Научная статья на тему 'Методическое обеспечение статистического исследования экономических активов финансовых корпораций'

Методическое обеспечение статистического исследования экономических активов финансовых корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ / FINANCIAL CORPORATIONS / СЕКТОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СНС / SECTORAL STRUCTURE OF SNA / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ECONOMIC / ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / FINANCIAL ASSETS / ЗАЙМЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / LOANS AND LIABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазитов Марат Фарукович

Статья посвящена методологическим проблемам статистической оценки экономических активов сектора финансовых корпораций на основе системы национальных счетов, в частности методическому обеспечению исследования. Нашли отражение особенности экономических активов финансовых корпораций как объекта исследования, проблемы формирования и совершенствования действующей информационной базы исследования экономических активов данного институционального сектора. Центральное место в статье занимают вопросы построения системы статистических показателей экономических активов в непосредственной увязке с результатами деятельности финансовых корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF STATISTICAL RESEARCH OF ECONOMICAL ASSETS OF FINANCIAL CORPORATION

The article is devoted to methodological problems of statistical estimation of economic assets of financial corporations sector on the basis of the system of national accounts, in particular to the methodological support of the research. Features of economical assets of financial corporations are considered as an object of research, problems of formation and development of current data base of investigation of economical assets of this sector of economy. The main role plays issues of formation of a system of statistical indicators of assets including results of financial corporations' activity.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение статистического исследования экономических активов финансовых корпораций»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АКТИВОВ ФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ

УДК 311.3/.4

Марат Фарукович Мазитов,

аспирант кафедры социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена методологическим проблемам статистической оценки экономических активов сектора финансовых корпораций на основе системы национальных счетов, в частности методическому обеспечению исследования. Нашли отражение особенности экономических активов финансовых корпораций как объекта исследования, проблемы формирования и совершенствования действующей информационной базы исследования экономических активов данного институционального сектора. Центральное место в статье занимают вопросы построения системы статистических показателей экономических активов в непосредственной увязке с результатами деятельности финансовых корпораций. Ключевые слова: финансовые корпорации, секторальная структура СНС, экономические, финансовые активы, займы и обязательства.

Marat F. Mazitov,

Post-graduate student, the Department of Social and Economic Statistics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL SUPPORT OF STATISTICAL RESEARCH OF ECONOMICAL ASSETS OF FINANCIAL CORPORATION

The article is devoted to methodological problems of statistical estimation of economic assets of financial corporations sector on the basis of the system of national accounts, in particular to the methodological support of the research. Features of economical assets of financial corporations are considered as an object of research, problems of formation and development of current data base of investigation of economical assets of this sector of economy. The main role plays issues of formation of a system of statistical indicators of assets including results of financial corporations' activity. Keywords: financial corporations, sectoral structure of SNA, economic, financial assets, loans and liabilities.

1. Введение

Целью применения методики СНС (система национальных счетов) для анализа сектора финансовых корпораций как звена финансовой системы является, прежде всего, оценка экономического потенциала данного сектора и объема выпускаемых им финансовых услуг, а также их влияние на устойчивость всей финансовой системы и экономики в целом.

При этом под оценкой экономического потенциала сектора финансовых корпораций следует понимать, главным образом, анализ экономических активов входящих в него институциональных единиц.

Экономические обязательства имеют структуру, схожую с финансовыми активами, поскольку, по своей сути, финансовые активы представляют собой финансовые требования, которые дают право их владельцу-кредитору на получение платежа или серии платежей от другой хозяйственной единицы-должника в соответствии с контрактом между ними [1]. Даже денежные средства в наличной форме являются обязательствами единиц, осуществляющих их эмиссию. Таким образом, экономический актив одной институциональной единицы является обязательством для ее контрагента. Исключение составляют только монетарное золото и СДР.

Кроме того финансовые активы и обязательства по критерию резидентства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Особенностью данного сектора является преобладание в структуре ресурсов институциональных единиц именно финансовых активов. Данный факт обусловлен спецификой их деятельности, а также особыми требованиями к финансовой устойчивости и платежеспособности финансовых корпораций.

Исходя из сущности финансового посредничества именно финансовые активы составляют основу производственного потенциала институциональных единиц, относящихся к сектору финансовых корпораций. По своей сути деятельность финансовых корпораций, осуществляющих посредническую деятельность в различных формах, заключается в принятии определенных финансовых обязательств с целью приобретения финансовых активов как за счет собственных, так и за счет привлеченных финансовых ресурсов.

2. Особенности экономических активов финансовых корпораций как объекта исследования

В целях исследования финансовых корпораций более подробно следует дать характеристику именно финансовым активам, занимающим основную долю в структуре имущества институциональных единиц сектора финансовых корпораций.

В Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистике МВФ и в СНС 1993 года финансовые активы определяются как подмножество экономических активов - объектов, в отношении которых институциональными единицами устанавливаются (индивидуально или коллективно) права собственности и от владения которыми или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды.

Специфическим видом финансовых активов, не имеющих аналогов в структуре экономических пассивов, являются монетарное золото и СДР.

Несмотря на то, что после Ямайской международной валютной конференции золото утратило свои денежные функции, данный металл до сих пор остается довольно привлекательным активом для инвесторов. При этом спрос на золото в основном складывается из спроса в ювелирной промышленности, машиностроении, а также инвестиционного спроса, в том числе со стороны государства.

Стоимость монетарного золота включается в состав финансовых активов лишь в том случае, если данные запасы находятся на хранении в Центральном Банке, органах государственного управления или подконтрольных им структурах в форме слитков или монет. Запасы золота, не входящие в состав золотовалютных резервов государства, относятся к нефинансовым активам, золото, размещенное

на обезличенных металлических счетах, включается в состав валютных активов.

