Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью'

Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK / SOCIOCULTURAL REGULATION / SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR / TEENAGERS / AMATEUR CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Юрий Юрьевич

В статье описывается опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью. Отмечается, что социокультурное регулирование педагогического процесса направлено на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью, и для решения основной цели необходимо реализовать следующие задачи: организовать работу подростков в рамках хореографической деятельности, направленную на выработку навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля; развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию, а также создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения. Оценка эффективности педагогической работы проводилась путем сопоставления данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON SOCIOCULTURAL REGULATION OF SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR OF TEENAGERS IN THE COURSE OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

In article skilled and experimental work on sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of occupations by amateur choreographic activity is described. It is noted that sociocultural regulation of pedagogical process, is directed on formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of occupations by choreographic activity, and for the solution of a main objective it is necessary to realize the following tasks: to organize work of teenagers within the choreographic activity, directed on development of skills and abilities of moral behaviour and self-checking; to develop requirement to self-improvement and self-education, and also to create necessary conditions for development of spiritual and moral behaviour. The assessment of efficiency of pedagogical work was carried out by comparison of the data obtained during experimental work.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ю. Ю. УСАЧЕВ

В статье описывается опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью. Отмечается, что социокультурное регулирование педагогического процесса направлено на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью, и для решения основной цели необходимо реализовать следующие задачи: организовать работу подростков в рамках хореографической деятельности, направленную на выработку навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля; развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию, а также создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения.

Оценка эффективности педагогической работы проводилась путем сопоставления данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, социокультурная регуляция, духовнонравственное поведение, подростки, самодеятельная хореографическая деятельность.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии. В этих условиях как никогда становится важным формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного поведения.

Рассматривая теоретические аспекты проблемы, нами была обоснована совокупность организационно-педагогических условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью. Целью экспериментальной работы, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, являлась апробация организационно-педагогических условий.

Целью констатирующего этапа экспериментальной работы являлось изучение сформированно-сти духовно-нравственного поведения подростков.

Прежде всего нами была разработана анкета, направленная на изучение уровня сформирован-ности духовно-нравственного поведения подростков, а затем мы провели анкетирование в экспериментальной группе (Э), в которую вошли 36 подростков, в контрольной группе (К), которую

составили 32 подростка. Анкета состояла из 23 вопросов, за каждый ответ можно было получить от 1 до 4 баллов. Исследование проводилось анонимно, что позволило получить более точные результаты.

За каждый ответ испытуемый получал от 1 до 4 баллов: ответ под буквой «а» оценивался в

1 балл, за ответ под буквой «б» - участник получал

2 балла, ответ под буквой «в» оценивался в 3 балла, за ответ под буквой «г» испытуемый получал 4 балла. Таким образом, количество баллов было равно: минимальное - 23 баллам, а максимальное -92 баллам.

С помощью побалльной оценки определялся уровень сформированности духовно-нравственного поведения подростков.

В процессе анкетирования подростков выявлялось: знание правил и норм поведения в обществе; наличие соответствующих навыков и умений; умение придерживаться общепринятых норм общения; деликатность и тактичность в общении с окружающими; чувство справедливости, сочувствия к другим людям, доброжелательность; вежливость, уважение, терпимость и корректность; соответствие поведения общепринятым в обществе традициям; знание моральных норм и следование им при общении; внешняя опрятность; знание и соблюдение правил этикета; стремление само-

совершенствоваться в повышении культуры поведения; чувство собственного достоинства.

В зависимости от суммы набранных баллов нами было выделено три уровня сформированно-сти духовно-нравственного поведения подростков: низкий, средний и высокий.

После того, как все подростки были проанкетированы, мы условно поделили их на подгруппы в соответствии с выявленными уровнями сфор-мированности духовно-нравственного поведения.

Констатирующий эксперимент показал, что у большинства подростков, в нем участвующих, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, уровень сформированности духовнонравственного поведения невысок, что говорит о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы.

