ный исторический опыт успешного делания на благо государства. Современное состояние дел, как оно представлено в публикациях ученых, лишь доказывает актуальность этого представления.
Примечания
1. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. - М., 2001.
2. Кирнарская Д. К. Психология музыкальных способностей / Д. К. Кирнарская. - М., 2004.
3. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент / С. М. Корнеева. - М., 2006.
4. Лазарев Ф. В. Вселенная культуры: стратегемы и ценности / Ф. В. Лазарев, Брюс А. Литтл. - Симферополь, 2005.
5. Левко О. А. Рынок искусства: основные позиции теории арт-маркетинга / О. А. Лев-ко // Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура новейшего времени. - М.: МГУКИ, 2002. - Ч. 1. - С. 58-67.
6. Рубинштейн А. Я. Введение в экономику исполнительского искусства / А. Я. Рубинштейн. - М., 1991.
7. Рубинштейн А. Я. Докладная записка 1890 г. на имя Министра Народного просвещения // Русская Музыкальная Газета. - 1909. - № 45.
8. Рубинштейн А. Я. К теории рынков опекаемых благ / А. Я. Рубинштейн. - М., 2008.
9. Финдейзен Н. Ф. Речь, произнесенная на акте 18 декабря 1909 г. вице-председателем Императорского Музыкального Общества князем А. Д.Оболенским по случаю 50-летия существования общества / Н. Ф. Финдейзен. - СПб., 1909.
10. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. - Долгопрудный, 1994. - Вып.1.
Т. В. Семеняка
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются современные взаимосвязи школы и семьи в воспитании се-мейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы. Ключевые слова: образование в сфере культуры, воспитание, семейно-нравственные ценности, взаимодействие, гуманитарные дисциплины, внеклассная работа.
In the article unclosed approaches to the modern mutual connection of the school and family in developing family ethical values of pupils in the process of teaching humanitarian subjects and in outclass work. Keywords: bringing up, family-ethical value, mutual connection, humanitarian subjects, outclass work.
На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе, поэтому 2008 год в России был объявлен годом семьи. При этом проблема взаимодействия семьи и школы остается традиционной, поскольку вся педагогическая работа основана на совместной деятельности детей, их родителей и педагогов-профессионалов. Цели этого сотворчества самые разные: от интеллектуального и творческого развития личности до формирования у детей семейно-нравственных ценностей.
В наши дни общество сталкивается с множеством острых экономических, соци-
альных, этических, политических и иных проблем, обусловленных как долговременными, имеющими глобальный характер причинами, так и особенностями текущей ситуации в России, связанными с реформированием социально-экономической системы и с поиском политических ориентиров. В ряду данных проблем одно из первых мест принадлежит кризису семьи, кризису семейного образа жизни и семейному воспитанию.
Во многих педагогических и психологических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педагогическая позиция родителей (Е. П. Арнаутова, Л. А. Арутюнова, Д. О. Дзинтаре, В. П. Дуброва, О. А. Шиграева). Исследователи оценили современную семейную ситуацию воспитания детей и сделали общий вывод о том, что при общем снижении качества воспитания детей возрастает дифференциация семей по условиям и результатам воспитания. Такие отрицательно выраженные особенности характеризуют «состояние семьи как естественной среды воспитания ребенка, определяющей основы личности представителей новых поколений» (4, с. 6).
Система ценностных ориентаций семьи в вопросах воспитания, основных типов моделей воспитания, на которые ориентирована семья, определяют пути освоения ребенком механизмов семейного воспитания (6, с. 14):
1. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются, где основной вопрос состоит в том, какую систему ценностей формирует благополучная и неблагополучная семья.
2. Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельность и т.д.
3. Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом, так как родители знают внутренний мир ребенка и чутко чувствуют его настроение.
Отсюда рассмотренные пути механизма семейного воспитания определяют путь процесса социализации, а понимание содержания социального опыта зависит от конкретной семьи. Тем самым объективность механизма социализации ребенка заменяется субъективным содержанием приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыта, тогда как в процессе формирования социализации и усвоения ценностных ориентаций по значимости мы выделяем школу. При этом современная социологическая ситуация характеризуется активным развитием демократических начал, актуализирующих гуманистическое и гуманитарное содержание образования.
