Научная статья на тему 'Изучение старшеклассниками физических свойств ферромагнетиков и ферримагнетиков'

Изучение старшеклассниками физических свойств ферромагнетиков и ферримагнетиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНЕТИЗМ / ФЕРРОМАГНЕТИК / ФЕРРИМАГНЕТИК / МАГНИТНЫЙ ДОМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каримов М. Ф., Кашапова Ф. Ф.

Рассмотрена дидактика изучения учащимися средних общеобразовательных школ физических свойств сильномагнитных веществ на лекционных, практических и лабораторных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение старшеклассниками физических свойств ферромагнетиков и ферримагнетиков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

на одной задаче — нужно сделать это как можно лучше. Все остальное значения не имеет.

Применение навыков саморегуляции, сформированных студентами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, будет эффективно применяться в практике жизни и профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

2. Исрафилова, Г.Ю., Сибгатуллина И.Ф. - Социальная диссинхрония студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки.// Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. № 7. - С. 311-314.

3. Практикум по спортивной психологии./Под ред.И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. -288 с.

4. Практикум по психологии состояний./Под ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. -480 с.

© Исрафилова Г.Ю., Панягин Д.М., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ф.Ф.Кашапова студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ И ФЕРРИМАГНЕТИКОВ

Аннотация

Рассмотрена дидактика изучения учащимися средних общеобразовательных школ физических свойств сильномагнитных веществ на лекционных, практических и лабораторных занятиях.

Ключевые слова Магнетизм, ферромагнетик, ферримагнетик, магнитный домен.

Вещества, обладающие сильномагнитными свойствами, были известны древнегреческим ученым античности со времен Фалеса Милетского (ок. 625 - ок. 547 до н.э.) и Демокрита (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) [1].

В основе описания и объяснения магнитных свойств вещества лежит системно-структурно-функциональный подход к познанию физических и химических объектов, процессов и явлений [2].

Согласно современным научным представлениям, каждый атом вещества состоит из центральной части - ядра, заряжено положительно и вращающихся вокруг него отрицательно заряженных электронов.

В периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева (1834 -1907) [3], состоящей из ста восемнадцати структурных единиц, только железо, никель, кобальт и гадолиний обладают ярко выраженными магнитными свойствами.

На латинском языке железо - феррум, отсюда и название ферромагнетики, к которым, начиная с восемнадцатого века, относятся железо, никель и кобальт, а гадолиний как сильномагнитное вещество было открыто лишь в 1880 году.

С точки зрения современного системно - структурно - функционального подхода к познанию природной действительности и её магнитным явлениям [4], ферромагнетики - это сильномагнитные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

вещества, в которых спины (собственные моменты импульса) всех атомов (ионов) параллельны друг другу и описываются в терминах единой магнитной решетки.

В настоящее время в широком классе сильномагнитных металлических и неметаллических веществ ферромагнетики являются редкими представителями.

Для описания, объяснения и предсказания свойств широкого класса сильномагнитных веществ в физике магнитных явлений установлено, что при магнитном упорядочении ряда кристаллических и аморфных материалов возникает несколько магнитных подрешеток. Каждая магнитная подрешетка этих веществ объединяет ионы или атомы, у которых значение и направление вектора магнитного момента одинаково.

Со второй половины двадцатого века в науке и технике важную роль сильномагнитные вещества под названием ферримагнетики.

Ферримагнетики - это материалы, у которых магнитные моменты атомов различных подрешеток ориентируются противоположно или антипараллельно, но магнитные моменты различных подрешеток не равны, что приводит к не равному нулю магнитному моменту вещества.

Ограниченные в пространстве ферромагнетики и ферримагнетики разбиваются на магнитные домены или области с различным направлением вектора намагниченности, что обусловлено стремлением к уменьшению магнитостатической энергии пластинчатого или пленочного образца.

В конце двадцатого и в начале двадцать первого века научный и практический интерес у ученых и инженеров возник к ферримагнитным аморфным пленкам состава гадолиний - кобальт, полученным радиочастотным катодным напылением [5 - 7] в связи с тем, что в окрестности состояния магнитной компенсации в них реализуются магнитные свойства, необходимые для использования этих материалов в качестве сред для записи информации на подвижных цилиндрических магнитных доменах или для термомагнитной записи двоичной информации.

Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде средних учебных заведений Уральского региона [8], свидетельствует о повышении уровня познавательного интереса старшеклассников к изучению физики при освоении ими учебной темы о ферромагнитных и ферримагнитных материалах.

Вывод, следующий из изложенного выше, заключается в том, что темы физики ферромагнетиков и ферримагнетиков являются необходимой составляющей дидактики средней общеобразовательной школы. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3 - С. 67 - 70.

2. Каримов М.Ф. Химия как основа системно-структурно-функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 2 - С. 59 - 63.

3. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.

4. Кандаурова Г.С., Васьковский В.О., Каримов М.Ф. Магнитные свойства и доменная структура неоднородных аморфных пленок Gd-Co // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т.51. - Вып. 1. - С.81 - 88.

5. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

6. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

7. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. -1982.-Т.52. -Вып.7. -С.1428-1430.

8. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 372.3/.4

Е.Ф. Козина

К.п.н., доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, Российская Федерация

КЕЙС-МЕТОД В НАЧАЛЬНОМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье раскрыта специфика применения в начальном естественнонаучном образовании метода case-study как «инновационной» технологии, отмечены причины и сложности его активного внедрения.

Ключевые слова

Активный метод обучения, кейс-метод, виды кейсов, кейс-технология, начальное естественнонаучное образование, этапы научного творчества.

Реализация современного ФГОС НОО, исходящего из «открытия» ребенком в разной степени самостоятельности окружающего мира, стимулировала поиск «активных методов обучения» (АМО), нацеленных на активизацию мыслительной и практической деятельности младших школьников в процессе изучения ими различного учебного материала. В их основе лежит деятельностный принцип, интерактивно -коммуникативное, креативное и игровое начало. Термин АМО растиражирован: под ним нередко понимают и «активные технологии», к числу которых относится тренинговая, проектная, интерактивная, проблемная, ПДО, модульного и контекстного обучения, работа в малых группах сотрудничества, ТРКМ, коучинговый подход, краудсорсинг, дебрифинг, методы фокальных объектов и case-study и т.д.

Именно последний, находящийся на стыке дидактических метода и формы (т.к. применяется для организации, проведения и образовательного мероприятия / предметного цикла, и отдельных частей урока), внедряется и часто в усеченном виде активно применяется в начальном естественнонаучном образовании. Это объясняется тем, что технология коллективного обучения, аналитическая работа обучающихся в группах / парах с раздаточным материалом по инструкционным картам / плану применялись ранее при изучении природоведения («Прочтите текст "В лесу". Изучите гербарий. Найдите части растения, определите их особенности. Обсудите, как это помогает растению выживать в условиях данной природной зоны?», «Составьте с командой фотоколлаж на тему "Приспособления организмов к условиям обитания в лесу"»). С интеграцией же во временном ГОС НОО 1992 г., ФГОС НОО 1998, 2004 гг. естественнонаучного блока с обществоведческим в рамках учебного предмета «Окружающий мир» произошло усиление проблемно-ситуационной (ПС) и прагматической составляющей, а обучение, строящееся на активном проблемно-ситуационном анализе конкретных ситуаций (задач, историй, текстов) с выработкой практического, нередко личностно-значимого решения, и есть в усеченном варианте метод конкретных ситуаций или ситуационного анализа (case-study). В широком же его реализация предполагает прохождение младшими школьниками всех этапов научного творчества: от анализа совместными усилиями группы ситуации (case) с выявлением ключевой проблемы (возможна аналитика с позиции проблемного, привнесенного «извне» вопроса), поиска ее решения на основании материалов кейса как одновременного источника дидактического задания и необходимой для поиска информации (метод «мозгового штурма» с последующей оценкой предложенных алгоритмов и созданием собственных, по необходимости - восполнение материалов кейса), выбора наиболее приемлемого варианта в контексте обнаруженной / поставленной проблемы к его защите (доказательной презентации).

В целом кейс-метод - неигровой имитационный АМО, вобравший в себя операции аналитической процедуры и исследования, «информационного круговорота» (взаимного обмена, способствующего активизации коммуникативных возможностей учащихся), КТД и синергетической технологии (погружение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.