7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. Москва : Просвещение, 2012. 223 с.
8. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением // Юность. 1985. № 9. С. 107—112.
9. Толерантность и коммуникация : коллективная монография / под ред. Г. И. Петровой. Томск : Дельтаплан, 2002. 178 с.
References
1. Azimov Е. G., Shchukin А. N. Novyi slovar1 metodicheskikh terminov i poniatii [Teaching new vocabulary terms and concepts]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p.
2. Asmolov V. G. Psikhologiia lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Personality Psychology: Principles of general psychological analysis]. Moscow, Akademiia Publ. [Academy Publ.], 2002. 416 p.
3. Gaponenko A. L., Orlova T. M. Upravlenie znaniiami. Kak prevratif znaniia v kapital [Knowledge Management. How to turn knowledge into capital]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 400 p.
4. Guliak I. I., Guzynin N. G., compilers Innovatsionnye vektory sovremennogo obrazovaniia [Innovative vectors of modern education]. Stavropol', AGRUS Publ., 2012. 136 p.
5. The concept of additional education of children: approved by the Federal Government on September 4, 2014 № 1726-p. (In Russian, unpublished).
6. Kabrin V. I., ed. Lichnosf v paradigmakh i metaforakh: mentalnost — kommunikatsiia — tolerantnost [Personality in paradigms and metaphors: mentality — communication — tolerance]. Tomsk, Publishing house of Tomsk State University, 2002. 262 p.
7. Savinov E. S. Primernaia osnovnaia obrazovatelnaia programma obrazovatelnogo uchrezhdeniia. Nachal'naia shkola [Approximate basic educational program of educational institutions. Elementary School]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 2012. 223 p.
8. Soloveichik S. L. Uchenie s uvlecheniem [Teaching with passion]. Junost [Youth]. 1985, No. 9, pp. 107—112.
9. Petrova G. I., ed. Tolerantnost i kommunikatsiia [Tolerance and communication]. Tomsk, Del'taplan Publ. [Hang-glider Publ.], 2002. 178 p.
(Педагогическая модель формирования
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Подростков
в процессе восприятия МУЗЫКИ
УДК 37.015.31:78.05 С. А . Кролик
Тамбовский государственный университет имени Г. р. Державина
Б статье представлена авторская модель формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки, которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс. Модель состоит из четырёх блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального и диагностико-результативного. рассматриваются составные части каждого блока.
Целевой блок включает социальный заказ, цель и задачи. в организационно-содержательный блок входят принципы, средства, виды деятельности, содержание, формы. в функциональном блоке представлены функции деятельности по формированию нравст-
КРОЛИК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
KROLIK SERGEI ALEKSANDRÛVICH — doctoral student of Department of social and cultural communication 135
and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR
Derzhavin
e-mail: sergei_ [email protected] ©Кролик С. А., 2015
венно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки. Диагностико-резуль-тативный блок модели представлен критериями, показателями, уровнями и результатами деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки. Для эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки необходимо соблюдение разработанных нами организационно-педагогических условий, которые также представлены в статье.
ключевые слова: педагогическая модель, формирование нравственно-этических качеств подростков.
S. A. Krolik
Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, Tambov, Russian Federation, 392000
THE PEDAGOGICAL MODEL FOR THE FORMATION OF MORAL-ETHICAL QUALITIES OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF MUSIC PERCEPTION
The author's model of formation of moral and ethical qualities of teenagers in the course of perception of music which includes set of the interconnected components called and capable consistently is presented in article and most effectively to carry out pedagogical process. The model consists of four blocks: target, organizational and substantial, functional and diagnostiko-productive. Components of each block are considered. The target block includes the social order, the purpose and tasks. The organizational and substantial block includes the principles, means, kinds of activity, the contents, forms. In the functional block functions of activities for formation of moral and ethical qualities of teenagers in the course of perception of music are presented. Diagnostiko-rezultativny the block of model is presented by criteria, indicators, levels and results of activities for formation of moral and ethical qualities of teenagers in the course of perception of music. Effective implementation of pedagogical activities for formation of moral and ethical qualities of teenagers in the course of perception of music requires observance of the organizational and pedagogical conditions developed by us which are also presented in article. Keywords: pedagogical model, formation of moral — ethical qualities of the teenagers.
Модель в общем смысле — это материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания или изучения замещает оригинал, сохраняя важные для конкретного исследования типичные черты [2].
Модель — это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту или явлению, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [3].
Педагогическая модель является совокупностью взаимосвязанных между собой компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс.
Проанализировав теоретические подходы к проблеме формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки, мы разработали педагогическую модель, состоящую из четырёх блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального и диагностико-результативного.
Целевой блок включает социальный заказ, цель и задачи.
Социальный заказ заключается в необходимости воспитания высоконравственного подрастающего поколения, которое сможет реа-лизовывать свои возможности в социуме.
