(коэффициента скорости обучения). Перцеп-трон должен выработать в процессе обучения классификацию, задуманную учителем.
О перцептронах было сформулировано и доказано несколько основополагающих теорем, две из которых, определяющие его основные свойства, приведены ниже.
Согласно первой теореме, класс элементарных а-перцептронов (коэффициента скорости обучения), имеющих решение для любой задуманной классификации, не является пустым. Эта теорема утверждает, что для любой классификации обучающей последовательности можно подобрать такой набор (из бесконечного набора) ^-элементов, в котором будет осуществлено задуманное разделение обучающей последовательности при помощи линейного решающего правила).
Вторая теорема гласит: если для некоторой классификации решение существует, то в процессе обучения а-перцептрона (коэффициента скорости обучения) с коррекцией ошибок, начинающегося с произвольного исходного состо-
Библиографический список
яния, это решение будет достигнуто в течение конечного промежутка времени. Смысл этой теоремы состоит в том, что если относительно задуманной классификации можно найти набор ^-элементов, в котором существует решение, то в рамках этого набора оно будет достигнуто в конечный промежуток времени.
Обычно обсуждают свойства бесконечного перцептрона, то есть перцептрона с бесконечным числом ^-элементов со всевозможными связями с ^-элементами (полный набор ^-элементов). В таких перцептронах решение всегда существует, а значит, оно достижимо в а-перцептронах с коррекцией ошибок.
Таким образом, реализация метода пер-цептрона в содержании компьютерно-информационного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность обучаемого, направленную на получение и усвоение новых знаниевых образов, обеспечивающих совершенствование интеллектуальных способностей обучаемого.
1. Годлевская, Е. В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения [Текст] : монография / Е. В. Годлевская. — Челябинск : ЧГАА, 2014. — 204 с.
2. Rosenblatt Perceptrons for Handwritten Digit Recognition [Text] / E. Kussul, T. Baidyk, L. Kasatkina, V. Lukovich // Proceedings of International Joint Conference on Neural Networks IJCNN 2, 2001. — P. 1516-1520 (англ.).
3. Олейников, А. А. Организационно-педагогические основы компьютерно-информационного обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы [Текст] : монография / А. А. Олейников. — Костанай, 2009. — 168 с.
УДК 377/334 Е. А. Серебренникова, зам. директора
Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тенденция развития экономики в направлении технологического предпринимательства ставит перед системой образования задачу подготовки специалистов с инновационным типом мышления. В статье на основании проведенных автором теоретических исследований представлено авторское понимание компетенций предпринимательской деятельности, выделены группы компетенций, сформулированы компетенции предпринимательской деятельности, рассмотрены предпосылки и условия их формирования, отражена практическая значимость.
Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, предпринимательская деятельность, профессиональный модуль.
Развитие экономики России сегодня напрямую зависит от уровня инновационных технологий, внедренных в производство. Одной из задач внедрения инновационных технологий в производство является определение компетенций и квалификаций специалистов, готовых и способных работать в условиях технологического предпринимательства, в основе которого лежит инновационная идея.
Повышается интерес к развивающимся специальностям, которых насчитывается более 500. Они отражают развитие текущих тенденций и демонстрируют превращение компетенций, игравших ранее вторичную роль, в фундаментальные самостоятельные компетенции, требующие формирования отдельных специальностей. Появляются профессии-кентавры, находящиеся на стыке двух различных областей. Среди новых и развивающихся профессий в области исследования и развития (R&D) можно отметить следующие:
- планировщик продолжения бизнес-деятельности;
- специалист по устойчивому развитию;
- специалист по управлению рисками [1].
Исследование содержания ФГОС СПО
показало, что только специальность «земельно-имущественные отношения» (углубленная подготовка) включает в себя организацию предпринимательской деятельности и управление ей в сфере земельно-имущественных отношений как вид профессиональной деятельности. Углу -бленная подготовка по данной специальности позволяет выпускнику адаптироваться в быстро меняющихся условиях рынка труда и расширять свои возможности самозанятости.
