Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 67-69.
Е. Е. Колодий
изучение уровня сформированности компетенций у студентов челябинского юридического техникума
Анализируется сформированность общих и профессиональных компетенций у студентов Челябинского юридического техникума.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), общие компетенции, профессиональные компетенции, уровень сформированности компетенций.
Челябинский юридический техникум образован в соответствии с приказом № 3 Министерства социального обеспечения РСФСР от 8 января 1963 г. Почти за 50 лет подготовлено более 22 тыс. специалистов для сферы социального обеспечения. Техникум осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, законом РФ «Об образовании», законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, типовыми положениями об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном заведении) РФ, постановлением Правительства РФ № 543 от 18 июля 2008 г., приказами и постановлениями Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уставом и другими локальными актами [1].
Сегодня, в начале XXI в., техникум — многопрофильное и многофункциональное учебное заведение с современной материально-технической базой и высокопрофессиональными педагогами, которое ведет подготовку юристов, финансистов, экономистов, специалистов в области земельно-имущественных отношений. Челябинский юридический техникум входит в число лидеров среднего профессионального образования России, постоянно развивается, активно внедряет инновационные проекты, является лауреатом конкурса «Сто лучших ссузов России». С 2008 г. техникум имеет статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования по разработке системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы оценки знаний в СПО. В 2009 г. педагогический коллектив техникума стал разработчиком ФГОС 3-го поколения по специальности СПО «Право и организация социального обеспечения» и НПО «Секретарь» и «Секретарь суда».
Приоритетными направлениями работы педагогического коллектива являются формирование ценностных ориентиров, мотивации к творческому труду, внедрение норм толерантного поведения, повышение профессиональной мобильности через реализацию компетентностно-го подхода в обучении. В центре внимания администрации — увеличение эффективности управления качеством образования путем внедрения модульной объектно ориентированной динамической учебной среды (МООБЬЕ) [2].
Расширяется сфера социального партнерства техникума: предприятия — базы практики; школы, совместно с которыми реализуется программа интенсивного профессионального обучения; вузы, где продолжают обучение студенты техникума; органы социальной защиты, под патронажем которых существует студенческое движение «Милосердие». Сотрудничество с кафедрой социальной работы Челябинского государственного университета позволило поднять на качественно новый уровень научно-исследовательскую работу студентов и преподавателей техникума. В тесном взаимодействии проводится мониторинг инновационной деятельности техникума и уровня сформированности компетенций у студентов.
С 1 сентября 2011 г. подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для учреждений социальной сферы производится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по специальности 030912 — «Право и организация социального обеспечения», составленным на основе компетентностного подхода к подготовке специалистов. В связи с этим в ходе исследования мы ориентировались именно на ФГОС.
Изучение уровня сформированности компетенций студентов проводилось в два этапа. На первом этапе оценивался уровень сфор-мированности общих и профессиональных
компетенций студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения».
В 2009 г. педагогический коллектив техникума стал разработчиком ФГОС по специальности СПО «Право и организация социального обеспечения» [3]. Преподаватели совместно с представителями работодателей (ГУ «Отделение Пенсионного фонда по Челябинской области», Министерства социальной защиты населения Челябинской области) и образовательного сообщества — Челябинского государственного университета (кафедра социальной работы) определили круг общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, окончивший курс по указанной специальности.
В ходе исследования нами была разработана анкета для измерения уровня сформированно-сти общих и профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС по специальности
«Право и организация социального обеспечения») [4]. Для исследования были определены респонденты из числа обучающихся в техникуме студентов 2-го и 3-го курсов, проведено анкетирование, результаты которого после обработки анкет представлены в виде диаграмм и рассмотрены на педагогическом совете техникума. Объем выборки составил 170 человек, из них 89 — студенты 2-го курса и 81 — студенты 3-го курса. Ответы оценивались в баллах по 10-балльной шкале.
Диаграммы уровня сформированности компетенций составлены с учетом рейтинга от наиболее сформированных компетенций к менее сформированным по среднему баллу. Это позволило нам представить результаты исследования наглядно, в обобщенном виде. В качестве примера приводим диаграмму рейтинга уровня сфор-мированности общих компетенций у студентов
2-го курса ЧЮТ (см. рисунок).
