Научная статья на тему 'Сектор финансовых корпораций как объект финансового и статистического анализа'

Сектор финансовых корпораций как объект финансового и статистического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
933
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ / СЕКТОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СНС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЗАЙМЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / FINANCIAL CORPORATIONS / SECTORAL STRUCTURE OF THE SNA / ECONOMIC FINANCIAL ASSETS / LOANS AND OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазитов Марат Фарукович

Научная статья посвящена исследованию особенностей формирования и изменения экономических активов финансовых корпораций как объекта управления и финансового анализа. В статье определены особенности и сформирована классификация институциональных единиц, относящихся к сектору финансовых корпораций, с точки зрения оценки и финансового анализа потоков, отражающих изменение их активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEGMENT OF FINANCIAL CORPORATIONS AS AN OBJECT OF FINANCIAL AND STATISTICAL ANALYSIS

The article is devoted to the study specific features of the formation and change of economic assets of financial corporations as an object of management and financial analysis. He author identifies the features and gives the classification of institutional units belonging to the sector of financial corporations from the viewpoint of assessment and financial analysis of the flows, reflecting change of their assets.

Текст научной работы на тему «Сектор финансовых корпораций как объект финансового и статистического анализа»

СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

УДК 311.3/.4

Марат Фарукович Мазитов,

аспирант кафедры социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. почта: [email protected]

Научная статья посвящена исследованию особенностей формирования и изменения экономических активов финансовых корпораций как объекта управления и финансового анализа. В статье определены особенности и сформирована классификация институциональных единиц, относящихся к сектору финансовых корпораций, с точки зрения оценки и финансового анализа потоков, отражающих изменение их активов.

Ключевые слова: финансовые корпорации, секторальная структура СНС, экономические финансовые активы, займы и обязательства.

Marat F. Mazitov,

Post-graduate student, the Department of Social and Economic Statistics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: [email protected]

SEGMENT OF FINANCIAL CORPORATIONS AS AN OBJECT OF FINANCIAL AND STATISTICAL ANALYSIS

The article is devoted to the study specific features of the formation and change of economic assets of financial corporations as an object of management and financial analysis. He author identifies the features and gives the classification of institutional units belonging to the sector of financial corporations from the viewpoint of assessment and financial analysis of the flows, reflecting change of their assets. Keywords: financial corporations, sectoral structure of the SNA, economic financial assets, loans and obligations.

1. Введение

Коренные преобразования в российской экономике в период проведения рыночных реформ привели как к положительным сдвигам, так и к снижению отдельных параметров экономической, в том числе, финансовой безопасности России. Экономическая уязвимость России связана с несовершенством финансовой и банковской системы, ее чрезмерной зависимостью от обязательств перед нерезидентами, низким уровнем эффективности применения ресурсов, сосредоточенных в Центральном Банке России. Следствием этого является отсутствие окрепших механизмов финансирования реального сектора экономики и кредитования населения.

Существенным фактором такой нестабильности является незавершенность институциональных преобразований в экономике, в первую очередь в таких секторах как государственные учреждения, нефинансовые корпорации, финансовые корпорации.

Целю данной статьи является изложение результатов исследования состава институционального сектора СНС «финансовые корпорации» как объекта статического исследования

2. Финансовые корпорации в системе производства финансовых услуг

Институциональные преобразования в российской экономике привели к трансформации хозяйственных связей и изменению сущности экономических процессов. В связи с этим научные категории, использовавшиеся ранее при описании социально-экономических явлений, также требуют изменений как по форме, так и по содержанию.

Одним из таких экономических терминов, является понятие финансовой системы государства, то есть совокупности институтов и отношений между ними, возникающих по поводу образования, распределения, перераспределения и использования национального дохода. Проблемным в данном случае является вопрос содержания данного понятия, то есть структуры финансовой системы государства, а, точнее, группировки входящих в нее институтов. В классическом понимании в структуре финансовой системы в качестве звеньев выделяют государственные и муниципальные финансы, а также финансы организаций и физических лиц. Ряд авторов выделяет в отдельное звено финансы страхования, как специфического вида деятельности по формированию страховых фондов за счет уплаты страховых взносов и их использования при наступлении страховых случаев.

Однако довольно редко в научной литературе можно встретить упоминание о банковской сфере как самостоятельном звене финансовой системы государства, которая в большинстве случаев включается в систему финансов юридических лиц. При этом в рамках последнего, особенности финансовых отношений анализируются не в зависимости от сущности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а в разрезе их организационно-правовых форм.

