матривает несколько форм фиксации применения рассматриваемой меры принуждения: путем составления отдельного процессуального документа - протокола изъятия либо записи в протоколе о доставлении, протоколе об административном задержании или протоколе осмотра места совершения административного правонарушения. Обязательным требованием является присутствие при изъятии двух понятых. Относительно процессуального оформления рассматриваемой административно-принудительной меры следует отметить, что в процессе изъятия РЭС или ВУ сотрудникам милиции необходимо зафиксировать значительный объем сведений, перечисленных в ч. 6 ст. 27.10 КоАП РФ. В частности, необходимо указывать сведения об их типе, марке, комплектности, идентификационных номерах изделий, входящих в состав РЭС (приемо-передатчик, гарнитура, антенно-фидерное устройство, блок питания), а также техническом состоянии. Внести столь значительный объем информации в протоколы, предназначенные для фиксации иных процессуальных действий, как правило, не представляется возможным. Следует учесть, что нарушение требований закона к составлению процессуального документа, в который внесены сведения об изъятии РЭС или ВУ, автоматически повлечет за собой утрату юридической силы и результатов изъятия, что может повлечь невосполнимую утрату доказательств по делу об административном правонарушении.
По указанным причинам на практике изъятие РЭС или ВУ оформляется, как правило, отдельным процессуальным документом - протоколом изъятия. Так, проведенный нами анализ 103 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.3 КоАП РФ, выявленных сотрудниками ОВД на территории Камчатского края, показывает, что данная мера принуждения применялась по каждому из указанных дел и оформлялась путем составления протокола изъятия.
В случаях, когда предметами правонарушения являются РЭС или ВУ в стационарном исполнении (многоканальные базовые станции радиорелейной, сотовой, тран-кинговой связи, радиостанции большой и средней мощности), изъятие которых сопряжено со значительными сложностями, сотрудники ОВД могут применить арест указанных изделий (ст. 27.14 КоАП РФ).
Эффективность применения рассматриваемых мер пресечения в значительной мере определяется индивидуально-психологическими качествами сотрудников милиции, наличием знаний и навыков в области психологии, способностью не только анализировать совершенные правонарушения, но и умением правильно вести диалог с правонарушителем, а при необходимости -и с другими гражданами, находящимися на месте происшествия, сочетая принципиальность и требовательность с тактичностью и уважением к достоинству личности, неукоснительным соблюдением в обращении с гражданами этических норм поведения, в том числе Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [7].
1. Решение координационного совещания руководителей правоохранительных органов Камчатской области от 17 мая
2001 г. // Архив Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю.
2. Решение Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по информационной безопасности от 18 октября 2002 г. № 3 // Архив управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю.
3. ЛатухинаК. Чистые руки // Рос. газета. 2010. 8 июля.
4.О связи : федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ :
в ред. федеральных законов от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ, 14 февраля2010 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28, ст. 2895. С. 6906-6950; № 52,
ч. 1, ст. 5038. С. 12482-12910; 2010. № 7, ст. 705. С. 1952.
5. О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств : постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539 : в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 160 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42, ст. 4137. С. 9322-9330; 2010. № 13, ст. 1502. С. 3510-3511.
6. Об утверждении Перечня технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, форм свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и форм свидетельств об образовании позывного сигнала опознавания : приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от20 августа2007 г. № 94 //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 39.
7. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
II О СОДЕРЖАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Т. А. Титаренко
На основе теоретического анализа в статье рассматриваются структурные элементы правосознания.
Ключевые слова: правовая идеология, правовая психология, менталитет, индивидуальное правосознание, структура.
Правосознание - явление, непосредственно не наблюдаемое, оно отражает как идеальное, так и чувственное в осознании человеком права. В. А. Пчелинцев отмечает, что правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социальноправовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях [1, с. 19]. Р. А. Рябцев же делает акцент на том, что правосознание есть форма общественного сознания, «...отражающая осмысление и ощущение субъективного и позитивного права, а также процесса их реализации, и определяющая поведение людей в конкретных юридически значимых ситуациях в случае отсутствия регулирующей юридической нормы (либо ее
незнание конкретным субъектом), или ее несоответствия жизненным реалиям» [2, с. 10]. С ним солидарен В. В. Сафронов, который также определяет правосознание через форму общественного сознания. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представленная в совокупности психологических, идеологических и поведенческих компонентов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к действующему или желаемому праву, к поведению людей в сфере правового регулирования [3, с. 6]. На наш взгляд, понятие, даваемое Н. М. Юрашевичем, наиболее полно отражает сущность правосознания. С его точки зрения, правовое сознание представляет собой систему чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях [4, с. 69].
В правоведении принято выделять в качестве основных структурных элементов правосознания правовую идеологию и правовую психологию. Исследователи по-разному рассматривают правовую психологию. Например, Р. С. Байниязов понимает правовую психологию как важный и сложный структурный слой правосознания, объединяющий в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, воли, воображения, фантазии, интуиции и др. Она определяет глубинные источники правотворческого и правоприменительного процесса, юридической деятельности права [5, с. 42].
Правовую психологию как совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или для конкретной социальной группы (групп) рассматривает Н. А. Шеяфетдинова [6, с. 12]. У Р. А. Кузнецова правовая психология выражается в отношении различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву и законности [7, с. 17].