Целью педагогической работы является формирование нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки, под которым мы понимаем планомерный, педагогически регулируемый процесс,
направленный на освоение подростками музыкальной культуры социума, развитие потребности в духовном обогащении посредством воспринимаемой музыки, развитие оце-ночности и критичности восприятия культурных феноменов, идеалов и музыкального вкуса, что позволяет формировать общую культуру, удовлетворяющую совокупности требований и ожиданий, предъявляемых к человеку современным обществом в соответствии с общепринятыми нормами нравственности.
Мы учитывали специфику формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки, которая определяется уникальностью педагогического воздействия музыкальных произведений на сознание, чувства и поведение подростков, что позволяет ненавязчиво стимулировать интерес к музыке, активизировать участие подростков в музыкальном творчестве на основе добровольного выбора, развивать мотивацию к познанию и самореализации личности.
Нами были определены следующие основные задачи:
• расширять и углублять знания подростков о сущности нравственно-этического поведения;
• организовать целенаправленную деятельность подростков, используя педагогический потенциал музыки;
• вырабатывать навыки и умения нравственно-этического поведения и самоконтроля;
• развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию.
В организационно-содержательный блок входят принципы, средства, виды деятельности, содержание, формы.
Принципы социально-культурной деятельности — это исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности [4].
педагогический процесс по формированию
нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки строился с учётом следующих главных принципов:
• социальности —основывается на том, что вся гамма общественных отношений находит своё выражение в социальной деятельности, молодое поколение включается в систему этих отношений;
• активности — предполагает активные, деятельные формы проведения свободного времени, во время которых подростки принимают участие в культурной жизни;
• доброжелательности — предусматривает осуществление деятельности в атмосфере взаимопомощи, поддержки, желания прийти на помощь друг другу при необходимости;
• привлекательности — предполагает свободный выбор форм, типов и видов деятельности в соответствии с собственными интересами;
• дифференцированного подхода — осуществляется на основе учёта ряда факторов: выявления индивидуальных, культурных потребностей и интересов подростков; адресности в оказании познавательных, коммуникационных и других услуг; ориентации на развитие процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования;
• единства художественно-творческого и духовно-личностного развития — предполагает выбор определённых видов художественной деятельности, с помощью которых реализуются духовные потребности и происходит личностный рост подростков;
• эмоциональной насыщенности — предполагает установление контактов между подростками на основе психологической совместимости, желания и умения общаться между собой, делая общение желанным, эмоционально насыщенным, удовлетворяя потребности в положительных эмоциях.
Для эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки необходимо соблюдение разработанных нами организационно-педагогических условий:
• признания приоритетности музыкального воспитания как части духовной культуры, содержащей нравственно-этическую основу и ценностные ориентиры;
• более широкого привлечения в качестве художественного материала тщательно отобранных музыкальных произведений, являющихся составной частью подростковой субкультуры, во взаимосвязи с образцами классического музыкально-педагогического репертуара и современной академической музыки;
• построения педагогической работы на основе модельного представления и программного обеспечения;
• использования различных методов и социально-культурных технологий для активизации деятельности подростков;
• наличия специалистов, подготовленных к педагогической деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки;
• обеспечения социально-культурного партнёрства субъектов воспитательного процесса, расширяющего педагогическое пространство жизнедеятельности подростков с целью комплексного влияния на личность;
• предоставления подросткам свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации музыкальной деятельности, что обеспечит творчески дея-тельностную направленность учебно-воспитательного процесса, а также саморазвитие, самореализацию и самоактуализацию подростка;
• использования разработанного критериального аппарата с целью объективной оценки сформированности нравственно-этических качеств подростков.
К числу наиболее важных средств воздействия на формирование личности подростков мы относим: музыку, искусство и творчество, литературу, физическую культуру и туризм, художественную самодеятельность, кино, театр и др.
Е. И. Григорьева и В. В. Шишкина особый
акцент в процессе организации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию молодёжи делают на различных видах культурно-досуговой деятельности, в том числе на групповых формах работы [1].
Рассматривая виды досуговой деятельности, мы воспользовались классификацией, разработанной Э. В. Соколовым [5, с. 382]:
• отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия;
• активная физическая деятельность в виде ходьбы, бега, физических упражнений или ручного труда;
• развлечения как психическая разрядка и приобщение к некоторым элементарным ценностям культуры — играм, танцам, «лёгкому» чтению, встречам с друзьями и др.;
• просвещение и самообразование, развивающие умственные способности, память, воображение, формирующие нравственную и интеллектуальную культуру, художественный вкус и т.п.;
• творчество, выступающее в виде самоценной, эмоционально захватывающей активности (изобретательство, организационная деятельность, самодеятельное творчество, а также разнообразные любительские увлечения);
• созерцание как эстетическое любование природой, памятниками старины, красивыми вещами, философское размышление об устройстве мироздания и смысле жизни, позволяющее отключиться от «серой» повседневности, углубляясь в сущность вещей;
• праздник как вид «высокого досуга», необходимый для поддержания важнейших традиций, для коллективного преображения жизни с помощью музыки, танцев и специальных ритуалов.