Отсутствие единых стандартов и методологии определения состава и структуры финансовой системы приводят к возникновению трудностей при ее исследовании. В частности, методологическая разрозненность приводит к довольно большому разбросу в оценках объема финансовой системы у различных исследователей.

Методологической и информационной базой комплексного анализа ресурсов и результатов деятельности институциональных единиц, занятых производством финансовых услуг в России должна стать международная методология учета - Система национальных счетов (версия СНС-93), одной из методик которой является группировка экономики страны по секторам.

Институциональный сектор экономики в соответствии с данной методикой определен как совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Институциональная единица - хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономи-

Рис. 1. Секторальная структура экономики

ческие отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Институциональные единицы, как правило, ведут полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов [4].

Целью данной группировки институциональных единиц является создание предпосылок для анализа и прогнозирования потоков товаров и услуг, доходов и расходов, капитала и финансовых операций между секторами внутренней экономики, с одной стороны, и между секторами-резидентами и остальным миром, с другой, а также для изучения взаимосвязей между экономическими агентами.

В рамках национальной экономики в системе национальных счетов выделены следующие секторы:

1) нефинансовые корпорации;

2) финансовые корпорации;

3) государственное управление;

4) домашние хозяйства;

5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Как уже было сказано, существуют разногласия в вопросе, выделять ли, например, банки в качестве отдельного звена финансовой системы. Достоинством применения инструментария СНС-93 для решения данной проблемы является выделение среди институциональных единиц сектора финансовых корпораций, специализирующегося на финансовом посредничестве и оказании вспомогательных финансовых услуг, и объединяющего не только банки, но и прочие организации.

Так как финансовое посредничество по своей сути значительно отли-

чается от большинства других видов производственной деятельности и ввиду важной роли, которую играет финансовое посредничество в экономическом процессе, финансовые корпорации обособляются от нефинансовых корпораций уже на первом уровне принятой в СНС 1993 года классификации институциональных единиц по секторам.

Таким образом, представляется целесообразным изучение перераспределительных процессов в экономике именно в секторальном разрезе. При этом сектор финансовых корпораций выступает в качестве самостоятельного звена в структуре финансовой системы, что позволяет изучать особенности финансовых отношений как внутри сектора, так и в межсекторальном разрезе. Это позволяет выделять спе-

цифические черты, характеризующие перераспределительные процессы в финансовом секторе, отделив его от нефинансовых учреждений.

Данный подход к изучению финансовой системы государства уже применяется в такой отрасли статистической науки как финансовая статистика, отрасли которой сформированы исходя из звеньев финансовой системы. Так, направлениями статистики финансов выступают: статистика государственных финансов; статистика финансовых корпораций; статистика финансов организаций, как показано на схеме [2].

В соответствии с методологией СНС-93 сектор финансовых корпораций включает все корпорации или квазикорпорации-резиденты, основной функцией которых является финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность.

К сектору финансовых корпораций относятся непосредственно финансовые корпорации, включая финансовые квазикорпорации (в статистической методологии отличие корпораций от квазикорпораций состоит фактически в организационно-правовой форме коммерческого предприятия; так, с точки зрения российского законодательства, под определение корпораций более всего подходят хозяйственные общества; к квазикорпорациям можно отнести коммерческие организации других организационно-правовых форм), а также некоммерческие орга-

Отрасли финансовой статистики

Статистика государственных финансов

Статистика финансовых корпораций

Рис. 2. Структура финансовой статистики

низации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями.

Как следует из определения финансовых корпораций, в основе их обособления от прочих институциональных секторов, лежит специфика финансово-посреднической деятельности. Именно финансовые посредники являются наиболее типичными представителями данного институционального сектора. При этом СНС 1993 года определяет посредническую деятельность следующим образом: «Финансовое посредничество - это вид производственной деятельности, в процессе которой институциональная единица принимает обязательства за собственный счет с целью приобретения финансовых активов путем участия в финансовых операциях на рынке» (СНС 1993 года, § 4.78).

Финансовые посредники привлекают средства кредиторов на условиях срочности, возмездности и возвратности для их аккумулирования и трансформации с целью удовлетворить потребности в финансовых ресурсах.

