ной гражданской позиции, понятия ценности мира, любви к Родине, бережного отношения к её природе и культурному наследию.
Таким образом, педагогическая модель по патриотическому воспитанию старшеклассников в детском оздоровительном лагере состоит из взаимосвязанных между собой элементов: социального заказа общества, концептуального блока (цель, задачи, факторы,
принципы и социально-культурные условия), организационно-деятельностного блока (функции, виды деятельности старшеклассников, содержание, средства, формы и методы), критериально-результативного блока (критерии, показатели и уровни сформированности патриотических качеств), при интеграции которых повышается эффективность патриотического воспитания старшеклассников.
Примеч ания
1. Золотарева А. в. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль : Академия развития, 2004. 303 с.
2. Лесняк В. И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества : дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Лесняк Виктор Иванович ; Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006. 375 с.
3. Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск, 1992. 182 с.
References
1. Zolotareva А. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detey. Teoriya i metodika sotsialno-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Additional education of children. Theory and methods of social and educational activities]. Yaroslavl, Publishing house "Akademiya razvitiya", 2004. 303 p.
2. Lesnyak V. I. Pedagogicheskaya sistema geroiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v usloviyah stanovleniya grazhdanskogo obshhestva. Diss. dok. ped. nauk [Pedagogical system of heroic and patriotic education of the individual in terms of civil society. Dr. ped. sci. diss.]. Magnitogorsk, 2006. 375 p.
3. Novatorov V. E. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost'. Slovar'-spravochnik [Cultural and leisure activities. Dictionary reference]. Omsk, 1992. 182 p.
И
ЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
УДК 37.034:379.8.092.2 С. А. Кролик
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
В статье представлены результаты проведённой экспериментальной работы по изучению сформированное™ нравственно-этических качеств подростков. Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов: констатирующий этап включал в себя разработку анкеты, с помощью которой затем проводилось исследование. В результате проведённого констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что полученные данные в отношении сформирован-ности нравственно-этических качеств в обеих группах — экспериментальной и контрольной — практически идентичны: на начало эксперимента у большинства подростков были отмечены в основном низкие и средние показатели в отношении сформированности нравственно-этических качеств. Делается вывод, что решить проблему можно в результате проведения целенаправленной педагогической работы по формированию нравственно-этических качеств подростков с использованием потенциала социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: эксперимент, изучение нравственно-этических качеств подростков.
КРОЛИК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования
Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина 171
KROLIK SERGEI ALEKSANDROVICH — doctoral student of Department of social and cultural communication and acting, Institute of Humanities and social and cultural éducation, Tambov State University named after GR Derzhavin
e-mail: sergei_ [email protected] © Кролик С. А., 2015
S. A. Krolik
Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, 392000, Tambov, Russian Federation
STUDY OF DEVELOPMENT OF MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF ADOLESCENTS
In clause the results of the carried out experimental job on study formation of moral — ethical qualities of the teenagers are submitted. The experimental research included some stages: the ascertaining stage included development of the questionnaire, with which help then the research was spent. As a result of the carried out ascertaining stage of experiment was revealed, that the received data in the attitude formation of moral — ethical qualities in both groups: experimental and control, practically are identical: by the beginning of experiment at the majority of the teenagers were marked in the basic low and average parameters in the attitude formation of moral — ethical qualities. The decision of a problem, on our sight, can appear possible on the basis of realization of purposeful pedagogical job on formation of moral — ethical qualities of the teenagers with use of potential of welfare activity. Keywords: experiment, study of moral — ethical qualities of the teenagers.
В современных условиях развития российского общества проблема формирования нравственно-этических качеств подрастающего поколения приобретает особое значение, становясь крайне актуальной.
Одним из способов оформления цивилизованных социальных взаимодействий являются нравственно-этические качества личности, позволяющие человеку адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде [1].
