будущей профессиональной деятельности;
- организационная, предоставляющая возможность объединения наших студентов в команды для общего физкультурно-спортивного развития;
- проективно-творческая, в процессе которой стимулируются творческие способности, осуществляются возможности самопознания, самоутверждения, саморазвития, а так же улучшение индивидуальных способностей;
- ценностно-ориентационная, в процессе ее реализации формируются
профессионально- и личностно-ценностные ориентации студентов, их ценностные ориентиры;
- коммуникативно-регулятивная, объективно отражающая процесс культурного поведения и общения участников физкультурно-спортивной деятельности, организации досуга, оказывающую влияние на коллективную работоспособность.
От успешного и качественного выполнения вышеперечисленных задач зависит успех процесса физического образования и воспитания подрастающего поколения.
В вузах «Физическая культура» представлена в качестве обязательной дисциплины и значимого компонента целостного развития личности. Процесс обучения в вузах организуется в зависимости от состояния здоровья студентов.
Таким образом, физическая культура и спорт это особый род культурной деятельности, призванный сохранять и укреплять здоровье людей, результаты которого полезны для общества и личности. Одним из важнейших показателей состояния физической культуры и спорта в обществе является степень использования физической культуры в сфере высшего образования.
Темп нашего времени ,экономическое и общественное развитие требует постоянного и своевременного повышения физической подготовленности студентов вузов. Эффективная работа физической подготовленности студента способствует повышению массовости физической культуры и спорта. Список использованной литературы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». https://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html
2. Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П., Изд. центр »Физкультура и спорт»,Москва. 1991г. 7с.
3. Физическая культура (НиСПО) Бишаева А.А.,Изд. центр «Академия»; 2012г. 6с.
4.Физическая культура (СПО) Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л.,Изд. центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000г. 4с.
© Зуфарова Э. Ф., Макусев О. Н., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Бадретдинова Р. Р. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ГАЛОГЕНИДОВ АЛЮМИНИЯ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Приведены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней
общеобразовательной школы галогенидов алюминия, обладающих высоким уровнем теоретической и практической ценности.
Ключевые слова
Алюминий, галогенид алюминия, катализатор химической реакции.
Важнейшее техническое применение хлорида алюминия как катализатора при переработке нефти и в области органического синтеза веществ определяет дидактическую необходимость глубокого и систематического изучения учащимися средних общеобразовательных школ [1].
Учителя химии и физики, ориентированные на обучение и развитие творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников средних общеобразовательных школ [2] в учебную тематику лекционных, практических и лабораторных занятий по физическим и химическим свойствам галогенидов алюминия включают нижеследующее.
1. Краткая история открытия и получения чистого алюминия [3].
2. Физические свойства алюминия.
3. Химические свойства алюминия.
4. Электронное строение атомов алюминия.
5. Химическая связь между атомами алюминия [4].
6. Природные химические соединения алюминия.
7. Галогениды алюминия: фторид алюминия АШз, хлорид алюминия А1С1з, бромид алюминия А1Вгз, иодид алюминия А11з.
8. Физические свойства галогенидов алюминия.
9. Химические свойства галогенидов алюминия.
10. Технология получения галогенидов алюминия.
11. Кристаллическое состояние галогенидов алюминия.
12. Склонность молекул галогенидов алюминия к димеризации.
13. Пространственная структура молекул с удвоенными формулами А1С1з, АШгз и А11з отвечает двум тетраэдрам с общим ребром, причем каждый атом алюминия связан с четырьмя атомами галогена, а каждый из центральных атомов галогена - с обоими атомами алюминия.
14. Поведение галогенидов алюминия в химических реакциях как у сильных льюисовских кислот, являющихся акцепторами электронных пар, способных принять пару электронов соединений - доноров на незаполненную атомную орбиталь.
15. Образование алюминием ионных комплексных галогенидов и высших галогенокомплексов благодаря наличию у него d-орбиталей для этой возможности.
16. Изменение структуры тригалогенидов алюминия от преимущественно ионной в АШз до ковалентной в А1С1з и объяснение этим сильного изменения температур плавления и кипения у выделенных веществ.
17. В ряду галогенидов алюминия фторид алюминия АШз сильно отличается по физическим и химическим свойствам тем, что он тугоплавок, мало растворяется в воде и химически неактивен.
18. Химические соединения алюминия с хлором, бромом и иодом легкоплавки, весьма реакционноспособны и хорошо растворимы не только в воде, но и во многих органических растворителях.
19. Свойство нефти при её нагревании с хлоридом алюминия разлагаться с получением газообразных и легких углеводородов бензинового типа используется в нефтепереработке и хлористый алюминий находит частое применение в качестве катализатора в различных технологиях органического синтеза веществ.
20. Бромистый алюминий является эффективным катализатором разложения пентана и используется в безводном состоянии для ускорения химических реакций алкилирования бензола галоидными алкилами или олефинами.
Дидактический опыт обязательного и факультативного изучения старшеклассниками средней
общеобразовательной школы физических и химических свойств галогенидов алюминия показывает повышение уровня познавательного интереса учащихся к теоретическим вопросам об электронном строении атомов и химической связи между атомами вещества [5].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основы физики и химии галогенидов алюминия являются необходимой составляющей естественно
- математического образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Освоение основ нефтегазового дела студентами нетехнических вузов // Нефтегазовое дело.
- 2006. - Т.4. - № 1. - С. 285.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
4. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 88 - 92.
5. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89
© Каримов М.Ф., Бадретдинова Р.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
Карамутдинова А. Р.
студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ФОСФОРИСТОЙ КИСЛОТЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения физических и химических свойств особенного химического объекта - фосфористой кислоты учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова
Фосфор, оксикислоты фосфора, фосфористая кислота и её свойства.
Среди химических элементов фосфор один из распространенных в земной коре, обладает высокой химической активностью, приводящей к его отсутствию в свободном состоянии, образует почти двести минералов, имеет четыре аллотропические модификации (белый, красный, черный, металлический), превосходит все другие элементы по числу оксикислот (фосфорноватистая, фосфористая, ортофосфорная, фосфорноватая и другие кислоты), что обуславливает дидактическую необходимость углубленного и