В широком смысле основная функция финансовых корпораций как участников финансового рынка - это привлечение временно свободных финансовых ресурсов других институциональных единиц, которые имеют сбережения, с целью их передачи на платной и возвратной основе во временное пользование тем институциональным единицам которым они необходимы для расширения производства или покрытия текущих кассовых разрывов (в основном, нефинансовым корпорациям), покрытия текущего дефицита бюджета (государственные учреждения), осуществления потребительских расходов (домашние хозяйства). На практике такое финансовое посредничество заключается в размещении привлеченных финансовых ресурсов в различные экономические активы. Специфика деятельности финансовых посредников, характеризующая ее, прежде всего, как предпринимательскую деятельность, заключается в том, что привлекая финансовые ресурсы в форме принятия определенных обязательств, чаще всего, на платной основе финансовые корпорации берут на себя определенный риск. Данный риск может быть реализован в форме получения убытков или неполучения нормального уровня прибыли в связи в недостаточной доходностью активов, в которые были вложены привлеченные

ресурсы, не позволяющей покрыть плату за их привлечение, а также дополнительные расходы финансовых посредников.

Несмотря на тот факт, что посредническая деятельность является, чаще всего предпринимательской, и преследует своей целью систематическое получение прибыли, финансовые корпорации выполняют ряд значимых функций для всей экономики в целом. В частности, именно благодаря финансовым посредникам сбережения нефинансовых корпораций, домашних хозяйств, государственных учреждений становятся капиталом, обращающимся на финансовом рынке. Таким образом, финансовые посредники - это с одной стороны, участники финансового рынка, а с другой необходимый элемент его инфраструктуры.

Кроме непосредственно финансовых посредников, к сектору финансовых корпораций относятся институциональные единицы, осуществляющие вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества. Это институциональные единицы, предоставляющие организационную, учетную, консультационную и прочие виды деятельности в данной сфере.

Сектор финансовых корпораций также включает те некоммерческие организации, которые 1) в основном занимаются предоставлением финансовых услуг (таких как страхование) или 2) финансируются за счет взносов финансовых предприятий и призваны содействовать деятельности таких предприятий или служить их интересам иным способом [5].

Следует отметить, что Россия перешла на методологию СНС в начале 90-х годов, однако ее аналитические возможности для анализа экономических процессов и хозяйствующих субъектов, в том числе финансовых корпораций, являющихся основным производителем финансовых услуг в составе ВВП и существенным источником пополнения бюджетного фонда и национального сбережения страны, остаются не реализованными в полной мере.

Это связано, в том числе с тем, что за годы становления рыночной экономики происходила адаптация соответствующих определений и классификаций СНС 1993 года, связанных с вопросами статистического изучения финансово-кредитных отношений и управления ими, к особенностям

организации экономики, финансов и статистики России [2].

Основные вопросы методологии статистики финансовых корпораций в части уточнения границ объекта и предмета статистического изучения, включают [2]:

- определение содержания и охвата посреднической финансовой деятельности;

- определение содержания показателей выпуска и использования УФПИК и формул их исчисления;

- определение финансовых учреждений, занятых оказанием услуг финансового посредничества;

- определение типов финансовых инструментов, используемых для оказания услуг финансового посредничества;

- определение типов институциональных единиц, потребляющих услуги финансового посредничества;

- трактовку экспорта и импорта услуг финансового посредничества;

- понятие о базисной ставке процента (о «чистом» проценте) как ключевом элементе методологии исчисления косвенно измеряемого выпуска услуг финансового посредничества и показателей его использования;

- трактовку услуг Центрального банка РФ (Банка России), определение его выпуска и использования. Еще в 1990-е годы выделение в

структуре национальной экономики сектора финансовых корпораций и его последующее изучение могло вызвать ряд трудностей ввиду относительно недавнего перехода России на систему рыночного хозяйствования. Несмотря на повсеместное распространение рыночных отношений уровень развития национальной экономики, в том числе и финансового сектора, был тогда еще отличен от экономики тех государств, которые применяют методологию СНС уже давно. Финансовое посредничество было явлением развивающимся, и однозначно определить границы сектора финансовых корпораций не представлялось возможным. Однако уже в тот период ООН рекомендовало «выделить этот сектор, так как это позволило бы анализировать растущее значение финансовых операций в будущем» [6].

Однако к настоящему времени финансовая система России претерпела

значительные изменения. Наибольшее развитие среди финансовых корпораций в России получили кредитные организации, а в частности коммерческие банки. Стоит отметить, что по своей структуре российская финансовая система стала похожа на финансовые системы европейских государств, основу которых составляет банковская система, то есть депозитные финансовые посредники, поэтому и с методологической точки зрения для адаптации положений СНС к российской действительности за основу целесообразно было бы принять методологические положения европейских статистических комитетов. Именно ввиду высокой степени важности кредитных организаций для стабильности финансовой и в целом экономической системы, финансовая политика последних лет была направлена на повышение финансовой устойчивости банков и небанковских кредитных организаций, их укрупнение, ужесточение регулирования и надзора в финансово-кредитной сфере.