Поэтому очевидна важность воспитания у подрастающего поколения нравственно-этических качеств — совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, основанных на нормах нравственности и этики, которые определяют правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах [2; 3].
Цель констатирующего этапа нашей экспериментальной работы заключалась в изучении сформированности нравственно-этических качеств подростков.
Задачи констатирующего этапа эксперимента были следующими:
1. Разработать анкету для выявления уровня сформированности нравственно-этических качеств подростков.
2. провести исследование сформирован-ности нравственно-этических качеств подростков.
3. Проанализировать полученные результаты.
Прежде всего нами была разработана анкета, состоящая из 26 вопросов, включающих 4 варианта ответа, с помощью которой мы затем провели оценку сформированности нравственно-этических качеств подростков. За каждый выбранный ответ анкетируемые получали следующие баллы: за ответ под буквой А) — 1 балл; за ответ под буквой Б) — 2 балла; за ответ под буквой В) — 3 балла; за ответ под буквой Г) — 4 балла.
Далее подсчитывалась общая сумма баллов у каждого участвующего в анкетировании подростка.
Таким образом, каждый респондент мог набрать min — 26 баллов, max — 104 балла. У каждого участвующего в экспериментальной работе подростка мы определяли уровень сфор-мированности нравственно-этических качеств с помощью следующей шкалы: от 26 до 51 балла — низкий уровень; от 52 до 78 баллов — средний уровень; от 79 до 104 баллов — высокий уровень.
критериями сформированности нравственно-этических качеств подростков являлись: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Показатели:
• когнитивный: знание правил и норм поведения в обществе;
• эмоционально-мотивационный: наличие чувства справедливости, сочувствия к другим людям; доброжелательность; чувство собст-
венного достоинства; стремление самосовершенствоваться в повышении культуры поведения;
• поведенческий: умение придерживаться общепринятых норм общения; вежливость, уважение, терпимость и корректность, деликатность и тактичность в общении с окружающими; соответствие поведения общепринятым в обществе традициям.
Нами были выделены три уровни сформированности нравственно-этических качеств подростков.
Подросток с высоким уровнем сформированности нравственно-этических качеств хорошо знает правила и нормы поведения в обществе, имеет соответствующие навыки и умения; при коммуникации всегда придерживается общепринятых норм общения; всегда деликатен и тактичен с окружающими; обладает чувством справедливости, сочувствия к другим людям, доброжелателен; в любых ситуациях вежлив, уважителен, терпим и корректен; придерживается принятых в обществе традиций; знает моральные нормы и всегда следует им при общении; знает и соблюдает правила этикета; начитан, стремится самосовершенствоваться в повышении культуры поведения, обладает чувством собственного достоинства.
Подростку со средним уровнем сформиро-ванности нравственно-этических качеств характерно знание основных правил и норм поведения в обществе, но подросток не всегда их придерживается; может допускать некоторую бестактность по отношению к окружающим; иногда может допускать проявление нетерпения; знает, но не всегда придерживается принятых в обществе традиций; не всегда точно следует моральным нормам при общении; иногда может отклоняться от соблюдения правил этикета; не стремится самосовершенствоваться в повышении культуры поведения.
Низкий уровень сформированности нравственно-этических качеств подростка характеризуется недостаточным знанием правил и норм поведения в обществе и несоответствием им при общении; не придерживается обще-
принятых норм общения; может быть грубым, нетактичным с окружающими, проявлять нетерпение; не знает и не придерживается традиций, принятых в обществе; не знает моральные нормы и не следует им при общении; не соблюдает правила этикета; не хочет самосовершенствоваться в повышении культуры поведения.
Количественная оценка проводилась на основе подсчёта набранных баллов. В зависимости от полученной суммы, все подростки условно были распределены на подгруппы в соответствии с выявленными уровнями сформи-рованности нравственно-этических качеств.
Так, после анкетирования подростков, вошедших в экспериментальную группу (48 человек — учащиеся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 12 имени Г. Р. Державина» г. Тамбова), мы получили следующие результаты (см. рисунок 1).