Компетенции
Ориентация в изменениях НПБ
Ответственность за работу команды
Организация деятельности
Сущность и значимость профессии
Профессиональное и личностное развитие
ИКТ
Самостоятельность
Принятие решений и ответственность
Деловой этикет и культура
Работа в коллективе
Средний балл
І І I
6,37 6,44 6,66 6,9 ■ 7,1 7,Й7 7,
7.
42
44
8,11
8,22
Рейтинг уровня сформированности общих компетенций студентов 2 курса ЧЮТ
Анализ уровня сформированности общих компетенций у студентов 2-го курса ЧЮТ показывает, что лучше сформированы такие компетенции, как: работа в коллективе (8,22); деловой этикет и культура (8,11); принятие решений и ответственность (7,44). Менее сформированы организация деятельности (6,66); ответственность
за работу команды (6,44); ориентация в нормативно-правовой базе (6,37). В то же время мы видим, что в большей степени сформированы такие компетенции, как: участие в организационно-управленческой работе (6,66); консультирование граждан (6,25); организация работы с гражданами (5,95). В меньшей степени
сформированы выбор мер социальной поддержки клиентов (5,32); прием граждан по проблемам (5,28); установление социальных выплат (5,19). Анализ уровня сформированности общих компетенций у студентов 3-го курса ЧЮТ показывает, что лучше сформированы такие компетенции, как: работа в коллективе (8,17); деловой этикет и культура (7,83); принятие решений и ответственность (7,75). В меньшей мере сформированы организация деятельности (6,97); ответственность за работу команды (6, 51); ориентация в изменениях нормативно-правовой базы (6,48).
Анализ уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов 3-го курса ЧЮТ показывает, что более сформированы участие в организационно-управленческой работе (6,46); консультирование граждан (6,27); организация работы с гражданами (6,23). Менее сформированы такие компетенции, как: выбор мер социальной поддержки клиентов (5,66); прием граждан по проблемам (5,45); установление социальных выплат (5,39).
Анализ уровня общих компетенций у студентов 2-го и 3-го курсов ЧЮТ демонстрирует, что существенных отличий нет. Но можно увидеть различия в статистических данных: у студентов 3-го курса показатели выше, чем у студентов 2-го курса. Однако деловой этикет по среднему баллу у студентов 3-го курса ниже (7,83), чем у студентов 2-го курса (8,11), но выше такие показатели, как профессиональное и личностное развитие (2 курс — 7,1; 3 курс — 7,34), организация деятельности (2-й курс — 6,66; 3-й курс — 6,97). Анализ уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов 2-го и 3-го курсов ЧЮТ показывает, что различий в результатах студентов 2-го и 3-го курса по рейтингу нет, но статистические показатели по 10-балльной шкале у студентов 3-го курса выше, чем у студентов 2-го. Из рейтинга видно, что студенты 2-го курса оценивают компетенции по субъективному мнению достаточно высоко.
Судя по результатам проведенного исследования, у студентов 2-го и 3-го курса (2009/10 уч. г.) динамика уровня сформированности общих компетенций достаточно низкая (по субъективному мнению); уровень сформированности
профессиональных компетенций у студентов
3-го курса выше, чем у студентов 2-го курса. Студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о недостаточно высоком уровне сформированности профессиональных компетенций у студентов техникума, что свидетельствует о приоритете знаниевой, а не компе-тентностной модели в процессе подготовки специалистов в техникуме. Следует, однако, отметить, что респондентами исследования являлись студенты, обучавшиеся по стандартам второго поколения, в которых основным было формирование знаний и умений.
На основе результатов исследования считаем необходимым рекомендовать проведение научного семинара для преподавателей по теоретическим и практическим основам компетентностно-го подхода, разработку и утверждение критериев оценки сформированности компетенций у студентов ЧЮТ с учетом требований работодателя, осуществление постоянного мониторинга уровня сформированности компетенций у студентов с использованием данных показателей при оценке труда преподавателей.
Список литературы
1. Устав государственного образовательного учреждения «Челябинский юридический техникум» от 23 дек. 1999 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gouchut.ru/
2. ФГОУ СПО «Челябинский юридической техникум». Профессионализм. Ответственность. Престиж. Челябинск : Изд-во Челяб. юрид. техникума, 2008. 47 с.
3. Свидетельство о государственной аккредитации от 27.02.2009, рег. № 2517, прил. 1.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения среднего профессионального образования специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» от 13 июля 2010 г. : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 770. [Электронный ресурс]. Режим доступа: usla.ru/ entrant/pp/pp09/pp2009.pdf