СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
Почему? Да потому, что задачка стала легче. Стимул очень хорошо воздействует в тех заданиях, где правила просты и направление работы очевидно, а творческий подход мотивация на награду часто губит.
21 век диктует новые условия: когда многие простые задачи выполняют запрограммированные машины, нужны люди, способные мыслить креативно, творчески. И тогда система награждения и наказания часто не действует, а порой и противодействует.
Как же сделать так, чтобы современные дети захотели учиться? Бежать с ускорением в неправильном направлении? Но известно, что если не знаешь, куда, то неважно быстро или медленно двигаться. Методы же поощрений и наказаний тоже безнадежно устарели. Нужен абсолютно новый подход, подход, основанный больше на внутренней мотивации. Неприязнь к учебе возникает тогда, когда нам приходится учиться. Внутренняя мотивация включается, когда занимаешься тем, что нравится.
Современным ученикам нужны уроки за пределами классных кабинетов, позитивный настрой, возможность говорить, сотрудничать, самому искать знания, а главное - свобода выбора.
Однако никакие реформы в образовании не сработают, если и педагог не захочет меняться и учиться новому. В притче «Крылья» от Шалвы Амонашвили говорится: «Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое. Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым» [4, с. 26]. Список использованной литературы:
1. Маршалл М. Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться. - М.: ЭКСМО, 2014. - 416 с.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
3. Пинк Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 274 с.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. - 180 с.
© Сахарова С.П., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Султангужина Д.И. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НИЗШИХ КИСЛОТ И СОЕДИНЕНИЙ ФОСФОРА НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ
Аннотация
Рассмотрены особенности изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ физических и химических свойств низших кислот и соединений фосфора на занятиях по неорганической химии.
Ключевые слова
Фосфор, низшие кислоты фосфора и их физические и химические свойства.
Необходимый для всех живых организмов на Земле химический элемент фосфор и его соединения обладают рядом уникальных физических и химических свойств, изучение которых может быть осуществлено углубленно в современной средней общеобразовательной школы [1].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
В обязательных и факультативных занятиях по неорганической химии следует на уровне теории, практики и лаборатории [2] следует учащимся освоить нижеследующие учебные темы.
1. Содержание фосфора Р в земной коре и его основные минералы в виде фосфита Саз(Р04)2 и апатита 3Саз(Р04)2 * СаХ2 (X = F, С1, ОН).
2. Фосфор обладает следующими степенями окисления: -3 (фосфин РНз), +1 (гипофосфит натрия NaH2PO2), +3 (трихлорид фосфора РС1з, фосфористая кислота НзРОз), +5 (оксид фосфора (V), или фосфорный ангидрид Р2О5, фосфорная кислота НзРО4и ее соли.
3. Начиная у фосфора с низшей степени окисления -з, наблюдаемого у фосфина РНз, все нечетные степени окисления у него получаются за счет последовательного добавления к фосфору атомов кислорода, каждый из которых оттягивает на себя по два электрона, приводя к степеням окисления: -3; -1; 0; +1; +3; +5.
4. Фосфор образует очень много кислот больше, чем у любого другого химического элемента, среди которых можно выделить низшие кислоты и соединения: фосфористая кислота, фосфорноватистая кислота, фосфорноватая кислота, фосфористый водород, дифосфин, оксид фосфора, треххлористый фосфор;
5. Фосфористая кислота Н3РО3, имеющая степень окисления фосфора +3, с молекулой в форме тетраэдра с атомом фосфора в центре, в вершинах которого находятся атом водорода, атом кислорода и две гидрооесогруппы, представляет собой бесцветные кристаллы, является хорошим восстановителем и двухосновной кислотой.
4. Фосфорноватистая кислота Н3РО2 — это сильная одноосновная кислота, бесцветное твердое вещество, растворимое в воде, спиртах и диоксане.
5. Фосфорноватая кислота Н4Р2О6, есть неорганическое химическое соединение, четырёхосновная кислота, бесцветные кристаллы, растворяется в холодной воде с медленным разложением, образует кристаллогидраты.
6. Фосфористый водород или фосфин РНз представляет собой бесцветный, ядовитый газ с неприятным запахом, при охлаждении сгущается в жидкость, которая кипит при -88оС и плавится при -133оС.
7. Дифосфин Р2Н4 - неорганическое химическое соединение фосфора с водородом, содержащее химическую связь фосфор-фосфор, бесцветная жидкость, не растворимая в воде, растворимая в скипидаре и этаноле, самовоспламеняется на воздухе.
8. Оксид фосфора - представитель неорганических химических соединений класса кислотных оксидов с формулой Р2О5 существует в аморфном стекловидном и кристаллическом состояниях в виде белого гигроскопического порошка, очень энергично соединяется с водой и отнимает воду от других химических соединений.
9. Треххлористый фосфор РС1з - бесцветная, дымящая во влажной среде жидкость с резким неприятным запахом и обладающая слезоточивыми свойствами.
10. Низшие кислоты фосфора используются для производства множества различных удобрений для почвы, для обработки воды и для приготовления лекарственных препаратов.
11. Хорошо растворимый во многих органических растворителях и нацело гидролизуемый водой трихлорид фосфора находит широкое применение в технологиях органического синтеза вещества.
12. Конденсирующий и дегидратирующий агент в органическом и неорганическом синтезе оксид фосфора является нанесенным на кизельгур катализатором полимеризации изобутилена.
Дидактический опыт изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ низших кислот и соединений фосфора на лекционных, практических и лабораторных занятиях по химии показывает его положительное влияние на качество образования учащейся молодежи [3].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация аудиторных и внеаудиторных занятий старшеклассников по химии фосфора является необходимой составляющей дидактики современной средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 4. - С. 115 - 118.
2. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© М.Ф.Каримов, Д.И.Султангужина, 2019
УДК 781.91
Фирсова А. В.
Методист ГБПОУ «Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected] Кузнецова О.В.
Преподаватель ГБПОУ «Тольяттинского музыкального колледжа
имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СКРИПИЧНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ
Аннотация
В данной статье рассмотрены закономерности, свойственные развитию личности ученика, как явлению специфическому, которое происходит с учетом возможностей человеческого организма. Нами были обозначены ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу психолого-педагогических координат, чтобы избегать определенных ошибок, связанных с неправильной трактовкой специфики действий обучаемого в специальном классе скрипки.
Ключевые слова.
Исполнительство, специфика развития, скрипач, педагог, исследование.
Наравне с ощутимым подъемом скрипичного обучения в музыкальных школах и музыкальных училищах наблюдается ряд существенных недостатков в подготовке молодых скрипачей, относящихся к музыкально-художественному развитию и освоению технологий исполнительского процесса.
Знание основ психологии, обучающихся на скрипке, умение найти правильный подход к ним, необходимы в работе педагога-музыканта, в том числе, для первоначальной диагностики психофизических задатков, необходимых для эмоционального осмысления в процессе обучения игре на музыкальном инструменте.
Процесс обучения - явление занимательное, происходящее в направлении различных воздействий и влияний повседневной среды, социальных условий, семейного уклада, неписаных устоев, традиций и т.д. Каждый ученик обладает разной нервной конституцией, требующей индивидуального подхода. Итог процесса обучений, в целом управляемого и целенаправленного, несет на себе след поправок, которые вносятся жизнью.
Определенная сложность состоит в изменчивости и постоянном взаимодействии всех компонентов обучения, что определяет и подвижность этого процесса в целом. Уровень развития учащегося в каждый данный момент не поддается измерениям. Все это весьма препятствует вероятности изучения педагогического процесса, но в то же время подвигает исследовать и отрабатывать методику наблюдения