Научная статья на тему 'К определению сектора «Финансовые корпорации» в Казахстане по методологии системы национальных счетов ООН'

К определению сектора «Финансовые корпорации» в Казахстане по методологии системы национальных счетов ООН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / ФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SECTOR / FINANCIAL CORPORATIONS / FINANCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельгибаева Куралай Канашевна

В статье рассматриваются методологические вопросы внедрения Системы национальных счетов ООН 1993 г. (СНС-1993) и 2008 г. (СНС-2008) в практику учета Республики Казахстан; дано авторское определение понятиям «финансовые корпорации», «финансовые услуги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF SECTOR “FINANCIAL CORPORATIONS” IN TH

The article contains a methodological issues of introduction the System of national accounts (SNA) 1993 and 2008 of the UN in accounting practice of the Republic of Kazakhstan; the author’s definitions for “financial corporations” and “financial services” is given.

Текст научной работы на тему «К определению сектора «Финансовые корпорации» в Казахстане по методологии системы национальных счетов ООН»

» ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 657.1:330 К. К. БЕЛЬГИБАЕВА

K. K. BELGIBAEVA

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СЕКТОРА «ФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ПО МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ООН

DEFINITION OF SECTOR “FINANCIAL CORPORATIONS”

IN ^Е KAZAKHSTAN REPUBLIC ON METHODOLOGY OF THE UNITED NATIONS SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS

Аннотация. В статье рассматриваются методологические вопросы внедрения Системы национальных счетов ООН 1993 г. (СНС-1993) и 2008 г. (СНС-2008) в практику учета Республики Казахстан; дано авторское определение понятиям «финансовые корпорации», «финансовые услуги».

Ключевые слова: финансовый сектор; финансовые корпорации; финансовые услуги.

Abstract. The article contains a methodological issues of introduction the System of national accounts (SNA) 1993 and 2008 of the UN in accounting practice of the Republic of Kazakhstan; the author’s definitions for “financial corporations” and “financial services” is given.

Keywords: financial sector; financial corporations; financial services.

Главная задача Системы национальных счетов (СНС) ООН — достоверно отразить финансово-кредитные, экономические и правовые отношения при расчете размера валовой добавленной стоимости секторов, отраслей экономики и в конечном итоге валового внутреннего продукта страны. В истории международного статистического учета известны следующие модели СНС ООН: 1936, 1947, 1952, 1968, 1993 годов и последняя версия — 2008 года.

Доминирующие позиции в финансово-кредитных отношениях страны занимает сектор «финансовые корпорации», благодаря его особой финансово-посреднической деятельности. В рамках рыночной экономики финансовое посредничество играет важную роль, обеспе-

чивая эффективное взаимодействие институциональных единиц различных секторов. Глобальный финансово-экономический кризис подтверждает актуальность и необходимость внесения уточнений в составляющие объекты изучения деятельности финансовых корпораций и их объективного учета.

По определению СНС-1993, сектор «финансовые корпорации» включает все корпорации или квазикорпорации-резиденты, основной функцией которых является финансовое посредничество или вспомогательная финансовая деятельность, тесно связанная с финансовым посредничеством, а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями1. В руководстве

1 Дополнения и поправки к Системе национальных счетов 1993 г.: Организация Объединенных Наций, Комиссия европейских сообществ, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк, 2006. П. 4.77. С. 130; Методологические положения по системе национальных счетов: Сборник / Под ред. Ю. К. Шокаманова. Алматы: Агентство РК по статистике, 2006. С. 3.

МВФ по денежно-кредитной и финансовой статистике дано следующее определение финансового посредничества: «вид производительной деятельности, в процессе которой институциональная единица мобилизует средства путем принятия обязательств за собственный счет с целью направления этих средств другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом»2. В СНС-2008 процесс посредничества определяется так же, как в СНС-1993: его сущность заключается в перераспределении средств между кредиторами и заемщиками путем оказания им посреднических услуг финансовыми корпорациями.

Финансовые корпорации предоставляют различные виды финансовых услуг: основные (услуги финансового посредничества) и вспомогательные, но тесно связанные с основными. Основное финансовое посредничество имеет три формы: кредитование, страхование, пенсионное обеспечение.

