УДК 37.018.2
И.В. Ильинская, Г.Н. Лашкова
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема диагностики сформированности основ гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе. Авторы описывают актуальность данной проблемы в связи с внедрением нового ФГОС начального общего образования, уровни сформированности гражданской идентичности, результаты экспериментальной работы.
Гражданская идентичность, патриотизм, уровни сформированности гражданской идентичности.
The article considers the problem of diagnostics of formation of bases of civil identity of children studying at elementary schools. The authors describe the relevance of this problem in connection with the introduction of a new FSES of primary general education, the levels of formation of civil identity, the results of experimental work.
Civil identity, patriotism, levels of formation of civil identity.
В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения. А.Г. Асмолов считает, что одной из основных задач социокультурной модернизации образования является целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе [1, c. 80]. Один из основных элементов модернизации системы образования - Федеральный государственный образовательный стандарт, который ориентирует школу не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на духовно-нравственное развитие личности. В связи с этим воспитание гражданственности у младших школьников является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в ФГОСе начального общего образования.
В условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.
Проблема гражданского воспитания личности всегда была в центре исследования философов, социологов, психологов, педагогов, которые рассматривали ее в соответствии с общей тенденцией развития общества и государства. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматривались в работах классиков отечественной педагогики: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях И.В. Следзевского, Н.Ю. Синягиной, Л.В. Кузнецовой, Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.
Исследователями рассматриваются следующие основные аспекты проблемы гражданской идентичности: оценивается в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности,
политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности [1, с. 19]; предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [3, с. 3]. Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого понятия. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание гражданской идентичности.
В социологическом словаре гражданская идентичность определяется как 1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах идентичности гражданской: со стороны индивида и со стороны общности [5].
Следует отметить, что большинство исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания, раскрывают особенности формирования гражданственности в подростковом и юношеском возрасте, а возможности младшего школьного возраста в становлении гражданского самосознания подрастающего поколения остаются малоизученными. Специфика гражданского воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому
- народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, знать свои права и обязанности и уважать права других.
В ФГОСе начального общего образования понятие «гражданская идентичность» рассматривается как «осознание своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности, патриотизм» [6].
Мы придерживаемся суждения, что одним из ос-
новных компонентов гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе выступает патриотизм, являющийся базовым идентифицирующим механизмом формирования гражданской идентичности. В философском словаре дается следующее истолкование понятия «патриотизм» (от греч. раМь - отечество): «это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [7, с. 416]. Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [2, с. 5]. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации. В таком понимании воспитание патриотизма выступает основанием для формирования основ гражданской идентичности у младших школьников.
Обобщая перечисленные суждения, можно сделать вывод, что в настоящее время актуальной является задача разработки диагностического инструментария по выявлению воспитанности основ гражданской идентичности, патриотизма у обучающихся в начальной школе. В связи с этим нами была разработана и проведена диагностика, направленная на определение исходного уровня сформированности гражданской идентичности у обучающихся в 4-х классах.
В основу исследования положены следующие критерии и показатели сформированности гражданской идентичности младших школьников [4, с. 11].
Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений испытуемыми к патриотической деятельности, потребность узнавать историю «малой родины» (освоение области, расселение, традиции, обычаи, фольклор и др.).
Когнитивно-интеллектуальный критерий включает в себя объем знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма.
Эмоционально-чувственный критерий показывает проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», особенность проявления чувств.
Поведенческо-волевой критерий рассматривает уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и праздниках и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом в коллективной деятельности.
На основе указанных критериев мы полагаем возможным условно выделить четыре уровня сфор-мированности основ гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
1 уровень (высокий) - гражданская идентичность включает все 4 критерия: испытуемый проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; выражает желание заботиться о других людях; чувствует гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с другими людьми доброжелательные, знает все символы России и Череповца.
