УДК 378
Р. З. Султанбекова
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Раскрывается актуальность заявленной проблемы, степень ее разработанности в теории. Выдвигается идея по решению исследуемого вопроса: предлагается научно-педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в вузе на основе междисциплинарной интеграции.
Ключевые слова: формирование, профессиональная культура будущего менеджера, междисциплинарная интеграция, модель, педагогическое условие
The article discovers actuality of the declared problem, a degree of its working out in theory. It proposes the idea of deciding the researched question: it proposes a scientific-pedagogical provision of the process of forming the professional culture ofprospective managers at HEI on the basis of cross-disciplinary integration.
Keywords: forming, professional culture of a prospective manager, cross-disciplinary integration, pedagogical condition
Современная ситуация в России характеризуется поиском новой посткризисной модели социально-экономического развития страны, отвечающей современным вызовам глобальной экономики, и соответствующей модели менеджмента, способной обеспечить рост и эффективное функционирование российских предприятий. Результаты деятельности отечественных компаний в условиях кризиса и после него, курс на инновационное развитие общества актуализировали вопрос о необходимости формирования иной профессиональной культуры менеджеров, ее включение в современный социокультурный контекст. И главную роль в этом процессе начинает играть система высшего профессионального образования и соответствующая образовательная среда. Подтверждением тому служат принятые в последние годы нормативноправовые документы, указывающие на важность формирования профессиональной культуры специалистов в области управления.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., модель «Российское образование для инновационной экономики - 2020», проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020» указывают на необходимость повышения уровня культурного развития будущих специалистов, приобщения к культурным ценностям и создания условий, способствующих такому развитию.
Однако, как показал анализ образовательной практики, преподаватели высшей школы не уделяют должного внимания формированию профессиональной культуры будущих менеджеров. Отсутствие системной работы в этом направлении приводит к тому, что выпускники оказываются не готовы к эффективному осуществлению управленческой деятельности в силу недостаточной сфор-мированности профессиональной культуры.
В связи с этим особую актуальность приобре-
тают вопросы, связанные с обновлением содержания учебно-воспитательного процесса, разработкой структурно-функциональной модели, поиском
форм, методов и средств обучения, направленных на успешное формирование профессиональной культуры будущих менеджеров согласно общепринятым нормам, традициям, ценностям и образцам поведения.
Анализ современного состояния проблемы показал, что в научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления вопроса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в вузе. Так, различные аспекты формирования профессиональной культуры педагогов, юристов, инженеров, специалистов правоохранительных органов, специалистов по защите информации и т. д. исследованы в работах О. В. Грибковой [3], Д. В. Калинкина [7], Д. Г. Запрутина [5] и др.
Теоретические подходы к решению задач, связанных с формированием профессиональной культуры будущего менеджера обозначены в исследованиях О. С. Виханского [1], Я. И. Войталья-новой [2], А. Файоль [12] и др.
Роль междисциплинарных связей в повышении качества профессиональной подготовки специалистов отражена в работах Л. Я. Зориной [6], В. А. Сластенина [9], В. П. Шибаева [13] и др.
Теоретические исследования по совершенствованию профессиональной подготовки управленческих кадров были проведены М. Т. Громко-вой [4], И. В. Резанович [10], Р. Л. Кричевским [8],
Э. А. Уткиным [11] и др.
Однако при всей безусловной значимости проведенных исследований остаются без внимания вопросы, касающиеся формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в вузе на основе междисциплинарной интеграции. В связи с этим идея нашего исследования заключается в том, чтобы в рамках существующей системы подготов-
157
ки управленческих кадров в вузе оптимизировать образовательный процесс посредством междисциплинарной интеграции с целью формирования профессиональной культуры будущих менеджеров, которая позволит им успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в деловой среде.
Для реализации заявленной идеи мы разработали стратегию оптимизации образовательного процесса в вузе, которая заключается в построении деятельности преподавателя согласно требованиям к структуре и организации процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров и требованиям к созданию специальных условий для успешного протекания процесса.