Поставленные задачи будут решаться эффективнее, благодаря использованию различных форм педагогической работы.
В модели представлены:
• массовые (концерты, праздники, конкурсы, фестивали, вечера и др.);
• групповые (тренинги, ролевые игры, дискуссии, диспуты, «круглые столы» и др.);
• индивидуальные формы (консультации, встречи и др.).
Содержание деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки представлено в педагогической программе «Музыкальный калейдоскоп».
В функциональный блок включены функции деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки, основными из которых являются:
• образовательная — получение новых знаний;
• воспитательная — предупреждение и исправление искажений в сознании, поведении, организация приобретения опыта;
• культурно-творческая — реализация потенциала, направленного на формирование поведенческой культуры подростков;
• развивающая — обеспечивающая освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации и индивидуализации личности;
• коммуникативная — обеспечивает социальное взаимодействие;
• рекреационно-оздоровительная — способна снять утомление, восстановить утраченные силы, главная задача — психологическая разрядка и отдых;
• информационная — выражает накопление, хранение и распространение информации, которая способствует формированию нравственно-этических качеств подростков.
Диагностико-результативный блок модели представлен критериями, показателями, уровнями и результатом деятельности по формированию нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки.
Критериями сформированности нравственно-этических качеств подростков стали: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Показателями:
• когнитивный: знание правил и норм поведения в обществе;
• эмоционально-мотивационныи: чувства справедливости, сочувствия к другим людям; доброжелательность; чувство собственного достоинства; стремление самосовершенствоваться в повышении культуры поведения;
• поведенческий: умение придерживаться общепринятых норм общения; вежливость, уважение, терпимость и корректность, деликатность и тактичность в общении с окружающими; соответствие поведения общепринятым в обществе традициям.
Мы выделили три уровни сформированно-сти нравственно-этических качеств подростков. Подросток с высоким уровнем сформированности нравственно-этических качеств хорошо знает правила и нормы поведения в обществе, имеет соответствующие навыки и умения; при коммуникации всегда придерживается общепринятых норм общения; всегда деликатен и тактичен с окружающими; обладает чувством справедливости, сочувствия к другим людям, доброжелателен; в любых ситуациях вежлив, уважителен, терпим и корректен; придерживается принятых в обществе традиций; знает моральные нормы и всегда следует им при общении; знает и соблюдает правила этикета; начитан, стремится самосовершенствоваться в повышении культуры поведения, обладает чувством собственного достоинства.
Для подростка со средним уровнем сформированности нравственно-этических качеств характерно знание основных правил и норм поведения в обществе, но подросток не всегда их придерживается; может допускать некоторую бестактность по отношению к окружающим; иногда может допускать проявления нетерпения; знает, но не всегда придерживается принятых в обществе традиций; не всегда точно следует моральным нормам при общении; иногда может отклоняться от соблюдения правил этикета; не стремится самосовершенствоваться в повышении культуры поведения.
Низкий уровень сформированности нравственно-этических качеств подростка ха-
рактеризуется недостаточным знанием правил и норм поведения в обществе и несоответствием им при общении; не придерживается общепринятых норм общения; может быть грубым, нетактичным с окружающими; проявлять нетерпение; не знает и не придерживается традиций, принятых в обществе; не знает моральные нормы и не следует им при общении; не соблюдает правила этикета;
не хочет самосовершенствоваться в повышении культуры поведения.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет сформированность нравственно-этических качеств подростка.
Примечания
1. Григорьева Е. И, Шишкина В. В. о технологических приёмах организации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах // вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2002. № 1 (25). С. 46—52.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005. 230 с.
3. Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. омск, 1992.
4. Соколов Э. В. Свободное время, досуг и культура общения / под ред. в. Т. Жолдуева. Ленинград, 1983. С. 182—206.
5. философский энциклопедический словарь / сост. Е. ф. Губский, Г. в. Кораблев, в. А. Лутченко. Москва : Инфра-М, 1997.
References
1. Grigor'eva Е. I., Shishkina V. V. O tekhnologicheskikh priemakh organizatsii vneklassnoi raboty po muzykal'no-esteticheskomu vospitaniiu v pedagogicheskikh kolledzhakh [Of technological methods of organizing extracurricular activities for musical-aesthetic education in colleges of education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Humanities]. 2002, No. 1 (25), pp. 46—52.
2. Dahin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie [Teaching modeling]. Novosibirsk, Publishing house of Novosibirsk Institute of qualification improvement and retraining of education workers, 2005, 230 p.
3. Novatorov V. E. Kurturno-dosugovaja dejatel'nosf. Slovaf-spravochnik [Cultural and leisure activities. The reference dictionary]. Omsk, 1992.
4. Sokolov E. V. Svobodnoe vremia, dosug i kultura obshcheniia [Free time, leisure and culture]. Leningrad, 1983, pp. 182—206.
5. Gubskii E. F., Korablev G. V., Lutchenko V. A., ed. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Encyclopedic dictionary of philosophy]. Moscow, Infra-M Publ., 1997. 382 p.