогическом вузе. -Режим доступа: http://lerner.edu3000.ru/Moskva-2007/shestakova.htm