МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
между собой, механические колебания и звуковые волны, электромагнитное поле и электромагнитные волны, строение атома и его ядра, молекулярно-кинетическая теория и основные законы термодинамики, законы электромагнетизма, оптические явления, квантовая физика и её приложения, радиоактивный распад ядер атомов вещества, ядерные реакции, принцип действия атомной и водородной бомбы.
3. Атом, химический элемент, простое вещество, соединения химических элементов, изменения вещества, растворы, свойства металлов и неметаллов, органические вещества, теория строения и реакционной способности органических соединений, азотсодержащие соединения, полимеры и их химические и физические свойства.
На основе выделенных естественно - математических знаний и умений происходит более глубокое и прочное освоение школьниками нижеследующих тем основ безопасности жизнедеятельности человека: 1) пожары в жилище; 2) опасные газы и вещества; 3) безопасность в транспорте; 4) опасности на воде и водном транспорте; 5) опасный лёд; 6) загрязнение воздуха, воды и почвы; 7) безопасная работа за компьютером; 8) помощь при термических и химических ожогах; 9) способы подачи сигналов бедствия; 10) ориентирование на местности; 11) устройство временных укрытий и обеспечение бытовых потребностей; 12) опасности переправ рек и движении в горах; 13) возможности ухода от поражения молнией; 14) аптечка и природные лекарственные средства; 15) укусы насекомых и змей; 16) отравления; 17) обморожения, тепловые и солнечные удары; 18) поражающие факторы наводнений и землетрясений; 19) условия и причины возникновения пожаров и взрывов; 20) причины и последствия аварий на химически опасных объектах; 21) радиационно опасные объекты; 22) безопасность на улицах и дорогах; 23) экологическая опасность окружающей среды; 24) правила безопасности на уроках химии и физики; 25) защита населения от возможных угроз.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости систематического использования естественно-математической составляющей основ безопасности жизнедеятельности для повышения качества образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Изучение и применение учащимися элементарных функций в среде электронных таблиц // Символ науки. - 2016. - №10-2. - С. 140 - 141.
3. Каримов М.Ф., Никонова Н.А. Лабораторные работы по физике и химии в составе информационного моделирования действительности // Символ науки. - 2016. - №10-2. - С. 142 - 143.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
© Каримов М.Ф., Газизов Р.Н., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ
г. Бирск, Российская Федерация Т.В.Князева учитель русского языка лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Рассмотрена дидактическая возможность повышения уровня интеллектуального потенциала учащихся
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
средней общеобразовательной школы на основе изучения ими на занятиях по русскому языку научных терминов.
Ключевые слова
Научный термин, информационное моделирование, русский язык.
Освоение научной терминологии естественно - математических, общетехнических и социально -гуманитарных дисциплин учащимися является одной из основных дидактических задач средних учебных заведений [1].
Одним из эффективных способов изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы классических и современных научных терминов служит постановка и решение учебных задач методом информационного моделирования действительности, состоящим из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задач [2].
Этап построения модели решения любой учебной задачи включает в себя ознакомление учащихся средней общеобразовательной школы с одним из научных терминов современного познания или преобразования окружающей нас природной, технической или социальной действительности.
Рассмотрим процесс изучения старшеклассниками ряда научных терминов самой молодой дисциплины - информатики на занятиях по русскому языку.
Для выделения учащимися средней общеобразовательной школы научного термина «Двоичная система счисления» школьники под диктовку учитель русского языка могут написать нижеследующий текст: «Двоичную систему счисления впервые предложил немецкий учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 -1716), являющийся одним из создателей дифференциального и интегрального исчисления. В двоичной системе счисления числа записываются с помощью двух символов 0 (ноль) и 1 (единица). В современной информатике и математике для выделения системы счисления записываемого число, его снабжают указателем справа внизу. В двоичной системе счисления, как и в других системах счисления, кроме десятичной, знаки читаются по одному. Например, двоичное число 1012 произносится «один ноль один».
Освоение старшеклассниками объема и содержания научного термина «Цилиндрический магнитный домен» можно спроектировать и реализовывать на основе наших научных работ [3-5], посвященных исследованию магнитных свойств аморфных пленок состава гадолиний - кобальт с перпендикулярной магнитной анизотропией, полученных радиочастотным катодным напылением и пригодных для записи информации с помощью двоичных цифр «ноль» и «единица».
Один из реализованных вариантов школьного текста, составленного на занятиях по русскому языку с использованием метода информационного моделирования действительности и позволяющего учащимся углубить и расширить собственные знания по научному термину «Цилиндрический магнитный домен», имеет следующее оформление: «Цилиндрический магнитный домен (ЦМД) - это однородно намагниченная область в магнитной пленке, имеющая форму кругового цилиндра и направление намагниченности, противоположное намагниченности остальной части пленки. Одиночный или решетка ЦМД образуются в магнитной пленке с большой магнитной анизотропией с осью легкого намагничивания (ОЛН), перпендикулярной поверхности пленки. К применяемым для записи двоичной информации ЦМД -материалам относятся монокристаллические пленки ферритов - гранатов и аморфные пленки интерметаллических соединений редкоземельных и переходных металлов».
Дидактический опыт свидетельствует о том, что изучавшие систематически и регулярно научные термины на занятиях по русскому языку выпускники средних общеобразовательных школ успешно продолжают свое обучение и в высших учебных заведениях.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что постановка и решение учебных задач по русскому языку с научными терминами способствует повышению уровня интеллектуального потенциала старшеклассников средних общеобразовательных школ.
Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф., Валиева Л.А. Обогащение курса математики машиностроительного колледжа элементами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
современной науки // Альманах мировой науки. 2016. - № 2 - 2 (5). - С. 42 - 43.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М. Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т. 51. - Вып. 3. - С. 663 - 666.
4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
5. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. - 1982. - Т.52. - Вып.7. - С. 1428 - 1430.
© Каримов М.Ф., Князева Т.В., 2017
УДК37
Кибизова Е.К.,
аспирант кафедры педагогики ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Россия
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Аннотация
В статье раскрывается понятие «правовая культура». Исследована правовая культура молодежи, которая отражает степень и характер ее правового развития, правового поведения, образ жизнедеятельности, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. В статье исследуется ряд актуальных вопросов формирования правовой культуры личности в современной России. Такое формирование должно носить системный характер и быть связано с общими целями развития общества, государства, правового регулирования. В статье освещены проблемы правовой культуры населения, а также предложены пути их решения.
Ключевые слова
Молодежь, российское общество, правовая культура, правовое воспитание, правовые ценности.
Annotation
The article reveals the concept of "legal culture". The legal culture of young people is analyzed, which reflects the degree and nature of its legal development, legal behavior, the way of life, norms and standards of behavior in the legal sphere. The article explores a number of topical issues of the formation of the legal culture of the individual in modern Russia. Such a formation should be systemic in nature and be connected with the overall goals of the development of society, the state, and legal regulation. The article highlights the problems of the legal culture of the population, as well as the ways of their solution.
Key words
Youth, Russian society, legal culture, legal education, legal values.
Проблемы правовой культуры стали с недавнего времени предметом пристального внимания отечественных ученых-юристов. Связано это с определенными причинами. В первую очередь с тем, повышение правовой культуры необходимо само по себе, равно как и правовая грамотность и правосознание населения. Во-вторых, для эффективной реализации указанных целей необходимо создание действенной системы правового просвещения на всех уровнях.