УДК 373.3
Т. А. Крючкова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия kryuchkova_1958@list.ru
Развитие выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Статья посвящена проблеме работы над выразительностью речи младших школьников с учетом возрастных и психологических особенностей. Рекомендован комплекс упражнений, направленный на развитие выразительности речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.
Развитие, выразительность речи, младший школьный возраст, комплекс упражнений.
T.A. Kryuchkovü,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and
Methodology of Primary Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia kryuchkova_1958@list.ru The development of expressive speech of younger schoolboys at lessons of Russian language and literary reading
The article deals with the work on expressive speech of younger schoolboys taking into account age and psychological characteristics. Recommended set of exercises aimed at developing expressive speech of students at the lessons of Russian language and literary reading.
Keywords: development, expressive speech, primary school age, a complex of exercises.
Выстраивание алгоритма работы над выразительностью речи младшего школьника, требует подробной характеристики особенностей младшего школьника, касающихся памяти, мышления, внимания и т.д.
Младший школьный возраст, как пишет Д.Б. Эльконин, охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Физиологическая перестройка организма, по мнению А.И. Баевой, требует от организма ребенка большого напряжения для активизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни школьника. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Происходит совершенствование познавательных процессов: мышления, памяти, внимания [3, с. 132].
Очень важно, пишет О.М. Арефьева, развивать у школьника в данный момент выразительность речи, потому что коммуникация ребенка требует таких качеств речи, на базе знаний языка, которые способствовали бы наиболее успешному протеканию процесса обучения. Ведь в период своего интенсивного развития ребенок не механически, а пассивно усваивает язык, как бы регистрируя его в своем сознании. Ребенок, испытывает потребность в эффективной коммуникации, которая во многом определяется выразительностью речи [1, с. 76].
Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи, детей надо учить. Младший школьный возраст - оптимальный для усвоения языка. У ребёнка обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям, поэтому важно с ранних лет уделять внимание выразительности речи.
Младший школьник , по мнению О.И. Никифоровой, легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление, поэтому так важно знакомить его с выразительными средствами языка. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.
Начальная школа, пишет О.И. Никифорова, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это большой объём материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляют в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, так что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребёнком походя, в повседневном общении со взрослым и с книгой. Но этого не достаточно: необходима система развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умение составлять связное устное высказывание и т.д. [7].
Изучение роли речевой среды и способов ее развития на уроках русского языка положили начало работы Л.П. Федоренко, который отмечал, что речевая (языковая) среда - это «речь, которую воспринимают учащиеся, человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды. Методическим средством, которое служит основой создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст [7, с. 143].
В процессе работы по развитию выразительности речи учащихся младших классов учитель берет во внимание то, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее - абстрактные понятия. Поэтому на уроках русского языка, совершенствуя навыки выразительной речи, целесообразно использовать наглядный раздаточный материал, который поможет детям поднять уровень эмоционально-выразительной речи. Например, можно предложить иллюстрации тропов, чтобы дети наглядно увидели и сравнили метафоры, эпитеты, сравнения.
Ученые отмечают, что произвольная и непроизвольная память младшего школьника, претерпевают существенные качественные изменения, и к 3 классу память становится более продуктивной.
Особое место среди психических явлений, относительно младшего школьника, занимает мышление и внимание.
Мышление, по мнению А.М. Матюшкина, представляет собой психическое действие, которое направленное на содержание образа, мысли или какого-либо другого явления, при этом играет особую роль в регуляции интеллектуальной деятельности [6].
Внимание - это сквозной психический процесс, состоящий в концентрирование сознания человека на конкретных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других [3, с. 68].
Умение сосредоточиться на тексте помогает в процессе работы над выразительностью речи: вычленению тропов, преобразованию их в синонимичный ряд.
Однако произвольность познавательных процессов у детей 7 - 11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно организовать свою психическую деятельность .
