Научная статья на тему 'Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников'

Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТ / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / COMPONENTS / THE TECHNOLOGY / PROGRAM / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Панахова А. А.

В статье рассматриваются проблемы формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников. Авторами определены структурные компоненты гражданской идентичности, выделены критерии сформированности российской гражданской идентичности у младших школьников, разработана программа её формирования. Особое внимание авторы уделяют технологии формирования основ российской гражданской идентичности, включая в неё изучение требований ФГОС НОО, определение критериев сформированности данного качества, изучение уровня сформированности основ РГИ, определение направлений, форм и методов работы, организацию практической работы с учащимися начальной школы, анализ достигнутых результатов работы и определение дальнейших задач. Приводятся результаты проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Панахова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY OF FORMING THE GROUNDS OF THE RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN PUPILS OF ELEMENTARY SCHOOL

The article is devoted to the problem of formation of Russian civil identity in elementary school students. The authors define the structural components of civil identity, provide the criteria of Russian civil identity referring to students in elementary school, and present their own program of its development. The authors pay particular attention to the technology of forming the basis of the Russian civil identity, including a study of the requirements of the GEF DOES, determining the criteria of the quality, level of study of TLI, the identification of areas, forms and methods of work, the organization of practical work with elementary school students, analysis of the results achieved and identify further challenges. The paper contains the results of the research.

Текст научной работы на тему «Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников»

УДК 371.04

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Orudzhalieva E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Panahova A.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE WAY OF FORMING THE GROUNDS OF THE RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN PUPILS OF ELEMENTARY SCHOOL. The

article is devoted to the problem of formation of Russian civil identity in elementary school students. The authors define the structural components of civil identity, provide the criteria of Russian civil identity referring to students in elementary school, and present their own program of its development. The authors pay particular attention to the technology of forming the basis of the Russian civil identity, including a study of the requirements of the GEF DOES, determining the criteria of the quality, level of study of TLI, the identification of areas, forms and methods of work, the organization of practical work with elementary school students, analysis of the results achieved and identify further challenges. The paper contains the results of the research. Key words: Russian civil identity, components, the technology, program, results.

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, E- mai: [email protected]

Е.Е. Оруджалиева, канд. пед.наук, доц. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, E- mai: [email protected]

А.А. Панахова, соискатель каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, E- mai: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются проблемы формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников. Авторами определены структурные компоненты гражданской идентичности, выделены критерии сформированности российской гражданской идентичности у младших школьников, разработана программа её формирования. Особое внимание авторы уделяют технологии формирования основ российской гражданской идентичности, включая в неё изучение требований ФГОС НОО, определение критериев сформированности данного качества, изучение уровня сформированности основ РГИ, определение направлений, форм и методов работы, организацию практической работы с учащимися начальной школы, анализ достигнутых результатов работы и определение дальнейших задач. Приводятся результаты проведенной работы.

Ключевые слова: Российская гражданская идентичность, компоненты, технология, программа, результат.

В современном мире, характеризующемся политической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. Особенно актуальна эта задача в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений. В нашей стране формированию российской гражданской идентичности у учащихся, в частности, учащихся начальной школы, уделяется большое внимание: определен российский воспитательный идеал, в Федеральном государственном стандарте начального общего образования формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, способствующие этому процессу. Вместе с тем, технология формирования российской гражданской идентичности требует разработки.

Нами было проведено исследование проблемы формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников, и на основе этого исследования мы пришли к выводу, что процесс формирования основ РГИ должен включать следующие этапы:

1 - изучение требований ФГОС НОО к уровню сформированности российской идентичности у младших школьников;

2 - определение критериев сформированности данного качества;

3 - изучение уровня сформированности основ РГИ;

4 - определение направлений работы в соответствии с установленным уровнем сформированности основ РГИ;

5 - отбор форм и методов работы;

6 - организация практической работы с учащимися начальной школы;

7 - анализ достигнутых результатов работы и определение дальнейших задач.

