Воспитание и социализация личности
Сведения для цитирования: Беликов, В. А. Личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного образования [Текст] / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, В. М. Тучин, И. С. Николаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 96-101.
УДК 37.0 ББК 74.5
ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. А. Беликов, П. Ю. Романов, В. М. Тучин, И. С. Николаева
В статье рассматриваются особенности и условия формирования и развития общекультурных (общих) компетенций студентов вузов и колледжей. Эти компетенции определяются как основы профессиональной подготовки личности, так как обеспечивают взаимосвязь между деятельностью и развитием личности.
Ключевые слова: компетенции, общие компетенции, практико-ориентированное образование, формирование и развитие общекультурных компетенций.
Образование студентов вузов или колледжей можно считать состоявшимся, если у каждого выпускника на высоком уровне сформирован комплекс практико-ориентированных компетенций. С данным тезисом никто спорить не будет. Однако остается в тени вопрос, какую роль при этом играют общекультурные компетенции.
Мы исходим из того, что всякое образование можно считать успешным, если оно востребовано, позволяет осуществлять практическую деятельность и соответствует личностным запросам и особенностям каждого студента.
В России приняты федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), которые требуют формирования группы общекультурных компетенций, обязательных для всех без исключения направлений подготовки студентов вузов. Это такие компетенции, как способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
(ОК-1); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3) [1].
ФГОС СПО 3+ также определяет перечень общих компетенций, подлежащих формированию и развитию у студентов колледжей и техникумов. Это компетенции с ОК-1 по ОК-9 [2].
Считаем важным обратить внимание на тот факт, что если общепрофессиональные и профессиональные компетенции целенаправленно и систематически формируются в процессе освоения студентами конкретных дисциплин учебного плана, то о развитии общекультурных компетенций этого сказать нельзя. Мы опросили 84 преподавателя базовых дисциплин и дисциплин по выбору в вузах и колледжах. На вопрос «Какие компетенции вы в первую очередь формируете
у студентов в процессе преподавания своей дисциплины?» мы получили следующие ответы:
1) компетенции, которые имеют значение для практической профессиональной деятельности (23 преподавателя);
2) профессиональные компетенции (61 преподаватель).
Безусловно, эти ответы следует признать верными. Но ни один из опрошенных в процессе беседы не упомянул общекультурные компетенции, не рассказал о роли его дисциплины в общем развитии личности студентов, их профессиональном становлении и т. п. Важность общекультурных компетенций в целом признается, но их формирование считается второстепенным.
На вопрос «Какова роль общекультурных компетенций в профессиональном образовании студентов?» опрошенные преподаватели давали общие ответы:
1) «Эти компетенции нужны каждому человеку» (12 ответов);
2) «Их наличие помогает овладеть профессией» (27 ответов);
3) «Каждый грамотный (образованный) человек должен ими владеть» (18 ответов) и т. п.
Между тем, все общекультурные компетенции содержат личностный и деятельностный аспекты, актуальные для практической деятельности любого направления и профиля. Для их формирования необходимо обеспечить становление студента как профессионала (специалиста) и научить его деятельности: а) обобщенной, то есть актуальной для любой сферы жизни человека, б) профессионально значимой и в) реализуемой на личностно значимом уровне.
Вместе с тем опросы, проведенные среди студентов, свидетельствуют о полном непонимании ими значения общекультурных компетенций в профессиональной деятельности, к выполнению которой они готовятся в вузе. Из 120 опрошенных студентов вузов и колледжей лишь 17 человек упомянули качества, имеющие отношение к общекультурным компетенциям: «выпускник должен уметь анализировать ситуацию», «надо быть культурным специалистом», «специалист должен отвечать за свои действия» и т. п. Остальные в своих ответах делали упор исключительно на профессиональные свойства.
В своем исследовании мы исходим из того, что методами принуждения сформировать общекультурные компетенции у студентов невозможно. Это должно осуществляться мотивированно, целенаправленно, системно, с учетом личностных особенностей каждого студента.