Систематическая работа на уроках литературного чтения и русского языка с выразительными средствами речи, развивает у ребенка интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам речи, но и в результате «самонаучения».
По мнению психолога Н.Н. Жинкина, «самонаучение» есть ни что иное, как формирование языка в естественных условиях речевой коммуникации, вызываемой насущными потребностями ребенка [3, с 121].
Так, знакомясь с эпитетами, дети усваивают словесные ассоциации, что составляет физиологическую основу воображения; создается творческая деятельность, что, безусловно, развивает память, мышление и воображение. Педагогу следует прибегать к ярким образам, инсценированным действиям, «живым картинкам», элементам драматизации отрывков художественных произведений и т.д., чтобы точно выразить средствами устной выразительной речи свое отношение к происходящему событию или явлению.
Так, при анализе стихотворений можно обратить внимание на сравнение, метафоры, а при изучении сказок - на эпитеты. Часто педагог просит детей проиллюстрировать, как они понимают примеры сравнений, тем самым развивает у них не только логическое мышление, но и творческое.
Учитель может выстраивать работу по развитию выразительности речи учащихся, решая главную задачу, которая заключается в комплексном учете всех психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, касающихся мышления, памяти, внимания, а также эмоций. Эмоциональные особенности детей, характерные для данного возраста, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, не могут оставаться незамеченными. Поэтому учитель на уроках использует музыку, репродукции картин, видеофрагменты фильмов, рисунки; предлагает творческие виды работ такие, как театрализованные действия, инсценирование сказок, чтение в лицах, музыкальное и словесное иллюстрирование и т.д.
Составляя собственный план работы, направленный на развитие выразительности речи учащихся, учитель может опираться на мнение Т.В. Шишкиной, которая считает, что при обучении детей выразительной речи следует:
1) учитывать возрастные возможности и особенности младших школьников;
2) работу со средствами выразительности основывать на эмоционально-образном характере восприятия учениками окружающего мира;
3) необходимо брать во внимание то, что работа по развитию выразительности речи способствует не только развитию воображения, эмоций и чувств, но и формированию абстрактного и логического мышления учащихся [8].
Исходя из обобщенного опыта учителей, считаем важным в работе над повышением уровня развития выразительности речи учащихся соблюдение определенных требований:
1) обеспечение хорошей речевой среды для учащихся: речь учителя и других
людей;
2) использование в работе с учащимися художественных текстов;
3) просмотр определенных телепередач и видеофильмов, демонстрирующих образцы выразительной речи;
4) создание ситуаций успеха в процессе выделения тропов в художественных текстах;
5) обеспечение высокого уровня понимания учащимися необходимости образных средств языка;
6) уделять внимание нюансам речи, которые обеспечивают образные средства
языка;
7) учить выразительности речи, используя творческие виды работ.
Изучая теорию проблемы и обобщая опыт учителей, мы пришли к выводу, что частных задач в области развития выразительной речи существует довольно много. Однако все они, на наш взгляд, подчинены одной цели: научить каждого ребенка свободно, непринужденно, лексически и грамматически грамотно употреблять образные выражения в определенной речевой ситуации.
Для достижения поставленной цели нами были определены и сгруппированы упражнения, предназначенные для повышения уровня развития выразительности речи учащихся, на основе таких средств выразительности, как эпитет, сравнение, метафора.
На наш взгляд, группы упражнений могут быть представлены тремя видами: семантические упражнения; логические упражнения; лексико-стилистические упражнения.
1. Семантические упражнения, направлены на выяснение значения (прямое, переносное) слова или выражения (эпитеты, сравнения, метафоры) и могут быть выполнены двумя способами:
- объяснение семантики с помощью словаря;
- объяснение слова путем замены его синонимом.
2. Логические упражнения - это упражнения, в которых содержатся элементы логических операций:
- выделение основных признаков слова;
- сопоставление двух предметов, названных, одним словом;
- нахождение «лишних» слов;
- обобщение основных признаков при разгадывании загадок, ребусов.
