Оценить эффективность предпринятых мер развития системы и совершенствования форм и методов культурно-досуговой работы в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России можно будет через длительное время. Сегодня можно отметить положительный опыт и успехи, а также ряд общих проблем в организации этого направления деятельности в ОВД:
— отход от педагогического принципа — не развлекать, а всегда учитывать воспитательный эффект мероприятий. Иногда предпочтение отдается не активным, а пассивным формам, средствам и методам работы, формальным мероприятиям, без установления обратной связи со зрителями и слушателями, без заинтересованного участия сотрудников в культурно-досуговых мероприятиях;
— медлительность разработки системы культурного обслуживания и организации досуга личного состава непосредственно в органах и подразделениях МВД России, узость используемых форм, средств и методов, их шаблонное копирование из года в год;
— недостаточное финансирование данного направления деятельности, которое привело к нищенскому положению как учреждений культуры — культурных центров, клубов, библиотек, так и коллективов художественной самодеятельности (в ряде подразделений это привело к их ликвидации);
— комплектование учреждений культурно-досуговой работы высококвалифицированными специалистами ведется не на должном уровне, не осуществляется их регулярная переподготовка и повышение квалификации;
— медленно развивается нормативно-методическая база культурно-досуговой работы.
Решение этих проблем в сфере организации культурно-досуговой работы представляется наиболее важной задачей для подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел в ближайшей перспективе.
1 Нургалиев Р. Г. Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России. 23.08.2005 г. // Сборник нормативно-методических материалов по организации работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2006. С. 8.
2 О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900. С. 2140-2186.
3 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г.; Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 490 от 29.06. 2009 г.; Об организации морально-психологического обеспечения оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 80 от 11.02.2010 г
4 О безотлагательных мерах по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 341 от 30 апреля 2009 г;
О фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира»: приказ МВД России № 468 от 26.05.2007 г.; О фото-
конкурсе МВД России «Открытый взгляд»: приказ МВД России №880 от 13.10.2008 г.; Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1145 от 24.12.2008 г.; О совершенствовании деятельности библиотек органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1146 от 24.12.2008 г.; О литературном конкурсе МВД России «Доброе слово»: приказ МВД России № 1147 от 24.12.2008 г.
5 Вестник полиции : еженедельный журнал. СПб., 1910. № 1-52. С. 3.; Свод законов Российской империи в 5 книгах / под ред. И. Д. Мордухай-Болтовского. Кн. 1. Т. 1-3. Гл. 5. Ст. 361-362.
6 Вестник полиции : еженедельный журнал. СПб., 1910. № 31. С. 4.
7 Там же. С. 4.
8 Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 80 от 11.02.2011г.; Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 2010 г. и задачах на 2011г.: приказ МВД России № 189 от 15.03.2010 г.; Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 1139 от 24 декабря 2008 г.; О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России № 120 от 1.02.2007 г.; КубышкоВ. Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России : мат-лы учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М., 2008. 302 с.; Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. И. Адаев; ред. В. Л. Кубышко. М., 2006.
УДК 159.96
ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Н. А. Ведешкин
В статье анализируются теоретические и практические аспекты изучения правосознания и обосновывается необходимость внедрения нового подхода в практику профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.
Ключевые слова: полиция, профессионально важные качества, кандидат на службу в ОВД, группа риска, скрываемая информация, правосознание.
В ходе реформирования системы МВД России, начавшейся в 2009 г. и продолжающейся по настоящее время, были изданы нормативно-правовые документы, определяющие приоритетные аспекты и направления профессионального психологического отбора в органы внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» установлены жесткие требования к процедуре отбора. Граждане, поступающие на службу в ОВД, проходят психофизиологические исследования, тестирование
на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость (п. 4 ст. 35).
Решая задачу укомплектования ОВД специалистами высокого уровня и исходя из практики профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД, аддиктивное (зависимое) и девиантное (отклоняющееся) поведение признаны проявлениями деформации правосознания. Это подтверждают и данные специального психофизиологического исследования с применением полиграфного устройства (далее — СПФИ) в центрах психофизиологической диагностики медикосанитарных частей МВД России по субъектам Федерации. В сложившейся ситуации актуальным является изучение уровня развития правосознания личности кандидатов на службу в ОВД как важнейшей составляющей профессионально важных качеств.