Предпринимательство для миллиона граждан нашей страны является видом деятельности (самозанятости) или способом реализации своей профессии, но как профессия данный вид деятельности в ОКПДТР не значится, следовательно, код ОКЗ ей не присвоен. Предпринимательство осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уплачиваются налоги, производятся отчисления в пенсионный фонд, взносы в ФОМС, сдаются отчеты в налоговые органы, зачисляется трудовой стаж. Это говорит о том, что данный вид деятельности признан государством, а требования к структуре подготовки специалиста, к знаниям, умениям и навыкам не разработаны. Соответственно, этот вид деятельности не имеет государственного стандарта на подготовку специалиста.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г., ут-
вержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. № 890, развитие предпринимательства включено в перечень «точек ускоренного роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, по результатам мониторинга и анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимого общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, выявлен ряд сдерживающих факторов, среди которых наиболее значимыми являются следующие: дефицит квалифицированных кадров; недостаточный уровень профессиональной подготовки начинающих предпринимателей; недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Челябинской области, отдаленных от областного центра.
Для того чтобы молодежь могла воспользоваться правом заниматься предпринимательской деятельностью, предоставленным ей государством, она должна быть подготовлена к этой деятельности. Существенное значение имеет приближенное к жизни, основанное на знании экономических реалий и на опыте самостоятельной практической деятельности предпринимательское образование молодых людей как способ распространения базовых предпринимательских знаний, средство формирования человеческого капитала, инструмент адаптации молодого человека к социально-экономическим изменениям [2].
С целью выявления степени информированности о деятельности предпринимателя, отношения к ней, готовности к активной деятельности и умения регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали и принципы этической экономики, среди студентов специальностей технического профиля был проведен опрос. Анализ его результатов позволил нам сделать вывод, что подготовка к предпринимательской деятельности не является самоцелью подготовки всех студентов. Значительная часть выпускников не планирует связать свою деятельность с предпринимательством, а определенная часть не сможет сделать это по личностным показателям.
Для эффективного формирования заявленных компетенций необходимо создание организационно-педагогических условий, что, конечно же, требует изменений в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.
Нельзя сводить образовательный процесс в организациях СПО только к подготовке рабочих кадров. Образовательная организация должна выпускать высококвалифицированных специалистов с достаточным набором сформированных компетенций. Под достаточным набором мы понимаем не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства. Интегративность, то есть сочетание компетенций различных специальностей — не только технического направления в области реализации своей деятельности, но и социально-экономического, юридического, управленческого профиля — позволит организовать технологический процесс и грамотно управлять им, а также собственными ресурсами, развивать свой бизнес с учетом инновационных технологий отрасли. Данная подготовка в условиях среднего профессионального образования способна стать основой успешной работы во всех сферах и отраслях, неотъемлемой частью социально-культурного облика человека.
С целью выполнения поставленной задачи на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» в рамках экспериментальной площадки на тему «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов ССУЗа, обучающихся по специальностям технического профиля» реализуется профессиональный модуль «Организация
и управление предпринимательской деятельностью» (объем аудиторной нагрузки — 334 ч.).
Модуль включает в себя:
1) разделы:
- Р 1. Организация и планирование экономико-правовой деятельности;
- Р 2. Психология предпринимательской деятельности;
2) междисциплинарные курсы:
- МДК 1. Организация предпринимательской деятельности;
- МДК 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- МДК 3. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности;
- МДК 4. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности;
МДК 5. Бухгалтерский учет и налогообложение предпринимательской деятельности;
МДК 6. Основы маркетинговой деятельности;
МДК 7. Формирование проекта развития бизнеса;
3) учебную практику (объем — 72 ч.).
