ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.022
Изучение студентами педагогического направления приемов обучения навыкам чтения младших школьников
Studying by students of the pedagogical direction methods of training in skills of reading younger school students
Доцент А.Ю. Шишкина, зав. кафедрой Е.В. Кирпичева (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра теории и технологии дошкольного и начального образования, тел. 8-905-047-03-86 E-mail.ru: titdinofa,mail.ru
Associate Professor L.Y. Shishkina, Head of Department E.V. Ivirpicheva (Michurinsk State Agrarian University) chair of theory and technology of preschool and primary education, tel. 8-905-047-03-86 E-mail.ru: titdinotomail.ru
Реферат. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования раскрывает личностные, метапредметные н предметные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Один из пунктов перечня предметных результатов освоения ООП НО по литературному чтению гласит: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Традиционно полноценный навык чтения младших школьников характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, осознанность и выразительность. Беглость предполагает чтение со скоростью, соотносимой с речью диктора. Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Осознанность может быть определена как понимание прочитанного. Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Выразительность связана с осознанностью чтения. Средствами выразительности являются паузы, интонация, логические ударения, мимика, темп чтения, тембр голоса. Полноценный навык чтения рассматривается как залог потенциального умственного развития учащихся. Педагогической науке известно большое количество тренировочных упражнений, направленных на совершенствование технической и логической сторон рассматриваемого навыка. Серьезное внимание формированию полноценного навыка чтения младших школьников уделено в учебнике О.В. Кубасовой «Литературное чтение» (образовательная программа «Гармония»). Все приведенные виды и приёмы работы активизируют речевую деятельность школьников, расширяют и уточняют их словарный запас, развивают чуткость и внимание к богатству п выразительности русского языка, углубляют литературное образование, формируют любовь к чтению.
Summary. Federal state educational standard primary education reveals personal, metasubject and substantive requirements for the results of the development of basic educational programs of primary general education. One of the items of the list of the mastering results of basic educational programs of primary general educations the achievement of the level of reading competence required for continuing education, i.e. mastering of the technique of reading aloud and to himself, elementary methods of interpretation, analysis and transformation of art, popular science and educational texts with basic literary concepts. Pedagogical science knows a large number of training exercises aimed at improving the technical and logical sides a reading skill. Traditionally, younger pupils' reading skill of is characterized by the following qualities: fluency, accuracy, awareness and expression. Fluency suggests reading at a rate correlated with the speech of the speaker. Accuracy of reading is a distortion-free reading, i.e. reading without errors affecting the meaning to read. Awareness reading may be defined as reading comprehension. Expressive reading means the ability of speech to convey to listeners their attitude to the idea of the work. Expressive reading is associated with awareness. The means of expression are pauses, intonation, logical accent, body language, reading rate, tone of voice. High-grade reading skills is seen as a guarantee of the potential mental development of students. Pedagogical science knows a large number of training exercises aimed at improving the technical and logical sides a considered skill. Serious attention to the formation of high-grade reading skills of younger pupils given in the textbook by O.V. Kubasova "Literary reading" (an educational program "Harmony"). All of the types and methods of work make more active of schoolboys' speech activity, expand and refine their vocabulary, develop sensitivity and attention to the richness and expressiveness of the Russian language, deepen literary education, forming love for reading.
€ Шишкина А.Ю., Кирпичева E.B., 2017
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, навык чтения, беглость, правильность, осознанность, выразительность, антиципация.
Keywords: Federal State Educational Standard primary education, reading skills, fluency, accuracy, awareness, expressiveness, anticipation.
Дисциплина «Методика обучения русскому языку и литературе» (направление «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование») предполагает изучение широкого спектра вопросов. Один из разделов этой науки «Методика чтения и литературы» знакомит студентов с проблемами начального литературного образования младших школьников:
- история методики чтения;
- современная система обучения чтению и литературе;
- методика работы над навыком чтения;
- научные основы анализа художественного произведения;
- методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах;
- особенности работы над произведениями разных родов и жанров;
- работа с детской книгой;
- уроки чтения в современной школе.