Схожие процессы происходят и в сфере страхования. В результате развития страхового рынка на нем реализуются продукты не только в классических отраслях личного и имущественного страхования, но и новые, такие как страхование предпринимательских, и в частности, финансовых рисков. Активно идут процессы по развитию системы негосударственного пенсионного страхования в рамках реализации политики по реформирования национальной пенсионной системы в целом.

Развитие экономической системы в совокупности с довольно высокими темпами экономического роста способствовало становлению финансового рынка и образованию всей необходимой инфраструктуры как на денежном рынке, так и на рынке капитала, а также его стабилизации, несмотря на тот факт, что с точки зрения иностранных инвесторов российский финансовый рынок относится к категории так называемых «emerging markets», то есть к развивающимся рынкам, вложения на которых характеризуются высокой степенью риска.

В настоящее время наряду с классическими участниками финансового рынка, осуществляющими непосредственно посредническую деятельность и вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества (брокеры, дилеры, организаторы тор-

говли на фондовом и валютном рынках и прочие учреждения), формируются новые организационно-экономические формы осуществления финансового посредничества. Примером может служить относительно недавно урегулированная на законодательном уровне деятельность микрофинансовых организаций.

Вследствие значительного усложнения структуры российского финансового сектора более затруднительным становится и процесс управления финансовой системой России. Реализация единой комплексной экономической политики, направленной на поступательное гармоничное развитие всей экономики в целом, не допуская перекосов в сторону непроизводительного, «виртуального» сектора, невозможна без полноценного информационного обеспечения как на макро-, так и на микроуровне.

Поэтому внедрение методологии СНС-93 в российскую практику в полном объеме является крайне необходимым в целях формирования информационной базы для всестороннего анализа показателей запасов и потоков, характеризующих деятельность сектора финансовых корпораций: оценки стоимости экономических активов и пассивов, анализа их структуры и динамики, оценки результатов деятельности институциональных единиц, входящих в данный сектор.

3. Основные классификации институциональных единиц, входящих в сектор финансовых корпораций

В целях изучения специфических особенностей деятельности финансовых корпораций наряду с исследованием данного институционального сектора в целом представляется целесообразным классификация входящих в него институциональных единиц по

различным критериям.

В соответствии с методологией СНС-93 основным способом классификации институциональных единиц в разрезе институциональных секторов экономики является их группировка по подсекторам.

Так, в структуре сектора финансовых корпораций в целях их более детализированного исследования возможно выделение следующих подсекторов:

• Банк России;

• Другие депозитные корпорации;

• Другие финансовые посредники (кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов);

• Вспомогательные финансовые организации;

• Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды. Важным является тот факт, что в

современных условиях для классифицирования институциональных единиц по секторам и подсекторам в большинстве случаев достаточно только кода по ОКВЭД. Так, единицы, имеющие в качестве заявленного основного вида деятельности коды 65 «Финансовое посредничество», 66 «Страхование», 67 «Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования» автоматически относятся к сектору «Финансовые корпорации». Аналогичным образом на основании кодов ОКВЭД возможно классифицировать единицы по подсекторам этого сектора (таблица 1) [7].

Несмотря на видимую простоту в отнесении институциональных единиц к сектору финансовых корпораций, а также их группировки по подсекторам во большинстве случаев в этих целях требуется введение дополнительных критериев.

В частности, наибольшие проблемы возникают при классифицировании

Таблица 1. Классификация институциональных единиц сектора «Финансовые корпорации» по подсекторам на основании кодов ОКВЭД

Вид деятельности по ОКВЭД Подсекторы

65.11 Деятельность ЦБ РФ Банк России

65.12 Прочее денежное посредничество Другие депозитные корпорации

65.2 Прочее финансовое посредничество Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов

67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования Вспомогательные финансовые организации

66 Страхование Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды

некоммерческих организаций, так как они могут быть отнесены практически к любому институциональному сектору внутренней экономики. Так, проблемным является вопрос отнесения к соответствующему сектору некоммерческих объединений финансовых корпораций, представляющих их интересы (ассоциаций кредитных организаций, союзов страховщиков, ассоциаций участников фондового рынка и прочих организации). В настоящее время, по мнению большинства авторов, в том числе представителей Росстат, данные организации следует относить к сектору Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Критериями, дополняющими вид экономической деятельности при распределении институциональных единиц по секторам и подсекторам (в том числе для финансовых корпораций) могут быть их организационно-правовая форма, форма собственности, а также способ измерения выпуска.