В настоящее время, стоимость монетарного золота не превышает 10 % от величины международных резервов России, причем его запасы в номинальном выражении постоянно сокращаются несмотря на постоянных рост цен на золото.

Другим видом активов, входящих в состав золотовалютных (международных) резервов, находящихся в управлении Центрального Банка (Банка России), являются специальные права заимствования (СДР) представляющие собой международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Фонде.

Как уже было отмечено, монетарное золото и СДР, выпускаемые МВФ, представляют собой финансовые активы, для которых на стороне пассивов нет соответствующих финансовых обязательств, поскольку золото в слитках или монетах само по себе является реальным активом и не предполагает возникновения требования к его продавцу, а СДР является специфическим видом требования к Международному валютному фонду со центральных банков государств, являющихся его членами.

Наиболее ликвидным видом активов является наличная валюта, то есть банкноты и монеты, эмитируемые центральными банками государств и имеющие фиксированную номинальную стоимость. Следует различать наличную иностранную валюту, представляющую собой финансовые требования к центральным банкам зарубежных государств, включаемую в состав требований к остальному миру и золотовалютных резервов государства, а также национальную валюту. При этом финансовым активом признается валюта, находящаяся в обращении, то есть вне подсектора «Центральный Банк», составляя, в свою очередь, обязательства данного подсектора перед прочими институциональными единицами.

Основной формой привлечения финансовых ресурсов, для депозитных финансовых корпораций, исходя из их названия, являются депозиты, представляющие собой требования к институциональным единицам и имеющие форму вклада физических лиц и организаций. В составе депозитов

можно выделить требования к Центральному Банку, другим депозитным корпорациям (коммерческим банкам, депозитно-кредитным небанковским кредитным организациям), а также прочим финансовым корпорациям.

Депозиты могут быть могут быть требованиями физических или юридических лиц, органов государственного или муниципального управления, а также самих финансовых корпораций, например к Центральному Банку.

Также депозиты могут быть разделены в зависимости от сроков на депозиты до востребования, или переводные по терминологии СНС, и срочные (другие) депозиты.

Отличие переводных депозитов от других заключается в том, что данный вид обязательств (активов) имеет не ограниченный срок обращения и может быть погашен в любое время по требованию клиента без взимания различных штрафов и комиссий (например, в форме снижения процентной ставки, под которую привлекались финансовые ресурсы). Переводные депозиты могут быть открыты в форме вкладов до востребования, а также расчетных счетов физических и юридических лиц.

Непосредственно депозитные корпорации могут размещать депозиты в Центральном Банке в виде обязательных резервов, а также в других финансовых организациях, например, в виде остатков на корреспондентских счетах.

Кроме того выделяют депозиты с ограничениями, не включаемые в широкую денежную массу.

Значительные средства финансовых посредников помимо сформированных кредитных портфелей вложены в такие виды финансовых инструментов как ценные бумаги и финансовые деривативы.

В соответствии с международной практикой статистического учета данные активы разделены на ценные бумаги, кроме акций, непосредственно акции и другие формы участия в капитале, а также производные финансовые инструменты.

Ценные бумаги, кроме акций - это финансовые активы, обращающиеся на рынке ценных бумаг и являющиеся подтверждением права их держателя требования на погашение обязательства денежными средствами, прочими финансовыми инструментами или другими нефинансовыми активами.

Такими ценными бумагами могут быть векселя и облигации, в том числе эмитированные государственными органами, чеки, варранты, коносаменты, складские и залоговые свидетельства, закладные и другие ценные бумаги, за исключением долевых.

Акции и другие формы участия в капитале включают финансовые активы, представляющие собой обязательства корпораций в виде различных акций или аналогичных документов. Целями приобретения данных инструментов могут являться как установление контроля над активами прочих корпоративных предприятий, так и купля-продажа акций на фондовой бирже как источник получения дохода. В настоящее время как для мировой, так и для российской финансовой системы характерно укрупнение финансовых институтов, в основном, в результате осуществления сделок слияния и поглощения. Для российского финансового рынка это обусловлено, прежде всего, тем, что в последние годы произошло ужесточение требований к финансовым организациям в части нормативов достаточности капитала. Поэтому при невозможности повышения капитализации, финансовые корпорации объединялись или поглощались более крупными, за счет чего в структуре активов финансовых корпораций повысилась доля акций других институциональных единиц данного сектора.

Однако увеличение доли акций в активах финансовых корпораций в последние годы происходило, прежде всего, благодаря повышению инвестиционной привлекательности данных инструментов вследствие многократного увеличения их стоимости на фондовых рынках. При этом финансовые корпорации, являясь институциональными инвесторами, осуществляли именно стратегическое инвестирование в акции, то есть приобретали их на долгосрочный период, а не с целью краткосрочных спекуляций.

Сущность финансового посредничества как экономического вида деятельности предполагает преобладание в структуре активов финансовых корпораций выданных ими кредитов и займов, то есть финансовых активов, создаваемых посредством передачи денежных средств на условиях платности, возвратности и срочности и удостоверяемых кредитным договором или договором займа.

Именно качество кредитного портфеля во многом определяет конкурентоспособность финансового учреждения в современной экономической системе. При этом под качеством кредитного портфеля можно понимать уровень кредитного и прочих рисков, которые принимает на себя финансовый посредник при выдаче кредита или займа. В настоящее время финансовые организации стали уделять повышенное внимание проблеме снижения уровня кредитного риска и просроченной задолженности заемщиков, особенно после мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году именно вследствие низкого качества ипотечного кредитного портфеля крупнейших американский банков.

