ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Д-р экон. наук Ю. А. Арутюнов
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются проблемы формирования инфраструктуры предпринимательства в высокотехнологичной сфере. Особое внимание уделяется информационной поддержке деятельности участников инновационного процесса. Предлагается создание корпоративной информационной системы, которая позволит разработать и осуществить стратегическую программу повышения конкурентоспособности продукции.
Ключевые слова и словосочетания: инфраструктура, высокотехнологичная сфера, инновации, информация, корпорация, система, выставки.
Одной из важных проблем формирования инфраструктуры предпринимательства в высокотехнологичной сфере является информационная поддержка деятельности различных участников инновационной системы. В процессе инновационной деятельности существует необходимость разрабатывать и принимать разнообразные решения, для обоснования которых требуется учитывать состояние внешней и внутренней среды предприятия. Особенно необходимы сведения о разработках по превращению результатов исследований в экспериментальные образцы или новые товары для успешной предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Следует отметить, что данные этих баз используются практически на всех стадиях инновационного предпринимательства, поскольку в отношении одних и тех же объектов на разных стадиях могут приниматься предварительные, промежуточные и окончательные решения.
Важным и довольно доступным источником информации является Интернет, но, как стало ясно из материалов исследования, он используется больше для рекламы своей продукции. Многие предприниматели отмечают случайный характер инноваций, так как необходимую информацию об инновациях они получили от своих знакомых, друзей, партнеров по бизнесу.
В некоторых случаях информация может быть получена от заказчиков новой продукции. С разрушением отраслевых министерств, также осуществлявших ранее информационное обеспечение предприятий, создаются ассоциации производителей определенных видов продукции, которые осуществляют централизованно связи с потребителями продукции и информируют своих членов о нововведениях в отрасли, поддерживают связи с зарубежными учеными, осуществляют выход на европейские и мировые источники информации.
Таким образом, в условиях, с одной стороны, информационного бума, а с другой - информационного голода предприятий в области новой техники и технологий информация об инновациях приходит на предприятия разными,
порой неожиданными путями. Отсутствует система информирования предприятий о достижениях в конкретных областях науки и техники, не сформирован рынок информационных услуг такого вида1.
На стадии принятия решения об инновации роль информационной поддержки этого процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения.
Объем и характер потребности в информации у участников процесса инновационного предпринимательства зависят от определенного набора доступных им методов решения задач на момент подготовки решений. Эти методы определяются рядом условий: квалификацией предпринимателя; временем, которым он располагает для решения поставленных задач; наличием имеющихся программных продуктов и технических средств, позволяющих реализовать существующие методики решения задач; требуемым качеством получаемых решений. Известны случаи, когда нехватка информации внешнего характера и трудности ее получения приводили к принятию необоснованного решения, так как не были учтены особенности технологии изготовления нового вида продукции. В связи с неполной информацией о нововведении в процессе разработки выявляются также побочные эффекты, которые приводят к дополнительным затратам или к изменениям технологии.
Внутренняя информация, связанная с оценкой собственных возможностей предприятий, на стадии принятия решения также имеет большое значение. Предприятия, на которых внедрены компьютеризированные системы управления, в этом смысле оказываются в более выгодном положении. Действующие информационные технологии позволяют в короткий срок получить полную и достоверную информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии ресурсов и др. Из обследованных предприятий настоящая компьютеризация управления внедрена на немногих предприятиях.
На большинстве предприятий автоматизированы отдельные функциональные области управления, т. е. компьютеризация носит прикладной характер. Как правило, отдельные приложения информационно между собой не связаны, часто информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности проектов.
На стадии внедрения инноваций также возникают проблемы с недостатком информации. Для технологических и технических инноваций при освоении новой техники и технологии возникает много проблем при наладке оборудования и доведении технологии. Если раньше была возможность обменяться опытом с другими предприятиями, позаимствовать новые идеи, то в настоящее время это стало практически невозможно в связи с защитой предприятиями своих коммерческих интересов.
