АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©2(ш Караханова Г.А., Оруджалиева Е.Е., Панахова А.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема формирования российской гражданской идентичности у младших школьников, пути решения этой проблемы на основе аксиологического подхода.
The article deals with the problem of the formation of junior schoolchildren’s Russian civic identity, the way for solving this problem basing on the axiological approach.
Ключевые слова: аксиологический подход, российская гражданская идентичность, гражданские ценности, национальный воспитательный идеал.
Keywords: axiological approach, Russian civic identity, civic values, national educational ideal.
Проблема формирования российской гражданской идентичности является актуальной проблемой современной педагогической науки. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников отмечается, что «невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, неверие в себя приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% - иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, то есть не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно» [1].
Гражданское воспитание, гражданскую культуру следует рассматривать как ведущее направление в содержании современного воспитания. В Законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2-го поколения, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у школьников основ российской гражданской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма и гражданской солидарности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [3]. Гражданские ценности
наделяют все жизненное пространство человека ценностной значимостью, задают системы приоритетов, системы ценностных ориентаций.
Гражданственность с педагогической точки зрения рассматривается как освоение и реализация человеком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе как личности, своей семье, другим людям, обществу, Отечеству и планете Земле.
Проблема формирования гражданской идентичности является относительно новым направлением исследований психолого-педагогической науки. Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует единый подход к понятию «гражданская идентичность». Гражданская идентичность рассматривается среди многих категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями) и определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т. В. Водлажская), осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл (А. М. Кондаков), характеризуется как фактор патриотического воспитания (3. Г. Джамалутдинова), предстает как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М. А. Юшип).
Проблема формирования гражданской идентичности изучается в контексте межэтнической толерантности, воспитания гражданской идентичности молодежи в национальных республиках. В то же время в педагогической науке проблема формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников в полиэтнической среде практически не изучена.
По мнению исследователей, младший школьный возраст является наиболее важным в социализации ребенка, когда активно идут процессы формирования его характера, норм поведения, усвоения обычаев и традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать основу для их развития.
В отличие от взрослых у детей нет сложившейся системы ценностей. Она представлена фрагментарно, часто различные части этой системы могут логически противоречить друг другу, так как ребенок обычно фиксирует в своем сознании то, что видит и слышит, то, что происходит вокруг него, но многое из чего он еще не пережил. Для детей основными являются ориентировка в социокультурных ценностях и формирование собственной системы ценностных ориентаций. Каждое из направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний и начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Многие исследования последних лет подтверждают, что начальная школа формирует у ребенка не только первичную функциональную грамотность (умение читать, писать, считать), но и закладывает основы его личностного саморазвития (Е. В. Бондаревская, Г. И. Вергелес, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, Л. А. Матвеева, А. И. Раев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.;), в том числе и становления основ гражданской идентичности (работы Н. И. Абрамова, Э. П. Баснева, 3. Г. Джамалудиновой, Р. А. Сафонова, Д. Я. Шариповой и др.).
В младшем школьном возрасте ребенок включается в общественно
значимую деятельность. Приобщаясь к учебному труду, он впервые серьезно знакомится с социальными и духовными требованиями, предъявляемыми ему обществом как гражданину. Отношение школьника к ним становится фундаментом его будущего отношения к конституционному порядку государства. Именно в этот период формируются первые навыки социально-правового общения учащихся, на основе имеющегося опыта социального взаимодействия у них складываются представления о правовых отношениях субъектов морали и права.
Процесс постепенного осознания ребенком смысла и назначения нормативов должного поведения, постижения им механизмов регуляции социальных отношений сопровождается созреванием в младшем школьном возрасте таких психических новообразований (появление опосредованной мотивации, возникновение внутренних этических инстанций, зарождение самооценки и др.), которые потенциально являются предпосылками к становлению гражданской идентичности личности ребенка, развитию у него адекватных гражданско-правовых представлений.
Анализ данных экспериментального исследования, проведенного нами на базе 2-х классов школы-гимназии № 17 г. Махачкалы Республики Дагестан (участвовало 62 ученика), выявил некоторые особенности представлений младших школьников о своих правах и обязанностях.
В рамках исследования на базе названных выше классов была проведена работа по методике «Я имею право. Я обязан», имеющая своей целью изучение особенностей представлений учащихся начальных классов о круге собственных прав и обязанностей.
Полученные результаты показали, что среди выделяемых школьниками прав преобладает право на отдых и досуг (участие в культурной творческой жизни общества выделили 46% опрошенных). Далее следует право на свободу выражения мысли (10%), право на жизнь (интерпретируется учениками как удовлетворение биологических потребностей организма: ответы типа «имею право есть, чтобы не умереть с голоду» (17%), право на собственность (6%). Наименьшее распространение получили такие категории прав, как право на участие в делах семьи (2%), право на социальное обеспечение (1%), право на гражданство (1%).
