ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373
Г.Н. Лашкова
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ
В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у младших школьников средствами краеведения. Автор описывает уровни сформированности чувства патриотизма, данные экспериментальной работы.
Патриотизм, Родина, информационные технологии, краеведение, уровни сформированности чувства патриотизма.
The article deals with the problem of educating the feeling of patriotism at younger schoolchildren by means of study of local lore. The author describes the levels of good breeding of feeling of patriotism, the data of experimental work.
Patriotism, native land, information technology, study of local lore, levels of formation of patriotism.
В современной науке имею место разные мнения по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство. В педагогических исследованиях ряд ученых (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, А.Н. Вырщиков, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, А.К. Быков, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) определяют патриотизм как сложное нравственное качество. Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений. В психолого-педагогическом словаре патриотизм определяется как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [8].
В философском словаре дается следующее истолкование понятия «патриотизм» (от греч. ра№& - отечество): «...это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [7].
Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [1, с. 5].
Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации. Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Как показывает анализ литера-
туры, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, в которой человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности. В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины. В. Микрюков выделяет несколько ступеней формирования патриотизма.
Патриот зарождается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Эта первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой Родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой Родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма -воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям [3, с. 7].
Мы рассматриваем патриотизм как чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. По мнению Н. Д. Никандрова, патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки [5].
Обобщая перечисленные суждения, можно
сделать вывод, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:
1) когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценностей);
2) эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны);
3) деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д.).
Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота -знающего, чувствующего и действующего. Причем именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно-значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.
Мы полагаем возможным условно выделить три уровня сформированности патриотизма у младших школьников.
Низкий уровень характеризуется слабым, еще неустойчивым, опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями. Учащийся слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное. При выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность и историей малой Родины не интересуется.
Для среднего уровня свойственна самостоятельность в проявлении патриотизма, хотя активная общественная позиция в поведении еще отсутствует: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; демонстрирует желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей малой Родины, но по заданию учителя проявляет стремление к патриотической деятельности.
Признаком высокого уровня сформированности чувства патриотизма является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции: проявляет уважительное отношение к своей семье, дому, школе; активно выражает желание заботиться о других людях; знает историю малой Родины, активно участвует в патриотической деятельности.
Опираясь на предложенные критерии, мы разработали программу воспитания патриотизма у младших школьников на основе краеведческого материала.
Ведущей деятельностью для младших школьников является учебная - отсюда большая роль познавательной деятельности в развитии детей. Младшие
школьники любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны, деятельны и активны по природе, хотя часто переоценивают свои возможности. Именно краеведческая деятельность, в которой младшие школьники вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формирует образ Родины. Один из самых эффективных путей формирования чувства патриотизма у младших школьников - это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности. В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами» [2].
Краеведение как особая форма научно-познавательной деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. «Органическое соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города рождает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края» [5]. Данная программа рассчитана на 24 часа (2 часа в неделю). Она включает в себя 10 часов тематических занятий, 10 часов практических занятий, 4 часа экскурсий. При проведении занятий были использованы различные формы и методы работы: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, вопросы и задания, самостоятельная исследовательская работа учащихся, мультимедийные презентации, презентации-викторины, организация и проведение экскурсий, коллективное творческое дело, решение проблемных ситуаций. Проводилась работа по документальной литературе: «Вологодский край в годы Великой Отечественной войны», использовались презентации «Изучаем родной край», «Старинные города Вологодской области», «Вологда - столица нашей области», «Ими гордится наш край», «Экскурсия по храмам и соборам Вологодской области», «Художественные промыслы нашего края». Часть занятий курса проводились в форме презентаций-викторин.
Краеведческий материал включен в содержание учебных планов начальных общеобразовательных школ: на основе базисного и регионального планов в школьный компонент начальных общеобразовательных школ г. Череповца входит предмет «Введение в историю» (один час) и социокультурный курс «Истоки» (один час), возможность использования краеведческого материала в которых составляет около 10 %. На наш взгляд, такого объема краеведческого материала в учебном процессе недостаточно для
формирования у младших школьников краеведческих знаний на высоком уровне, эмоционально-ценностного отношения к своей малой Родине и желания участвовать в краеведческой деятельности. В основу учебно-воспитательного процесса нами была положена личностная деятельность ученика в школе, вне школы, в различных видах творческой работы: изучение истории и культуры своей малой Родины -города, систематизация полученных материалов. Кроме предусмотренных программой уроков истории и музейной деятельности, нами проводились уроки-лекции. В своей экспериментальной работе мы привлекали информационные технологии, используя в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры, мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, для проведения уроков и внешкольных мероприятий.
Реализуя программу воспитания патриотизма у младших школьников в нашей экспериментальной работе, мы поставили цель: определить степень эффективности использования средств краеведения для воспитания патриотизма у младших школьников. Для реализации данной цели на констатирующем этапе эксперимента младшим школьникам была предложена анкета. В анкетировании принимали участие 55 учеников 3 «а» и 3«б» классов средней школы № 11 и 52 ученика 3«а» и 3«в» классов средней школы № 17 г. Череповца. В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы изучалась специфика формирования патриотизма у младших школьников, уровни его сформированности. Уровень патриотического воспитания учащихся мы определили методом срезового обследования (рис. 1, 2).
