УДК 378.016:[373,2+37.035.6]
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
MORAL AND ETHICAL CULTURE OF TEENAGERS:
ESSENCE, CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION
А. Е. Земляков, Н. В. Самаркина A. E. Zemlyakov, N. V. Samarkina
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрывается сущность, разработаны критерии и охарактеризованы уровни сформированности нравственно-этической культуры подростков, показано состояние проблемы воспитания нравственно-этической культуры подростков в современной школе.
Abstract. The article reveals the essence, develops the criteria, characterizes the levels of formation of moral and ethical culture of teenagers, presents the state of the problem of developing moral and ethical culture in teenagers in modern school.
Ключевые слова: нравственно-этическая культура, подростки, критерии, уровни сформированности нравственно-этической культуры.
Keywords: moral and ethical culture, teenagers, criteria, levels of formation of moral and ethical culture.
Актуальность исследуемой проблемы. Важнейшей задачей современной общеобразовательной школы является формирование у молодежи готовности к активнодеятельностному взаимодействию с окружающим миром, основанному на этических, эстетических и нравственных нормах. Между тем решение этой задачи в современной педагогической практике не отвечает запросам социальной действительности. Школа не всегда занимает активную позицию в устранении безнравственного отношения подростков и молодежи к окружающим. Различные аспекты формирования нравственноэтической культуры детей и молодежи являются достаточно разработанными и реализованными (С. А. Ефименкова, Л. Д. Короткова и др.). Однако многогранность феномена нравственно-этической культуры, особенности различных возрастных групп детей и молодежи, у которых необходимо воспитывать такую культуру, свидетельствуют о необходимости продолжения разработки рассматриваемой проблемы. Особого внимания в исследуемом аспекте требуют школьники-подростки.
Материал и методика исследований. Для решения исследуемой проблемы были изучены труды в области теории содержания воспитания в целом и нравственного воспитания в частности (Ш. А. Амонашвили, О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, В. А. Караковский, И. С. Кон, В. М. Коротов, С. В. Кульне-вич, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.); проанализированы определения понятия «нравственно-этическая культура».
Нами был использован комплекс методов: социологические методы (анкетирование, беседы), наблюдение, констатирующий эксперимент в средних общеобразовательных школах г. Кулебаки Нижегородской области (82 подростка).
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема личностного и нравственного развития человека занимает значимое место в теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных исследователей от античности (Аристотель, И. Кант, Платон, Сократ) и до настоящего времени (Б. С. Братусь, В. В. Зеньковский, Ж. Пиаже, В. И. Слободчиков, В. С. Соловьев, В. Франкл и др.). Нравственно-этические компоненты личности всесторонне рассматривали Л. И. Анцыферова, Н. И. Болдырев, С. К. Бондырева, Д. Б. Колесов, Л. М. Попов. Роль личностных и нравственно-этических компонентов в контексте профессионального развития специалистов изучали Б. Г. Ананьев, Э. Ф. Зеер, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Курбет, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Б. Д. Парыгин, Н. С. Пряжников, В. Д. Шадриков и др.
Нравственная сфера личности рассматривалась через призму духовной составляющей поведения личности в работах Л. М. Аболина, В. В. Абраменковой, Б. С. Братуся, А. Л. Горбачева, Д. И. Фельдштейна и др. Разработкой периодизации развития нравственности занимались В. В. Абраменкова, Л. Кольберг, А. В. Зосимовский.
Нравственность с позиции эмоционального компонента описывали В. А. Лабунская, А. Ф. Лазурский, Е. Е. Насиновская, А. Смит, Е. В. Субботский, В. А. Сухарев, М. Хоффман и др., с позиции личностно-нормативного подхода - Б. Латане, Д. Дартли, Ш. Шварц. Интеграцию личностно-нормативного и эмоционального подходов рассматривал Х. Хекхаузен.
Первой задачей нашего исследования было раскрытие сущности нравственноэтической культуры применительно к подросткам, выявление особенностей ее проявления у названной возрастной группы.
Нравственно-этическая культура, по мнению большинства ученых, представляет собой единство нравственного сознания и нравственного поведения, основанного на этических нормах и ценностях. Более глубокое прояснение сущности исследуемого феномена, по нашему мнению, требует обращения к анализу понятия «культура».
Существует множество определений этого понятия. Она понимается как совокупность достижений общественной и духовной жизни в определенную эпоху у какого-либо народа или класса общества; уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности; наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека; просвещенность, образованность, начитанность и др. Наиболее распространено понимание культуры как внебиологически выработанного и передаваемого способа человеческой деятельности. Однако, на наш взгляд, это определение следует дополнить определением культуры как уровня, степени развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.
Основываясь на данной формулировке, мы обозначили свое понимание нравственно-этической культуры личности применительно к подростковому возрасту.
Нравственно-этическая культура является одной из важнейших характеристик личности подростка и рассматривается как гармоническая совокупность этического отношения подростка к действительности, развитого этического сознания (этические понятия, взгляды и убеждения) и нравственно-этического поведения.
Сформировавшиеся этические понятия лежат в основе формирования этических взглядов и убеждений, составляющих важную часть этического сознания подростка.