Что касается представлений младших школьников о своих обязанностях, то чаще всего ими определяются: обязанность учиться (57%), помогать родным и близким (43%) и обязанность «подчиняться взрослым» (27%). Незначительно представлены в ответах нормы и правила поведения в школе (выделили 2% учащихся), в других общественных местах (2%), на природе (1%).
В целом, изучение представлений учеников начальных классов о себе, о своих правах и обязанностях, о правовом равенстве в структуре социума дает основание говорить об их недостаточном развитии. Реальный социально-правовой опыт младших школьников требует обогащения содержания, накопления знаний об общечеловеческих ценностях в области морали, права.
Экспериментальное изучение ценностных ориентаций учащихся начальной школы, проведенное с использованием наблюдений, бесед с классным руководителем и родителями учащихся, индивидуальных и групповых бесед с детьми, изучения продуктов деятельности учащихся, анкетирования, показало, что ценностные ориентации младших школьников -это в первую очередь сугубо личностные ценности, ценности родного дома, малой родины. Иерархическая система ценностных ориентаций учащихся начальной школы выглядит следующим образом:
1. Личностные ценности (физическое состояние, здоровье, поведение,
поступки, игры, развлечения).
2. Ценности родного дома (мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, друзья, дом, домашние животные, работа по дому).
3. Ценности малой родины (родное село, школа, окружающий социум).
4. Ценности «большой» Родины (достоинства человека, национальная самобытность, любовь к Отечеству, религия).
5. Общечеловеческие ценности (человеческие отношения, любовь, семья, дружба, образование, здоровье, мир на земле).
Исследование показало, что содержание общечеловеческих ценностей должно быть более ярко и полно представлено в опыте школьников. Анализ полученных в исследовании данных позволил сделать вывод, что основным подходом в формировании российской гражданской идентичности у младших школьников должен стать аксиологический подход («Аксиа» - ценность),
«Ценности - это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них - структуру общества, характер отношений внутри него» - отмечается в Концепции духовно-нравствен-ного воспитания российских школьников [1].
В системе ценностей главное место занимают гражданские ценности. Они являются приоритетами воспитания, исторически всегда входили в ценностно-мотивационный ряд содержания общечеловеческих ценностей. Гражданские ценности наделяют все жизненное пространство человека ценностной значимостью, задают системы приоритетов, системы ценностных ориентаций.
Гражданские ценности - это вера в общественный идеал, вера в государство, в Отечество; ценность Отечества; любовь к Отечеству, к Родине; привязанность к Дому, сам ДОМ, семья как ценность семейного очага, человеческого Дома. Это гражданские формы свободы - Равенство, Справедливость, Демократия. Особое место занимает Труд.
Аксиологический подход к формированию российской гражданской идентичности - это подход, в основе которого лежит национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность. Современный национальный воспитательный идеал - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [1]. Известный российский ученый А. А. Леонтьев утверждал, что нормальное самосознание гражданина новой России - это единство трех начал:
- «чувства принадлежности к своему этносу, своему народу (будь это русские, мордва, татары или алеуты), любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой»;
- «чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности и о том, что другие народы, живущие рядом, в чем-то неполноценны по сравнению с «моим» народом»;
- «чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и
своей многонациональной страны, но и всего мира» [2].
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые набором программ по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают:
- осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
- гражданский патриотизм;
- установку на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;
- готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
- осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
-установку на владение универсальными способами познания мира.
Формирование гражданской идентичности у младших школьников
представляет собой единство компонентов когнитивного, содержащего знания о правовой основе организации общества, эмоционально-оценочного, формирующего способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения, ценностно-ориентировочного, воспитывающего толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества; и деятельностного, обеспечивающего участие в общественной жизни образовательного учреждения, ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации позволяет конкретизировать содержание задач, связанных с воспитанием российской гражданской идентичности у младших школьников. Эти задачи связаны с формированием у школьников элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России; формированием чувства гордости за свою страну, чувства патриотизма, межэтнической толерантности, освоением национальных ценностей, традиций, культуры; признания ценности жизни и здоровья своего и других людей; уважения семейных ценностей и устоев; воспитанием нетерпимого отношения к любым вццам насилия и агрессии; организацией сотрудничества со сверстниками и участия в общественно-полезной деятельности; выработкой установок на ведение здорового образа жизни.
Проблема формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников на основе аксиологического подхода требует для своего решения исследования сущности и содержания понятий «российская гражданская идентичность», «формирование российской гражданской идентичности», определения функций компонентов гражданской идентичности, разработки программы и технологии формирования российской гражданской идентичности младших школьников в условиях полиэтнической среды в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Примечания
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М. : Просвещение, 2009. 23 с. 2. Леонтьев А. А. «Школа 2100» и воспитание будущего гражданина России // Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал. 2001. № 1. С. 114-120. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ІЖІ_:ІіНр:/МагісІаі1.есІи.ги/саіаІод.а5рх? СаіаІодІсІ=959
Статья поступила в редакцию 30.08.2012 г.