О.С. Петрова, аспирант, кафедра профессиональной педагогики, психологии управления, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия, [email protected]
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье обосновывается необходимость развития социально-профессиональной компетентности обучающихся колледжа. Согласно Федеральной целевой программе развития образования в 2016-2020 годах, одним из приоритетных направлений является качественное образование, отвечающее требованиям современного инновационного социально-ориентированного развития РФ. Как и ранее, актуально участие работодателей в обеспечении трудоустройства выпускников. В современных условиях выпускник колледжа должен быть прежде всего конкурентоспособным на рынке труда, требованиями которого являются мобильность, компетентность, стрессоустойчивость, адаптивность, коммуникабельность, профессионализм, умение решать сложные профессиональные задачи нестандартным образом. Специалист отличается не только профессионализмом, но и умениями демонстрировать свои качества (при устройстве на работу и выполнении профессиональных задач), успешно взаимодействовать со всеми участниками производственного (трудового) процесса, непосредственно выполнять свои профессиональные задачи, то есть он должен обладать социально-профессиональной компетентностью. Для определения существующего уровня социально-профессиональной компетентности, а также отбора необходимых форм и методов ее развития необходимо разработать систему критериев и показателей. В данной статье представлены сущность социально-профессиональной компетентности, ее структурные компоненты, а также разработанные критерии и показатели развития социально-профессиональной компетентности обучающихся. Ключевые слова: компетентность, социально-профессиональная компетентность, развитие социально-профессиональной компетентности, критерии и показатели развития социально-профессиональной компетентности.
Современному обществу нужны профессионалы, компетентные специалисты с такими личностными качествами, как ответственность, мобильность, инициативность, стрессоустойчивость; люди, которые способны справляться с нестандартными ситуациями в быстро меняющемся мире в процессе решения профессиональных задач.
Обзорный анализ образовательных стандартов показал, что помимо профессиональных компетенций, направленных на выполнение профессиональных задач, в доку-
ментах указаны общие компетенции, значительная часть которых связана с вопросами роли человека в обществе, взаимодействия, сосуществования в социуме («понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии», «работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством», «брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий»). В связи с чем можно сделать вывод, что требованием образовательного стандарта к результату
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
профессионального образования является наличие не только профессиональной компетентности, но и личностных качеств, проявляемых в социальном взаимодействии, то есть развитость со-циально-профессиональ-ной компетентности специалиста.
В «Толковом сло-
варе русского языка» С.И. Ожегова «компетентность» - «... знающий, осведомленный, авторитетный»; а «компетенция» - «. знания компетентного человека».1
Согласно «Краткому странных слов»
«Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых
ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей».
словарю ино-компетентный (от лат. соmpetentis) - соответствующий, осведомленный в определенных областях.2
Первую трактовку понятия «компетентность» дал Дж. Равен: компетентность - это явление, состоящее из большого числа ком -понентов, многие из которых не зависят друг от друга; некоторые относятся, скорее, к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной; эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Автор отмечает, что при определении компетентности главным является ценностный аспект.3
Для понимания категории «социально-профессиональная компетентность» рассмотрим понятия «социальная компетентность» и «профессиональная компетентность».
Социальная компетентность является одним из качеств личности. Б.М. Бим-Бад пишет: «Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей».4
В.Н. Куницина определяет социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков
взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим обра-зом».5
Как видно из приведенных определений, социальная компетентность понимается как успешное взаимодействие человека с социумом, окружающей действительностью в рамках норм, принятых в обществе.
В процессе профессионального образования помимо социальной компетентности формируется и профессиональная компетентность.
Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью подразумевает совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы их реализации в профессиональной деятельности.6 Вопросами становления и формирования профессиональной компетентности с позиций педагогики и психологии занимались также Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.