Изучив Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, мы выделили требования, ко-

торые предъявляются к выпускникам начальной школы в плане сформированности российской гражданской идентичности:

- позитивное восприятие окружающего мира и своего места в нем;

- осознание себя гражданином России;

- знание основ становления и развития России как государства, её границ, знание особенностей географического положения, культуры не только всей страны, но и своего региона, достижений страны в области науки, искусства, литературы и т.д.;

- знание государственной символики и государственных праздников;

- знакомство с основными положениями Конституции РФ, понимание своих прав и обязанностей как гражданина страны;

- представление о России как многонациональной, многоконфессиональной стране, о народах, её населяющих, их традициях и культуре;

- межэтническая толерантность; доброжелательное отношение к окружающим;

- основы экологического сознания, положительное отношение ко всему живому, знание правил поведения в природе;

- чувство патриотизма и гордости за свою страну;

- уважение ценностей семьи, признание ценности здоровья, своего и других;

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, участие школьных и внешкольных мероприятиях;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

Эти же требования можно считать показателями сформированности идентичности у детей.

В соответствии с моделью структуры гражданской идентичности [1] в рамках образовательно-воспитательного процесса начального общего образования необходимо обеспечить формирование следующих структурных компонентов: когнитивного, ценностного, эмоционального, деятельностного. Критерии оценки сформированности российской идентичности нами также

были выделены на основе требований ФГОС к личностному развитию детей.

Изучение уровня сформированности российской идентичности у младших школьников может проводиться путём наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, коллективной экспертной оценки. Могут быть использованы тесты «С чего начинается Родина», «Кто Я» и др.

Уровень сформированности деятельностного компонента российской идентичности у младших школьников может быть определён с помощью методов диагностики уровня социального развития младших школьников.

Изучение социальной активности учащихся может проводиться с помощью специально организованного среза, алгоритм проведения которого состоит из следующих шагов-операций:

Учащиеся всего класса отвечают на предложенные вопросы. Каждый учащийся класса заполняет таблицу-анкету.

путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;

- во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках - как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

Организация работы по формированию основ российской гражданской идентичности у младших школьников предполагает отбор учебного материала, позволяющего формировать когнитивный компонент основ РГИ в ходе изучения предусмотренных программой начальной школы предметных областей, проведение бесед гражданско-патриотической направленности на классных часах, подготовку и проведение воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам, На основании

Таблица 1

Бланк самооценки учащихся

№ по списку Фамилия, имя Ты всегда выполняешь домашние задания ? Ты участвуешь в делах класса, школы? Ты любишь работать вместе с друзьями, в коллективе? Ты всегда выполняешь то, что тебе поручили? Тебе нравится рисовать, делать поделки?

га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет

При анализе полученных данных к высокому уровню социальной активности относят учащихся, в характеристике которых преобладает положительная оценка («да») и частично - «не всегда», к среднему уровню - с преобладанием «не всегда», к низкому уровню - с преобладанием оценки «нет» и частично -«не всегда».

Классный руководитель на основе данных, полученных через наблюдения, сам оценивает по определенным критериям своих воспитанников.

Классный руководитель на основе ответов учащихся и собственных оценок составляет таблицу, делает педагогические выводы.

Примерной ООП НОО [2] нами была разработана программа формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников в полиэтнической образовательной среде.

Программа определяет направления деятельности, формы, методы, средства формирования когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов основ российской гражданской идентичности у младших школьников (табл.3).

Проведенная в соответствии с разработанной программой и описанной технологией работа по формированию основ россий-

Таблица 2

Оценка уровня социальной активности учащихся

№ Список класса Ответственное отношение к учебе Участие в общественной работе Стремление и умение работать в коллективе Ответственное отношение к порученному Инициативность, самостоятельность, творчество

га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет га d Не всегда Нет

1

Направления работы по формированию российской идентичности у младших школьников определяются в соответствии с результатами определения уровня сформированности компонентов РГИ - когнитивного, эмоционально-ценностного (мотива-ционного), деятельностного.

Формы и методы работы по формированию российской идентичности у младших школьников могут быть различны:

- в учебной деятельности - интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные

ской гражданской идентичности у младших школьников дала положительные результаты: дети стали более чётко осознавать не только свою этническую принадлежность, но и принадлежность к российскому обществу, стали проявлять больший интерес к событиям, происходящим в стране, к её истории и культуре, стали более доброжелательны к окружающим, к представителям других национальных культур, религий и убеждений, т. е. уровень сформированности основ российской гражданской идентичности у младших школьников повысился.