% 50т
%
60" 50 40 30 20 10 0
□ высокий уровень (от 76 %)
□ средний уровень (61-75 %)
□ низкий уровень (11-60 %)
Контр. Эксперим. класс класс
Рис. 1. Уровни воспитания патриотизма у младших школьников на констатирующем этапе экспериментальной работы
Анализ полученных результатов показал, что наблюдалось большое сходство данных в экспериментальном и контрольных классах. На формирующем этапе экспериментальной работы мы организовали проверку и уточнение педагогических условий исследования.
Для расчета уровней сформированности чувства патриотизма у младших школьников мы использовали выборочное среднее значение. Выборочное среднее (среднее арифметическое) значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического свойства [4].
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Контр. ЭкспФим. т. класс Класс
Рис. 2. Уровни патриотической воспитанности младших школьников на формирующем этапе экспериментальной работы
Среднее арифметическое определяется по следующей формуле:
1 n X=1EX,
N '=1
где X - среднее арифметическое; Xi - частные значения показателей (сумма баллов); N - количество членов вариационного ряда (общее число учащихся).
Полученные выборочные средние значения для каждого класса при проверке уровней сформирован-ности патриотизма у младших школьников представлены в таблице.
Выборочные средние значения для экспериментального и контрольного классов при выявлении уровней сформированности компонентов патриотизма у младших школьников
Констатирующий этап Формирующий этап
3 «а» (экспериментальный класс) 3 «а», 3 «б», 3 «в» (контрольный класс) 3 «а» (экс-перимен-тальный класс) 3 «а», 3 «б», 3 «в» (контрольный класс)
Выборочное среднее значение 19,95 19,76 24,86 19,81
Анализируя полученные данные, можно отметить, что изначально классы находятся практически на равных позициях по уровню сформированности компонентов патриотизма. На завершающем этапе выборочное среднее значение в экспериментальном классе больше на 4,91 в сравнении с контрольными классами. Этих результатов удалось достичь благодаря последовательной реализации педагогических условий и комплексному научно-методическому обеспечению, разработанных на основе гипотезы исследования.
Результаты исследования показали, что высокий уровень сформированности патриотизма у младших школьников в экспериментальном и контрольных
классах к концу исследовательской работы изменился, но в контрольных классах он вырос незначительно по сравнению с экспериментальным классом. Мы объясняем это недостаточной реализацией выдвинутых нами условий повышения уровня сформирован-ности патриотизма у младших школьников. Наибольший сдвиг в развитии данных уровней удалось обеспечить в экспериментальном классе, где наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия и комплексное научно-методическое обеспечение, разработанное на основе общей гипотезы исследования.
Результаты формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что разработанная нами программа воспитания патриотизма у младших школьников средствами краеведения является эффективной, так как позволила значительно повысить уровень его воспитания у учащихся, расширить и углубить их знания о культурных, исторических и природных ценностях своего края, изменить эмоциональное отношение учеников к данным ценностям, активизировать участие школьников в мероприятиях патриотической направленности.
Как показало наше исследование, патриотическое воспитание учащихся будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- отношение к патриотическому воспитанию учащихся как важной части целостного педагогического процесса;
- активное включение учащихся в общественную деятельность своего учебного заведения, города, области;
- соответствие краеведческого материала изученной теме;
- систематичность и планомерность в использовании средств краеведения;
- непосредственность участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;
- связь учебной и внеклассной краеведческой работы;
- умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования краеведческого материала.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; СПб., 2000.
2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М., 1978. - Т. 3.
3. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия /
B. Микрюков // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. -
C. 2-8.
4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М., 2001.
5. Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. / Н.Д. Никандров. - М., 1997.
6. Психолого-педагогический словарь / сост. В.А. Ми-жериков. - Ростов н/Д, 1998.
7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., 1991.
УДК 376.435
В.В. Мамаев
РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В статье раскрываются теоретико-методологические аспекты создания реабилитационного пространства. Рассматриваются понятия «реабилитация» и «пространство», предлагается верификация категории «реабилитационное пространство».
Реабилитация, умеренная умственная отсталость, пространство, реабилитационное пространство, направления реабилитации, средства реабилитации.
The article reveals the theoretical and methodological aspects of creating the rehabilitational area. The concepts of "Rehabilitation" and "area" are considered, verification of "rehabilitational area" category is suggested.
Rehabilitation, moderate mental deficiency, area, rehabilitational area, rehabilitation vectors (directions), means of rehabilitaion.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав детей, имеющих умеренную умственную отсталость (старый термин - «имбициль-ность»), и практическим внедрением этих прав в жизнь проводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в образовательном и жизненном пространствах, что негативно сказывается на их социализации. Основным средством интеграции детей с умеренной умственной отсталостью в образовательную среду и социализации в ней выступает реабилитация.
На сегодняшний день изданы единичные учебно-методические пособия по организации и методам комплексной реабилитации. Т.В. Зозуля с соавторами [15] указывают, что в своей работе специалисты используют преимущественно эмпирический опыт, так как научно-методологические аспекты комплексной реабилитации разработаны слабо и нуждаются в изучении и систематизации.
Вопросы реабилитации инвалидов достаточно широко освещены в специальной литературе. Так, в