Основными производителями услуг финансового посредничества являются Центральный банк ^.121), а также финансовые корпорации, отнесенные к подсекторам S.122 и S. 123.

Подсектор Банк России в соответствии с КИЕС (или Центральный Банк по методологии СНС-93) включает в себя институциональные единицы, осуществляющие как финансово-посредническую деятельность, так и регулирование и надзор в финансово-кредитной сфере.

Центральный банк представляет собой национальное финансовое учреждение (или учреждения), осуществляющее контроль над важнейшими аспектами финансовой системы и ведущее такую деятельность, как эмиссия наличных денег, управление международными резервами, осуществление операций с МВФ и предоставление кредита другим депозитным корпорациям [8].

Данный подсектор может быть представлен как одним учреждением (Банк России), так и системой учреждений, осуществляющих денежно-кредитное регулирования, например, Федеральной Резервной системой США.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 №> 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает

и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществляет эмиссию наличных денежных средств, является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, а также выполняет прочие функции в целях защиты, укрепления и развития банковской, платежной и, в целом, финансовой системы государства.

При этом Центральный Банк, в основном, осуществляет посреднические операции не с целью извлечения прибыли, а в рамках реализации денежно-кредитной политики, в частности при рефинансировании кредитных организаций как за счет собственных, так и за счет привлеченных (заемных) средств, например, по облигационным займам. Финансовое посредничество осуществляется Банком России и при управлении золотовалютными резервами путем их вложения в различные финансовые активы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К кредитным операциям Центрального Банка можно отнести также и эмиссию наличных денежных средств, так как банкноты Банка России являются своего рода долговыми его обязательствами. Поэтому при выпуске в обращение наличных денежных средств Банк России по сути принимает на себя обязательства перед другими институциональными единицами.

В подсектор Другие депозитные корпорации включаются все финансовые корпорации (кроме центрального банка) и квазикорпорации-резиденты, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы [92].

В соответствии с международной практикой к данному подсектору относятся коммерческие банки (за исключением их зарубежных филиалов), филиалы иностранных банков, клиринговые учреждения, ссудо-сберегательные ассоциации.

Наибольший удельный вес как по количеству, так и по совокупной стоимости активов, в данном подсекторе и в секторе в целом занимают российские коммерческие банки, а также филиалы иностранных банков.

Коммерческим банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады

денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [10]. Таким образом, исключительной особенностью данных институциональных единиц является их право осуществлять посредническую деятельность за счет средств, привлеченных в форме депозитов как физических, так и юридических лиц.

Банковским законодательством предусмотрено создание кредитных организаций, а в частности, коммерческих банков лишь в форме хозяйственных обществ. Причем наиболее крупные банки имеют организационно-правовую форму открытых акционерных обществ, позволяющую привлекать достаточное количество финансовых ресурсов на безвозвратной основе путем первичных и последующих публичных размещений акций на рынке ценных бумаг.

Кроме того крупнейшие коммерческие банки в Российской Федерации, составляющие основу национальной банковской системы, являются универсальными, то есть осуществляют полный перечень банковских операций как на розничном рынке, так и в корпоративном секторе без специализации на определенной отрасли экономике. Однако большинство банков с меньшим объемом капитала ввиду высокой конкуренции со стороны более крупных кредитных организаций специализируются на определенном сегменте финансового рынка. Так, существуют ипотечные, инвестиционные, земельные, сельскохозяйственные и другие виды банков.

Важной чертой современной банковской системы является активное участие банков таких видах посреднической деятельности, как вложения в различные финансовые активы помимо формирования кредитного портфеля. В частности, одной из главных причин банкротства кредитных организаций, стали не столько низкое качество кредитного портфеля, сколько значительные объемы позиций, открытых ими на фондовом и валютном рынках на фоне высокой нестабильности цен на финансовые активы.

Стоит отметить, что существуют разногласия в отношении отнесения к национальному сектору финансовых корпораций филиалов кредитных

организаций. В соответствии с Федеральным законодательством зарубежные филиалы российских банков признаются резидентами РФ, что противоречит критерию резидентства в СНС. Поэтому зарубежные филиалы российских банков должны рассматриваться как нерезиденты и относиться к сектору остального мира [2].

В национальной статистической практике существуют и другие проблемы включения в данный подсектор конкретных институциональных единиц.

Трудности с определением границ сектора финансовых корпораций возникают в связи с отсутствием в российском законодательстве, а также методологических положениях закрытого перечня финансовых организаций. Поэтому детально охарактеризовать состав сектора финансовых корпораций в разрезе подсекторов не представляется возможным. Данный перечень можно найти лишь в антимонопольном законодательстве и законодательстве о банкротстве. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг [11].