Специфическим видом финансовых требований и обязательств, характерным только для финансовых корпораций, являются страховые технические резервы, включающие финансовые активы, которые являются резервами для невозмещенных рисков, резервами для страхования с прибылью, уплаченными заранее страховыми премиями и резервами для покрытия неудовлетворенных требований (чистый капитал домашних хозяйств в резервах для страхования жизни и в пенсионных фондах), резервы для не-возмещенных рисков и другие активы.

Все более значимым в деятельности финансовых корпораций становится использование производных финансовых инструментов, операции с которыми являются как источником получения дополнительного дохода, так и способом страхования финансовых рисков.

По своей форме производные финансовые инструменты представляют собой контракт, позволяющий приобрести некий базовый актив (товары, валюта, ценные бумаги и другие активы) по определенным в данном контракте условиям и цене.

Финансовые требования, не вошедшие в вышеназванные виды финансовых активов, например, штрафы, неустойки, пени, просроченные проценты, включаются в состав прочей дебиторской задолженности.

3. Информационная база исследования экономических активов финансовых корпораций

В настоящее время перед Россией стоит задача создания современной финансовой системы, способной обес-

печить стабильное поступательное развитие экономики, финансирование воспроизводственных процессов и коллективного потребления, пополнение национального имущества.

Решение обозначенных проблем сопряжено с реализацией комплекса управленческих решений, принятие которых невозможно без адекватного информационного обеспечения.

Кризисные явления в экономике последних лет выявили недостатки в существующей системе прогнозирования и предупреждения негативных последствий деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из основных факторов, влияющих на качество анализа и прогноза состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности, является качество информационной базы, прежде всего на макроэкономическом уровне.

Несоответствие национальной экономически значимой информации требованиям актуальности, достаточности, достоверности обусловлено разрозненностью методологии сбора, регистрации и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. В настоящее время хозяйствующие субъекты обязаны вести несколько видов учета (бухгалтерский, статистический, налоговый), отличающиеся не только целями и задачами, но и методикой их осуществления, а также степенью достоверности формируемой информации. Это объясняется различным уровнем контроля за ведением соответствующего вида учета со стороны регулирующих данную сферу органов. Различна и мера ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение порядка ведения бухгалтерского, статистического и налогового учета.

Наряду с проблемой качества исходной статистической информации основной сложностью в исследовании финансовых корпораций является отсутствие единой информационной базы, содержащей данные об экономических активах и источниках их образования. В настоящее время информация, необходимая для анализа состояния и результатов деятельности институциональных единиц, входящих в данный сектор, может быть получена из довольно большого количества разрозненных источников. К ним относятся банки данных органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор в финансовой

сфере - Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам и других, - а также профессиональных объединений финансовых организаций. При этом практически невозможно получить достаточную информацию по всем подсекторам сектора финансовых корпораций.

В соответствии с международной практикой Центральный Банк является учреждением, ответственным сбор, обработку, обобщение и анализ информации в области денежно-кредитной и банковской статистики, а, кроме того, выполняет функции контролю и надзору за деятельностью кредитных организаций. Поэтому в издаваемых Банком России статистических сборниках, в том числе публикуемых на его официальном сайте можно содержится информация о деятельности непосредственно Банка России, кредитных организациях, а также прочих финансовых посредниках.

Данная информация включает в себя сведения о количестве отдельных финансовых организаций, составе и структуре их активов и обязательств, результатах их деятельности. Причем для кредитных организаций данная информация представлена также в региональном разрезе.

Другим государственным органом, осуществляющим регулирование на финансовых рынках Российской Федерации, является Федеральная служба по финансовым рынкам, в функции которой входит, помимо прочего, ведение реестров следующих финансовых организаций [2]:

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, доверительных управляющих, клиринговых организаций, депозитариев, реестродержателей);

- участников рынка коллективных инвестиций (управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов, паевых и акционерных инвестиционных фондов, спецдепозитариев);

- микрофинансовых организаций;

- кредитных потребительских кооперативов.

Кроме того, ФСФР России были переданы функции Федеральной службы страхового надзора, ликвидированной в марте 2011 года, по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Однако найти в открытом доступе достаточную актуальную информацию о деятельности финансовых корпораций, в том числе о составе и структуре

их активов, публикуемую ФСФР, в настоящее время не представляется возможным.

Министерством финансов Российской Федерации разрабатывался вопрос о создании мегарегулятора на финансовом рынке, в компетенцию которого ходили бы контроль и надзор за деятельностью всех финансовых организаций, в том числе кредитных, что позволило бы окончательно централизовать систему сбора и обработки информации о финансовых корпорациях. Однако данный законопроект был отклонен Государственной думой Российской Федерации.

Вследствие децентрализации и несогласованности источников статистической информации информационной базой комплексного анализа ресурсов и результатов деятельности институциональных единиц, занятых производством финансовых услуг в России должна стать международная методология учета - Система национальных счетов (версия СНС-93).

«Система национальных счетов обеспечивает концептуальную и статистическую основу для обобщения и анализа на макроэкономическом уровне показателей экономического развития и богатства страны. Основные счета отражают производство, потребление, накопление капитала, распределение и использование доходов. Баланс активов и пассивов позволяет обобщить данные о всех компонентах национального богатства (нефинансовых активах, финансовых активах и обязательствах, природных ресурсах и др.). СНС предусматривает возможность получения и анализа статистических данных как для экономики в целом, так и для институциональных секторов и отраслей экономики» [3].