Целесообразно изучать названные вопросы в аспекте сравнительно-сопоставительного анализа различных образовательных программ, действующих в современной начальной школе. Результаты исследований, проведенных студентами, могут быть отражены в курсовых и выпускных квалификационных работах. Обратимся к проблеме формирования навыка чтения младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования раскрывает личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НО). Один из пунктов перечня предметных результатов освоения ООП НО по литературному чтению гласит: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [3].
Традиционно полноценный навык чтения младших школьников характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, осознанность и выразительность.
Беглость предполагает чтение со скоростью, соотносимой с речью диктора. Согласно действующей программе темп чтения учащихся к концу 2-го класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу 3-го класса - 65-75 слов, к концу 4-го класса - 85-90 слов в минуту.
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Традиционно выделяют несколько групп типичных ошибок, допускаемых младшими школьниками при чтении. Это:
- искажение звукобуквенного состава, а именно пропуски букв, слогов, слов и даже строчек, перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов), вставка произвольных элементов в единицы чтения, замена одних единиц чтения другими;
- наличие повторов;
- нарушение норм литературного произношения (неправильное ударение, «орфографическое чтение»).
Осознанность может быть определена как понимание прочитанного.
Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Выразительность связана с осознанностью чтения. Средствами выразительности являются паузы, интонация, логические ударения, мимика, темп чтения, тембр голоса.
Полноценный навык чтения рассматривается как залог потенциального умственного развития учащихся. Педагогической науке известно большое количество тренировочных упражнений, направленных на совершенствование технической и логической сторон рассматриваемого навыка. В основе таких упражнений лежат следующие условия:
- учёт психофизиологических характеристик процесса чтения;
- знание факторов, воздействующих на механизм чтения;
- знание ошибок, допускаемых учащимися при чтении;
- обязательное соотнесение ошибок с причинами, их вызывающими;
- учёт индивидуальных возрастных трудностей, возможностей, способностей личности младшего школьника.
В методическом арсенале современного учителя имеются упражнения, упорядочивающие глазодвигательные реакции, влияющие на развитие антиципацион-ных способностей и усиление эмоциональности и выразительности чтения и речи учащихся, способствующие тренировке внимания, памяти и установлению причинно-следственных связей, расширяющие поле зрения, формирующие логико-семантические приёмы переработки текстовой информации, направленные на привитие чуткого отношения к слову, его лексическому значению, точному и правильному использованию слов в речи и т.д. [1].
Серьезное внимание формированию полноценного навыка чтения младших школьников уделено в учебнике О. В. Кубасовой «Литературное чтение» (образовательная программа «Гармония»), В учебнике для 2-го класса (I, II, III части) материал расположен следующим образом:
- раздел первый «Учимся читать»;
- раздел второй «Учимся работать с текстом»;
- раздел третий «В мире книг».
В разделе «Учимся читать» автор выделяет подразделы «Читая - думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно». Проанализируем содержание вопросов и заданий раздела «Учимся читать» [2].
Известно, что на скорость чтения существенно влияет правильная артикуляция звуков. С целью совершенствования произношения О.В. Кубасова рекомендует использовать скороговорки. Учащимся предлагается небольшая информация о них и способе их произнесения: «Для того чтобы научиться говорить быстро и четко, люди придумали много скороговорок. Читай их так: первый раз - медленно (но не по слогам), четко проговаривая звуки; второй раз - с обычной скоростью; третий раз - как можно быстрее».
Кроме того, учащиеся должны ответить на вопросы о скороговорках: «Из скольких предложений чаще всего состоят народные скороговорки? Как ты думаешь, почему?», «Легко ли произносить скороговорки? Почему?», «Повторяются ли в скороговорках близкие по звучанию звуки, похожие слова? Если да - приведи примеры» и т.д.
Автор учебника знакомит обучающихся не только с народными, но и с авторскими скороговорками. Например, скороговорка И. Мазнина «Шла лисица».
