УДК 378.637 ББК Ч-48-951.8
ГСНТИ 14.01.11
Код ВАК 13.00.08
Д. Н. Корнеев
Челябинск
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкуренция; конкурентоспособность выпускника; система профессиональной подготовки; профессиональная подготовка; профессионально-значимые качества менеджера.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются содержательные аспекты системы профессиональной подготовки менеджеров к управлению инновационной деятельностью. Осуществлен анализ потребностей и требований производства в условиях острой конкуренции к современному, конкурентоспособному менеджеру, способному разрешать современные хозяйственные задачи российского экономического пространства.
D. N. Korneyev
Chelyabinsks
SUBSTANTIAL ASPECTS OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF MANAGERS TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY
KEY WORDS: competition; competitiveness of the graduate; vocational training system; vocational training; is professional-significant qualities of the manager.
ABSTRACT. In article substantial aspects of system of vocational training of managers to management of innovative activity are considered. The analysis of requirements and requirements of manufacture in the conditions of an intense competition to the modern, competitive manager, capable to resolve modern economic problems of the Russian economic space is carried out.
В
условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям и создания рынка труда резко возрастают требования к кадрам. От них требуют высокого профессионализма, компетентности, точности и тщательности выполнения трудовых обязанностей, профессиональной мобильности, творческого подхода к деятельности, к обеспечению конкурентоспособности.
В программных документах Правительства Российской Федерации в последние годы все отчетливее прослеживается тенденция к переходу отечественной экономики от ресурсно-сырьевого к инновационному пути развития. Опыт индустриально развитых стран показывает, что в условиях современной динамичной конкуренции успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, способны обеспечить лишь профессионально подготовленные конкурентоспособные менеджеры.
Конкурентоспособность, как ее определяет «Современный экономический словарь», это «свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке посредством управления инновационной деятельностью»[6].
Г. Я. Гольдштейн под управлением инновационной деятельностью подразумевает деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов науч-
ных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг)[2].
В отечественной экономической науке в течение многих лет изучаются закономерности научно-технического прогресса, научнотехнических циклов, смены технологических укладов (А. И. Анчишкин, С. Ю. Глазьев, Н. Д. Кондратьев, Д. С. Львов, Ю. В. Яковец); идеи и положения в области образования (В. А. Беликов, Б. С. Гершунский, Г. Г. Гранатов, Э. Н. Гусинский, В. Д. Шадриков и др.); разработанные теории профессионального образования (В. М. Жураковский, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Курбушко, Л. B. Моисеева, Г. М. Ро-манцев, Е. В. Ткаченко, В. А. Фёдоров); теории образовательных систем (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, Т. Н. Шамова, Е. Я. Ямбург, М. Н. Скаткин, Г. Г. Щедровицкий и др.); теории о личностном развитии и профессиональном становлении конкурентоспособного выпускника ^. С Белкин, B. ^ Бенин, С. Я. Батышев, В. И. Загвязинский, B. С Леднев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А M. Новиков, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. В. Ткаченко, ^ ^ Тульки-баева, И. С. Якиманская и др.).
Исследован широкий спектр проблем, связанных с повышением эффективности подготовки выпускников в новых условиях хозяйствования, с учетом развития у них профессионально значимых качеств личности ЩЛ. Булынский, О.В. Лешер, Л.Д. Старостина, И.В. Резанович и др.).
В педагогической и экономической науке
О. С. Анисимовым, М. Альбертом, Е. Е. Вен-дровым, A. A. Деркачом, А.Л. Журавлевым,
A. B. Карповым, Р. Л. Кричевским, А. И. При-гожиным, Э.А. Уткиным, Т. Шибутани, Л. Якоккой и др. рассматривалось содержание профессиональной деятельности менеджеров.
За рубежом подготовка менеджеров рассматривается в русле классической теории менеджмента, разработанной М. Альбертом, Т. Бойделом, М. Д. Вудкоком, П. Друкером, М.Х. Месконом, Д.Ф. Френсисом, Ф. Хедуори, Л. Якоккой и др.
Анализ исследований, касающихся различных аспектов процесса формирования готовности будущих менеджеров к управлению инновационной деятельностью (Е. А. Гришина, Л. В. Журавлева, М. В. Заворочай, Б.Т. Из-гашев и др.).