Согласно аналитическому обзору ЦПД ФГБУ3 «ЦМСЧ МВД России» в структуре случаев сокрытия негативной информации в 2010 г. преобладают:
— прием психоактивных веществ — 3 7,6% случаев, в том числе немедицинское употребление наркотических средств — 27,8%;
— другие негативные данные (27,6%), в которые вошли факты увольнения ранее из ОВД по отрицательным мотивам, отчисление из учебных заведений по негативным причинам, пристрастие к азартным играм, использование поддельных документов, сокрытие анкетных данных, единичные случаи немедицинского употребления наркотических веществ (1-3 раза), употребление веществ, вредных и опасных для здоровья, хранение незарегистрированного огнестрельного оружия, склонность к конфликтам, случаи физической агрессии, привлечение к уголовной ответственности, использование служебного положения для получения материальной выгоды, превышение служебных полномочий, участие в деятельности неформальных группировок или экстремистских организаций, приводы в милицию и другие проявления девиантного поведения 1.
Необходимо отметить, что самый высокий рост выявленной негативной скрываемой информации наблюдается среди кандидатов на службу в ОВД. Динамика отношения числа случаев выявления сокрытия негативной информации к числу обследованных кандидатов на службу представлена следующим образом: 2006 г. — 0,82; 2007 г. — 0,94; 2008 г. — 1,01; 2009 г. — 1,10; 2010 г. — 1,3.
Итак, выявление негативной скрываемой информации приходится именно на долю кандидатов на службу в ОВД, что в среднем составляет два случая на одного кандидата.
В целях профилактики негативных явлений среди личного состава ОВД и совершенствования профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и сотрудников мы считаем необходимым проведение изучения одного из важнейших компонентов содержания сознания личности кандидатов на службу в ОВД и сотрудников — правосознание личности.
Психологи среди профессионально важных личностных качеств, формирующих правовую регламентацию
сотрудника следственных и правоохранительных органов, выделяют высокий уровень правосознания, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность в борьбе с нарушителями правопорядка 2
Отечественные ученые внесли большой вклад в изучение феномена правосознания 3.
Анализ литературы по вопросу изучения правосознания показал, что в современной науке не сложилось единого мнения в определении самого понятия «правосознание».
Выдающийся русский философ Х1Х-ХХ вв. И. А. Ильин писал: «... правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат человека прежде всего и больше всего — духовной воле... живой корень правосознания надо ис-
4
кать в религиозном чувстве и в совести...» .
Л. И. Петражицкий согласно своей «эмоциональной теории» различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Первые являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности или долга. Нормы морали — это внутренние императивы, т.е. долг постулируется, а свобода и личные права привязываются к нему уже на втором шаге5.
Явление правосознания рассматривали ученые различных отраслей научного знания. Так, юрист-правовед Т. В. Синюкова считает, что правосознание — это оценка права в обществе. Оно выражает критику действующего права, формирует определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяет, что считать правомерным, а что неправомерным6.
Н. Л. Гранат толкует правосознание как сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социальноправовых установок и ценностных, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых
7
ситуациях 7.
Ученые считают, что на формирование правосознания оказывают влияние не только сознательные процессы, но и бессознательные, которые выражаются в воздействии на ход логических мыслительных процессов.
В понятие правосознания включаются юридические цели, интересы, мотивы, привычки, традиции, иллюзии, интуиция, ментальные установки, стереотипы, правовое внушение, подражание, реакции, волевые импульсы, правокультурные модели поведения и многие другие составляющие совокупного опыта предыдущих поколений, осадков в памяти повторяющихся психических процессов8
А. Б. Венгеров описывает правосознание как объективно существующий комплекс взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп индивидов к праву, и как канал воздействия права через
мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений, и как принятие права обществом в целом, его соответствие социальным отношениям .
Среди ученых популярна концепция естественного права, ее сторонниками являются О. Э. Лейст, С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц. Эта концепция отражена в работах философов ХУ1-ХУШ вв. Э.Кант своей теорией естественного права внес значительный вклад в изучение правосознания. Он считал, что законы свободы лишь обязывают человека поступать определенным образом, а не принуждают человека делать это насильно. В этом контексте правосознание близко к рационально-нравственным категориям, т. е. законы могут соблюдаться, а могут и не соблюдаться гражданином, так же, как и законы могут быть согласованы или не согласованы с нравственным законом. В итоге человек сам для себя определяет «свои» законы, и в первую очередь руководствуется «естественным правом», а не положительным, предписанным и существующим.