В свою очередь, для целей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под финансовыми организациями понимаются [12]:

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвести-

ционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Несмотря на то, что в данных нормативных актах не учтены некоторые современные виды финансовых организаций, приведенный в них перечень можно взять за основу при описании структуры сектора финансовых корпораций.

Кроме того, в законодательстве не содержится исчерпывающего перечня видов небанковских кредитных организаций. В частности в нормативных актах Банка России, устанавливающих допустимые сочетания банковских операций НКО, можно выделить следующие их виды: расчетные небанковские кредитные организации, небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции, небанковские организации инкассации [13] [14]. Однако, это далеко не полный перечень организаций, осуществляющих финансовое посредничество и оказывающих сопутствующие ему услуги.

Именно депозитно-кредитные небанковские организации помимо банков следует относить в подсектору S.122 Другие депозитные корпорации.

НДКО вправе осуществлять: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; производить куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме (данную операцию НДКО вправе осуществлять исключительно от своего имени и за свой счет); выдавать банковские гарантии.

Они могут осуществлять сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в том числе с ценными бумагами в соответствии с требованиями федеральных законов).

НДКО не разрешается осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; производить ин-

кассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

НДКО не вправе открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Особое место в системе кредитных учреждений занимает Внешэкономбанк, так как он контролируется органами государственного управления и выполняет по поручению правительства функции расчетов по внешним долгам страны (то есть является носителем обязательств страны по внешнему долгу). Поэтому в СНС он относится к сектору государственного управления.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О банке развития», а также п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 1413-р осуществление Внешэкономбанком функций по банковскому обслуживанию заимствований бывшего СССР и Российской Федерации, а также по организации учета, расчетов и выверки задолженности по указанным заимствованиям прекращается 31 декабря 2015 г. Кроме того, 1 января 2014 г. прекращается выполнение Банком Развития функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений [15]. Таким образом, по истечении данных сроков Внешэкономбанк по экономической сущности своей деятельности станет классическим примером финансового посредника, несмотря на свой статус государственной корпорации.

Единицы, входящие в подсектор других финансовых посредников (кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов) обычно мобилизуют средства путем приема долгосрочных или специализированных форм депозитов и выпуска ценных бумаг и инструментов участия в капитале. Эти посредники часто специализируются на кредитовании конкретных категорий заемщиков и на использовании специализированных финансовых механизмов, таких как финансовый лизинг, предоставление

ценных бумаг в ссуду и операции с производными финансовыми инструментами [16].

В международной практике к данному подсектору принято относить кредитные союзы, факторинговые и лизинговые компании, паевые и чековые инвестиционные фонды. В Российской Федерации в данный подсектор можно включить кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, инвестиционные фонды, дилеров, лизинговые компании, факторинговые компании, микрофинансовые организации, агентства ипотечного жилищного кредитования, ломбарды.

Кредитный потребительский кооперативы - это добровольные объединения физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) [17]. В кредитные кооперативы могут объединяться граждане, юридические лица, в том числе и сами кредитные кооперативы.

Кредитные кооперативы являются некоммерческой организацией в форме потребительского кооператива. Деятельность кредитных кооперативов состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива посредством объединения паев и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива и иных денежных средств в целях их размещения путем предоставления займов членам кредитного кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей.

При этом кредитные кооперативы могут осуществлять ограниченный состав посреднических операций. Так, например, кредитный кооператив не вправе предоставлять займы и привлекать денежные средства лиц, не являющимся его членами; участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, выпускать эмиссионные ценные бумаги, осуществлять операции с ценными бумагами (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг).

Инвестиционные фонды осуществляют размещение привлеченных в различных формах денежных средств в различные активы с целью извлечения прибыли. В соответствии с российским законодательством инвестиционные

фонды могут осуществлять свою деятельность в форме акционерных инвестиционных фондов (АИФ) и паевых инвестиционных фондов (ПИФ). При этом если акционерные инвестиционные фонды являются самостоятельными институциональными единицами, привлекающими финансовые ресурсы путем размещения акций, то ПИФы -это имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Кроме того, к подсектору других финансовых посредников (кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов) могут быть отнесены такой вид профессиональных участников рынка ценных бумаг, как дилеры, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам [18].

Лизинговые компании осуществляют деятельность по предоставлению в долгосрочную аренду другим предприятиям основных фондов, финансируя данную операцию, чаще всего, за счет привлеченных источников.