Современная стратегия образования ориентирована на взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, на усвоение им «созданной человечеством культуры». По мнению Ф. Н. Леонтьева, данные среды играют первостепенную роль в его развитии и становлении как личности. И прежде всего умение родителей передать целевую направленность социальной ситуации воплощает ее в педагогическую ситуацию. В семье осуществляется начало деятельности ребенка — познавательной, предметной, игровой, учебной и деятельности общения.
Также семья социализирует ребенка, вводя его в общество, укрепляет его здоровье. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, идет передача семейных традиций и ценностей, приобщение к труду, оказывается помощь в приобретении образования и будущей профессии.
Принимаются во внимание также особенности семьи — такие, как «ее тип, струк-
тура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое» (1, с. 18). Однако необходимо иметь в виду, что «ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать в совокупности» (5, с. 45-46).
Для успешной эффективности разработаны основные принципы современного семейного воспитания: принцип целенаправленности; принцип научности; принцип гуманизма и уважения к личности ребенка, принцип планомерности, последовательности, непрерывности; принцип комплексности и систематичности; принцип согласованности в воспитании, где соблюдение и исполнение принципов семейного воспитания в будущем интегрирует работу родителей со школьным обучением.
Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным и наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов. «Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами» (5, с. 148). Благодаря всем этим обстоятельствам и переменам стало возможным создание альтернативных учебных заведений нового типа.
Самым главным достижением демократизации образовательных учреждений стала возможность педагогических коллективов самостоятельно и свободно определять специфику и методику обучения. При этом роль педагогического сотворчества состоит в том, чтобы, начав с развития интереса к образованию, перейти к формированию у личности семейно-нравственных ценностей и ориентиров. Взаимодействие детей, их родителей и педагогов возможно при соблюдении нескольких условий: деятельностного подхода в непрерывном общеобразовательном обучении; систематичности и непрерывности педагогического воздействия на личность; единства требований всех субъектов педагогического сотворчества к разнообразию средств, методов, способов и форм влияния на личность.
В. А. Сухомлинский отмечал по этому поводу, что тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родными. При этом важно соответствие совместной работы родителей и педагогов воспитательным задачам с учетом интересов и потребностей обучающихся.
Именно С. Т. Шацкий считал, что ребенок, если он учится в школе, воспитывается в двух средах, в двух направлениях. «В одну сторону его может тянуть школа, в другую - окружающая среда, так как эти два направления могут не совпадать. В школе мы учим одному, а среда может учить совсем другому, тогда, конечно, благоприятных результатов ждать нечего» (8, с. 146-150).
Отсюда взаимодействие семейного и школьного воспитания выдвигает проблему создания новых педагогических технологий, которые соответствовали бы логике совместной деятельности родителей, педагогов и детей в условиях рыночной реальности. Этому могут послужить взаимодействие преподавания гуманитарных уроков и внеклассной работы в воспитании семейных ценностей у школьников, а также создание единого воспитательного пространства семейно-нравственных ценностей у школьников. Когда кардинально меняются ценностные установки в жизнедеятельности человека, необходимо отойти от традиции программирования, унификации процесса воспитания, особенно неприемлемой для семейного воспитания.
Поиск и использование новых педагогических технологий делает интересным и
сам процесс обучения ребят, когда они чувствуют себя не просто учениками, а соавторами педагогического процесса. Применение новых способов и форм воспитательной работы, в которых приоритет отдается воспитанию семейно-нравственных ценностей, возможно, если налажены прогрессивные отношения семьи и школьного учреждения. Новизну таких отношений можно определить понятиями сотрудничества и взаимодействия.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Психологи Й. Раншбург и П. Поппер считают, что «у ребенка выражена потребность в собственной компетентности, которая формируется по мере накопления жизненного опыта» (5, с. 93). Сотрудничество помогает внушению веры в собственные силы и возможности ребенка, тем самым положительно стимулирует его компетентность.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В. Н. Мясищев).