Кроме того, аналогичное исследование мы провели с подростками, вошедшими в контрольную группу, в количестве 62 человек (подростки — учащиеся Государственного бюджетного образовательного учреждения — средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1367 г. Москвы). Полученные результаты представлены нами в диаграмме (см. рисунок 2).
Далее мы сравнили результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах (см.: рисунок 3).
В результате проведённого констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что полученные данные в отношении сформиро-ванности нравственно-этических качеств подростков в обеих группах — экспериментальной и контрольной — практически идентичны: низкий уровень сформированности нравственно-этических качеств был выявлен у 29% подростков, вошедших в экспериментальную группу, и у 31% подростков, вошедших в контрольную группу; у 63% подростков экспериментальной группы был обнаружен средний
Рисунок 1. Диаграмма, демонстрирующая условное распределение подростков, вошедших в экспериментальную группу, на подгруппы в соответствии с выявленными уровнями сформированности нравственно-этических качеств на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Рисунок 2. Диаграмма, демонстрирующая условное распределение подростков, вошедших в контрольную группу, на подгруппы в соответствии с выявленными уровнями сформированности нравственно-этических качеств на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Рисунок 3. Сравнительная диаграмма, отражающая условное распределение подростков экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности нравственно-этических качеств (данные констатирующего этапа эксперимента)
уровень сформированности нравственно-этических качеств, аналогичный уровень был зафиксирован у 58% подростков, вошедших в контрольную группу; высокий уровень был выявлен у 8% подростков, вошедших в экспе-
риментальную группу, и у 11% подростков из контрольной группы.
Таким образом, можно констатировать, что большинство подростков, участвующих в экспериментальной работе (в эксперимен-
тальной и в контрольной группах), имели сходные данные: на начало эксперимента у большинства подростков были отмечены в основном низкие и средние показатели в отношении сформированности нравственно-этических качеств.
решение проблемы, на наш взгляд, может оказаться возможным на основе проведения целенаправленной педагогической работы по формированию нравственно-этических качеств подростков с использованием потенциала социально-культурной деятельности.
Примечания
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. Москва : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. 500 с.
2. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. Москва : Молодая гвардия, 1988. 269,[2] с.
3. Соколов Э. В. Свободное время, досуг и культура общения / под ред. В. Т. Жолдуева. Ленинград, 1983. С. 182—206.
References
1. Vygotskiy L. S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy. Iz neopublikovannykh trudov [Development of the highest mental functions. From unpublished works]. Moscow, Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1960. 500 p.
2. Guseynov A. A. Zolotoe pravilo nravstvennosti [Golden rule of moral]. 3nd edition. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1988. 269 p.
3. Sokolov E. V. Svobodnoe vremia, dosug i kul'tura obshcheniia [Free time, leisure and culture]. Leningrad, 1983, pp. 182—206.
Проблема организации морально-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе хореографических отделений детских школ искусств
УДК 37.034:793 О. Н. Поселкина
Московский государственный институт культуры
В статье актуализируются проблемы морально-нравственного воспитания учащихся хореографических отделений детских школ искусств, возникающие в результате тотальной глобализации и информатизации российского общества. Анализируется значение хореографической педагогики, способной влиять на развитие и формирование личности учащегося хореографических отделений детских школ искусств. В частности, рассматривается роль специальных хореографических дисциплин в формировании мировоззренческой позиции обучаемого. В статье указано, что преподавание специальных хореографических дисциплин должно быть обогащено технологией морально-нравственного воспитания. Подчёркивается важность обеспечения целостного педагогического процесса, выражающегося в единстве обучения и воспитания. Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, духовность, специальные хореографические дисциплины, детские школы искусств, воспитывающее обучение.
ПОСЕЛКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры 175
POSELKINA OL'GA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Поселкина О. Н., 2015