Чтобы школьники успешно выполняли данный тип упражнений, необходимо использовать наглядные пособия, так как у детей младшего школьного возраста преимущественно развито наглядно-образное мышление.
3. Лексико-стилистические упражнения, способствуют развитию умения правильно употреблять тропы (эпитет, сравнение, метафора) в речи для оформления
выразительности. Данные упражнения связаны со смысловой стороной текста. Определяя стилистику, учащиеся выделяют главное от второстепенного.На наш взгляд, для реализации совокупности упражнений, направленных на достижение выразительности речи, эффективнее всего использовать следующие темы: «Прямая речь», «Диалог и монолог», «Работа над ошибками», «Жанры речи», «Имя прилагательное».
В зависимости от того, какая тема изучалась, можно использовать упражнения той или иной группы.
1. Нахождение тропов (эпитет, метафора, сравнение), в художественном тексте и определение у слов принадлежности к той или иной части речи. В процессе выполнения упражнений запоминание определенного средства выразительности речи происходит подсознательно: ученик, выбирая определенный троп верно, легче запоминает и при необходимости вспоминает его как образец выразительной речи. В качестве упражнений можно предлагать детям для анализа художественные тексты Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина и др., которые используются учителем как образцы высокохудожественной речи.
2. Упражнения на раскрытие эмоциональности речи можно реализовать на уроке русского языка по теме «Диалог и монолог». Необходимо объяснять детям, что тропы обладают большой изобразительной силой, и при их помощи можно создать яркую красочную картину, передающую определенную атмосферу.
В процессе работы на уроках необходимо убеждать детей использовать тропы, как в письменной, так и в устной речи, чтобы сделать ее более выразительной для эффективности общения и увеличения словарного запаса. Учащиеся пытаются разнообразить и эмоционально обогатить простые предложения тропами для того, чтобы сделать их более красочными, эмоционально насыщенными. Из преобразованных предложений ученики могут составить свои монологи и диалоги, и сравнить их с начальным вариантом, который был предложен учителем. После обсуждения школьники приходят к выводу, что слушать человека, который использует в речи средства выразительности, гораздо интереснее, чем человека, выражающегося односложными фразами.
3. Упражнение на соотношение термина названия тропа и примера к нему помогает детям легче ориентироваться в тропах, вызывает желание применять тропы не только в творческих работах, но и в общении. Реализация данного упражнения на основе индивидуального подхода формирует знания, необходимые для полноценного коммуникативного общения.
4. На уроке русского языка «Имя прилагательное», ученикам можно предложить упражнение на подбор антонима к прилагательному. Ученикам необходимо подобрать к прилагательному антоним, а из полученных прилагательных придумать эпитет. Такие задания помогают не только сделать речь более выразительной, но также и эмоционально насыщенной. Также в эту группу входят упражнения на подбор прилагательных: ученикам дается любое слово, обозначающее предмет, который дети должны охарактеризовать с помощью прилагательных.
5. Упражнения по иллюстрированию тропов мы основываем на знаниях детей и возможностях их творческого мышления. Суть упражнения заключается в поиске тропа. Учащиеся находят троп в тексте и самостоятельно словесно его иллюстрируют. Благодаря наглядно-образному и логическому мышлению учащихся, лексическое значение тропа запоминается быстрее.
Как показал анализ, данные упражнения не только вызывают у детей интерес к слову, языку, но и способствуют развитию умения подражать автору, что довольно значимо в процессе развития выразительной речи учащихся.
Вышеперечисленные группы упражнений представляют собой набор разнообразных заданий, образующих определенную систему и целенаправленно влияющих на процесс формирования выразительности речи у младших школьников.
При целенаправленном использовании вышеперечисленных упражнений, связывающих теорию и практику обучения, уровень выразительности речи учащихся может значительно повыситься.