Таким образом, необходимо создание муниципальной программы семейной политики, в которой основными направлениями могут стать:
- социально-экономическая поддержка семьи;
- координация усилий со стороны структур государственной власти, образовательных учреждений, социально-культурных институтов (включая здравоохранение, СМИ и общественность);
- развитие институтов дополнительного образования, досуговой сферы, летнего отдыха;
- создание на уровне школы системы подготовки молодежи к семейной жизни.
В рамках данных направлений можно определить цель для создания психолого-
педагогических технологий формирования семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе их обучения (3, с. 51). Были разработаны основные проекты данной программы, например, по О. Ф. Потемкиной:
1. Семейно-нравственные ценности и их учет в преподавании основных дисциплин в школе, повышение квалификации преподавателей школ по курсам: «Семьеве-дение»; «Феминология»; «Семейная конфликтология»; «Сексология»; «Имиджелогия»; «Эгагогика»; «Семейная культура в истории Отечества»; «Проектирование жизненного пути личности» и др.
2. Свободное время в системе формирования семейно-нравственных ценностей: бюджет свободного времени семьи; место средств массовой информации в структуре свободного времени семьи; система ценностей взрослых и детей в семье; совместная игровая деятельность в семье; организация свободного времени в семьях различных модификаций (полная и неполная семья, семья инвалидов и др.)
3. Игра и развитие творческих способностей ребенка: применение игровых форм в процессе обучения ребенка; «банк» игровых методик, способствующих оптимальному формированию творческих потребностей; взаимодействие теоретиков и практиков в развитии игрокультуры.
4. Внедрение обучающих тренингов: культура общения; технологии НЛП; психодиагностика творческих способностей личности; психология оптимизма; проек-
тирование жизненного пути личности и др.
5. Эксперимент по внедрению модели Агентства по организации семейного отдыха:
— организация совместного отдыха родителей и их детей;
— оказание консультационной помощи молодежи в создании культурно-бытовой среды (оформление квартиры, организация рационального питания и изготовление модной одежды);
— разработка сценариев семейных торжеств, изготовление реквизита и оформления к ним, подготовка ведущих, исполнителей семейно-развлекательных программ;
— подбор сюжетно-дидактических игр для детей разного возраста; подготовка домашних спектаклей и концертов, подбор репертуара;
— разработка программ приема гостей в квартире, на даче; разработка маршрутов туристических подходов, выделение опытных проводников;
— консультации специалистов для лиц, увлекающихся индивидуальными формами отдыха (коллекционированием, разведением комнатных растений, домашних животных, огородничеством, садоводством, рыболовством и т.д.);
— другие виды услуг по организации семейного отдыха.
В вышеуказанных проектах учтены все факторы, влияющие на формирование личности ребенка, где «семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» (7, с. 8—9).
Таким образом, решается проблема взаимного сотрудничества в сферах совместной деятельности, отражающей интересы родителей, педагогов и детей. Развитие личности рассматривается как следствие диалектического единства общих и индивидуальных социальных свойств человека. В такой системе ценностные ориентации относятся к структурообразующим величинам, которые влияют на характер социальной деятельности и семейно-нравственных ценностей. Другими словами, центральным объединяющим звеном в системе взаимодействия остается школа. Непрерывный систематический процесс воздействия и семьи, и школы на ребенка в процессе обучения в школе позволяет наиболее «полно осуществить наблюдения за духовным становлением личности, за формированием ее ценностных ориентаций» (2, с. 12) и, прежде всего, семейно-нравственных ценностей.
Примечания
1. Андреева И. Г. Семейная педагогика: учебно-методическое пособие / И. Г. Андреева. — Балашов, 2003.
2. Антоненко В. В. Педагогика для всех: Воспитание детей в семье / В. В. Антоненко, А. М. Третьяк. — М.: Книга, 1981.
3. Воспитание учащихся в процессе обучения. — Иркутск, 1982.
4. Григорьева А. А. Семейная педагогика / А. А. Григорьева, М. М. Прокопьева. — Якутск, 1998.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: [учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений] / Т. А. Куликова. — М., 1999.
6. Семейная педагогика: учебное пособие / сост. Н. В. Корниенко. — Комсомольск-на-Амуре, 2002.
7. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. — М., 1969.
8. Шацкий С. Т. О работе деревенского учителя / С. Т. Шацкий// Пед. соч. — М., 1970. — Т. 3.