По мнению Рыбаковой О.М. и Гирбасовой Е.М. переход Российской Федерации на систему национальных счетов в полном объеме позволит решить следующие задачи [4]:

- обеспечить субъекты управления более широкой, ориентированной на рыночную экономику системой макроэкономической информации, необходимой прежде всего для разработки экономической политики в органах государственного управления;

- содействовать налаживанию международного экономического содружества стран СНГ для обеспечения универсального экономического языка,

понятного экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире;

- решить проблемы предоставления данных в международные экономические организации;

- облегчить участие стран СНГ в международных сопоставлениях валового внутреннего продукта, проводимых в рамках ООН на основе исчисления паритета покупательной способности валюты;

- устранить трудности в процессе привлечения иностранного капитала, связанные с различиями в учетных системах.

Исследователи в области национального счетоводства приводят в пример следующие направления использования данной информационной базы в части выявления [5]:

- вклада отдельных отраслей, секторов экономики и различных форм собственности в достигнутые результаты;

- основных пропорций и соотношений между производством и потреблением, потреблением и накоплением, между наличием ресурсов и их использованием, а также соотношений между отраслями и секторами экономики;

- влияния отдельных факторов на результаты производства продуктов и услуг, образование, распределение и использование доходов на потребление и сбережение;

- изменения национального богатства в результате труда данного года;

- взаимосвязей между отраслями экономики на основе межотраслевого баланса производства и распределения продукции;

- взаимосвязей с зарубежными странами, их результатов и их воздействия на экономику страны

Также, в частности, использование системы национальных счетов как информационной базы позволяет осуществлять анализ экономических активов институциональных единиц по следующим направлениям:

- анализ наличия и структуры экономических активов;

- анализ динамики экономических активов;

- исследование фонда накопления;

- анализ источников финансирования инвестиций;

- анализ эффективности использования отдельных видов экономических активов;

- анализ обмена России капитальными трансфертами с другими странами;

Стоит отметить, что Россия перешла на методологию СНС в начале 90-х годов, однако ее аналитические возможности для всесторонней оценки финансовых корпораций, являющихся основным производителем финансовых услуг в составе ВВП и существенным источником пополнения бюджетного фонда и национального сбережения страны, остаются не реализованными в полной мере.

Это связано с серьезными проблемами, решение которых необходимо для получения более надежных показателей национальных счетов и обеспечения на их основе всестороннего макроэкономического анализа. Они могут быть коротко суммированы следующим образом [6]:

• не составляются такие счета накопления, как финансовый счет и счета других изменений в активах;

• не составляется баланс активов и пассивов;

• не составляются сателлитные (вспомогательны) счета;

• методы измерения теневой и неформальной деятельности продолжают оставаться слишком упрощенными; не внедряются многие из рекомендаций Руководства по измерению ненаблюдаемой экономики; не оценивается нелегальная деятельность;

• методы расчета холдинговой прибыли (убытка) остаются достаточно упрощенными;

• существуют большие проблемы с составлением региональных счетов; как правило, наблюдается значительная разница между ВВП по стране и суммой валового регионального продукта регионов; эта разница связана как с недостатком необходимых данных, так и с отсутствием ясности в отношении некоторых концептуальных вопросов;

• используется упрощенный подход к определению услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом, то есть они относятся к промежуточному потреблению условной отрасли; такой метод занижает размер ВВП;

• отсутствует гармонизация между национальными счетами и другими системами макроэкономических показателей, в частности, статистикой государственных финансов; это затрудняет составление счетов для

сектора государственного управления и исчисление ключевых показателей этих счетов, таких как выпуск, расходы на конечное потребление;

• оценки запасов активов производятся только в отношении основных фондов и материальных оборотных средств; они не включают запасы финансовых активов и других непро-изведенных активов (материальных и нематериальных); методы оценки запасов основных фондов и материальных оборотных средств не вполне согласуются с правилами СНС;

Одной из основных задач национальной статистики является составление баланса активов и пассивов по институциональным секторам в соответствии с методикой СНС. Данный баланс в широком смысле представляет собой систему табличных построений, в которых должна содержаться информация об имеющихся ресурсах и обязательствах, а также их изменении в результате хозяйственной деятельности всех институциональных единиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические активы и пассивы в данном балансе, приведенном в таблице 1, могут быть сгруппированы с соответствии с их классификацией в СНС-93.

Баланс активов и пассивов является важнейшим инструментом в оценке и анализе национального богатства, которое может быть рассчитано как сумма нефинансовых активов и сальдо финансовых активов и обязательств.

Несмотря на столь высокую значимость баланса активов и пассивов в настоящее время его составление до сих пор находится на стадии методологической разработки. Осуществляется лишь стоимостной учет нефинансовых экономических активов: основных фондов, материальных оборотных средств, потребительских товаров длительного пользования, находящихся в собственности домашних хозяйств, данные о которых приводятся по стоимости элементов национального богатства.

Поэтому на данный момент основным источником информации об экономических активах и обязательствах финансовых корпораций, составляемый по методике, наиболее приближенной к СНС, является «Обзор финансового сектора» Банка России. Данный обзор составляется в соответствии с требованиями международных статистических стандартов по расчету макроэкономических финансовых показателей.