Для определения способов решения поставленной проблемы на базе Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ) Челябинской области создана инновационная площадка, целью деятельности которой является выявление, разработка и теоретическое обоснование комплекса организационно-педагогических условий формирования и развития общекультурных (общих) компетенций студентов учреждений СПО как компонента системы совершенствования их профессиональной подготовки.
Нами предлагается следующий алгоритм обеспечения процесса формирования и развития общекультурных компетенций студентов:
1) комплексная диагностика уровня сформи-рованности общекультурных компетенций и создание по ее результатам групп студентов, которые имеют основания для активной деятельности;
2) подготовка преподавателей к формированию этих компетенций (обоснование роли общекультурных компетенций, уточнение их содержания, определение личностной и профессиональной значимости и особенностей формирования);
3) обеспечение процесса формирования общекультурных компетенций программами, методическими и дидактическим пособиями, контрольно-диагностическим материалами (главный компонент обеспечения — профессионально ориентированные модули учебного материала и общекультурные компетенции);
4) организация факультативов и курсов по выбору для подготовки студентов к профессиональной деятельности с учетом этих компетенций (главный компонент курсов и факультативов — профессионально ориентированные модули учебного материала и общекультурные компетенции).
Мы считаем, что процесс формирования и развития общекультурных компетенций студентов будет осуществляться эффективно в случае реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:
1) учет личностных и профессиональных особенностей и потребностей студентов на основе результатов диагностики;
2) включение профессионально ориентированных модулей учебного материала и общекультурных компетенций во все части основной образовательной программы (УП, РПД, РПП, ИГА и др.);
3) разработка и целенаправленная реализация внутренней системы подготовки педагогических кадров в аспекте формирования общекультурных компетенций студентов;
4) целенаправленное выявление, разработка и реализация практико-ориентированных образовательных технологий формирования и развития общекультурных компетенций студентов.
Таким образом, в процессе реализации алгоритма мы ставим целью выявление, разработку и теоретическое обоснование комплекса организационно-педагогических условий эффективного формирования и развития общекультурных компетенций студентов как компонента системы совершенствования их профессиональной подготовки.
Анализ современных исследований в этом направлении [3-6 и др.] позволяет нам заключить, что при всем многообразии научных работ в настоящее время пока не разработана эффективная концепция формирования и развития общекультурных компетенций студентов, отсутствуют образовательные технологии, обеспечивающие овладение студентами профессиональной деятельностью с учетом осознаваемых ими собственных потребностей, интересов и способностей. Поэтому мы предложили и апробировали свой вариант концепции формирования и развития общекультурных компетенций студентов.
В качестве базовой образовательной парадигмы мы приняли рефлексивно-деятельност-ный подход к формированию компетенций студентов [3-5]. Основанием для такого выбора послужил тот факт, что рефлексивно-деятель-ностный подход основан на образовании личности в единстве ее деятельности и развития.
Положениями рефлексивно-деятельностно-го подхода к формированию и развитию общекультурных компетенций студентов мы считаем следующие:
1) деятельность и развитие личности представляют собой два взаимосвязанных процесса: по мере овладения человеком навыками деятельности происходит его развитие;
2) обобщенная деятельность студентов в процессе формирования и развития общекультурных компетенций представляет собой систему их учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
3) ведущим (системообразующим) элементом системы должна быть признана личная цель обучающегося, а системообразующими связями — ее связи с другими элементами.
В связи с этим для нас стал важным вопрос выбора определения ключевых понятий, таких как «личность», «рефлексия», «деятельность», «образование». В рамках статьи отметим исходные параметры выбора и приведем те определения, на которых мы остановились.
Важным в определении любого понятия является его соответствие обозначаемому предмету, максимально полный учет его признаков, подведение под родовое понятие [1]. С учетом перечисленных требований мы можем дать следующие определения.
Личность — это человек, обладающий нормально сформированной психикой, с комплексом общественно и личностно значимых качеств, активно выполняющий социальные роли, то есть включенный в систему общественных отношений [7].
Деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, в ходе которого изменяется и преобразуется как человек, так и окружающий мир [8].
Образование — система видов деятельности субъектов, обеспечивающая передачу и усвоение знаний, умений, навыков и формирование качеств личности; это единство обучения и воспитания, целью которого является развитие личности [7].