Работа по повышению уровня выразительности речи, по нашему убеждению, будет давать оптимальные результаты при создании необходимых условий:
1. Считаем важным поддерживать эмоциональный настрой учащихся на протяжении всего урока, так как убеждены, когда ребенок психологически спокоен, положительно настроен на работу, то выполнит упражнение верно, и самостоятельно уложится в отведенное время. Учитывая то, что положительная мотивация в деятельности школьника играет важную роль: желание учиться у школьника с положительной мотивацией выражено ярче, работать он будет интенсивнее, нежели ребенок с низкой мотивацией.
2. Для достижения положительного результата, школьникам необходимо выполнять типичные задания постоянно, только в этом случае будет происходить развитие выразительности речи и усвоение данного материала.
3. Считаем важным осуществлять игровой подход для развития выразительности речи младшего школьника. Как отмечал психолог Л.С. Выготский, роль игры в развитии ребенка с переходом в школу не исчезает, а наоборот занимает большую часть деятельность ученика, тем более во время игры развиваются все психические процессы ребенка, поэтому опора на игру - это верный путь включения детей в работу [4].
4. Использовать наглядные пособия, так как у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Через карты-схемы, иллюстрации тропов: эпитет, метафора, сравнение; раздаточные материалы, дети будут более четко представлять поставленную перед ними задачу, и с большей вероятностью сумеют самостоятельно справиться с упражнениями.
Таким образом, реализуя специально подобранные упражнения на развитие выразительности речи учащихся, педагогу необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности. Уроки русского языка и литературного чтения помогут сделать речь младшего школьника более грамотной, богатой, точной, эмоционально окрашенной и выразительной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арефьева, О.М. Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных умений учащихся / О.М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - №1. - С.116-123.
2. Баева, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Баева. - СПб. : Питер, 2010. - 414 с.
3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М. : АПН, 1962. - 288 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1976. - 332 с.
5. Кубасова, О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова. - М. : Академия, 2001. - 144 с.
6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Мотюшкин. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 354 с.
7. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М. : Просвещение, 1972. - 152 с.
8. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т.В. Шишкина // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Arefeva O.M. Tehnologii formirovanija kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh umenij uchashhihsja [Technologies of formation of communicative universal educational abilities of students]. Mir obrazovanija -obrazovanie v mire [The world of education is education in the world], 2011, no. 1, pp.116-123.
2. Baeva I.A. Pedagogicheskaja psihologija : ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Pedagogical Psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2010. 414 p.
3. In Jel'konina D.B. (eds) Voprosy psihologii uchebnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov [Questions of psychology of educational activity of younger schoolchildren]. Moscow: APN, 1962. 288 p.
4. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' [Thinking and Speech]. Moscow: Publ. APN RSFSR, 1976. 332 p.
5. Kubasova O.V. Vyrazitel'noe chtenie [Expressive reading]. Moscow: Akademija, 2001. 144 p.
6. Matjushkin A.M. Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and learning]. Moscow: Direkt-Media, 2008. 354 p.
7. Nikiforova O.I. Psihologija vosprijatija hudozhestvennoj literatury [Psychology of perception of fiction]. Moscow: Prosveshhenie, 1972. 152 p.
8. Shishkina T.V. Novye metody i priemy v rabote po razvitiju rechi [New methods and techniques in the work on the development of speech]. Nachal'naja shkola [Elementary school], 2006, no. 9. pp. 44-47.
УДК 373.3
Л.А. Милованова,
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия milovanova-45@mail.ru
Формы эффективного формирования читательского интереса у младших
школьников
В последнее время статус чтения и отношение к нему сильно изменилась. Большая роль в развитии читательского интереса у младших школьников отводится начальной школе. Учителя, используя различные формы, формируют учащегося как сознательного читателя, который проявляет интерес к чтению, владеет навыками и способами самостоятельной работы с книгой, обладает определенной начитанностью.
Читательский интерес, младший школьник.