УДК 373
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Шайнурова А.М. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ГАЛОГЕНИДОВ БОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделен ряд дидактических элементов изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ физических и химических свойств одних из особых веществ природы и технологий - галогенидов бора.
Ключевые слова
Галогениды бора и уникальность их физических и химических свойств.
Современная технология получения и применения специальных материалов естественного и искусственного происхождения основывается на экспериментальных данных по физическим и химическим свойствам обычных и уникальных веществ [1].
При изучении учащимися старших классов современных средних общеобразовательных школ на лекционных, практических и лабораторных занятиях по химии [2] физических и химических свойств галогенидов бора перед школьниками выделяются нижеследующие положения.
1. В природе элементарный химический бор не встречается. Первыми относительно чистый бор в искусственных физических и химических условиях получили французские ученые Жозеф Луи Гей-Люссак (1778, Сен-Леонар-де-Нобла - 1850, Париж) и Луи Жак Тенар (1777, Об - 1857, Париж) в 1808 году.
2. Бор - это самое твердое, после алмаза, вещество, являющееся при нормальных физических условиях инертным неметаллом, обладающим очень малой электропроводностью.
4. Электронная конфигурация бора - 1s22s23p1, проявляющая sp2 - гибридизацию в возбужденном для бора состоянии с координационным числом, равным трем, приводящим к его кислотности +3.
5. При взаимодействии с фтором, хлором, бромом, йодом и в специальных экстремальных физических условиях с астатом бор образует ряд известных галогенидов: BF3 , BCI3 , ВВгз и BI3, получаемых взаимодействием химических элементов при следующих условиях: фтор при обычном нагревании; хлор при 4000 С; бром при 7000 С; йод при 9000 С.
6. Галогениды фторид BF3 и хлорид ВСЬ при обычных физических условиях газообразны и представляют собой бесцветные вещества, дымящиеся во влажном воздухе, вещество BBr3 -жидкость и BI3 -твёрдое тело.
7. С кристаллографической точки зрения строение молекул галогенидов ВГ3 соответствует плоскому треугольнику с атомом бора в центре.
8. Температуры плавления и кипения галогенидов бора растут от минус ста тридцати для фторида бора BF3 до плюс двухсот десяти градусов для иодида бора по шкале Цельсия.
9. Структурная устойчивость галогенидов бора уменьшается от фторида бора BF3 , чрезвычайно термически стойкого, до иодида бора BI3 , разлагающегося уже при обычных условиях под действием света.
10. Как правило, частично образующиеся при взаимодействии молекул различных галогенидов ВГ3 смешанные галогениды бора имеют сильно выраженную тенденцию к пространственной симметризации и в индивидуальном состоянии неустойчивы.
11. При образовании галогенидами бора донорно - акцепторных комплексов с другими веществами атом бора выступает в качестве акцептора. В этой связи присоединяться к молекулам галогенидов ВГз способны только молекулы, содержащие атом с донорной функцией.
12. Исследователям химической действительности следует иметь в виду, что недостоверность экспериментальных данных по галогенидам бора является следствием не учтенной экспериментатором специфики свойств бора: многообразие его структурных форм, склонности к образованию многоатомных молекул и соединений с различной химической связью.
13. Основной областью применения бора является металлургия, где он используется как раскислитель, дегазатор или декарбидизатор и реже как легирующая присадка получаемых сплавов.
14. Фторид бора применяется в качестве наполнителя в ионизационных камерах для детектирования нейтронов, благодаря захвату нейтронов бором с образованием ядер лития и гелия, ионизирующих газ.
15. Хлорид бора используется в электротехнике и электронике как флюс для пайки сплавов алюминия, железа, цинка, вольфрама и медно-никелевого сплава.
Дидактический опыт изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ физических и химических свойств галогенидов бора на лекционных, практических и лабораторных занятиях по химии показывает его эффективность в повышении уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи [3].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что изучение свойств галогенидов старшеклассниками является дидактически эффективным элементом введения в неорганическую химию средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Шайнурова А.М., 2019
УДК373.31
Кукарекина С. Р., студентка 4 курса гуманитарного факультета Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске, г. Железноводск, Российская Федерация.
кикагект. roma@mail.ru Чепуков К. Ю., доцент кафедра начального и дошкольного образования Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске, г. Железноводск, Российская Федерация.
аЛ-Лерикоу@тай. ги
ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
Статья посвящена теме особенностям эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.