В.А. Сластенин профессиональную компетентность понимает как единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.7
Из представленных выше и других существующих трактовок социальной и профессиональной компетентности становится понятно, в какой тесной связи они существуют. Любая профессиональная деятельность осуществляется в социуме, в социально-профессиональной ситуации. Однако, как отмечает в своем исследовании М.Д. Лаптева, в образовательных стандартах отмечается недостаточность дидактических единиц для формирования компетентности социального взаимодействия в единой социально-профессиональной компетентности человека.8
Таким образом, у выпускника, в соответствии с профессиональным образователь-
дискуссия
журнал научных публикаций
ным стандартом, в результате образования должна сформироваться готовность к выполнению различных профессиональных, социальных, личностных задач, то есть социально-профессиональная компетентность.
И.А. Зимняя под социально-профессиональной компетентностью понимает личностное, интегративное, формируемое качество личности, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.9
И.А. Зимняя выделяет в модели социально-профессиональной компетентности четыре блока: базовый, личностный, социальный и профессиональный.
Такая модель социально-профессиональной компетентности показывает, какие уровни компетентности должны развиваться на основе психологических законов развития человека, а какие - формироваться в процессе освоения профессии. Вслед за И.А. Зимней структуру социально-профессиональной компетентности мы представляем как четыре взаимосвязанных компонента: базовый, социальный, личностный, профессиональ-
ный. Под структурными компонентами социально-профессиональной компетентности понимаем содержательные элементы, обеспечивающие решение разнообразных социальных и профессиональных задач.
Под развитием социально-профессиональной компетентности обучающихся мы понимаем переход базового, личностного, социального, профессионального компонентов социально-профессиональной компетентности с одного уровня на другой - более высокий, позволяющий адекватно взаимодействовать с обществом, руководствоваться общепринятыми нормами, ценностями, эффективно решать профессиональные задачи в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях.
Для оценки результата развития социально-профессиональной компетентности обучающихся колледжа необходимо определить критерии и показатели этого развития.
Разработка критериев и показателей -необходимый и достаточно ложный процесс.
В педагогической литературе критерий рассматривается как образец, на основании которого производятся оценка и сопоставление результатов. Научно обоснованный выбор критериев предполагает формулировку системы показателей. Если критерий является основной мерой сравнения, то показатель
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
возможно представить как проявление содержания критерия.
Изучение проблемы развития социально-профессиональной компетентности обучающихся с точки зрения антропоэкологического подхода позволяет подчеркнуть ценностный аспект содержания социально-профессиональной компетентности. Антро-поэкологический подход предполагает учет личностного принятия или непринятия общественных норм и правил, касающихся социально-профессионального взаимодействия. Поэтому первый критерий развития социально-профессиональной компетентности - мотивационный. Учебная и учебно-профессиональная деятельность обучающихся осуществляются в социальной среде и предполагают социальное взаимодействие, внутреннюю и внешнюю мотивацию к саморазвитию. Показателями мотива-ционного критерия являются положительное отношение к профессии, устойчивая потребность к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.
Рассмотрение социально-профессиональной компетентности обучающихся с точки зрения компетентностного подхода позволяет выделить в качестве следующих критериев когнитивный и деятельностный, так как компетентность проявляется в деятельности - «непроявленной компетентности не бывает» (Л. А. Шипилина), на основе определенных профессиональных знаний и умений.
Когнитивный критерий подразумевает осознание необходимости в информационной насыщенности теоретических и практических занятий. Показателями когнитивного критерия являются знания культуры общения, профессиональных категорий, механизмов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Обучающиеся, владеющие определенными знаниями и навыками, проявляют опыт в деятельности, поэтому следующий критерий - деятельностный. Показателями деятельностного критерия являются применение собственного опыта для выполнения учебно-профессиональных задач
Учебная и учебно-профессиональная деятельность обучающихся осуществляются в социальной среде и предполагают социальное взаимодействие, внутреннюю и внешнюю мотивацию к саморазвитию.
с помощью нестандартных творческих приемов, определяющих в том числе конкурентоспособность специалиста; опыт устанавливания социальных контактов, разрешения — конфликтных ситуаций: обучающиеся анализируют несостоятельность стандартных способов решения учебно-профессиональных задач и понимают необходимость творческого поиска новых решений.