Доказано, что на беглость чтения позитивно влияет антиципация (догадка, предвосхищение), являющаяся одним из важным свойств мышления. Антиципация позволяет значительно быстрее и точнее достигать цели, делая мышление более творческим. Умение быстро антиципировать буквы, буквосочетания, слова, словосочетания, части предложений и даже целые смысловые единицы является одной из основных предпосылок беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения вслух и про себя. Следовательно, антиципация во многом предопределяет продуктивность смыслового, зрительного, слухового механизмов чтения.
0.В. Кубасова рекомендует выполнить ряд очень полезных и занимательных упражнений. Например, досказать слово до конца; читая следующие тексты, угадать недостающие слова.
Довольно часто в учебнике предлагаются более объемные задания на догадку. Например, прочитать заголовок следующего произведения. Подумать, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ; раскрыть двойной смысл заголовка стихотворения Э. Мошковской «Болельщик».
Иногда антиципационные задания, по замыслу автора, прерывают вопросом (заданием) целостное изложение текста. Например, перед чтением последнего предложения сказки С. Прокофьева «Когда можно плакать?» учащиеся должны ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что ответила Маше мама? Проверь свое предположение».
Анализ учебника показал, что представлено много упражнений, направленных на формирование правильного чтения. Чаще всего такие задания выполняются в начале урока. Цель их - предупредить возможные ошибки при чтении текстов произведений. Задания могут быть такими: читай внимательно; читай слова слитно; читай слитно, как одно слово; читай целыми словами; найди ошибки, исправь и прочитай правильно.
На страницах рассматриваемого учебника немало нужных, эффективных упражнений, направленных на становление выразительного чтения. О.В. Кубасова не ограничивается формальным заданием «подготовься к выразительному чтению», а дает учащимся конкретные указания.
1) Выбери подходящие слова, отражающие настроение героя стихотворения: «гордость», «безразличие», «грусть», «досада», «радость».
2) Как ты думаешь, как разговаривает мама с сыном? Выбери нужные слова: грозно, жалобно, с юмором, ласково, удивленно, насмешливо, возмущенно, гордо.
3) Каким голосом - тихо или громко - нужно читать? Почему?
4) Нужно ли читать быстро? Или не спеша? Почему?
5) Подумай, с каким общим настроением нужно читать стихотворение.
6) Определи, как нужно произносить выделенные слова.
7) Прочитай стихотворение, стараясь «увидеть», почувствовать то, о чем написано.
8) Как ты думаешь, это стихотворение нужно читать с сочувствием или с иронией? [2]
Работа учащихся над такими вопросами и заданиями, как «Каково общее настроение стихотворения?», «Нарисуй картинку к этому стихотворению. Какие цвета ты выберешь, чтобы передать настроение стихотворения - темные, мрачные или яркие? Почему?», несомненно, поможет прочитать текст выразительно.
Итак, эти и другие упражнения учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение», несомненно, педагогически целесообразны: они не только направлены на формирование полноценного навыка чтения, но и обеспечивают моделирование, организацию и достижение результатов интеллектуального развития личности младшего школьника. Кроме того, все приведенные виды и приёмы работы активизируют речевую деятельность школьников, расширяют и уточняют их словарный запас, развивают чуткость и внимание к богатству и выразительности русского языка, углубляют литературное образование, формируют любовь к чтению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захарова, М.М. Психологическая природа процессов чтения и письма [Текст]/ М.М. Захарова, Л.Ю. Шишкина, М.В. Юрьева // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.- 2013.- № 3. - С. 130-133.
2. Кубасова, О.В. Литературное чтение [Текст]: учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Части 1, 2, 3 / О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
REFERENCE
1. Zaharova М.М. Psihologicheskaja priroda processov chtenija i pis'ma [Psychological nature of processes of reading and letter] Vestnik Michurinskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, No 3, pp. 130-133 (Russian).
2. Kubasova O.V. Literaturnoe chtenie [Literary reading] Uchebnik dlya 2 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: v 3 ch. Chasti 1, 2, 3, Smolensk, 2013 (Russian).
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obra-zovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373; v red. prikazov ot 26 noyabiya 2010 g. № 1241, ot 22 sentyabrya 2011 g. № 2357) [Federal state educational standard of the primary general education] (Russian).