Некоторые проблемы связаны с тем, что конкретные инновации направлены на освоение производства продукции взамен импортного аналога. При этом не покупается лицензия, патент и другая документация, так как в этом
1 См.: Уткин В. Б., Балдин К. В. Информационные системы в экономике. - М. : Академия, 2012.
случае инновация теряла бы всякий смысл. Основная цель таких нововведений - удешевление продукта, повышение конкурентоспособности за счет низкой цены. Здесь неформальные каналы указываются в качестве одного из основных источников информации.
Предприятия заинтересованы в распространении информации о своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы: выпускается рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы и на телевидение. Некоторые предприятия размещают свою информацию в Интернете. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.
Таким образом, обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности включает в себя следующие направления:
- создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
- осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием российских и иностранных телекоммуникационных систем;
- обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных и информационным ресурсам Интернета в области инновационной деятельности;
- поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
- создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т. п.
Стабилизация экономики Российской Федерации, необходимость стимулирования положительных структурных изменений в пользу наукоемких и высокотехнологических производств ставят новые задачи по продвижению отечественных технологий, товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных методов решения вышеизложенных проблем является выставочная индустрия. Как правило, именно выставки приводят к образованию новых контактов, которые в будущем могут служить как источником создания новых разработок, так и основой для формирования рынков сбыта продукции.
Опыт свидетельствует, что выставочные мероприятия выступают эффективным инструментом продвижения товаров на рынке. Благодаря такому целенаправленному подходу эта деятельность охватывает широкий спектр потребителей. Таким образом, участие в выставках для промышленных предприятий представляет собой способ продвижения своих товаров и услуг на рынках сбыта, а также дает возможность найти партнеров для развития бизнеса.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для
реализации перспективных направлений развития экономики. Чрезвычайно возросшая прозрачность рынка, низкие издержки поиска информации, прогрессирующее дерегулирование неизмеримо обостряют конкуренцию в отношении сроков и компетенций.
По своей сложности и многофункциональности российский выставочный бизнес сравним с такими секторами национальной экономики, как промышленность, научная, технологическая, предпринимательская деятельность.
В организации выставочной деятельности в последнее время происходят серьезные преобразования: растет количество региональных, национальных и международных выставок, которые представляют интересы любой отрасли или сферы бизнеса. Участие в признанных международных выставках свидетельствует в пользу качества продукции, тем самым повышается статус организации, представляющей данную продукцию. Причем по сравнению с другими видами рекламы выставочная деятельность имеет целый ряд преимуществ, позволяющих более наглядно показать потенциальным покупателям инновационный продукт и получить более подробную информацию от представителя организации о продукции.
Характерной особенностью современного этапа развития выставочного бизнеса является необходимость совершенствования механизма комплексного развития выставочных услуг. Это связано как с общими экономическими тенденциями, так и с появлением новых рыночных законов: жесткая конкуренция, необходимость поиска оптимальных контрагентов и формирования новых способов сбыта продукции, возрастание роли рекламы.
Ускоренное технологическое развитие, прежде всего информационных и коммуникационных технологий, и связанное с этим наступление глобализации приводят к росту значения выставочных проектов в ряду коммуникативных инструментов, которые:
- становятся одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса;
- обеспечивают мобильность рынка;
- создают необходимое информационное поле;
- формируют значительные финансовые потоки;
- приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Так, например, выставки Экспоцентра выводят на российский рынок передовые научные разработки и технологии, создают условия для установления деловых контактов, презентации продукции, ознакомления с инновациями.
Выставочная деятельность - одна из важных сфер бизнеса. В современных условиях годовой оборот выставочного бизнеса в России превышает 500 млн. долларов. В то же время годовой доход от реализации сопутствующих услуг, напрямую связанных с организацией выставочных мероприятий, составляет более 1,5 млрд. долларов1.
По инициативе ТПП РФ, Минэкономразвития России, Союза выставок и ярмарок создана Комиссия Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. Президент ТПП РФ представил на ее рассмотрение Концепцию
развития выставочно-ярмарочной деятельности в России. После неоднократного обсуждения она была одобрена Правительством РФ.