Таблица 3

Программа формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников в полиэтнической образовательной среде

Компо- Содержание Направления Формы и Средства

ненты Основ РГИ деятельности методы

РГИ

- знание о территории и границах России, ознакомление с государ- изучение предметов, Учебники, пла-

ее географических особенностях, знание ственной предусмотренных каты, картины,

основных исторических событий развития получение первоначальных базисным учебным художествен-

государственности и общества; знание представлений о Конститу- планом, ная литература

истории и географии края, его достижений ции Российской Федерации, кинофильмы,

и культурных традиций; проведение бесед, игры

ознакомление с героиче- ч сюжетно-ролевых

- знание государственной символики (герб, скими страницами истории игр гражданского и

флаг, гимн), знание государственных России, историко-патриотичес

праздников; ккого содержания,

ознакомление

й - знание положений Конституции РФ, ос- с обязанностями гражда- чтение книг, про-

н в новных прав и обязанностей гражданина, нина; смотр кинофильмов

^ 1- и ориентация в правовом пространстве го- проведение заочных

н г сударственно-общественных отношений; ознакомление с историей путешествий по исто-

ок и культурой родного края, рическим и памятным

- знание о своей этнической принадлежно- народным творчеством, эт- местам; экскурсий,

сти, освоение национальных ценностей, нокультурными традициями, туристско-краеведче-

традиций, культуры, знание о народах и фольклором, особенностями ских экспедиций

этнических группах России; быта народов России

проведение твор-

- экологическое сознание, знание ос- ческих конкурсов,

новных принципов и правил отношения к фестивалей, празд-

природе, знание основ здорового образа ников,

жизни и здоровьесберегающих техноло-

гий; правил поведения в чрезвычайных

ситуациях.

- отношение к Родине как гражданина сво- получение первоначального изучение учебных

ей страны; представления о базовых инвариантных и вари-

ценностях отечественной ативных предметов,

- чувство патриотизма и гордости за свою культуры, традиционных мо- проведение бесед, Беседы,

страну, ральных нормах российских экскурсий, заочных Драматизация,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

народов; путешествий, органи- конкурсы,

- уважение и принятие других народов знакомство с важнейшими зация участия в твор- Художествен-

России и мира, межэтническая толерант- событиями в истории нашей ческой деятельности, ная литера-

ность, готовность к равноправному сотруд- страны, содержанием и такой как театраль- тура, музыка,

ничеству; значением государственных ные постановки, лите- поэзия

й праздников; ознакомление ратурно-музыкальные

ы н - уважение личности и ее достоинства, с подвигами российской ар- композиции, и др.,

т с доброжелательное отношение к окружаю- мии, защитников Отечества; проведения классных

но н щим, знакомство с особенностя- часов, мероприятий,

ен-ц ми культур и образа жизни посвященных госу-

о X - уважение ценностей семьи, любовь к разных народов России; дарственным празд-

ль а природе, признание ценности здоровья, формирование первоначаль- никам;

н о своего и других людей, оптимизм в вос- ных представлений о нрав- организация и

ци о приятии мира; ственных взаимоотношениях проведение нацио-

м Э в семье. нально-культурных

- установки социальной толерантности, праздников; прове-

готовности к диалогу и сотрудничеству с дения мероприятий,

людьми разных убеждений, национальных раскрывающих исто-

культур и религий. рию семьи, воспиты-

вающих уважение к

- позитивное мировосприятие мира и сво- старшему поколению,

его места в нем; укрепляющих пре-

емственность между

- эмоционально положительное принятие поколениями

своей этнической идентичности.

Библиографический список

1. Караханова Г.А., Оруджалиева, Е.Е. Панахова А.А. Моделирование процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников. ИзвестияДГПУ. Махачкала, 2013; 4.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2009.