Кредитование связано с предоставлением займов учреждениями, занимающимися денежным посредничеством (обычно это банки), и денежных ссуд вне банковской системы; с предоставлением кредита на покупку домов специальными учреждениями, которые также не депонируют вклады; с кредитными карточками. Депозиты определяются как средства, фиксированные в денежном выражении, которые поступают не на регулярной основе. В соответствии с принципами СНС процесс кредитования не рассматривается как экономическое производство и не входит в его границы. В ходе посреднической деятельности финансовые учреждения привлекают средства кредиторов на возвратной и возмездной основе и лишь трансформируют принятые финансовые обязательства в финансовые активы таким образом, чтобы удовлетворить потребности заемщиков.

Кредитор передает определенную сумму денег банку. Передавая ресурсы от одних институциональных единиц другим, финансо-

вые организации несут издержки. Банк обязан выплачивать процент по вкладу, но одновременно предоставляет депоненту (депозитару) платные услуги: ведение счетов, перечисление депозитов и др. Величина платы зависит от частоты обращения клиента. В целях получения гарантий своевременного возврата ссуд банк требует дополнительную плату, исходя из собственной оценки платежеспособности заемщика, условий его кредитования. Суммы, получаемые банком за пользование кредитом, уйдут на оплату процентов своему депоненту.

В результате финансово-посреднической деятельности извлекаются доходы от собственности как доходы, получаемые владельцем финансового актива в обмен на предоставление средств другой институциональной единице в виде разницы процентов. Учетная разница между процентами по ссудам и выплаченной банком суммой процентов по вкладам приводит к величине продукции финансового посредничества, определяемой как косвенно измеряемые услуги финансовых посредников (КИУФП).

КИУФП рассчитываются только в отношении операций со ссудами и депозитами и только в тех случаях, когда эти ссуды предоставляются финансовыми корпорациями и депозиты размещаются в банках. КИУФП объединены в СНС под аббревиатурой “FISIM”, что расшифровывается как “financial intermediation services indirectly measured”. КИУФП — это рыночные услуги финансовых посредников, выпуск которых равен разности между доходами от собственности, полученными от процентов банков по кредитам, и доходами, выплаченными в виде процентов по депозитам. КИУФП представляют собой косвенный метод измерения стоимости оказанных услуг по финансовому посредничеству потому, что финансовые учреждения не взимают прямой платы, в отличие от вспомогательных финансовых услуг банков3. Фактически, величина продукции финансового посредника (КИУФП) состоит из двух частей:

1) издержки банка (банков) за услуги фи-

2 Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный валютный фонд, 2000. С. 17.

3 См.: Дополнения и поправки к Системе национальных счетов 1993 г. Организация Объединенных Наций, Комиссия европейских сообществ, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк, 2006; Система национальных счетов, 1993. Брюссель/Люксембург, Вашингтон, округ Колумбия, Нью-Йорк, Париж: Евростат, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирный банк, 1998.

нансового посредничества по кредитованию, оказанные депоненту;

2) гарантийная оплата заемщика финансовых средств за предоставленный ему кредит.

Оплата этих услуг либо включена в неявной форме в проценты, уплачиваемые заемщиками; либо взимается с тех институциональных единиц, которые ссужают финансовым организациям ресурсы, применяя для них более низкие ставки процентов. На эту величину уменьшается сумма процентов по депозиту. Сумма уплаты процентов заемщиком, наоборот, увеличивается на величину платных услуг, и эта часть стоимости продукции покрывается более высокими ставками по кредитам.

К вспомогательным финансовым услугам в качестве вторичной деятельности относятся: хранение ценностей клиентов в сейфах банков, предоставление консультаций по вопросам инвестирования, обмен валюты, приобретение недвижимости и др.

Со времени принятия СНС-1993 деятельность финансовых корпораций в мире претерпела существенные изменения, требующие объективного отражения в национальных счетах. В связи с тем, что процесс кредитования не является единственным источником оказания услуг финансовыми учреждениями, СНС-2008 рекомендует расширить понятие в следующей редакции: «В результате стремительного развития финансовых рынков в последние годы произошли существенные изменения в формах организации управления и работы в финансовых корпорациях. В связи с этим финансовые корпорации, наряду с посреднической деятельностью, занимаются теперь «управлением финансовым риском» и «преобразованием ликвидных средств»4. Российские статистики И. И. Елисеева, Я. В. Соколов пишут, что в свое время Дж. М. Кейнс в экономических исследованиях опирался на такие категории, как «ожидания», «риск», и сделал вывод о том, что «прибыль — это просто плата за риск», и далее

«восприятие вероятности, определение “веса”, “риска” в высокой степени зависят от наших оценочных суждений»5.

