Раздел II
Технологические аспекты личностного
развития школьников
УДК 37.016:808.5
О.Л. Бородина Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения
В статье представлен опыт работы по формированию интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи.
Ключевые слова: выразительное чтение, интонация, средства выразительности, требования к выразительности речи.
Вопрос развития выразительности чтения у учащихся принадлежит к числу актуальных в методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Выразительность чтения неотделима от выразительности устной речи: развитая звучащая речь оказывает воздействие на качество чтения и наоборот. Правильно построенное обучение выразительному чтению имеет большое значение . так как оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся: способствует повышению культуры устной речи. развитию художественных способностей. помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства . содействует умственному . нравственному и эстетическому развитиюмладших школьников.
© О.Л. Бородина , 2012
В настоящее время выразительному чтению уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют требования программы . специальные указания. различные рекомендации . предназначенные учителям.
В нормативных документах определены специальные требования к данному направлению речевого развития в зависимости от возраста детей:
1-й класс
Ученик должен уметь соблюдать паузы. отделяющие одно предложение от другого. и паузы. диктуемые знаками препинания.
2-й класс
Требуется соблюдение интонации в конце предложения. соблюдение при чтении пауз и интонации . соответствующих знакам препинания в конце предложения. выделение при чтении важных слов.
3-й, 4-й класс
Выразительное чтение предполагает умение находить нужную интонацию (темп . ударение . паузы . тон). соответствующую содержанию читаемого текста . использовать основные средства выразительности для осознанного чтения.
Проблема формирования выразительности чтения в начальной школе на сегодняшний день является актуальной и нуждается в определении новых путей решения. Возникает необходимость целенаправленной работы по формированию у школьников выразительного чтения при недостаточно высоком уровне реализации этого требования на практике.
Проблему развития навыка выразительного чтения рассматривали такие исследователи. как Ф.И. Буслаев, Т.Ф. Заводская, Б.С. Найденов, М.Р. Львов. М.В. Ломоносов. О.В. Кубасова . О.И. Колесникова . М.С. Соло-
вейчик и др. Большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: А.С. Макаренко. М.А. Рыбникова . К.Д. Ушинский. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности: А.А. Бондаренко. Л.А. Горбушина . Т.А. Задорожная . Н.А. Зайцева . О.В. Кубасова. М.Р. Львов. Е.И. Матвеева.
Н.Н. Светловская. Ученые отмечают. что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Вместе с тем выразительное чтение - это искусство. такое же самостоятельное . как музыка или живопись. Но каждый из этих видов искусства может использоваться при изучении языка и литературы. Обучение выразительному чтению на уроках литературного чтения делает литературный анализ более эмоциональным. углубляет восприятие литературного произведения . ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает ту увлеченность. без которой невозможно полноценное преподавание предмета.
Дети. владеющие навыком выразительного чтения . — дети творческие . умеющие мыслить и чувствовать. Таким учащимся легко справиться и с докладом. и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться. а главное. они доставляют радость всем тем . кто их слушает. Выразительное чтение предполагает эмоциональное восприятие произведения. учит выражать собственные чувства. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность. ее несоответствие условиям — вот источники конфликтов в межличностных отношениях. Следовательно. выразительное чтение — это . с одной стороны . способ довести до ребенка всю гамму эмоций . содержащихся в читаемом художественном произведении . с другой — способ развития и совершенствования чувств ребенка. Чем глубже и полнее воспринято
младшим школьником то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает.
В качестве одной из ведущих задач обучения чтению общеобразовательная программа «Школа России» ставит «овладение осознанным. правильным. беглым и выразительным чтением как базовым навыком; развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову» [2]. Уроки литературного чтения должны сделать язык учащихся более тонким, ярким, что возможно при использовании в школьном обучении различных методических приемов. Формирование полноценного навыка чтения у младших школьников невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность чтения.
В результате наблюдения за чтением учеников сделан вывод, что их устная речь лишена выразительности. Их чтение монотонное, без интонационной окраски. Не всегда при чтении можно понять, что говорится. кто говорит . как . где и кому. А ведь природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Очень точно сказал об интонации Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так . например . есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз» [3].
Интонация играет значительную роль в формировании устной речи: передает смысловые и эмоциональные различия высказывания, отражает состояние и настроение говорящих, отношение к предмету разговора или друг к другу. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее . придает ей индивидуальный характер. Формирование интонационной стороны речи — одна из задач . которые решаются путем повышения
культуры чтения, передачи оттенков смысла. Выразительное чтение требуется также и при зачитывании условий задач на уроках математики, упражнений и правил на уроках русского языка, текстов на уроках по окружающему миру.
Работа по формированию интонационной стороны речи предполагает решение следующих задач:
выявить сформированность интонационной стороны речи учащихся; познакомить с компонентами интонации (темп, ритм, паузы, логические ударения);
разработать систему упражнений, способствующих развитию интонации; совершенствовать техническую сторону чтения на данном материале; развивать психические функции (память, внимание к собственной и чужой речи).
Выразительность является одним из компонентов навыка чтения. Научиться читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо. чтобы все другие стороны чтения (технические) были автоматизированы. Ребенок должен овладеть навыком беглого чтения, читать без ошибок: пропусков, замен, искажений
букв, слогов, окончаний, хорошо понимать то. что читает.
Поэтому на первом этапе работы нашей задачей было научить детей читать бегло. правильно и осознанно. Поступив в первый класс, дети находились на разных уровнях овладения техникой чтения. Были дети, которые читали, были и такие которые знали только буквы или несколько букв.