Факторинговыми организациями являются коммерческие организации, являющиеся финансовым агентом по договорам уступки права требования, о бязующие ся передать денежные средства дебитору в обмен на переуступку права требования дебиторской задолженности. По сути факторинговые компании осуществляют финансирование торговых сделок под обеспечение дебиторской задолженности.

Понятие микрофинансовой организации появилось в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральный законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» к данным организациям отнесены коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность в форме выдачи микрозаймов в сумме, не превышающей 1 000 000 рублей [19].

Микрофинансовую деятельность могут осуществлять коммерческие юридические лица, зарегистрированные в форме хозяйственного об-

щества или товарищества, а также некоммерческие организации в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения) или некоммерческого партнерства.

Микрофинансовые организации имеют право привлекать денежные средства в виде займов и кредитов, добровольных взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных законами формах, за исключением денежных средств физических лиц.

Представляется также целесообразным отнесение к данному подсектору ломбардов, являющихся специализированными коммерческими организациями, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Подсектор Вспомогательные финансовые организации ^.124) включает все корпорации и квазикорпорации, которые занимаются деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением, но сами эти функции непосредственно не выполняют. К ним относятся валютные и фондовые биржи, компании, предоставляющие услуги брокеров по приобретению ценных бумаг, компании, предоставляющие консалтинговые услуги по финансовым вопросам и вопросам инвестирования, корпорации, специализирующиеся на инструментах хеджирования (свопы, опционы и фьючерсы) и прочие учреждения, предоставляющие финансовые услуги.

К данному подсектору можно отнести расчетные небанковские кредитные организации, а также небанковские организации инкассации.

Деятельность расчетных небанковских кредитных организаций регулируется инструкцией, принятой Банком России [20].

В пунктах 1.1-1.5.3 этой Инструкции указан перечень банковских операций, допустимых для выполнения РНКО:

«РНКО вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Также к состав данного подсектора могут быть включены брокерские компании, осуществляющие операции на финансовых рынках по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

К вспомогательным финансовым корпорациям относятся также доверительные управляющие, или трастовые компании, осуществляющие управление активами клиентов с целью получения дохода.

Кроме того, к данному подсектору относят компании, осуществляющие ведение реестра владельцев ценных бумаг, организаторов торговли и фондовые биржи, а также страховых агентов и брокеров, специализированные депозитарии.

Подсектор Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды ^.125) включает страховые корпорации и квазикорпорации-резиденты и автономные пенсионные фонды-резиденты.

К страховым корпорациям относятся корпоративные, взаимные и другие организации, основной функцией которых является деятельность по формированию специальных фондов за счет страховых взносов в целях возмещения убытков других институциональных единиц при наступлении страховых случаев.

Пенсионные фонды, включаемые в данный подсектор, организованы в форме самостоятельных институциональных единиц, предназначенных для выплаты пенсионных пособий физическим лицам, которые передали им свои пенсионные накопления. Такие фонды имеют собственные активы и

пассивы и осуществляют финансовые операции за собственный счет.

Таким образом, с учетом особенностей структуры российской финансовой системы, а также классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) состав институционального сектора финансовых корпораций вполне может быть представлен именно такой классификацией.

4. Заключение

Перед Россией стоит задача создания современной финансовой системы, способной обеспечить стабильное поступательное развитие экономики, финансирование воспроизводственных процессов и коллективного потребления, пополнение национального имущества.

Решение обозначенных проблем сопряжено с реализацией комплекса управленческих решений, принятие которых невозможно без адекватного информационного обеспечения и всестороннего анализа сектора финансовых корпораций, являющегося основным производителем финансовых услуг в составе ВВП и существенным источником пополнения бюджетного фонда и национального сбережения страны.

Информационной базой комплексного анализа ресурсов и результатов деятельности институциональных единиц, занятых производством финансовых услуг в России должна стать международная методология учета -Система национальных счетов (версия СНС-93). Россия перешла на данную методологию в начале 90-х годов, однако аналитические возможности СНС для всесторонней оценки финансовых корпораций остаются не реализованными в полной мере.

Таким образом, очевидна актуальность исследования финансовых корпораций как институционального сектора экономики с использованием категориального аппарата СНС, действующих и нуждающихся в дальнейшем совершенствовании классификаций, системы показателей, а также моделирования применения экономических активов финансовых корпораций.