Этические взгляды представляют собой систему логически обоснованных суждений о важнейших категориях этики. Они выражают осознанное нравственно-этическое отношение подростка к действительности, его личную этическую позицию. На основе этих взглядов формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, воля, постоянно и систематически проявляющиеся в жизнедеятельности подростка, обеспечивая единство слова и дела. В этом случае они становятся убеждениями, частью мировоззрения подростка. Нравственно-этическая культура является сформированной, если убеждения не остаются только в сознании и чувствах, а отражаются в поступках. Важной составляющей нравственно-этической культуры является самоконтроль поведения, представляющий собой способность к сопоставлению своих поступков с нравственно-этическими нормами и нахождению различий между ними [2].
На основании анализа сущности нравственно-этической культуры личности, а также учитывая данные исследований перечисленных выше ученых, мы выделили следующие критерии, позволяющие оценить уровень этой культуры у подростков: мотивационно-ценностный (наличие нравственно-этических убеждений и взглядов, мотивации нравственного поведения); знаниевый (наличие представлений о нравственно-этических нормах, этических понятиях); поведенческий (способность совершать поступки в соответствии с этическими нормами); рефлексивный (развитость эмоциональной идентификации, сформированность умения оценивать свои поступки с точки зрения этики и нравственности, сформированность самоконтроля поведения).
Выделенные критерии позволили дать характеристику высокого, среднего и низкого уровней нравственно-этической культуры подростков, демонстрирующих их этический рост.
Высокий уровень проявляется в устойчивом стремлении познавать нормы нравственности и этические категории, основанном на безусловном признании ценности этических норм. Подростки хорошо знают этические понятия, у них сформированы нравственноэтические убеждения и взгляды. Поступки подростков, которым присущ высокий уровень нравственно-этической культуры, соответствуют требованиям нравственности. Способность к доказательству своего положительного или негативного отношения к своим поступкам, аргументированное обоснование такого отношения на основе этических переживаний и чувств характеризуют высокий уровень нравственно-этической культуры подростков.
Средний уровень характеризуется стремлением подростков к пониманию нравственно-этических норм. Однако они испытывают некоторые затруднения в построении собственной системы этических убеждений. Подростки знают основные этические нормы, но это нормы общего характера. Недостаточно устойчиво реализуют нравственноэтические нормы в поведении. Рефлексивные умения сформированы тоже недостаточно.
Низкий уровень присущ подросткам, для которых характерен приоритет прагматических ценностей над духовно-нравственными, неполное, бессистемное нравственное осмысление понятий «добро» и «зло». Им присуще неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми. В деятельности и поступках проявляется центрированность на себе.
Процесс этического развития проходит длинный путь от познания этических норм до становления их убеждениями.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что у значительной части подростков спектр нравственных представлений достаточно узок, наблюда-
ется преобладание материальных ценностей над духовными. Подростки зачастую проявляют равнодушие к переживаниям своих товарищей, эмоциональную неустойчивость. Их поведение и поступки определяются сложившимся у них в сознании фрагментарным образом культурного человека. Такие данные были получены нами в ходе опроса 120 подростков - учащихся 5-8 классов различных школ г. Кулебаки Нижегородской области.
В процессе констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика уровня нравственно-этической культуры подростков. Полученные данные свидетельствовали о преобладании низкого (небольшой объем нравственных представлений, ценностей, правил поведения и общения; представления о культуре поведения и общения не находят адекватного воплощения в поступках; преобладает эмоциональная глухота) и среднего (освоен достаточный объем представлений, ценностей и правил; эмоциональная отзывчивость проявляется достаточно часто; культура поведения и культура общения в целом сформированы, однако случаются срывы) уровней нравственно-этической культуры.
При проведении исследования мы учитывали психолого-педагогические особенности подросткового возраста, которому принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций. Также нам было необходимо выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.
Младшие подростки ориентируются преимущественно на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, имеют второстепенную значимость. В среднем подростковом возрасте начинают преобладать ценности общества в целом, культурные ценности. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он не только формирует собственную систему ценностей, но и реализует их в собственной жизни.
Возрастным новообразованием подросткового возраста является переживание чувства одиночества, осознание и переживание обособленности от других людей. Подростки чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывают при этом грусть, страх, обиду, печаль. Для этого возрастного периода характерны развитие рефлексии, т. е. потребности подростка познать себя как личность, понять себя; переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на сверстников; потребность в уединении и др. [1].
Вышеперечисленные характеристики свидетельствуют о том, что подростковый возраст является критическим для формирования нравственно-этической культуры личности, так как в этот период оформляется картина окружающего мира, закрепляются системы ценностей и образцов поведения.
Резюме. Нравственно-этическая культура представляет собой средство социализации подростков в изменяющейся среде через приобщение к непреходящим моральным ценностям.
Уровни нравственно-этической культуры подростков (высокий, средний, низкий) позволяют определить мотивационно-ценностный, знаниевый, поведенческий и рефлексивный критерии.
Преобладающими в подростковой среде продолжают оставаться средний и низкий уровни нравственно-этической культуры, что свидетельствует об актуальности проблемы нравственно-этического воспитания детей названной возрастной группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон, И. С. Ребенок и общество : учебное пособие для вузов / И. С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 335 с.
2. Хрисанова, Е. Г. Теория и практика формирования самоконтроля поведения учащихся во внеурочной деятельности / Е. Г. Хрисанова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 1996. - 124 с.