Таблица 1

Баланс активов и пассивов

ЧИСТАЯ СТОИМОСТЬ АКТИВОВ

НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Основные фонды

Запасы материальных оборотных средств Ценности

Непроизведенные активы

ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Валюта и депозиты Ценные бумаги, кроме акций Кредиты и займы

Акции и другие формы участия в капитале Страховые технические резервы Производные финансовые инструменты Прочая дебиторская задолженность Монетарное золото и СДР

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Валюта и депозиты Ценные бумаги, кроме акций Кредиты и займы

Акции и другие формы участия в капитале Страховые технические резервы Производные финансовые инструменты Прочая кредиторская задолженность

Начальный баланс активов и пассивов

Заключительный баланс активов и пассивов

Методологической основой формирования данных в обзоре является Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике (МВФ, 2000), в соответствии с которым денежно-кредитные показатели представляются в разрезе применяемых финансовых инструментов и секторов экономики. Такое представление данных используется для анализа денежной массы и ее структуры, взаимоотношений всех групп финансовых посредников с другими секторами российской экономики и нерезидентами. Данный документ включает в себя «Обзор Центрального банка», «Обзор кредитных организаций», «Обзор банковской системы», публикуемые Банком России на ежемесячной основе, а также «Обзор других финансовых организаций (по данным страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов)» и «Обзор финансового сектора (по данным организаций банковской системы, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов)», публикуемые на ежеквартальной основе [7].

В обобщенном виде информация об активах и пассивах финансовых организаций содержится в «Обзоре финансового сектора», который является результатом консолидации данных, приведенных в «Обзоре банковской системы» и «Обзоре других финансовых организаций». Консолидация проводится путем вычета всех взаимных требований и взаимных обязательств между организациями банковской системы, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами и суммированием их требований и обязательств перед другими секторами экономики и нерезидентами.

В свою очередь, «Обзор банковской системы» является результатом консолидации данных «Обзора Центрального банка» и «Обзора кредитных организаций»: консолидация осуществляется путем вычета всех взаимных требований и обязательств между кредитными организациями и Банком России и суммирования их операций с другими секторами экономики и нерезидентами. Данный обзор основан на данных ежемесячного бухгалтерского баланса Банка России, ежемесячного сводного бухгалтерского баланса по кредитным организациям (исключая филиалы российских кредитных организаций за границей), балансов филиалов иностранных банков, расположенных на территории Российской

Федерации, баланса государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», оперативных данных Минфина России по управлению международными резервами.

В «Обзоре других финансовых организаций» содержатся показатели, характеризующие деятельность страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. Источником информации для составления данного обзора является данные ежеквартальная отчетность страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов по формам федерального статистического наблюдения, представленного формами N° 1ФС (СК) «Сведения о направлениях заимствования и размещении средств страховой организацией» и № 1ФС (НПФ) «Сведения о финансовых операциях негосударственного пенсионного фонда», представляемые отчитывающимися организациями в Банк России.

По своей форме «Обзор финансового сектора» представляет собой балансовую таблицу, в которой содержится информация об активах и обязательствах финансовых организаций.

Таким образом, «Обзор финансового сектора», публикуемый Банком России, является довольно полезным и исчерпывающим источником информации для всестороннего анализа сектора финансовых корпораций России.

Однако, по своей форме обзор не очень удобен для раздельного анализа активов и пассивов финансового сектора. Так как информация в нем представлена в балансовом виде, в целях последующего исследования финансовых корпораций необходимо отдельно рассчитывать величину их экономических активов и пассивов. Кроме того, в данном обзоре не выделены в отдельные статьи стоимость прочих активов и пассивов, а информация приведена в сальдированном виде. Это не позволяет адекватно оценить стоимость экономических активов финансовых организаций, прежде всего, именно нефинансовых активов, составляющих хоть и незначительную, но, все же, значимую часть их имущества.

Существенным недостатком обобщенного обзора финансового сектора является то, что только экономические пассивы сгруппированы в соответствие с международной практикой по видам используемых финансовых инс-

трументов. Активы же, в свою очередь, группируются по институциональному признаку как требования к различным секторам экономики.

В целях исследования сектора финансовых корпораций требуется дальнейшая доработка данного обзора, так как он не содержит данных об институциональных единицах некоторых подсекторов, в частности: другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов, и вспомогательные финансовые корпорации.

4. Система статистических показателей экономических активов и результатов деятельности финансовых корпораций

В целях исследования качества экономических активов финансовых корпораций, а также результатов их применения, в том числе участия в системе бюджетообразования и национальном сбережении, необходимо сформировать соответствующую систему статистических показателей.

При этом возможно использование как традиционно применяемых в финансовой статистике показателей с их группировкой, отвечающей целям исследования, а также разработка новых.

Традиционно в экономико-статистическом анализе состояния и результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе при исследовании структуры и эффективности использования их экономических активов, используются следующие показатели:

I. Показатели состояния и результатов деятельности

1. Показатели состояния

1.1. Показатели стоимости и качества экономических активов и величины экономических пассивов (объемные, структурные)

1.2. Показатели ликвидности

1.3. Показатели финансовой устойчивости

1.4. Уровень риска

2. Показатели результатов деятельности

2.1. Абсолютные показатели финансовых результатов (выпуск, затраты, прибыль)

2.2. Показатели эффективности деятельности (рентабельность активов, капитала, продаж)

Данные показатели в совокупности со специфическими показателями использования экономических активов в целях проводимого исследования могут быть перегруппированы следующим образом (рисунок 1)

Показатели наличия, состава и структуры экономических активов финансовых корпораций включают в себя традиционные объемные и структурные показатели стоимости экономических активов, сгруппированные по различным критериям (рисунок 2).

К показателям качества и эффективности использования экономических активов могут быть отнесены основные показатели результатов деятельности институциональных единиц, применяемых в целях анализа результатов использования экономических активов.

