УДК 378
Криницын Дмитрий Викторович
Аспирант ЧГАКИ, [email protected], Челябинск
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ
Krinitsin Dmitriy Viktorovich
Post-graduate student of the Chair of Pedagogics and psychology of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, [email protected], Chelyabinsk
SELF-PROJECTION OF FUTURE MANAGER IN THE PROCESS OF STUDY AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS EDUCATIONAL Foresight
В современный период развития образования как многогранной, непрерывной, вариативной, ориентированной на компетенции системы, значительный акцент делается на ее результате, которым выступает конкурентоспособная, саморазвивающаяся личность.
На основании теоретического анализа нами выявлены основные детерминанты самопроектирования профессиональной деятельности будущих менеджеров в вузе, которые определяют перспективу развития бизнес-образования, что позволит реализовать интегративное единство образовательных проектов ВУЗа и профессиональных устремлений студента, обеспечивающее конкурентоспособность специалиста.
К группе детерминант относятся:
- развитие в условиях модернизации современного высшего образования как главного, ведущего фактора преодоления кризиса цивилизации, социального и экономического прогресса на общемировом уровне;
- востребованность самопроектирования как части профессионального становления и основы конкурентоспособности будущего специалиста;
- интеграция фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающая всестороннее видение будущим менеджером своей профессиональной деятельности в современных условиях развития общества, что определяет тенденцию поиска соответствующей гуманистической парадигмы построения образовательного процесса в вузе;
- осознание необходимости модернизации бизнес-образования, разработки его новой системы, обоснования инновационных подходов к его организации, разработку «инновационного обучения».
_______САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ...____________
Все это в свою очередь позволяет нам рассматривать самопроектирова-ние будущего менеджера в процессе обучения в вузе как образовательный форсайт. Слово «Форсайт» буквально означает «взгляд в будущее», прогнозирование, оценка качества и результативности технологий. Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов разных отраслях, в том числе и в системе высшего профессионального образования. Первоначально этот метод применялся в научно-технической отрасли, а сегодня используется как инструмент, который позволяет учитывать изменения во всевозможных сферах [Обущенко, 2007].
Вовлечение в процесс Форсайта широких масс общественности, представителей науки и образования, позволяет сформировать наиболее объективную картину, которая отвечает интересам всех групп вовлеченных в процессы взаимодействия в системе бизнес-образования. Более того, проведение Форсайта позволяет заинтересовать все участвующие структуры в достижении целей. Такой метод позволяет рассмотреть новые нарождающиеся перспективные возможности и начать их осваивать.
К возможностям самопроектирования будущего менеджера в процессе обучения в вузе как образовательного форсайта относятся следующие.
Одной из значимых возможностей выступает наличие адекватной теоретико-методологической основы решения проблемы к которой мы относим аксиологическо-дименсиональный подход (В. И. Андреев, Т. И. Бабаева, С. А. Смирнов, Б. К. Тебиев, Е. Н. Шиянов Г. Спенсер, В. Вундт, С. Вуд-вортс, Г. С. Шлосберг, Е. Даффи, Д. Б. Линдсли, Г. Юклом и др.).
Выбор данного подхода связан с необходимость формирования в процессе саморазвития ценностей профессиональной деятельности и ее дименсий, поскольку молодой специалист всегда находиться в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений по их реализации.
Применение дименсий, их конкретизация и доработка в педагогической деятельности на основании исследований Г. Юкла осуществлялась Р. Л. Кричевским. Управленческая деятельность содержит ряд дименсий: внимание к дисциплине; содействие работе; решение проблем; постановка целей; ролевое уяснение; акцентирование эффективности; планирование; координация; делегирование автономии; подготовка; воодушевление; внимание; участие в решении; одобрение; возможность варьирования вознаграждения; содействие общению; представительство; распространение информации; управление конфликтами [Кричевский, 1993]. Несмотря на излишнюю детализацию выделение деменсий на противоречит компетент-ностному подходу в образовании, позволяет более легко перейти от профессионального развития студента к его саморазвитию в процессе обучения в вузе, ценностная основа обеспечивает устойчивость мотивов к данному профессиональной деятельности менеджера.
Аксиолого-дименсиональный подход представляет собой направление методологии научного познания и практики высшей школы, в основе которого лежит поэтапное управление развитием студента в процессе бизнес-образования, а так же позволяет отбирать наиболее эффективные методики самопроектирования будущего менеджера в процессе обучения в вузе как образовательного форсайта.