Одним из видов деятельности, имеющих потенциал в повышении уровня сформированности духовно-нравственного поведения, является, на наш взгляд, хореографическая деятельность. Мы полагаем, что при соблюдении организационнопедагогических условий формирование духовнонравственного поведения подростков будет проходить эффективнее:

- разработка модели педагогического процесса, направленного на удовлетворение социально-культурных потребностей подростка;

- установление доверительного контакта взаимодействия педагогов и подростков;

- разработка программы, включающей использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности.

Формирующий этап эксперимента заключался в проведении педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельности на основе социокультурного регулирования педагогической деятельности. На этапе формирующего эксперимента в работе принимали участие те же подростки, что и на констатирующем этапе эксперимента: 36 человек составили экспериментальную и 32 человека - контрольную группы. Кроме того, на формирующем этапе экспериментальной работы принимали участие 2 педагога-хореографа и 12 студентов кафедры хореографии ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова».

Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа «Жить в танце», направленная на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельности.

Авторская программа «Жить в танце» была рассчитана на работу с подростками в течение 7 мес. и направлена на формирование духовнонравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. Занятия проводятся 2 раза в неделю в среднем по 90 мин., всего 56 занятий.

Доминантой педагогической деятельности являлось социокультурное регулирование педагогического процесса, направленное на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.

Задача заключалась в том, чтобы организовать деятельность подростков, направленную на формирование высших нравственных ценностей и создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках конструктивной творческой деятельности на занятиях хореографией.

Использовались разнообразные формы работы (репетиции, концертные выступления, спектакли, беседы, рассказы, информация об искусстве, игры, тренинги, посещение концертов, прослушивание, обсуждение музыкальных записей, встречи с деятелями искусства и т. д.).

Контингент участников. Данная программа ориентирована на подростков. Желательно разнообразие участников по гендерному признаку.

Ожидаемые результаты. Основным результатом данной программы является формирование и развитие духовно-нравственного поведения у подростков.

После проведения педагогической работы по программе «Жить в танце» для оценки эффективности педагогического воздействия мы осуществили изучение сформированности духовнонравственного поведения подростков с помощью анкеты, которая применялась нами на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты измерения параметров, характеризующих сформированность духовно-нравственного поведения подростков, приведем ниже.

Контрольный эксперимент заключался в сопоставлении полученных экспериментальных данных с целью определения эффективности применения разработанной нами педагогической программы «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования.

Оценка эффективности педагогической работы проводилась путем сопоставления данных, по-

лученных в ходе констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы. Сравнение данных в отношении изучения сформирован-ности духовно-нравственного поведения подростков контрольной и экспериментальной групп, полученных после проведения педагогической рабо-

ты по авторской программе «Жить в танце», показало следующие различия (рис. 1).

Кроме того, мы провели сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальной группе до и после окончания педагогической работы по авторской программе «Жить в танце» (рис. 2).

□ высокий □средний

□ низкий

Рис. 1. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах (на контрольном этапе эксперимента)

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные в экспериментальной (Э) группе (на констатирующем и формирующем этапах эксперимента)

Сравнение результатов в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы позволило увидеть изменение показателей сформированности духовно-нравственного поведения подростков, вошедших в экспериментальную группу, что позволяет говорить о целесообразности и эффективности проведения работы в соответствии

с авторской педагогической программой «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование разработанной нами авторской

педагогической программы «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования, представляется целесообразной, что полностью подтверждает первоначальную гипотезу исследования.

* * *

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON SOCIOCULTURAL REGULATION OF SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR OF TEENAGERS IN THE COURSE OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Yu. Yu. Usachev

In article skilled and experimental work on sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of occupations by amateur choreographic activity is described. It is noted that sociocultural regulation of pedagogical process, is directed on formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of occupations by choreographic activity, and for the solution of a main objective it is necessary to realize the following tasks: to organize work of teenagers within the choreographic activity, directed on development of skills and abilities of moral behaviour and self-checking; to develop requirement to self-improvement and selfeducation, and also to create necessary conditions for development of spiritual and moral behaviour.

The assessment of efficiency of pedagogical work was carried out by comparison of the data obtained during experimental work.

Keywords: skilled and experimental work, sociocultural regulation, spiritual and moral behaviour, teenagers, amateur choreographic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.