Рефлексия — процесс осознания человеком своего места в мире, своей роли, своего «я», личной значимости результатов собственной деятельности [8].
Таким образом, концепция, основанная на рефлексивно-деятельностном подходе, ставит целью образования формирование и развитие общекультурных компетенций студентов в процессе активной и осознанной деятельности личности, осознания самого себя и своего места в окружающем мире, свободного личностного выбора собственного жизненного пути, достижения внутренней гармонии, реализации своих способностей и талантов.
Практико-ориентированный характер высшего образования в таком случае мы можем представить следующими взаимосвязанными и взаимообусловленными процессуальными компонентами:
1) оказание помощи каждому студенту в самоопределении путей личностного роста;
2) содействие в формировании и развитии общекультурных компетенций путем создания условий для осознания студентами актуальности образования и овладения обобщенными видами деятельности.
Мы считаем возможным обеспечить целостность процесса формирования и развития общекультурных компетенций студентов, если будет реализован следующий комплекс целесообразных шагов:
1) формирование готовности педагогов к сочетанию традиционного, авторитарного и лич-ностно ориентированного подходов в образовании;
2) придание содержанию образования инновационного характера с учетом требований государственных образовательных стандартов к обеспечению практико-ориентированности и выполнению базового образовательного минимума;
3) предоставление содержания профессионального образования, удовлетворяющего требованиям общества, особенностям и потребностям студентов и работодателей, образовательному потенциалу преподавателей;
4) обеспечение преемственности и вариативности формирования и развития общекультурных компетенций студентов, содержания образования и образовательных технологий путем гуманизации и гармонизации образовательных отношений между участниками образовательного процесса.
Эти шаги были нами выполнены в процессе реализации образовательных программ магистратуры по направлениям 44.04.01 «Педагогическое образование» [9] и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», а также
В сумме оценки среднего и высокого уровней составляют во всех случаях больше 70 %. Значит, в целом общекультурные компетенции сформированы у всех студентов, окончивших вуз или колледж (техникум).
Полученные нами результаты теоретического и экспериментального исследования по-
образовательной программы факультативного курса «Основы учебно-познавательной деятельности» для студентов ЮЭТ.
Практическая значимость реализуемой концепции формирования и развития общекультурных компетенций студентов состоит в том, что при высоком уровне сформированности этих компетенций студенты в значительной степени оказываются готовыми к действиям в непредвиденных ситуациях, переносу действий из знакомой рутинной ситуации в ситуацию, связанную с творчеством и исследованием, принятию ответственности за свои решения и действия, установлению целесообразных рабочих отношений в группе и т. п.
Мы сравнили самооценку студентов, только что защитивших выпускные квалификационные работы, по представленному выше перечню готовностей, характерных для высокого уровня сформированности общекультурных компетенций. Студентам и членам экзаменационной комиссии (как экспертам) было предложено оценить уровень сформированности каждой представленной готовности (табл. 1).
зволяют сделать следующие выводы. Так как общекультурные компетенции, требования, о формировании которых содержатся во ФГОС ВО и ФГОС СПО всех направлений образования, представляют собой основу формирования и развития активной творческой личности выпускника, то:
Таблица 1
Оценка уровней сформированности готовности студентов к действиям на основе общекультурных компетенций
№ п/п Вид готовности студентов-выпускников Самооценка уровня сформированности готовности (% от общего числа студентов на экзамене) Экспертная оценка уровня сформированности готовности (% от общего числа студентов на экзамене)
Низкая Средняя Высокая Низкая Средняя Высокая
1 Готовность к действиям в непредвиденных ситуациях 27,1 45,0 27,9 7,8 54, 63 37,9
2 Готовность к переносу действий из знакомой рутинной ситуации в ситуацию, связанную с творчеством и исследованием 13,4 46,8 39,8 3,5 56,8 39,7
3 Готовность нести ответственность за свои решения и действия 2,7 57,3 40,0 0,0 47,3 52,7
4 Готовность устанавливать целесообразные рабочие отношения в группе 7,8 35,6 56,6 12,1 45,9 42,0
1) формирование и развитие общекультурных компетенций студентов обеспечивается целенаправленным пошаговым выполнением положений рефлексивно-деятельностного подхода, основанного на признании образования как единства деятельности и развития личности;
2) в рабочих программах всех дисциплин учебного плана должны быть представлены модули учебного материала, отражающие содержание и методику формирования общекультурных компетенций, а процесс усвоения модулей должен обеспечиваться реализацией
комплекса организационно-педагогических условий;
3) высшее образование студентов в процессе формирования и развития общекультурных компетенций носит практико-ориентированный характер, что в реальности представляется взаимо связанными и взаимообусловленными процессуальными компонентами.