В. С. Нерсесянц 10 определяет естественное право как предданное (природой вещей и человека). То есть требования условий окружающей среды должны обязательно пройти сквозь призму правосознания индивида, пройти через его культурные коды, так они приобретут правовой облик и предстанут в виде норм позитивного права.
Концепцию естественного права также разделяют представители Российской православной церкви, утверждающие, что в христианской православной религии существует высшая сила, которая помогает человеку отличить добро от зла и в каждый конкретный момент времени своей жизни делать правильный выбор. Свод нравственных правил, по сути, сводится к 10 заповедям, зафиксированным в библейском Откровении. Согласно христианской антропологии, человек после грехопадения утратил свое изначальное достоинство и нуждается в нравственном законе, который помог бы ему возвратить его.
Необходимо отметить, что в России наиболее широко правосознание стало изучаться исследователями с конца 70-х годов ХХ века. Важную роль в этом сыграли работы сотрудников сектора психологических проблем ВНИИ Прокуратуры СССР под руководством А. Р. Ратинова. По мнению А. Р. Ратинова и Г. X. Ефремовой 11, системообразующим свойством, определяющим природу правосознания, является ценностность как социально-правовая характеристика этого духовного образования. Правосознание, пронизывая все стадии правового регулирования, является основой, стержнем всего механизма правового поведения. Необходимо отметить, что А. Р. Ратинов, автор самой функциональной концепции о структуре правосознания, выделяет: когнитивный, оценочный и поведенческий компонент.
Большинство современных юристов, социологов и философов определяют правосознание в качестве сферы общественного, группового и индивидуального сознания, отражающей правовую действительность. Это
совокупность юридических знаний, оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Правосознание в этом контексте представляет собой правовую идеологию и правовую психологию.
Неудивительно, что разные ученые отдают предпочтение изучению того или иного элемента правосознания. А. В. Асцатурова12 считает, что наиболее важный элемент правосознания — это правовая психология, хотя и поясняет, что ее нельзя отделять от правовой идеологии. В.М. Столовский 13 считает, наоборот, что правовая идеология является важнейшим элементом.
В середине 90-х годов ХХ в. отечественные психологи К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, И. М. Воловикова14 занимались исследованием ментальных особенностей правосознания россиян в рамках концепции социальных представлений. Результаты исследований показали, что основной особенностью российского правосознания является преобладание морального сознания и моральных представлений над правовыми и политическими.
Констатируя своеобразные особенности правосознания российских граждан в начале 90-х годов, психологи отмечают, что, несмотря на прошедшие правовые реформы и демократические преобразования в стране в последнее десятилетие, в правосознании россиян не наблюдалось положительной динамики, поскольку число лиц, считающих, что «нельзя нарушать закон и быть при этом правым», практически остается неизменным на протяжении последних 12 лет и в среднем составляет 10-15%. Данные исследования проводили А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, С. П. Рожков 15.
Анализ теоретических подходов к изучению правосознания показал, что логика определений данного понятия изменялась на протяжении нескольких столетий. Однако именно изменения, происшедшие в общественной жизни во второй половине XX столетия, позволили установить, что понятие права гораздо шире понятия закона, что между правом как системой норм и реальным поведением людей находится связующее звено — правосознание, и оно гораздо шире понятия права, а связь между ними носит многозначный характер.
Таким образом, основная психологическая проблема правосознания на протяжении мировой истории сводилась и до сих пор сводится к двум нравственным категориям: «должен» и «считаю нужным». Еще Аристотель, рассуждая о рабстве, говорил о понятии «естественного закона».
Необходимо отметить, что ученые и специалисты в сфере правоохранительных органов также занимались изучением теоретических и практических аспектов правосознания 16.
При проведении исследований правосознания в органах внутренних дел используемые диагностические средства более напоминают не психологическое, а социологическое исследование. Отдельные попытки пси-
хологического эмпирического изучения правосознания сотрудников за последнее десятилетие были предприняты Н. В. Кожевниковой17, Э. Е. Абдрашитовым18 и др. При этом эмпирических исследований кандидатов на службу в ОВД не проводилось.
Проанализировав классический и современный психодиагностический инструментарий, автор пришел к выводу о том, что тестовые методики на определение уровня правосознания фактически отсутствуют. Одним из вариантов изучения представлений о правовых нормах и представлениях может являться методика «Семантический дифференциал».