Действительно, деятельность банка, как и любого другого предприятия, связана с рисками. Экономический смысл риска (risk) сводится к преодолению неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в количественной и качественной оценке вероятности достижения предполагаемого результата; к преодолению неудачи и отклонения от цели. Управление финансовым риском включает в себя процессы формирования информационной базы, идентификации, оценки и анализа объема, структуры рисковых событий, установления системы критериев и принятия рисковых решений, выбора реализации методов нейтрализации возможных негативных последствий, мониторинга и контроля финансовых рисков.

Российский статистик А. Е. Косарев подчеркивает: «Управление финансовыми рисками является центральной составляющей деятельности финансовых корпораций»6. Развивая свои рассуждения о необходимости совершенствования определений в СНС-2008, А. Е. Косарев обосновывает это сложившимися в мире переменами. Дело в том, что в начальный период действия СНС-1993 финансовые корпорации принимали риски, связанные со сбором средств главным образом в форме депозитов и выдачей средств в основном в форме кредитов, и реорганизовывали средства для получения процентных доходов. В настоящее время значение этих «традиционных» рисков резко снизилось. Лидирующую роль играют торгуемые продукты, включая ценные бумаги, и внебиржевые производные бумаги. Значительно развилась секьюритизация, снижающая риски, связанные с активами и пассивами, путем снятия их с баланса. Реагируя на эти тенденции, банки диверсифицировали свою работу. Развивается инвестиционная деятельность, управление фондами. Риски в этих областях по своей сущ-

4 См.: Дополнения и поправки к Системе национальных счетов 1993 г. Организация Объединенных Наций, Комиссия европейских сообществ, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк, 2006. П. 17.228. Обновление СНС-1993. Организация объединенных наций. Экономический и социальный совет. GENERAL E/ESCAP/CPR(2)/9 3 November 2005 RUSSIAN. System of National Accounts 2008, UN, N-Y. European Commission, International Monetary Fund, Organisation for Economic Cooperation and Development, United Nations, World Bank. 662 p.

5 Елисеева И. И., Соколов Я. В. Дж. М. Кейнс и статистика // Вопросы статистики. 2007. № 1. С. 69.

6 Косарев А. Е. Современное развитие методологии национальных счетов - обновление СНС-93 // Вопросы статистики. 2007. № 8. С. 16.

ности отличаются от традиционных рисков в кредитной деятельности. Риски могут перепродаваться. Содержание понятия финансовых рисков и формы работы с ними сейчас значительно расширились7. Финансовые корпорации, наряду с посреднической деятельностью, занимаются теперь управлением финансовыми рисками и преобразованием ликвидных средств, а не просто принятием рисков и реорганизацией средств кредиторов в традиционном понимании получения процентных доходов. Управление финансовым риском тесно взаимодействует с преобразованием ликвидных средств, которое исходит из сущности ликвидности (обращаемость, возможность передачи, конвертируемость, легкость, с которой активы обмениваются на деньги). Это целенаправленная деятельность банка (финансовой корпорации) быстро и без потерь, при необходимости для погашения своих обязательств, преобразовать свои активы в высоколиквидные финансовые активы: наличные деньги в кассе; депозитные вклады, размещенные на счетах в банках; государственные ценные бумаги и т. п. Проблема ликвидности затрагивает всю банковскую систему. Дефицит ликвидных средств в одном банке отражается на всей системе в целом. Банки формируют свои пассивы так, чтобы иметь различные сроки погашения соответствующих активов в балансе. В то же время банки должны погашать свои обязательства (например, по депозитам) в установленные сроки, в связи с чем управление рисками ликвидности ставится на первое место в деловой стратегии банка. Банку необходимо иметь достаточный запас ликвидных ресурсов путем преобразования активов для того, чтобы иметь возможность компенсировать ожидаемые и неожиданные изменения в балансе, не подвергаясь риску ликвидности.