Исследования проблемы формирования
личностных и личностно-профессиональных качеств, профессиональных компетенций личности, включенной в предпринимательскую деятельность, проведенные В. Н. Банниковой, М. Х. Гатиятуллиным, Т. М. Матвеевой, М. Ю. Романовой, Е. П. Сулаевой, Л. А. Тру-совой и др. [3-8], а также собственное понимание процесса и результата формирования компетенций предпринимательской деятельности позволили нам сформулировать компетенции и описать их структуру, выделить группы компетенций предпринимательской деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Компетенции предпринимательской деятельности (для обучающихся по специальностям технического профиля)
Группы компетенций Компетенции предпринимательской деятельности (КПрД)
Управленческие 1. Изучать профессиональные, деловые и личностные качества работников, анализировать и выявлять кадровый потенциал с целью его рационального использования и формирования команды. 2. Организовывать эффективную работу коллектива
Коммуникативные Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы делового и управленческого общения с целью установления контактов с деловыми партнерами, заключения договоров, предъявления претензий и санкций
Профессионально-отраслевые Способность владеть технологией производства и решать стандартные профессиональные (технологические) задачи (перечень согласно ФГОС СПО базовой специальности)
Общие (перечень согласно ФГОС СПО базовой специальности)
Окончание таблицы 1
Группы компетенций Компетенции предпринимательской деятельности (КПрД)
Организационно-экономические 1. Оценивать управленческие решения и разрабатывать направления деятельности по совершенствованию технико-экономических показателей с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. 2. Использовать имеющиеся экономические ресурсы с максимальной эффективностью
Проектные 1. Определять направления развития технологий в профессиональной деятельности с перспективой. 2. Разрабатывать бизнес-план
Рефлексивные Анализировать собственную деятельность и регулировать свое поведение, руководствуясь принятыми общественными нормами, моральными и этическими ценностями
Формирование групп проводилось на основе требований, выдвигаемых социально-экономическими условиями и направлениями развития технологического процесса отраслей производства.
Процесс формирования компетенций предпринимательской деятельности таит в себе опасность того, что будет утеряна его целостность, которую мы понимаем как интеграцию
основного базового и дополнительного предпринимательского образования. В связи с этим необходимо объединить образовательный потенциал базовых отраслевых и предпринимательских дисциплин, в результате чего будут сформированы компетенции предпринимательской деятельности, в основе которых лежат общие и профессиональные компетенции (рис. 1).
Рис. 1. Структура компетенций предпринимательской деятельности
Теоретической основой разработки структуры компетенций и их содержательного наполнения послужили компетентностный подход (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской), интегратив-ный подход (В. С. Безрукова, Е. О. Галицких, В. П. Топоровский, Н. К. Чапаев). Практической основой стали работы, посвященные проблемам общего и профессионального образования (С. А. Александрова, А. Н. Бартенев, И. Б. Дедяе-
ва, В. В. Демидов, Н. А. Доронин, Г. В. Куракова, В. П. Максимов, Т. М. Матвеева, И. Г. Митюнова, А. И. Парамонов, М. Ю. Романова, М. А. Селиванова, Е. П. Сулаева, Р. Х. Токов).
Учитывая социально-экономические задачи, стоящие перед экономикой страны, и требования к личности, включенной в предпринимательскую деятельность, будем считать, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная, выполняемая по собственной
инициативе, направленная на созидание деятельность, осуществляемая с полным осознанием финансовой, правовой и социальной ответственности с целью удовлетворения собственных и общественных потребностей. Содержание
профессиональной подготовки специалиста среднего звена сегодня должно быть ориентировано на предоставление ему возможности и формирование готовности заняться данным видом деятельности.
Библиографический список
1. Афанасьев, Г. Э. Карта компетенций и перспективных профессий R&D [Электронный ресурс] / Г. Э Афанасьев // Образование в России : федеральный справочник. — Режим доступа: http://federalbook.ru/projects/fso/structura-8.html.
2. Серебренникова, Е. А. Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля [Текст] / Е. А. Серебренникова // Педагогика А. С. Макаренко : воспитание и жизнь (достижения и проблемы) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.). — Н. Новгород : Изд-во НИУ РАНХиГС, 2013. — С. 150-153.
3. Банькина, В. Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Банькина. — Волгоград, 2010. — 261 с.
4. Гатиятуллин, М. Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Х. Гатиятул-лин. — Казань, 2009. — 467 с.
5. Матвеева, Т. М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Матвеева. — М., 2001. — 206 с.
6. Романова, М. Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социально-экономического профиля) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Романова. — М., 2007. — 187 с.
7. Сулаева, Е. П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Сулаева. — Шуя, 2011. — 151 с.
8. Трусова, Л. А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Трусова. — М., 2012. — 23 с.
УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора
Чебаркульского профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации обучающихся к изучению химии. Автором выявлены условия повышения мотивации к изучению химической дисциплины будущих специалистов лесного хозяйства и пути совершенствования деятельности ПОО СПО в этом направлении.
Ключевые слова: мотивация, химия, профессиональные дисциплины, будущий специалист лесного хозяйства.
Одной из актуальных проблем нынешнего естественно-научного цикла. Химия является профессионального образования является сни- обязательным компонентом учебной програм-жение интереса студентов к изучению предметов мы любой профессиональной образовательной