Для отработки технической стороны чтения в работе использовался опыт работы М.А. Ильина — психолога, преподавателя Школы активного мышления. В книге «Учимся читать быстро» изложена комплексная программа развития детей. Методика включает в себя как традиционные способы обучения, так и новые приемы, позволяет отрабатывать технику чтения, расширять словарный
запас, повышать умственную способность, развивать психические функции (внимание . память . воображение). Работа по данной методике сопровождалась использованием ряда приемов. направ-ленных на формирование интонационной выразительности речи.
При знакомстве с буквами и слогами работали со слоговыми таблицами, используя следующие приемы: чтение букв, рисование, выкладывание из ниток, работа с трафаретом, графические диктанты, поиск изученных букв, наращивание при произношении букв гласных и согласных . построение лесенки из слов. чтение слогов по таблицам [1].
При знакомстве со словом и при чтении слов были использованы следующие приемы: чтение слов в разном темпе, поиск данного существительного или глагола, характеристика данного слова (материал, форма, из чего состоит, функция и др.). чтение с наращиванием. придумывание фраз, сочинение историй, отбрасывание или добавление звука, добавление слога, перестановка и др., чтение парами, группами, «жужжащее» чтение, чтение за диктором, чтение с убыстрением.
Уже на начальных этапах чтения в работу были включены упражнения, направленные на развитие интонации. Необходимо было показать детям, что одна фраза может звучать по-разному, если логическое ударение перенести с одного слова на другое, показать интонационные возможности знаков препинания. Развитию интонации . а также памяти, внимания способствует заучивание небольших стихотворений на речевой разминке, проговаривание и заучивание чистоговорок, скороговорок, использование разных речевых игр.
В результате проведенной работы в конце 1-го класса у 92% детей показатели чтения были выше нормы и в норме. Во 2-м классе мы начали изучать интонационную сторону речи детей. Поскольку по данному направлению
речевого развития отсутствуют диагностические методики, обследование производилось по тем параметрам, которые относятся к средствам выразительности: темп и ритм (быстрый, медленный, плавный и прерывистый); употребление ударений (фразовые. логические ударения); употребление пауз (остановки между словами, сочетаниями слов — нормальное, частое, редкое); употребление основных видов интонаций (повествовательная, вопросительная, восклицательная); особенности голоса (сила - громкий . тихий; высота — высокий; низкий, тембр - сиплый, резкий); выразительность (маловыразительная. монотонная, выразительная). Результаты фиксировались по наблюдениям за речью детей на уроках и во внеурочное время. Исходя из результатов начальной диагностики можно сделать выводы: речь детей маловыразительна, монотонна; чтение происходит без интонационной окраски, вначале не используются основные виды интонации, не соблюдаются паузы, дети читают «подряд все предложения». чаще наблюдается медленный или быстрый темп чтения. Дети говорят тихим . неуверенным голосом, к концу фразы голос затухает, что говорит о неправильном дыхании. Поэтому особое внимание следует обратить на темп и ритм, постановку логических ударений, на интонацию, на выразительность устной речи.
Эффективность работы по формированию интонационной выразительности речи предопределяется использованием разных видов упражнений:
1. Упражнения на дыхание: дыхательная гимнастика: тренировка плавного длительного выдоха с беззвучной артикуляцией, с артикуляцией гласных и согласных звуков, с произношением на выдохе фраз скороговорок; звуковая гимнастика;
работа над подачей голоса (тренировка умения говорить громко, тихо, шепотом).
2. Упражнения, направленные на формирование темпа — проговаривание скороговорок, чистоговорок, стихов в разном темпе (медленно. быстро).
3. Ритмические упражнения: отстукивание . прохлопывание ритмического рисунка слова, фразы, стихотворения (работа проводится на материале потешек, считалок); отстукивание ритма с проговарива-нием про себя, проговаривание с движением.
4. Упражнения на постановку ударения, пауз:
постановка логического ударения; перенос логического ударением на разные слова;
постановка смысловых пауз.
5. Упражнения, направленные на формирование выразительности речи: инсценировки произведений; произношение реплик героев с использованием мимики, жестов; ролевое чтение;
работа над тропами (эпитет. метафора . сравнение, олицетворение) в стихотворениях . употребляемыми для большей выразительности; использование интонационных схем. Для развития выразительности полезно играть в кукольный театр. Дети с удовольствием участвуют в спектаклях и радуются возможности «быть артистами». Для этого можно инсценировать сказки, басни, при этом меняя роли. Ребенок должен научиться изменять голос, интонацию, темп.
Эффективность формирования интонационной стороны речи младших школьников может быть достигнута в процессе систематической, поэтапной работы, начиная с первого дня обучения в начальной школе, при этом в процесс обучения необходимо включить систему упражнений, направленных на формирование у них интонационной выра-
зительности речи. В процессе овладения закономерностями интонационной выразительности речи у учащихся совершенствуется умение правильно использовать эмоциональные интонационные конструкции, соответствующие характеру высказывания, тембр, темп, динамику речи; развивается их эмоционально-волевая сфера . формируются коммуникативные способности.
Овладев средствами передачи выразительности, можно перейти к художественному чтению - высшему виду выразительного чтения, которое предполагает умение использовать вырази-
тельность для отражения в чтении своего личного понимания прочитанного, отношения к нему, стремления с наибольшей яркостью и убедительностью донести его до слушателя.
Список литературы:
1. Ильин М.А. Учимся читать быстро. СПб.: Литера, 2009. 64 с.
2. Сборник рабочих программ «Школа России»: пособие для учителей образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С.527.
3.URL:http: // т т т . т о i -detsad.ru/konsultac149.htm.