Ключевым моментом в решении вопроса по переводу экономики России на инновационный путь развития является формирование профессионально-образовательной системы масштабной подготовки менеджеров для инновационной деятельности на предприятиях различных отраслей. Обеспечить за короткий период качественную подготовку и переподготовку менеджеров способна лишь гибко и оперативно реагирующая на запросы рынка труда и эффективно действующая многоуровневая система профессионального образования.
В современном философском словаре понятие «система» рассматривается как целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Отношения между элементами формируют структуру.
Ю. А. Конаржевский под системой понимает «некоторую совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, спроектированных для достижения определенной цели, представляющих целостное образование» [3].
В разработках В. Н. Садовского названы содержательные признаки системы, подробно перечислены те признаки, которые характеризуют внутреннее состояние системы, специфические системные свойства и признаки, относящиеся к поведению системы. К признакам, раскрывающим внутреннее состояние системы, относятся: множество, элемент, свойства, структура, связь, иерархическое строение системы. Специфические системные свойства: интеграция, дифференциация, централизация и другие[7].
К исследованию специфики педагогических систем в разное время обращались педагоги и психологи С. И. Архагельский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Конаржевский,
B. А. Сластенин и др. Так, если в исследованиях Ю.К. Бабанского и Ю.А. Конаржевского
в большей степени нашел отражение управленческий аспект педагогических систем, то в исследованиях Н.В. Кузьминой, В.А. Сла-стенина основное внимание уделяется характеру связей, возникающих, функционирующих и развивающихся в условиях педагогической системы и проблемы посвященные «педагогическому проектированию».
Анализ научной литературы показал, что осмысление понятия «педагогическое проектирование» ведется на протяжении нескольких десятилетий. В науке пока нет однозначного толкования этого понятия, что в значительной мере определяется не только сложностью и многоаспектностью педагогической категории, но и разнонаправленно-стью подходов к ее исследованию.
Развитию теории проектирования педагогических объектов и систем посвящают свои работы О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, В.С. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Е.А. Крюкова,
В.М. Монахов, Г.А. Монахова, А.И. Нижни-ков, В.Е. Радионов, В.В. Сериков, Т.К. Смы-ковская, Н.О. Яковлева и др.
Н. В. Кузьмина, в частности, отмечает наличие в педагогической системе многообразных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям учебновоспитательного процесса. Она вводит понятие «функциональные компоненты системы», понимая под ними базовые связи между исходным состоянием «структурных элементов педагогической системы и конечным исходным результатом или операцией в решении управленческих, педагогических и учебных задач» [5].
Вместе с тем, среди исследователей педагогических систем нет единства в вопросе об определении основных структурных и функциональных компонентов. В данном вопросе заслуживает, на наш взгляд, внимания точка зрения С.И. Архангельского, считающего, что компонентный анализ должен представлять педагогическую систему как сложное динамическое образование, отражающее основные компоненты педагогического процесса, его системообразующие факторы и ведущие условия функциониро-вания[1].
Педагогическое проектирование рассматривается исследователями в двух аспектах: как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебновоспитательной задачи (В. В. Краевский); как проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогических процессов и ситуаций как результата функционирования этих систем (В. Е. Радионов).
Результатом исследовательских усилий явилось собственное понимание педагогического проектирования как особого вида в профессиональной деятельности педагога,
представляющего собой систему технологических регулятивов, обеспечивающих построение целостного учебного процесса.