Литература

1. Башкатов Б.И., Дианов Д.В., Су-ринов А.Е. и др. Международная статистика: Учебник. - М.: Юрайт, 2012

2. Дианов Д.В., Радугина Е.А.,

Степанян Е.Н. Статистика финансов и кредита: учебник/ под ред. Д.В. Ди-анова - М.: Кнорус, 2011

3. Пушкина М.В. Гармонизация бухгалтерского учета и системы национальных счетов. «Аудиторские ведомости», № 1, январь 2007 г.

4. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), 2008

5. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. Вашингтон: МВФ, 2000. П. 82

6. Применение системы национальных счетов в странах с переходной экономикой. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1997 год. (п.242, раздел C). С. 71.

7. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Заместитель начальника Управления национальных счетов С.Р.Левит. Проблемы классификации институциональных единиц по секторам экономики. Совещание по вопросам Системы национальных счетов 2004.

8. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. Вашингтон: МВФ, 2000. П. 86

9. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. Вашингтон: МВФ, 2000. П. 92

10. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Статья 1

11. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», п. 6 ст. 4

1 2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья 180.

13. Инструкция ЦБР от 26 апреля 2006 г. № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления ЦБР надзора за их соблюдением»

14. Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».

15. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2008 г. № 970 «Об установлении срока осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений»

16. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике. Вашингтон: МВФ, 2000. П. 99.

17. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Статья 1.

18. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг». Статья 4.

19. Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статья 2.

20. Инструкция Банка России от 26.04.2006 № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением// «Вестник Банка России», № 32, 31.05.2006.

21. Путин С.Б. Методика управления потоками инновационных проектов корпорации // Инновации и инвестиции. 2012. №1. С. 194-196

22. Грудкин А.Ю. Информационная база анализа экономических активов финансовых корпораций // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 4. С. 63-67.

References

1. Bashkatov B.I., Dianov D.V., Surinov A.E. i dr. International statistics: Textbook. - M.: Yurayt, 2012

2. Dianov D.V., Radugina E.A.,

Stepanyan E.N. Finance statistics and credit: Textbook / pod red. D.V. Dianova - M.: Knorus, 2011

3. Pushkina M.V. Harmonization of accounting and national accounts. «Audi-torskie vedomosti», № 1, yanvar 2007 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Classification of institutional units by sector (KIES), 2008

5. Guidelines for Monetary and Financial Statistics. Vashington: MVF, 2000. P. 82

6. Application of the system of national accounts in countries with economies in transition. Organizaciya Ob»edinennyh Naciy. Nyu-York, 1997 god. (p.242, razdel C). S. 71.

7. Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Deputy Head of the National Accounts S.R.Levit. Problems of classification of units by sector. Meeting on the System of National Accounts 2004

8. Guidance on monetary and financial statistics. Washington: MVF, 2000. P. 86

9. Guidance on monetary and financial statistics. Washington: MVF, 2000. P. 92

10. Federal Law of 02.12.1990 № 395-1 «On Banks and Banking». Article 1

11. Federal Law of26.07.2006 №135-FZ «On Protection of Competition», paragraph 6 of Article. 4

12. Federal Law of 26.10.2002 № 127-FZ «On Insolvency (Bankruptcy)». Article 180.

13. Instructions CBR April 26, 2006 № 129-I «On the banking operations and other transactions settlement bank credit organizations, mandatory ratios calculated non-bank credit organizations, and especially of the Central Bank oversight of compliance»

14. Position of the Central Bank of 21

September 2001 № 153-P «On peculiarities of prudential regulation of non-bank credit organizations, managing deposit and lending operations.»

15. Government Decree of December 22, 2008 № 970 «On establishing the life of the State Corporation» Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vnesheconombank) «functions of state management of the trust management of pension savings»

16. Guidance on monetary and financial statistics. Washington, DC: IMF, 2000. P. 99.

17. Federal Law of 18 July 2009 № 190-FZ «On Credit Cooperatives.» Article 1.

18. Federal Law of 22.04.1996 N 39-FZ «On the Securities Market». Article 4.

19. Federal Law of 02.07.2010 № 151-FZ «On microfinance and microfinance institutions.» Article 2.

20. Instructions of the Bank of Russia of 26.04.2006 № 129-I «On banking operations and other transactions of account non-bank credit institutions, mandatory ratios calculated non-bank credit organizations, and especially the implementation of the Bank of Russia monitoring their compliance // «Bulletin of the Bank of Russia», № 32, 31.05.2006.

21. Putin S.B. Methods of flow management of innovation projects of a corporation // Innovacii i investicii. 2012. №1. S. 194-196

22. Grudkin A.Yu. The information base for analyzing economic assets of financial corporations // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2011. № 4. S. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.