Концепция предусматривает разработку комплекса мер в области государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг с учетом интересов отечественных товаропроизводителей, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочного бизнеса. Она нацелена на поддержку выставочной деятельности в субъектах Российской Федерации, призвана содействовать развитию экономики регионов страны и выходу отечественных организаций на зарубежные рынки1.
По статистике Международного союза выставок и ярмарок, более 50% всех выставочных мероприятий, устраиваемых сегодня в странах СНГ и Балтии, проводятся в Москве. По площадям это показатель еще выше - свыше 60%. В этой связи программа московских выставок может служить достаточно достоверной базой для анализа процессов формирования и развития выставочного рынка в России. На выставочном рынке Москвы в настоящее время действует порядка 120 выставочных операторов, 25 из которых являются членами Международного союза выставок и ярмарок, что составляет порядка трети всех его членов. На 15 выставочных площадках столицы ежегодно проводится около 550 выставочно-ярмарочных мероприятий с международным участием, в том числе по предложениям иностранных организаций. Их общая экспозиционная площадь достигает 1,5 млн квадратных метров. В этих мероприятиях ежегодно принимает участие около 100 тыс. экспонентов, в том числе более 16 тыс. иностранных, из почти 130 стран ближнего и дальнего зарубежья. Последние 2-3 года столичные выставочные мероприятия устойчиво посещают от 8 до 8,5 млн посетителей, из которых 2,0 млн - специалисты практически всех отраслей отечественной экономики, включая малое предпринимательство, ремесла и народные промыслы.
Использование инфраструктуры, равно как и государственное финансирование инновационной деятельности, будет малоэффективным в отсутствие квалифицированных кадров в высокотехнологичной сфере. А это, как показывают исследования, в свою очередь является важной и растущей проблемой в данной области. Для ее смягчения необходимо создать систему консультационных услуг для инновационно активных предприятий, в том числе малых, а также в течение 2-3 лет наладить сеть подготовки и переподготовки кадров, включая использование программ и технических средств дистанционного обучения. Система подготовки кадров должна быть гибкой и разнообразной и включать как университетское и послеуниверситетское обучение, так и кратковременные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров.
Выходом из положения, когда невозможно прямое получение полного объема необходимой информации значительной частью участников инновационной предпринимательской деятельности, является разделение информационного пространства на два уровня:
- общая информация о научно-технических разработках, потенциальных партнерах по инновационной деятельности и т. п.;
- детальная (конкретная) информация для принятия решений в рамках осуществляемого процесса инновационного предпринимательства.
Использование информации первого уровня информационной среды позволит пользователю существенно сократить сферу и время поиска источников необходимой ему информации и в конечном итоге расходы на ее получение. При создании участниками инновационной деятельности специальных баз данных информационная система может выполнять либо функции пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней информации (корректировка имеющихся данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа к иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса внешние данные. При этом в рамках системы в первую очередь должны формироваться информационные массивы, позволяющие решать задачи нескольким участникам инновационного процесса. Решение проблем информационного обеспечения участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей. Для многих из них практически невозможно получение полных массивов необходимой информации и самостоятельное осуществление поиска нужных данных.
Проблема создания единой информационной среды на всем жизненном цикле высокотехнологичного продукта тесно связана с внедрением корпоративной информационной системы управления предприятием, которая позволит каждому предприятию разработать и осуществить стратегическую программу повышения конкурентоспособности его продукции, основанную на четком определении ключевых показателей эффективности деятельности предприятия.
Преимуществами создания и внедрения такой единой информационной системы являются:
- координация деятельности различных подразделений предприятия и его партнеров при разработке высокотехнологичных продуктов;
- централизация управления финансовыми потоками и обеспечение финансовой прозрачности предприятий как обязательного условия привлечения инвестиций;
- управление затратами и стоимостью;
- четкое и последовательное выполнение установленной управленческой процедуры;
- эффективная поддержка параметров качества и других специализированных отраслевых стандартов.
Список литературы
1. Валдайцев С. В., Молчанов Н. Н., Пецольдт К. Малое инновационное предпринимательство. - М. : Проспект, 2011.
2. Говорин А. А. Современное предпринимательство и инновационное развитие экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 3 (45).