References

1. Karahanova G.A., Orudzhalieva, E.E. Panahova A.A. Modelirovanie processa formirovaniya osnov rossijskoj grazhdanskoj identichnosti u

mladshih shkol'nikov. Izvestiya DGPU. Mahachkala, 2013; 4. 2 Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.05.15

УДК 378.147; 37.025.7; 372.881.111.1

Tulepbergenova D.Yu., senior teacher, Astrakhan State Technical University (Astrachan, Russia), E-mail: [email protected]

THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPING POTENTIAL OF CASE STUDIES IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO FUTURE ENGINEERS. The publication is prepared within the framework of the Russian Foundation for Humanities research project No. 14-03-00313. The article highlights the contents and process of Case studies. The paper instructs on the implementation of the educational potential of Case studies. The author proposes a design principle of complex cases, in specific situations, which are inherent problems of the same class (class of similar problems). It is shown that the specific use of Case studies in teaching a foreign language specifies the required verbal emphasis on defining learning situations, which shall be designed as teaching professionally oriented speech situations.

Key words: intellectual activity, Case study, case study, class of similar problems, certain situation, learning situation.

Д.Ю. Тулепбергенова, ст. преп., Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань,

Е-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-03-00313. В статье выделены содержательный и процессуальный компоненты Кейс-стади в целях реализации развивающего потенциала Кейс-стади, предложен принцип разработки комплекса кейсов, в конкретных ситуациях которых заложены проблемы одного класса (класс аналогичных проблем). Показано, что специфика использования Кейс-стади в обучении иностранному языку задаёт обязательный речевой акцент на определение учебной ситуации, которая должна проектироваться как учебная профессионально ориентированная речевая ситуация.

Ключевые слова: интеллектуальная активность, Кейс-стади, кейс, класс аналогичных проблем, конкретная ситуация, учебная ситуация.

- участие в общественных организациях, знакомство с деятельностью Организация по- Проектная

школьных и внешкольных мероприятиях общественных организаций сильного участия в деятельность,

просоциального характера; патриотической и граждан- социальных проектах игры,

ской направленности, дет- и мероприятиях ,про- Государствен-

- выполнение норм и требований школь- ско-юношеских движений, водимых детско-юно- ные и народ-

.0 X ной жизни, прав и обязанностей ученика; организаций, сообществ, с шескими организация ные праздник

н о о правами гражданина; фор- ми; проведение

X .0 - умение вести диалог на основе равно- мирование первоначального народных игр, наци-

ц а> н правных отношений и взаимного уважения опыта межкультурной ком- онально-культурных

к <и и принятия; умение конструктивно разре- муникации с детьми и взрос- праздников.

шать конфликты; лыми - представителями

разных народов России

- выполнение моральных норм в отно-

шении взрослых и сверстников в школе,

дома, во внеучебных видах деятельности

Проблема развития интеллектуальной активности студента всегда стояла в центре внимания педагогической науки и практики. На современном - постиндустриальном - этапе развития общества эта задача не теряет своей актуальности, а, напротив, приобретает приоритетную направленность. Поэтому развитие интеллектуальной активности будущего инженера - одна из приоритетных педагогических задач, которая может и должна решаться в вузе в методике преподавания различных разделов (модулей), практик, в том числе и дисциплины «Иностранный язык» с использованием Кейс-стади.

Действительно, Кейс-стади, запускающий аналитическую деятельность студента по определению и решению проблемы, заложенной в описании определённой ситуации, отобранной из практики производства / управления / бизнеса, обладает огромным развивающим потенциалом.

В семантическом пространстве «Кейс-стади» как педагогической категории нами даны определения следующих понятий.

Кейс-стади - метод обучения (система способов, приёмов, средств), обеспечивающий педагогически целесообразную организацию квазипрофессиональной деятельности студентов по анализу и/или решению проблемы конкретной ситуации. Понятие «квазипрофессиональной деятельности», введенное А.А. Вербицким, означает «моделирование в аудиторных условиях и на языке науки условий, содержания и динамики производства, отношений занятых в нём людей (например, деловая игра)» [1].

Целесообразно, на наш взгляд, выделить компоненты Кейс-стади: содержательный (конкретная ситуация) и процессуальный (учебная ситуация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.