2 уровень (средний) - уровень «западания» отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем преподавателя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; выражает желание заботиться о других людях; чувствует гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию преподавателя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов России и Череповца узнает лишь некоторые.
3 уровень (ниже среднего) - уровень проявления гражданской идентичности не менее, чем по 3 критериям: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при выполнении патриотической деятельности; чувство гордости за свое Отечество развито слабо; историей «малой родины» интересуется поверхностно - может послушать, но сам инициативы не проявляет; из предложенных символов России и Череповца узнает лишь некоторые.
4 уровень (низкий) - уровень проявления гражданской идентичности по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; отсутствует чувство гордости за свое Отечество; историей «малой родины» не интересуется; из предложенных символов России и Череповца не указывает ни одного правильно.
Опираясь на предложенные критерии, мы проди-агностировали сформированность гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе по выделенным критериям (МБОУ НОШ № 41 4 «а» класс (26 человек) и МБОУ СОШ № 17 4 «а» класс (28 человек) г. Череповца), используя методы анкетирования и срезового обследования. Анализ полученных результатов показал, что большинство учащихся находились на среднем уровне (52 %) и ниже среднего (31 %). Высокий уровень сформированно-сти данного качества у 9 % обучающихся, низкий у 8 % (см. рисунок).
Следовательно, можно сделать вывод, что большинство обучающихся слабо и редко проявляют чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, учебному заведению; желание заботиться о других людях у них незначительное или же отсутствует; при выполнении патриотической
деятельности проявляют вялость, инертность; чувство гордости за свое Отечество развито слабо; историей «малой родины» интересуются поверхностно или же не интересуются вовсе; из предложенных символов России и Череповца узнают лишь некоторые.
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Рисунок. Уровни сформированности основ гражданской идентичности у младших школьников на констатирующем этапе экспериментальной работы ( %)
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что необходимо разработать и внедрить специальную программу по формированию основ гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе, которая должна включать в себя реализацию следующих педагогических условий:
- отношение к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся как важной части целостного педагогического процесса;
- использование диагностического инструментария формирования основ гражданской идентичности у младших школьников;
- активное включение обучающихся в общественную деятельность школы, города, области;
і Л П Высокий уровень
:
П ИШ,,-,.,,,,
1щ . . .
- наличие эффективной системы информационного обеспечения, позволяющей эффективно управлять процессом формирования основ гражданской идентичности у младших школьников;
- повышение уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников путем внедрения личностно-ориентированных технологий;
- формирование культуры межнационального общения обучающихся средствами каждой образовательной области с учетом традиций и инноваций русской культуры и направленностью на обобщенное, целостное представление о мире, о месте в нем каждого человека, общества.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. -№ 1. - С. 65 - 86.
2. Большой энциклопедический словарь. - М.; СПБ., 2000.
3. Копода, И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук / И.В. Копода. - М., 2007.
4. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Начальная школа. - 2007. -№ 4. - С. 11 - 12.
5. Социологический словарь. - URL: http://mirslovarei. com/content_soc/identichnost-grazhdanskaja-11418.html
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http:// standart.edu.ru/
7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001.
УДК 337.12
А.А. Листвин
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается механизм реализации непрерывного профессионального образования в условиях его регионализации посредством профессионально-интегративной системы обучения. Раскрываются основные положения этой системы и модели организации образовательной деятельности.
Группообразующая профессия, широко интегрированная профессия, зона ближнего обучения, профессиональноинтегративная система обучения.
The article considers the mechanism of realization of continuous professional education in conditions of its regionalization by means of professional and integrative system of training. The main aspects of this system and the models of organization of educational activity are presented in the paper.
Group forming profession, widely integrated profession, zone of training, professional and integrative learning system.
Принятие закона «Об образовании в РФ» открывает новые возможности для развития региональных систем профессионального образования. Уже началось обсуждение проектов нормативно-правовых актов по реализации закона, в частности, проекта
приказа министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». Именно на этом этапе возможна чрезмерная регламентация,