В зависимости от легкости превращения активов в денежную форму

Рис. 1. Система статистических показателей экономических активов и результатов деятельности финансовых корпораций

Показатели наличия, состава и структуры экономических активов финансовых корпораций

Стоимость экономических активов

Удельный вес экономических активов

Рис. 2. Показатели наличия, состава и структуры экономических активов финансовых корпораций

Рис. 3. Показатели качества и эффективности использования экономических

активов

их можно разделить на ликвидные и неликвидные средства. По степени ликвидности активы принято делить на три группы [8].

1. Ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства: наличность в кассе; драгоценные металлы; средства на корреспондентском счете в ЦБ; первоклассные векселя, пригодные для переучета в ЦБ; государственные ценные бумаги.

2. Ликвидные средства, которые могут быть превращены в денежные средства: кредиты и платежи в пользу банка со сроком исполнения до 30 дней; условно реализуемые ценные

бумаги, зарегистрированные на бирже; другие ценности (включая нематериальные активы).

3. Неликвидные активы: просроченные кредиты; некотируемые ценные бумаги; ненадежные долги; здания и сооружения; инвестиции в недвижимость.

Показатели структуры экономических активов финансовых корпораций по степени ликвидности во взаимосвязи со структурой обязательств позволяют проанализировать уровень их финансовой прочности.

Для оценки состояния банковских активов с точки зрения риска потери их части возможна группировка активов,

ранее используемая Центральным Банком России в целях расчета обязательных нормативов кредитными организациями. Так, в соответствии с данной методикой активы подразделялись на 6 групп по возрастающей степени риска (таблица 2) [9]:

К показателям, характеризующим эффективность использования отдельных видов экономических активов, относятся, прежде всего, показатели фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача, например, может определяться по отраслям и секторам экономики как отношение валового выпуска, валовой добавленной стоимости или чистой добавленной стоимости к среднегодовой стоимости экономических активов. Фондоемкость является показателем, обратным фондоотдаче

Если показатели фондоотдачи более применимы для внеоборотных активов, то есть активов, используемых в течение долгосрочного периода, то для оценки эффективности использования оборотных активов целесообразно рассчитывать показатели оборачиваемости характеризующие скорость обращения капитала в процессе экономического производства. Показатели оборачиваемости рассчитываются аналогично показателям фондоотдачи, однако с базой расчета соотносится стоимость активов, полностью потребляемых в течение одного операционного цикла. Показатели оборачиваемости можно рассчитывать и для внеоборотных активов, заменяя в знаменателе их стоимость величиной потребления основного капитала.

Однако, чаще всего, в целях анализа экономической эффективности применяют показатели рентабельности, или прибыльности, экономических активов, отражающие наиболее распространенный подход к определению экономической эффективности.

Так, в экономической теории понятие «эффективность» трактуется как «...соотношение между результатами и затратами, произведенными для достижения этих результатов» [10].

С позиции Степанова В.Г. «эффективность - это социально-экономическая категория, присущая всем типам развития общества. Достижение эффективности означает получение максимальных результатов на единицу затрат, связанных с производством, или обеспечение минимизации затрат на единицу результата» [11].

Таблица .

Группировка активов кредитных организаций по степени риска их потери

Группы активов Коэффициенты риска %

I Группа

касса и приравненные к ним средства 0.5

средства на корреспондентских счетах в Центральном банке 0.0

средства на резервном счёте 0.0

II Группа

ценные бумаги Правительства Российской Федерации 10.0

ценные бумаги местных органов власти 15.0

ссуды, гарантированные правительством 20.0

финансирование государственных капитальных вложений 25.0

здания, сооружения и другие основные фонды 25.0

III Группа

кредиты других банков 25.0

краткосрочные ссуды (сроком до 1 года) 30.0

факторинговые операции 50.0

IV Группа

долгосрочные ссуды (сроком более одного года) 50.0

лизинговые операции 60.0

V Группа

ценные бумаги других предприятий, приобретённые банком 70.0

другие права участия в управлении и получения прибыли 80.0

в предприятиях

VI Группа

просроченные задолженности по ссудам 100.0

Каурова О.В. и Юманова О.С. отмечают, что «общий принцип построения системы показателей оценки экономической эффективности заключается в сопоставлении результатов деятельности предприятия с показателями материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов (показатели уровня эффективности ресурсов или ресурсный подход к оценке эффективности) или с показателями текущих затрат на достижение этих результатов (показатели уровня эффективности затрат - затратный подход)» [12].

При этом, эффективность экономических активов на макроуровне может быть рассчитана как соотношение валового внутреннего продукта к стоимости экономических активов, используемых в национальной экономике (1):

ВВП (1)

В группу показателей значения и роли экономических активов финансовых корпораций в системе бюджетообразования и национальном сбережении включены относительные показатели, характеризующие взаимосвязь абсолютных и относительных показателей состояния и результатов использования экономических активов финансовых корпораций с абсолютными и относительными показателями бюджетообразования и национального сбережения государства.

В целях анализа влияния деятельности финансовых корпораций на экономику в целом необходим расчет следующих показателей:

1) отношение удельного веса выпуска финансовых корпораций в национальном выпуске к удельному весу экономических активов данного сектора в структуре национального богатства, характеризующее относительную производительность активов данного сектора по сравнению с активами по экономике в целом;

2) отношение удельного веса валовой добавленной стоимости финансовых корпораций в валовом внутреннем продукте к удельному весу экономических активов данного сектора в структуре национального богатства, характеризующее относительную эффективность использования экономических активов финансовыми корпорациями по сравнению с экономикой в целом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) банковский (депозитный, кредитный) мультипликатор, характеризующий процесс увеличения объема денежной массы в результате функционирования банковской системы, при условии, что кредитными организациями используются все имеющиеся ресурсы для кредитования экономики, а все выданные кредиты возвращаются в банковскую систему.

4) денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денег в экономике за счет в результате функционирования банковской системы с учетом объема денежных средств, остающихся вне банковской системы в наличной форме, и рассчитываемый на практике как отношение общей денежной массы к денежной базе

5) показатель величины активов финансовых корпораций, приходящаяся на 1000 человек, рассчитываемый путём деления величины активов финансовых корпораций на количес-

ЭЭА = '

ЭА

Данный обобщающий показатель экономической эффективности может дополняться частными, имеющими самостоятельное значение в экономическом анализе. Например, может рассчитываться рентабельность кредитования экономики как соотношение прибыли от кредитных операций к общему объему кредитного портфеля банка.

Рис. 4. Показатели значения и роли экономических активов финансовых корпораций в системе бюджетообразования и национальном сбережении

тво населения; данный показатель, рассчитываемый в территориальном разрезе, отражает масштаб операций местных финансовых организаций и одновременно - степень их ориентации на денежные ресурсы населения;

6) показатель величины активов финансовых корпораций на 1 млрд. руб. доходов населения; в региональном разрезе данный показатель характеризует, насколько эффективно используются финансовые потоки в регионе финансовыми посредниками, а также вспомогательными финансовыми организациями; анализ данного показателя в динамике позволят сделать вывод о взаимосвязи объема активов с уровнем жизни населения;

7) показатель величины активов, приходящихся на одну финансовую организацию региона, рассчитываемый как отношение величины активов к числу финансовых корпораций региона и выражающий уровень концентрации активов финансовых корпораций.

Исследование роли экономических активов институционального сектора в системе бюджетообразования предполагает сопоставление показателей объема и структуры экономических активов с показателями, характеризующими место данного сектора в формировании доходной части бюджета государства. Этим целям может отвечать расчет и анализ следующих показателей:

1. отношение общего объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды от финансовых корпораций к стоимости экономических активов данного сектора, характеризующее уровень участия экономических активов финансовых корпораций в системе бюджетообразования государства;

2. отношение удельного веса поступлений от финансовых корпораций в общем объеме поступлений в бюджет и внебюджетные фонды к удельному весу экономических активов данного сектора в структуре национального богатства, характеризующее удельную способность экономических активов генерировать финансовые потоки в бюджетную систему государства;

3. отношение уровня налоговой нагрузки к рентабельности активов финансовых корпораций; на основании данного показателя можно проанализировать уровень использования государством экономического потенциала финансовых корпораций в целях по-

полнения бюджета различных уровней бюджетной системы.

4. отношение прироста общего объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды от финансовых корпораций к вложениям в экономические активы данного сектора за определенный период; данный показатель характеризует уровень производительности от вложений в экономические активы и может использоваться государством при разработке основных направлений экономической политики.

Влияние экономических активов финансовых корпораций на объем и структуру национального сбережения возможно изучить на основе следующих показателей:

1. отношение объема сбережений финансовых корпораций к величине валовой прибыли финансовых корпораций; данный показатель отражает склонность к сбережению в данном секторе, характеризуя долю валовой прибыли финансовых корпораций, направляемую в фонд накопления;

2. отношение общего объема сбережений к стоимости экономических активов финансовых корпораций, характеризующее величину сбережения сектора на 1 рубль экономических активов.

3. отношение удельного веса сбережений финансовых корпораций в национальном сбережении к удельному весу экономических активов данного сектора в структуре национального богатства, отражающее уровень относительной отдачи активов данного сектора в национальное сбережение;

4. отношение прироста сбережения финансовых корпораций к вложениям в экономические активы данного сектора за определенный период, характеризующее отдачу от вложений в экономические активы сектора.

Как уже отмечалось, роль финансовых корпораций в современной экономике заключается в перераспределении финансовых потоков и превращении сбережений и накоплений других институциональных единиц в капиталовложения. Поэтому от уровня национального сбережения напрямую зависят объем и структура экономических пассивов финансовых корпораций. Прирост экономических активов, в свою очередь, осуществляемый за счет собственных средств финансовых корпораций характеризует уровень сбережений в данном секторе.

5. Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основную долю активов финансовых корпораций составляют именно финансовые активы, обеспечивающие достаточный уровень ликвидности и платежеспособности в деятельности финансовых посредников. Однако, такой объем различных финансовых инструментов, на балансе финансовых компаний, являющихся требованиями и обязательствами финансового характера, несет в себе и некоторую угрозу стабильности национальной экономики в целом. Если сопоставить, совокупную стоимость активов финансового сектора, полученную путем суммирования активов Банка России, кредитных, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, с величиной активов финансового сектора, полученных на основании соответствующих обзоров, публикуемых Центральным Банком, то значение последнего показателя окажется примерно на 7 трлн. рублей ниже. Данная разница обусловлена методикой составления итогового обзора Центральным Банком. Так при обобщении стоимости активов и пассивов отдельных под секторов из совокупной величины вычитаются их взаимные требования и обязательства.

Такая приблизительная оценка все же позволяет вывод о значительном объеме взаимных требований и обязательств, созданных внутри национального финансового сектора, что может привести к дестабилизации всей финансовой системы в целом при возникновении затруднений у значительной части финансовых корпораций. Кроме того в связи с данными обстоятельствами, простое обобщение стоимости экономических активов отдельных институциональных единиц приведет к искажению в оценке национального богатства государства и реального уровня благосостояния населения.