Все представленные положения рассматриваются нами как личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного высшего или среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст] / А. В. Усова. — М. : Педагогика, 1986. — 176 с.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.
3. Поляков, А. М. Психология развития [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. М. Поляков. — Минск : ТетраСистемс, 2006. — 303 с.
4. Исследовательский подход в теории и практике педагогического образования [Текст] / под ред. В. А. Беликова, Т. Е. Климовой. — Магнитогорск, 2004. — 218 с.
5. Рослякова, С. В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе [Текст] : моногр. / С. В. Рослякова. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2010. — 216 с.
6. Хухлаева, О. В. Психология развития : Молодость, зрелость, старость [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2005. — 204 с.
7. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования [Текст] / В. А. Беликов, А. С. Валеев, П. Ю. Романов. — М. : Инфра-М, 2018. — 310 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Смысл ; Эксмо, 2006. — 1135 с.
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf.
For citation: Belikov, V A. Personality aspects of the students' cultural competences formation in the practice-oriented education [Text] / V A. Belikov, P. Yu. Romanov, V. M. Tuchin, I. S. Nikolaeva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 96-101.
PERSONALITY ASPECTS OF THE STUDENTS' CULTURAL COMPETENCES FORMATION IN THE PRACTICE-ORIENTED EDUCATION
V. A. Belikov, P. Yu. Romanov, V. M. Tuchin, I. S. Nikolaeva
The article analyses the peculiarities and conditions of students' cultural (general) competences formation and development. These competences are defined as the basis of the person's vocational training as they provide interdependence between the activity and personality development.
Key words: competences, general competences, practice-oriented education, formation and development of the cultural competences.
References
1. Usova A. V. Formirovanie u shkol'nikov nauchnykh ponyatii v protsesse obucheniya, Moscow: Pedagogika, 1986, 176 p. (In Russian)
2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleniya, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.86/in-dex.php.
3. Polyakov A. M. Psikhologiya razvitiya, Minsk: TetraSistems, 2006, 303 p. (In Russian)
4. Issledovatel'skii podkhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya, Magnitogorsk,
2004, 218 p. (In Russian)
5. Roslyakova S. V. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti uchashchikhsya podrostkovogo vozrasta v uchebnom protsesse, Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2010, 216 p. (In Russian)
6. Khukhlaeva O. V. Psikhologiya razvitiya: Molodost', zrelost', starost', Mocsow: Akademiya,
2005, 204 p. (In Russian)
7. Belikov V. A., Romanov P. Yu. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovaniya, Moscow: Infra-M, 2018, 310 p. (In Russian)
8. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka, Moscow: Smysl; Eksmo, 2006, 1135 p. (In Russian)
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratu-ry), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf.
Беликов Владимир Александрович, заведующий кафедрой образовательных технологий и дистанционного обучения ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Романов Петр Юрьевич, профессор ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», доктор педагогических наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Тучин Виктор Михайлович, директор ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Николаева Ирина Сергеевна, заместитель директора ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Belikov V. A., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: mag_cspu@ mail.ru
Romanov P. Yu., doctor of pedagogical sciences, professor, Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Tuchin V. M., director, Yuzhnouralsk energy technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Nikolaeva I. S., deputy director, candidate of pedagogical sciences, Yuzhnouralsk energy technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Зайцева, Т. М. Организация профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинской области: инновационные формы и приемы [Текст] / Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 101-106.
УДК 377 ББК 74.200.52
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ
Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева