_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
Таким образом, умственное воспитание детей дошкольного возраста имеет очень важную роль в воспитании детей, потому что именно в этом формируются первые навыки общения, речь и ребенок овладевает самыми простыми способами умственной деятельности. Список использованной литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника: книга для воспитателя дет. Сада. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
2. Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.:Знание, 1994. 240 с.
3. Воспитание и труд/Под ред. Р.С.Буре. М., 2013. 182 с.
4. Аргайл М. Психология счастья: перевод с англ. М.; 2014. 260 с.
5. Давидчук А.М. Развитие дошкольников конструктивного творчества. М.; 2013. 207 с.
© Габитова С.Б., Сулейманова Ф.М., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация В.И.Ахатова
студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены и описаны элементы дидактики и методики основ физического эксперимента учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Экспериментальная наука, особенности физического эксперимента
Среди естественных наук, являющихся, прежде всего, экспериментальными, своими достижениями, фундаментальными и прикладными проблемами выделяется физика [1].
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учителя физики средних общеобразовательных школ сообщают старшеклассникам о том, что любое физическое исследование начинается с наблюдения объекта, процесса или явления в естественной или природной обстановке. Далее на основании логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения или интеллектуальной интуиции строится модель объекта, процесса или явления в виде рабочей гипотезы или научного предположения, описывающего и объясняющего изучаемый фрагмент природной или технологической действительности [2].
Построенная модель или выдвинутая гипотеза настоящими или будущими физиками и химиками проверяется экспериментом или изучением объекта, процесса или явления путем их воспроизведения в искусственных или лабораторных условиях [3].
Научная модель или рабочая гипотеза, подтвержденная физическим экспериментом, становится научной теорией, которая далее многократно подвергается проверке практикой, усовершенствующей теорию
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
необходимыми уточнениями и дополнениями.
В качестве наглядного примера ведущей роли физического эксперимента в создании и усовершенствовании научных теорий магнитных явлений учителя физики средней общеобразовательной школы могут привести основные этапы создания и усовершенствования теории цилиндрических магнитных доменов аморфных пленок состава гадолиний-кобальт, полученных радиочастотным напылением металлов
[4-6].
На лекционных, практических и лабораторных занятиях по курсу экспериментальной физики средней общеобразовательной школы учителя вместе со старшеклассниками рассматривают нижеследующие темы:
1. Физика как опытная или экспериментальная наука.
2. Наблюдение как источник установления физических законов.
3. Эксперимент как необходимая часть познания природной и технологической действительности.
4. Основные методы точных физических измерений.
5. Установка измерительных приборов и результаты отсчета измеряемой величины.
6. Наименее точно определяемые величины и погрешности измерений.
7. Систематические и случайные ошибки измерений.
8. Абсолютные ошибки отдельных измерений.
9. Средние абсолютная и относительная ошибки измерений.
10. Абсолютная и относительная ошибки измерений для степенной функции.
11. Абсолютная и относительная ошибки измерений для тригонометрических величин.
12. Нормальное распределение ошибок измерений.
13. Постулат среднего арифметического теории ошибок измерений.
14. Средняя, средняя квадратичная и вероятная ошибки отдельных измерений физических величин.
15. Определение эмпирической зависимости по экспериментальным данным физического эксперимента.
Основу лабораторных занятий по физике, проектируемых и реализуемых в средних общеобразовательных школах, составляют контролирующие, искусственные, простые, классические, материальные и однофакторные эксперименты [7].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что изучение основ физического эксперимента старшеклассниками средних общеобразовательных школ является источником повышения академической успеваемости учащейся молодежи в системе современного непрерывного образования.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
5. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.
6. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. - 1982. - Т.52. - Вып.7. - С. 1428 - 1430
7. Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф. Изучение элементов планирования эксперимента учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - №12(17). - С. 199 - 201.
© Каримов М.Ф., Ахатова В.И., 2018
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.С.Беляева
студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены и описаны элементы классификации физических экспериментов на занятиях с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Классификация экспериментов, типы физических экспериментов
Учебное и научное познание объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности основывается на постановке и реализации физических экспериментов будущими и настоящими исследователями в системе непрерывного образования учащейся молодежи [1].
Фундаментальная и прикладная наука физика имеет наиболее развитое множество собственных экспериментов, проектируемых и реализуемых в учитываемых условиях, позволяющих выявлять свойства исследуемых объектов, процессов и явлений и проверить справедливость выдвинутых рабочих гипотез или построенных моделей фрагментов действительности [2].
Ориентирующие старшеклассников средних общеобразовательных школ на учебу в высших учебных заведениях [3] учителя физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях выделяют нижеследующую по различным основаниям классификацию физических экспериментов:
1. По цели исследования (поисковый, преобразующий, контролирующий );
2. По способу формирования условий ( естественный, искусственный );
3. По организации осуществления ( лабораторный, натурный, производственный );
4. По структуре исследуемых объектов, процессов или явлений ( простой, сложный );
5. По характеру взаимодействия средства с объектом исследования (классический, модельный );
6. По типу используемых моделей ( материальный, идеальный );
7. По числу изменяемых факторов ( однофакторный, многофакторный).
В физике поисковый эксперимент проводится в случае отсутствия классификации факторов, влияющих на изучаемый объект, процесс или явление. Преобразующий физический эксперимент предполагает изменение структуры или функций объекта исследования. Контролирующий эксперимент сводится к изучению результатов внешних физических воздействий на объект исследования.
Естественный физический эксперимент ставится в условиях, максимально приближенных к натуральному существованию объекта исследования. Искусственный эксперимент проводится в специально созданных для изучения физического объекта условиях.
Учебный лабораторный эксперимент, проводимый в строго учитываемых условиях, является неотъемлемой составляющей школьного курса физики и служит для учащихся источником знаний и критерием истинности изучаемых ими теорий. Натурный физический эксперимент является чрезвычайно интересным источником развития логического мышления обучающихся в средней школе и помогает им закрепить приобретенные ранее знания и умения в области физики. Производственный эксперимент проводится в стандартных технологических условиях с внесением в них определенных физических изменений для улучшения качества продукции.