Требования к структуре и организации процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров кристаллизировались в виде структурно-функциональной модели, спроектированной на основе положений системного, процессного, культурологического и интегративного подходов. Модель включает взаимосвязанные компоненты (мотивационно-ориентационный, содержательноорганизационный и контрольно-оценочный) и этапы (вводный, основной, заключительный) и реализуется с учетом принципов культуросообразности, профилизации, партисипативности, диалогичности. Отличительной особенностью модели является то, что она отражает траекторию овладения студентами профессиональной культурой: от осознания ими значимости профессиональной культуры к участию в квазипрофессиональных формах деятельности до принятия профессиональной культуры в качестве ориентира управленческой деятельности.
Успешную реализацию модели обеспечивают следующие педагогические условия: а) внедрение педагогической фасилитации и выполнение преподавателем роли фасилитатора в процессе формирования профессиональной культуры; б) создание культуро-развивающей среды с опорой на междисциплинарную интеграцию; в) включение контекста профессиональной управленческой деятельности в учебную деятельность студентов. Особенностью выделенных условий является то, что они помогают привести сложившуюся систему профессиональной подготовки менеджеров в наилучшее состояние для формирования профессиональной культуры.
Теоретический анализ проблемы позволил выстроить понятийный аппарат исследования и раскрыть существенные для понимания его содержания категории. К ключевым понятиям относятся: профессиональная культура будущего менеджера,
междисциплинарная интеграция, формирование профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции.
Понятие профессиональная культура будущего менеджера рассматривается нами как единство профессиональных компетенций, профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых менеджеру для выполнения своих профессиональных задач согласно принятым в деловой среде нормам, традициям, ценностям и образцам поведения. В рамках нашего исследования мы оперируем понятием культура, поскольку культура предполагает наличие универсальных знаний и сформированность общих умений и навыков, ценностных ориентаций, наличие которых императивно необходимо каждому образованному члену общества. Тогда как компетентность предполагает глубокую осведомленность человека в отдельно взятой области, при этом личность выступает как носитель уникального знания.
Междисциплинарная интеграция - это целенаправленное усиление связей дисциплин гуманитарного и профессионального циклов через согласованное изучение содержания образования и создание учебных ситуаций, предполагающих применение и синтез усвоенных знаний и умений для формирования профессиональной культуры будущих менеджеров.
Под формированием профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции мы будем понимать целостный, целенаправленный и организованный процесс овладения студентами профессиональными компетенциями, профессионально-личностными качествами и ценностными ориентациями посредством реализации междисциплинарных связей гуманитарных и профессиональных дисциплин в рамках разработанной модели и специально созданных условий.
Таким образом, проблема формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции является сравнительно новой и актуальной для педагогической теории и практики. В рамках нашего исследования мы предложили собственную идею по ее решению. Разработанные согласно идее теоретикометодологические основы (модель и комплекс педагогических условий) обогащают теорию формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в образовательном пространстве университета.
1. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономиста, 2003. - 528 с.
2. Войтальянова, Я. И. Формирование профессиональной культуры будущего менеджера в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Я. И. Войтальянова. - Чита, 2007. - 22 с.
3. Грибкова, О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / О. В. Грибкова. - М., 2010. - 44 с.
4. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М. Т. Гром-кова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
5. Запрутин, Д. Г. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. Г. Запрутин. - Челябинск, 2009. - 210 с.
6. Зорина, Л. Я. Системность - качество знаний / Л. Я. Зорина. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
7. Калинкин, Д. В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов юридического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. В. Калинкин. - Челябинск, 2002. - 213 с.
8. Кричевский, Р. Л. Если вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. - М.: Дело, 1998. - 400 с.
9. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
10. Резанович, И. В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров: моногр. / И. В. Резанович. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 291 с.
11. Уткин, Э. А. Профессия - менеджер / Э. А. Уткин. - М.: Экономика, 1992. - 176 с.
12. Файоль, А. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор и др. - М.: Республика, 1992. -351 с.
13. Шибаев, В. П. Моделирование и организация учебной деятельности студентов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. П. Шибаев. - Ставрополь, 2008. - 21 с.
Сдано 16.04.2012
159