Система профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью в отличие от существующих разработок по данной проблеме, представляется нами как совокупность взаимосвязанных подсистем, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования готовности менеджера к инновационной профессиональной деятельности. Рассмотрим содержание спроектированной нами системы подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью. Системообразующим фактором данной системы является цель: формирование у менеджеров готовности к управлению инновационной деятельностью. Сегодняшняя социальная действительность объективно требует формирование личности профессионально компетентной, с диалектическим мышлением, глубоким образованием, знанием культуры, конкурентоспособной в рыночных условиях экономического пространства. В связи с этим мы считаем, что содержание системы профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью должно предполагать: формирование универсальной системы знаний и умений, необходимой для осуществления данного вида деятельности; специализированные курсы, организацию непрерывной практики, закрепление за квалифицированными менеджерами. Рассмотрим виды профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью. Методологическая подготовка включает в себя: осознание необходимости инновационной трудовой деятельности; понимание разнообразия управленческой профессии; освоение знаний об особенностях профессиональной деятельности. Теоретическая подготовка предполагает: овладение элементами теоретических знаний по конкретной профессии; основные теоретические посылки профессиональных умений; овладение основными элементами категориального аппарата конкретно выбранной профессии. Методическая подготовка подразумевает использование педагогами различных форм и методов профессионально направленной образовательной деятельности (лекции, семинары и др.). Практическая подготовка опирается на систему методологических, теоретических, методических знаний и умений. При этом педагог в своей деятельности должен использовать различные фор-
мы развивающе-диагностических занятий и особый акцент делается на предметнопрактические занятия по овладению элементами профессии. Таким образом, содержание системы профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью может быть представлено как совокупность компонентов: когнитивного (отражающего диапазон осведомленности), мотивационного (отражающего отношение к проблеме) и практического (отражающего наличие опыта) характера. Определить уровень профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью позволяет педагогический мониторинг. В основе организации педагогического мониторинга находятся следующие принципы: принцип непрерывности, принцип научности, принцип воспитательной целесообразности, принцип диаг-ностико-прогностической направленности, принцип прогностического мониторинга, принцип целостности преемственности. В качестве обобщающих критериев, достижение которых, позволит подготовить менеджера, отвечающего предъявленным требованиям и в тоже время провести слежение за этой подготовкой в ходе педагогического мониторинга мы хотим предложить следующие критерии: мотивы и интересы к профессиональной деятельности, качество овладения профессиональной деятельностью, усвоение содержания структурных элементов системы знаний, способность выходить в рефлексивную позицию. Для оценки эффективности системы профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью мы предлагаем осуществлять мониторинг данного процесса по следующим уровням: копирую-ще — воспроизводящий — минимальный уровень; поисково - исследовательский — потенциальный уровень; творческий — оптимальный уровень. Схематично система профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью представлена на рис.
Для реализации цели системы профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью нами была разработана программа «Первый курс -пятый курс» направленная на формирование готовности менеджера к управлению инновационной деятельностью. Данная программа реализуется в Профессиональнопедагогическом институте ГОУ ВПО «ЧГПУ», в рамках профессиональной подготовке по направлению 521500 - менеджмент.
Рисунок. Система профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью
Программа представляет собой блочномодульную структуру, которая включает три основных компонента (теоретическое обучение, учебно - практическое обучение, самостоятельная деятельность) и шести образовательных модулей: модуль 1 — структура инновационной управленческой деятельности, ее планирование и условия реализации; модуль 2 — формы и методы управленческой деятельности в профессиональной деятельности менеджера организации в рамках внедрения специализированного теоретического обучения по отраслям менеджмента; модуль 3 — применение элементов профессиональной деятельности в проблемных ситуациях на занятиях; модуль 4 — введение элементов профессиональной деятельности при работе на стажерских площадках; модуль 5 — производственная практика; модуль 6 — реализация проектно-созидательных технологий. В ходе реализации разработанной нами системы профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью мы планируем сформировать следующие профессионально-значимые качества инновационного менеджера: наличие определенного багажа базовых способностей менеджера; опыт практической инновационно- управленче-
ской деятельности; готовность работать в стрессовой ситуации; преданность корпоративной культуре; высокая мотивация к достижению цели; инициативность и творчество; постоянная жажда нового; способность генерировать идеи.
Подводя итог необходимо отметить, что с целью активизации процесса подготовки кадров для инновационной сферы на наш взгляд требуется реализация следующих направлений:
1. Сделать опорными центрами формирующейся многоуровневой системы непрерывного образования в инновационной сфере вузы региона, на базе которых должна быть организована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, осуществляющих или планирующих осуществление подготовки кадров.
2. Внедрить систему профессиональной подготовки менеджера к управлению инновационной деятельностью, в которой понятие «система подготовки менеджеров по управлению инновационной деятельностью» рассматривается как процесс взаимодействия обратных связей между всем комплексом факторов, определяющих подготовку профессионалов.
ЛИТЕРАТУРА
1. АРХАНГЕЛЬСКИЙ С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы, методы. М. : Высшая школа, 2009.
2. ГОЛЬДШТЕЙН Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2010.
3. КОНАРЖЕВСКИЙ Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Педагогический поиск, 2009.
4. КОРОЛЕВ Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1990. № 9.
5. КУЗЬМИНА Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1997.
6. РАЙЗБЕРГ Б. А., ЛОЗОВСКИЙ Л. Ш., СТАРОДУБЦЕВА Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.
7. САДОВСКИЙ В. Н. Основание общей теории систем. М. : Наука, 2005.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. Ф. Аменд