Однако учитывая специфику психодиагностического эксперимента при профессиональном психологическом отборе, имеющего потоковый характер, автору предпринятого эмпирического исследования кандидатов на службу в ОВД необходимо было выбрать надежный вариант экспресс-метода изучения правосознания кандидатов на службу в ОВД. В результате была выбрана методика «Изучение уровня развития правосознания» Л. А. Ясюковой19
Л. А. Ясюкова считает, что с точки зрения психологии правосознание имеет в своей основе моральнонравственные установки, но несводимо к ним и является вполне специфическим образованием, изучение его психологического содержания не должно ограничиваться рамками ценностно-этического подхода.
Сама методика представляет собой опросник, на каждый вопрос которого предлагается три варианта ответа. Один ответ отражает ориентацию на правовые нормы, другой — на эмоциональные групповые (возрастные, национальные, статусные и пр.) или абстрактно-гуманистические нормы, третий предлагается для тех, кто не может четко определиться в выборе и выражает некую «промежуточную» позицию. В результате отбора и группировки суждений для опросника были сформированы три блока: бытовая сфера, профессионально-деловая сфера, социально-гражданская сфера. На основе количественной оценки автор методики выделила четыре уровня развития правосознания.
Первый уровень — правовой нигилизм. Человек не признает правового регулирования, отрицательно относится к существованию формального права, ориентируется только на морально-нравственные нормативы и только в том варианте, которые сам разделяет.
Второй уровень — противоречивое и неполноценное правовое сознание. Оно сформировано неполностью и регулирует поведение человека только в какой-то одной-двух сферах.
При несформированности правосознания в бытовой сфере человек проявляет непоследовательность, характеризуется потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях из-за непонимания социального релятивизма, групповой относительности морально-этических норм, из-за невозможности признать, принять другую, не свойственную ему самому систему жизненных ценностей.
При несформированности правосознания в деловой сфере у человека и в профессиональной деятельности доминирует ориентация на личную договоренность, сочетающаяся с пренебрежением к документальному оформлению всех деталей предстоящей совместной работы, склонность действовать в обход трудового законодательства и не соблюдать (или не полностью соблюдать) договорные обязательства, если ему будет так выгоднее или, по его мнению, так будет лучше для дела.
При несформированности правосознания в социально-гражданской сфере человека характеризует инфантилизм, принципиальная пассивность, нежелание прикладывать личные усилия, самостоятельно искать выход из сложных жизненных ситуаций, отсутствие гражданской ответственности.
Третий уровень — правосознание в основном сформировано, хотя у человека может сохраняться отрицательное отношение к правовому регулированию в целом и к существующим законам в частности.
Четвертый уровень — правосознание сформировано полностью. Характерны абсолютная надежность в деловых отношениях, буквальное выполнение договорных и прочих обязательств, даже вопреки собственным отношениям и пониманию ситуации, если уже такая договоренность существует и таким образом составлена.
Подводя итог, следует отметить, что из результатов экспериментального исследования, проведенного автором ранее и посвященного изучению волевого компонента правосознания личности кандидата на службу в ОВД, следует, что само современное общество и окружающая среда в целом влияют на деформацию правосознания, формируя устойчивую корыстную мотивацию индивидуума. Однако исследование проводилось с помощью методики изучения только лишь волевого компонента, входящего в структуру правосознания.
Таким образом, в результате анализа литературы по данному вопросу, ранее проведенной работы автора и других исследователей, следует поставить вопрос о необходимости научного комплексного изучения правосознания как базового профессионально важного качества кандидата на службу в органы внутренних дел и сотрудника в целях дальнейшего совершенствования профессионального психологического отбора в органы внутренних дел Российской Федерации.
1 Мягких Н.И., Ермачков А. И. Аналитический обзор деятельности центров психофизиологической диагностики медико-санитарных частей органов внутренних дел Российской Федерации по итогам 2010 г., М., 2011.
2 Романов В. М. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: метод. пособие. М., 1994.
С. 116.