Реализация вариативных методик и технологий самопроектирования студентов в вузе выступает значимым аспектом в образовательном форсайте рассматриваемой проблемы. Одной из используемых технологией выступает диагностирующий семинар-тренинг (на основе технологии Э. Ф. Зеера), который реализуется как последовательность психологических процедур: установление, что представляет собой личность, то есть составление профессионально-психологического портрета; определение, что следовало бы изменить в структуре социально и професссионально важных качеств личности; установление перечня коррекций имеющихся профессиональных деформаций; развитие рефлексии на свою учебную и квазипрофессиональную деятельность, инициирование научной деятельности будущих менеджеров; перевод личности в режим самообразования, саморазвития, самоопределения, саморегуляции; помощь личности в разработке сценария дальнейшего обучения в вузе (определение ее вариативной части).
Диагностирующий семинар-тренинг позволяет решать ряд важных задач: мотивирование профессионально-личностного само-совершенствования; развитие рефлексии на профессиональное обучение рост и карьеру [Беликов, 2009].
Методика «Самопрезентация», где студент проявляет себя во всем многообразии индивидуальных представлений о себе как о личности, как о профессионале, будущем и настоящем включена в группу образовательного форСайта за счет широкой возможности субъективной оценки как предмета самоанализа.
В совокупности с данной методикой осуществляется практикум «Коррекция профессионально-личностных представлений» на основе методики
Н. Ф. Спинжар. В содержание данного практикума входят тестовые задания и практические упражнения, позволяющие посмотреть на себя со стороны и минимизировать бессознательное стремление личности представить себя в более благоприятном свете [Спинжар, 2005].
В современной системе бизнес-образования на обучающее-эвристиче-ском этапе педагогического обеспечения самопроектирования в процессе обучения будущих менеджеров в вузе идеи педагогических технологий, использующих эвристический подход [Крупной, 2009] так же входят в группу образовательного форсайта.
Перспективность методики обеспечивает ее направленность на: устойчивую мотивацию студентов к учебной деятельности; гуманизацию взаимоотношений между обучаемым и педагогом; творчество, исследовательский поиск, которые должны стать основным способом существования лично-
_______САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ...____________
сти в образовательном пространстве; обеспечение проблемности обучения; осуществление индивидуализации и дифференциации обучения; развитие у обучаемых черты критического, творческого, диалектического мышления; систематическое применение разных видов и типов самостоятельных работ и др.
Разработка и создание «Паспорта карьерного роста», основанного на анализе деятельности наиболее успешных действующих менеджеров разного уровня (в том числе ведущих антикризисных управляющих); опросе руководителей различных предприятий и организаций; сравнительном анализе разных видов образцов деятельности менеджеров, обобщающий опыт и построение простых моделей деятельности; комбинировании моделей, заимствованных из других областей деятельности; самостоятельном выполнении управленческих функций и др. - еще одна методика в группе образовательного форсайта рассматриваемого направления.
Реализация педагогического содействия как системы мер, направленных на оказание социально-педагогической помощи в развитии полноценной конкурентоспособной личности специалиста (что включает в себя обеспечение его самопроектирования в процессе обучения в вузе) на основе научно обоснованной и достоверной информации, получаемой в результате комплексной социально-психологической диагностики.
Так описанные возможности самопроектирования будущего менеджера в процессе обучения в вузе как образовательного форсайта позволяют:
- студентам - получить более развитую практику применения учебной и научной информации в осуществлении профессиональной деятельности, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможность естественного вхождения в профессию на основе высокой конкурентоспособности;
- работодателям - ориентироваться на перспективу получения сотрудника, способного к оптимальной профессиональной адаптации, карьероориентированного, стремящегося к постоянному саморазвитию и развитию той области деятельности, в которой он занят;
- вузам - развивать социокультурное пространство, соответствовать требованиям модернизационных процессов.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Технологии развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы [Текст] / В. А. Беликов, А. В. Гришин, О. А. Звада // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (16). - 2009. - С. 213-216.
2. Дергалева, И. Ю. Развитие профессионального потенциала менеджеров в системе бизнес-образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Ю. Дергалева. - Челябинск: [б. и. ], 2009. - 23 с.
3. Кричевский, Р. Л. Если Вы - руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст] / Р. Л. Кричевский. - М.: Дело, 1993. -С. 76-103.
4. Крупной, Ю. В. Управление качеством образования и образовательная аналитика [Электронный ресурс] / Ю. В. Крупной. - Режим доступа: www. edusoeiety. paideia.ru/
5. Обущенко, С. И. Образовательный Форсайт качества и результативности дополнительного образования как цель модернизации деятельности УДОД [Текст] / аспирант, научный руководитель - Л. М. Сухорукова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2007. - № 22(53). - С. 353-358.
6. Спинжар, Н. Ф. Технология педагогической коррекции [Текст]: практикум / Н. Ф. Спинжар. - М.: МГУКИ, 2005. - С. 17.