Страхование представляет собой деятельность, направленную на предоставление институциональным единицам финансовой защиты от последствий каких-либо неблагоприятных событий (рисков) или непредвиден-

ных обстоятельств. В процессе страхования происходит перераспределение средств между институциональными единицами. Услуги оплачивают держатели страховых полисов (договоров). Страхование также делится на основное и вспомогательное, связанное с основным. На рынке основного страхования осуществляется страхование жизни и накопления, а также пенсионное обеспечение. Вспомогательные услуги страхования — это страхование и перестрахование, не относящиеся к страхованию жизни: от несчастных случаев, пожара, болезней; страхование имущества, автомобилистов; морское, авиационное, транспортное страхование; страхование на случай денежных убытков и страхование гражданской ответственности, а также услуги страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара.

Проблемным вопросом СНС-2008 является современное адекватное отражение сущности страхования с развитием новых социально-экономических явлений. К уточнениям в области страхования относятся вопросы, касающиеся определения сущности страхования, измерения выпуска страхования в связи с учащением в мировой истории катастрофических событий (террористических актов, природных катаклизмов — землетрясений, наводнений, ураганов)8. Разделяя мнение экономистов А. Я. Косарева9, Ю. Н. Иванова, Т. А. Хоменко10, считаем, что сущность страхования в настоящее время сводится к обслуживанию рисков, а не просто к возмещению страхового ущерба, как было сформулировано в СНС-1993. Поэтому измерение продукции страхования должно быть основано на существовании стоимостной оценки рисков, формирующейся с учетом вероятности их реализации, а не только на реализации рисков. Крупные катастрофы повлекут высокую стоимость производства услуг. Сумма возмещений будет иметь отрицательное значение. Такие возмещения должны переноситься на будущие годы при расчете производства услуг и добавленной стоимости. Измерять производство ус-

7 Косарев А. Е. Современное развитие методологии национальных счетов - обновление СНС-93 // Вопросы статистики. 2007. № 8. С. 16.

8 Там же.

9 См.: Косарев А. Е. Указ. соч. С. 3-19.

10 См.: Иванов Ю. Н., Хоменко Т. А. Обзор основных положений пересмотренной системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и перспективы их поэтапного применения в статистике стран СНГ // Вопросы статистики. 2009. № 3. С. 40-42.

луг в случае катастроф предлагается на основе данных об издержках производства.

Пенсионное обеспечение сводится к обеспечению доходов в связи с выходом на пенсию, включая деятельность, связанную с инкассированием и инвестированием денежных средств. Согласно СНС-2008 пенсионные фонды, включаемые в финансовый сектор, организованы в форме самостоятельных институциональных единиц, действующих независимо от своих учредителей, и не могут находиться под иностранным контролем. Они предназначены для обеспечения выплаты пенсионных пособий тем или иным конкретным группам работников. Такие фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции на рынке за собственный счет.

Они организуются и управляются индивидуальными частными или государственными работодателями либо совместно с индивидуальными работодателями и их работниками. Работники или работодатели вносят в эти фонды регулярные взносы/отчисления. Этот подсектор не охватывает программ пенсионного обеспечения, предназначенных для работников частных или государственных организаций, которые не предусматривают образования ни отдельного фонда, ни программ, организуемых частными работодателями. Их резервы объединяются со средствами самого работодателя или вкладываются в выпускаемые им ценные бумаги.

Деятельность финансовых корпораций в мире претерпела структурные изменения: во-первых, значительно возросла роль управления портфелем финансовых активов; во-вторых, финансовые портфели, банковские капиталы растут за счет других финансовых инструментов (ценные бумаги, лизинг, факторинг, секьюритизация и др.), а не только за счет выдачи кредитов и принятия депозитов; в-третьих, образуются холдинговые прибыли и убытки. Исходя из изменившихся экономических отношений и требований СНС-2008, мы даем следующие характеристики финансовых корпораций и финансовых услуг.

Финансовые корпорации — это институциональные единицы, на коммерческой основе оказывающие финансовые услуги, связанные с управлением рисками и преобразованием ликвидности финансовых ресурсов путем принятия обязательств за собственный счет и полученных процентов, страховых взносов, комиссионных.