3 Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. I. 360 с.; БайниязовР. С. Правосознание и правовой менталитет в России: введение в общую теорию: монография. Саратов, 2001. 296 с.; Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд. М., 2000. 528 с.; Гранат Н. Л. Право-
сознание и правовая культура: Общая теория государства и права. М., 2001. С. 243; Гулевич О. А., ГолынчикЕ. О. Правосознание и правовая социализация: учебное пособие. М., 2003. 270 с.; Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 235 с.; Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. 2-е изд.: М., 2008. 352 с.; НерсесянцВ. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2002; Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. I, II. Спб., 1909-1910; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002. 512 с.; Ратинов А. Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. 256 с.; Синю-кова Т. В. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 776 с.; ЯсюковаЛ. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4.
4 Ильин И. А. Указ. соч. С. 53.
5 Петражицкий Л. И. Указ. соч. С. 200.
6 Синюкова Т. В. Указ. соч. С. 115.
7 Гранат Н. Л. Указ. соч. С.243.
8 Белканов Е. А. Структура и функции правосознания: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 21; Байния-зов Р. С. Указ. соч. С. 93.
9 Венгеров А. Б. Указ. соч. С. 482.
10 Нерсесянц B. C. Указ. соч. С. 56.
11 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Указ. соч. С. 48.
12 Асцатурова В. Е. К вопросу о ценностных ориентациях сотрудников правоохранительных органов в современном российском обществе // Неклассическое общество: векторы развития. Владимир, 2008. С. 12-17.
13 Столовский В. М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. М., 1979. 160 с.
14 Абульханова-Славская А. А., Брушлинский А. В., Воло-викова М. И. (ред.) Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 193.
15 Рожков С. П. Эмпирическое исследование особенностей нравственно-правовыгх представлений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32).
16 Абдрашитов Э. Е. Правосознание современного сотрудника милиции // Социологические исследования. 2009. №5.; Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. М., 1991. С. 81; ЕникеевМ. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник. М., 2005; КожевниковаН.В. Социально-психологические методы исследования правосознания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009, № 3(38); Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Указ. соч. С. 48; Романов В. В. Юридическая психология. М., 1998. С. 488; Сер-гачева О. В., Марьин М. И. Правосознание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2. С. 3-7; СтоляренкоА. М. Прикладная юридическая психология (в соавт.). М., 2001; Титаренко Т. А. О содержании правосознания // Психопедагогика в правоохранительным органах. 2010. № 4(43).
17 Кожевникова Н.В.Указ. соч.
18 Абдрашитов Э.Е. Указ. соч.
19 Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. №4.
УДК 342.7
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА И СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
В. В. Кожевников, В. В. Попова
В данной статье рассматривается воздействие поощрительных норм на поведение субъектов права, раскрываются сущность, особенности и значимость социально активного правомерного поведения, предлагаются положения по усовершенствованию поощрительных норм права, чтобы их воздействие приводило к социально активному поведению.
Ключевые слова: поощрительные нормы права, поведение субъектов права, социально активное правомерное поведение, мотивация, стимулы, поощрение, правовая активность.
Поощрительные нормы права играют существенную роль в формировании сознательно активного, особо полезного, правомерного поведения. Они направлены на формирование социально активного поведения субъектов права. Последнее является более высокой формой правомерного поведения, наиболее значимой в развитии современного российского общества.
Правомерное поведение не перестает быть таковым от того, что его субъективную сторону составляют даже те мотивы, которые обусловлены страхом возможного юридического наказания, собственными, узкоэгоистическими выгодами от правомерности, приспособленчеством, бездумным принятием существующего порядка вещей, некритическим следованием господствующему мнению и образцам поведения и т. д. Поведение признается правомерным при условии, если не нарушает установленных правом рамок. Однако, с другой стороны, такое законопослушное поведение, так же, как и привычное, не могут представлять главной цели социального действия права1. Что же касается социально активного поведения, то оно проявляется через интерес к праву и участие в реализации общезначимых целей права.
Мы согласны с Ю. А. Тихомировым в том, что социально активное поведение формируется под влиянием норм права, эмоций, интересов, настроений, особенностей мышления, привычек. Поощрительные нормы ориентируют людей на повышение их активности и достижение оптимальных результатов, превышение стандартов поведения с помощью стимулов, льгот, дополнительных благ. Роль поощрительных норм права состоит не только в моделировании вариантов поведения, но и в формировании правосознания, социальных, нравственных оценок как основы мотивационного механизма2. Воздействуя на субъектов права, они приводят к их добровольной, общественно значимой, сознательной, творческой деятельности в правовой сфере, т. е. обусловливают правовую активность данных лиц. В поощрительных нормах содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага.3