В современной экономической ситуации, в условиях повышения требований государства к результату образования, возрастающей потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах, объективной становится проблема развития социально-профессиональной компетентности обучающихся. Для детального понимания состояния проблемы необходима конкретная система оценивания. Таким образом, сформулированные критерии и показатели развития социально-профессиональной компетентности способствуют анализу уровня развития социально-профессиональной компетентности обучающихся и, соответственно, выбору подходов для стабилизации или повышения уровня развития у них данной компетентности.
Литература
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс-Лит: Мир и Образование, 2012.
2. Радовель В. А. Краткий словарь иностранных слов. М.: Феникс, 2010.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
4. Бим-Бад Б.М. Личность в статистике: педагоги-ко-антропологические аспекты. М.: Изд-во РАО, 2001.
5. Куницина Н.В., Казаринова Н.В. Межличностное общение. СПб.: Санкт-Петербург, 2001.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2003.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
8. Лаптева М.Д. Компетентность социального взаимодействия в структуре единой социально-
дискуссия
журнал научных публикаций
профессиональной компетентности // Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подгот. специалистов, 2006.
9. Зимняя И.Л. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). М.; Уфа: Изд-во Исслед. центра проблем качества подгот. специалистов, 2005.
CRITERIA AND INDICATORS OF DEVELOPMENT OF SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS
O.S. Petrova, postgraduate, The department of professional pedagogy and psychology of management, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
The article substantiates the necessity of socio-professional competence's development of college students. According to the "Federal target program of education development in 2016-2020", one of the priorities is a high quality education that meets the requirements of modern innovative socially-oriented development of the Russian Federation. As in previous programs, relevant thing is the involvement of employers in ensuring employment of graduates. In modern conditions, colleges' graduate should pass the competition at labor market, the requirements of which are for today: mobility, competence, stress tolerance, adaptability, communication skills, professionalism, and ability to solve complex professional tasks of a non-standard way. Specialist must demonstrate not only professionalism, but also his or her qualities (if employment or professional tasks), to interact successfully with all participants in the production (labor) process, directly to carry out their tasks, i.e. to have socio-professional competence. In order to determine the existing level of development of social and professional competence, and also selection of forms and methods for the development, it is required to develop criteria and indicators. In this article the authors presented the nature of the socio-professional competence, structural components of socio-professional competence, as well as the criteria and indicators of students' socio-professional competences' development.
Key words: competence, socio-professional competence, development of social and professional competence, criteria and indicators of socio-professional competences' development.
References
1. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. M.: Oniks-Lit: Mir i Obrazovanie, 2012.
2. Radovel' VA. Kratkij slovar' inostrannyh slov [A brief dictionary of foreign words]. M.: Feniks, 2010.
3. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom ob-shchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Competence in modern society. The identification, development and implementation]. M., 2002.
4. Bim-Bad B.M. Lichnost' v statistike: pedagogiko-antropologicheskie aspekty [Personality stats: pedagogical-anthropological aspects]. M.: Izd-vo RAO, 2001.
5. Kunicina N.V, Kazarinova N.V. Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal communication]. SPb.: Sankt-Peterburg, 2001.
6. Zeer EH.F. Psihologiya professional'nogo obrazo-vaniya [Psychology of professional education]. M., 2003.
7. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Peda-gogika: ucheb. Posobie [Pedagogy: study guide]. M.: Akademiya, 2002.
8. Lapteva M.D. Kompetentnost' social'nogo vzaimodejstviya v strukture edinoj social'no-professional'noj kompetentnosti [Competence of social interaction in the structure of a unified socio-professional competence] // Materialy XVI nauchno-metodicheskoj konferencii «Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ih resheniya». M.: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot. special-istov, 2006.
9. Zimnyaya I.L. Social'no-professional'naya kompetentnost' kak celostnyj rezul'tat professional'nogo obrazovaniya (idealizirovannaya model') [Socio-professional competence as an integral result of professional education (idealized model)]. M.; Ufa: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot. specialistov, 2005.