Обоснованием такого определения финансовых корпораций служит характеристика содержания их выпуска в виде финансовых услуг.

Финансовые услуги — это особый товар, продукт деятельности субъектов сектора «Финансовые корпорации». Финансовые услуги в СНС представляют собой услуги финансовой деятельности, заключающиеся в финансовом посредничестве, связанном с перераспределением капитала и его использованием в качестве финансовых активов в тех секторах экономики, которые испытывают определенные трудности.

Но в СНС-2008 шире определен состав финансовых услуг, в который входят:

- услуги по управлению финансовыми рисками и преобразованию ликвидности;

- услуги мониторинга;

- услуги по обеспечению ликвидности, принятию на себя риска;

- услуги по размещению ценных бумаг и торговле ими;

- маржа (разница между курсами продавца и покупателя) по сделкам с иностранной валютой и ценными бумагами.

На наш взгляд, финансовая услуга — это вид производительной деятельности, в процессе которой институциональная единица привлекает, приобретает, мобилизует и предоставляет средства с целью направления их другим институциональным единицам путем управления рисками и преобразования ликвидности на основе принятия обязательств за собственный счет.

Финансовая услуга как самостоятельная социально-экономическая категория тесно связана с финансово-кредитными отношениями, направленными на трансформацию средств в денежный капитал. Изменения указанных трактовок уже вызвали перемены в практиче-

С 2010 года Агентство по статистике Республики Казахстан перешло на новую версию общего классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД)

ской статистической деятельности Казахстана. С 2010 года Агентство по статистике Республики Казахстан перешло на новую версию общего классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД). Сопоставим состав ОКЭД по данному виду деятельности в табл.

В новом ОКЭД термин «финансовое посредничество» заменен на «финансовые услуги» в составе как основных, так и вспомогательных видов деятельности. Перемена полностью отвечает теории и практике со-

временной экономической жизни.

Таким образом, рекомендуемые поправки к определению финансовых корпораций, финансовой услуги, наиболее полное измерение финансовых услуг направлены на объективную разработку национальных счетов, адекватное отражение современной финансовой экономики и учета в практической деятельности статистических органов, продолжающих совершенствовать Систему национальных счетов ООН.

Таблица

Общий классификатор экономической деятельности в Казахстане

Старый ОКЭД до 2010 г. Новый ОКЭД с 2010 г.

Шифр и вид деятельности

Секция ] - Финансовая деятельность Секция К - Финансовая и страховая деятельность

65. Финансовое посредничество 64. Финансовые услуги, за исключением услуг страховых и пенсионных фондов

66. Страхование 65. Страхование, перестрахование и деятельность пенсионных фондов, кроме обязательного социального страхования

67. Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования 66. Вспомогательная деятельность по предоставлению финансовых услуг и страхования

ЛИТЕРАТУРА

1. Дополнения и поправки к Системе национальных счетов 1993 г. - Организация Объединенных Наций, Комиссия европейских сообществ, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк, 2006.

2. Методологические положения по системе национальных счетов: Сборник / Под ред. Ю. К. Шо-каманова. - Алматы: Агентство РК по статистике, 2006. - 332 с.

3. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. - Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный валютный фонд, 2000. - 161 с.

4. Система национальных счетов, 1993. - Брюссель/Люксембург, Вашингтон, округ Колумбия, Нью-Йорк, Париж: Евростат, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирный банк, 1998.

5. Обновление СНС-1993. - Организация объединенных наций. Экономический и социальный совет. - GENERAL E/ESCAP/CPR(2)/9 3 November 2005 RUSSIAN.

6. System of National Accounts 2008, UN, N-Y. European Commission, International Monetary Fund, Organisation for Economic Cooperation and Development, United Nations, World Bank. - 662 p.

7. Елисеева И. И., Соколов Я. В. Дж.М. Кейнс и статистика // Вопросы статистики. - 2007. - № 1. -С. 68-71.

8. Косарев А. Е. Современное развитие методологии национальных счетов - обновление СНС-93 // Вопросы статистики. - 2007. - № 8. - С. 3-19.

9. Иванов Ю. Н., Хоменко Т. А. Обзор основных положений пересмотренной системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и перспективы их поэтапного применения в статистике стран СНГ // Вопросы статистики. - 2009. - № 3. - С. 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.