Литература

1. Башкатов Б. И., Дианов Д. В., Нестеров Л. И., Радугина Е. А. Прикладная статистика. - М: ЭЛИТ, 2006 г. -с. 155.

2. http://www.fcsm.ru

3. Обзор основных положений пересмотренной Системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и предложения по их поэтапному применению в статистике стран СНГ: (по материалам Статкомитета СНГ) /

Статкомитет СНГ // Вопросы статистики. - 2009. - № 11. - С. 3.

4. Рыбакова О.М. Гирбасова Е.М. Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации) // Бухгалтер и закон. - 2007. -№ 11. - с. 4.

5. Национальное счетоводство/ МЭСИ: Учебник/ Под ред. Г. Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика, 1997. - с. 14.

6. Обзор основных положений пересмотренной Системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и предложения по их поэтапному применению в статистике стран СНГ: (по материалам Статкомитета СНГ) / Статкомитет СНГ // Вопросы статистики. - 2009. - № 11. - С. 12.

7. Методологический комментарий к Обзору центрального банка, Обзору кредитных организаций, Обзору банковской системы, Обзору других финансовых организаций (по данным страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), Обзору финансового сектора (по данным организаций банковской системы, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов)//www. cbr.m/statistics/?PItid=dkfs

8. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд. 2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. - М. Логос, 2005. - с. 228.

9. Письмо Банка России от 05.05.1991 № 763 «О введении в действие Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» (вместе с Инструкцией Банка России от 30.04.1991 № 1) (Утратил силу в связи с изданием Приказа ЦБ РФ от 30.01.1996 № 02-23).

10. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Туманит; Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с. 615.

11. Статистика: Курс лекций. / В.Г. Степанов. - М.: МИЭМП, 2007, -с. 159.

12. Каурова О.В., Юманова О.С. Система финансово-экономических

показателей, влияющих на эффективность деятельности предприятия туристской индустрии // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 1. С. 10.

13. Башкатов Б.И., Дианов Д.В., Суринов А.Е. и др. Международная статистика: Учебник. - М.: Юрайт, 2012.

14. Дианов Д.В., Радугина Е.А., Степанян Е.Н. Статистика финансов и кредита: Учебник. - М.: Кнорус, 2012.

15. Назаров М.Г. Статистика финансов: Учебник. - М.: Омега, 2011.

16. Грудкин А.Ю. Информационная база анализа экономических активов финансовых корпораций // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 4. С. 63-67.

17. Басе Е.В., Шамхалов Ф.И. Особенности организации системы финансового контроля государственных корпораций в Российской Федерации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 2. С. 28-32.

References

1. Bashkatov B. I., Dianov D. V., Nesterov L. I., Radugina E. A. Applied Statistics. - M: ELIT, 2006 g. - s.155.

2. http://www.fcsm.ru

3. Overview of the revised System of National Accounts 1993 (2008 SNA) and proposals to phase out their use in the countries of the CIS: (po materialam Statkomiteta SNG) / Statkomitet SNG // Voprosy statistiki. - 2009. - № 11. - S. 3.

4. Rybakova O.M. Girbasova E.M. Fundamentals of national accounting systems (guidelines) // Buhgalter i zakon. -2007. - № 11. - s. 4.

5. National accounting / MESI: Uchebnik/ Pod red. G.D. Kulaginoy. - M.: Finansy i statistika, 1997. - s. 14.

6. Overview of the revised System of National Accounts 1993 (2008 SNA) and proposals to phase out their use in the countries of the CIS: (po materialam Statkomiteta SNG) / Statkomitet SNG // Voprosy statistiki. - 2009. - № 11. - S. 12.

7. Methodology to a central bank survey, Survey of credit institutions, the Review of the banking system, a review of other financial institutions (according to insurance companies and private pension funds), a review of the financial sector (Data of the banking system, insurance companies and private pension funds) // www.cbr.ru/statistics/?Prtid=dkfs

8. Batrakova L.G. Economic analysis of commercial bank. Izd. 2-e, pererab. i dop.: Uchebnik dlya vuzov. - M. Logos, 2005. - s. 228.

9. Letter of the Bank of Russia 05.05.1991 № 763 «On the implementation of the Instruction № 1» On the order of regulation of commercial banks «(to-gether with the Instruction of the Bank of Russia 30.04.1991 № 1) (Repealed in connection with the issuance of the Order of the Central Bank of the Russian Federation from 30.01 .1996 № 02-23).

10. Economic theory / Pod red. VD. Kamaeva. M.: Tumanit; Izd. centr VLADOS, 1999. - s. 615.

11. Statistics: Lectures. / V.G. Stepanov. - M.: MIEMP, 2007. - s. 159.

12. Kaurova O.V., Yumanova O.S. The system of financial and economic indicators affecting the efficiency of enterprises tourism industry // Finansovyy vestnik: finansy, nalogi, strahovanie, buhgalterskiy uchet. 2011. № 1. S. 10.

13. Bashkatov B.I., Dianov D.V., Surinov A.E. i dr. International statistics: Textbook. - M.: Yurayt, 2012.

14. Dianov D.V., Radugina E.A., Stepanyan E.N. Statistics Finance and Credit: Textbook. - M.: Knorus, 2012.

15. Nazarov M.G. Finance Statistics: Textbook. - M.: Omega, 2011.

Grudkin A.Iu. The information base for analyzing economic assets of financial corporations // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2011. № 4. S. 63-67.

Base E.V., Shamhalov F.I. Features of the organization of the system of financial control of public corporations in the Russian Federation // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2011. № 2. S. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.