Н. М. Тапчанян определяет правовую психологию как область оценочно-эмоционального восприятия права [8, с. 11] . Итак, под правовой психологией мы будем понимать совокупность чувств, настроений, эмоций человека, общества, государства, возникающих по поводу права и правовых явлений.
При изучении правовой психологии как структурного элемента правосознания существенно важным является вопрос о том, как формируется правовая психология. Так, Е. А. Певцова высказывает суждения о том, что правовая психология формируется в результате повседневной практики. При этом правовой психологии свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями [9, с. 64]. На наш взгляд, основным фактором, влияющим на формирование правовой психологии, служит менталитет. Менталитет - это глубинный уровень правосознания, выраженный в структурированной единой и целостной общности правовых представлений, стереотипов, привычек, реакций и др., в характере и способе юридического восприятия.
Сложившиеся национальные привычки, обычаи, стереотипы обусловливают характер эмоционального отношения нации к правовым нововведениям и модернизациям. Для российской ментальности характерными являются традиционализм, коллективизм, ярко выраженный антииндивидуализм, склонность чрезмерно идеализировать определенные проявления общественной жизни. Вместе с тем присутствует стремление к правде, добру, равенству, милосердию и др. Специфический отпечаток на российскую ментальность накладывает религиозное и этническое многообразие России. Особенностью российского менталитета является и отрицательное отношение народа к законам государства. Менталитет оказывает огромное влияние на индивидуальное правосознание всех граждан, так как, рождаясь в той или иной стране, человек придерживается издревле сложившихся обычаев, правил поведения, представлений о нормах права и морали.
Для менталитета россиян привычным представляется противопоставление идеи закона и подзаконного акта. В правовом плане иногда это выливается в доминирование всевозможных инструкций, приказов, распоряжений над волей закона. Российская ментальность характеризуется стремлением к справедливости. Существует направленность на поиск правды и справедливости больше в религиозных ценностях, чем в праве, законе. Последние не вызывают в душе россиянина значимых положительных чувств и эмоций, ибо в его представлении (ставшем ментальной установкой) в праве нельзя найти правду. Для народа право (закон) есть скорее инструмент государственного принуждения, своеобразная юридическая «палка», имеющая, главным образом, один конец - кара, насилие, наказание, ответственность. Законы государства меньше всего выступают в виде гуманных, справедливых правовых средств защиты личности [10, с. 29, 31, 32, 42]. Рассмотрев менталитет как основной фактор, формирующий общественное правосознание, можно отметить, что он накладывает свой отпечаток и на индивидуальное правосознание каждого гражданина, и на общественное.
Близка к точке зрения Р. С. Байниязова и Н. М. Тап-чанян [11, с. 11], которая верно подмечает, что в России право связано с источником силы и авторитета. Оно внедрялось, как правило, путем негативных санкций, а не общественного согласия, и поэтому у людей выработалось стремление «обходить» право, бояться правоохранительных органов и институций, избегать их.
Очень точно указывает В. М. Столовский, что правовая психология вырабатывается не учеными и идеологами, а непосредственно участниками общественных отношений, гражданами, членами общества. Большую роль в этом процессе приобретает практический, житейский и правовой опыт, накопленный ими в результате общественной или профессиональной трудовой деятельности, контактов с различными государственными, например, правоохранительными, органами и т. д. [12, с. 37].
Помимо факторов, формирующих правовую психологию, существуют и ее элементы. Важным элементом правовой психологии выступают юридический мотив, который побуждает, стимулирует его на совершение со-
ответствующих действий юридического характера, а также совесть, интуитивное понимание, стремление к справедливому, жизненному праву.
Гражданину, обладающему высоким уровнем правосознания, необходимо иметь сильную волю, которая предполагает его постоянную нацеленность на выработку нужных обществу законов, на практическую реализацию данных актов в форме применения, использования, исполнения, соблюдения права [13, с. 40-42]. Без воли правосознание подвержено влияниям извне, будет происходить процесс деформации.
Вторым компонентом, составляющим структуру правосознания, является правовая идеология. Авторы, изучающие данный вопрос, предлагают определения данного структурного элемента, здесь приведем некоторые из них.
«Правовая идеология, - по мнению Р. А. Кузнецова, -это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной критике или одобрении всей правовой системы» [14, с. 16].
В противовес Р. А. Кузнецову Н. А. Шеяфетдинова определяет правовую идеологию как систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения [15, с. 12]. Представляется, что Н. А. Шеяфет-динова дает более узкое понятие, определяя правовую идеологию в качестве структурного элемента профессионального сознания. Интересную точку зрения выразила Н. М. Тапчанян, отмечая, что правовая идеология рассматривается как система ценностно-ориентированных правовых взглядов, основанных на определенных социальных и научных познаниях [16, с. 11].
«Правовая идеология - это совокупность систематизированных, теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права», - отмечает Е. А. Певцова [17, с. 64]. В. М. Столовский продолжает ее мысль, отмечая, что правовая идеология представляет собой совокупность правовых взглядов, понятий, идей, теорий, выражающих интересы и потребности общества. Правовая идеология есть знание политических и правовых явлений, выходящее за рамки непосредственно лежащих на поверхности фактов правовой действительности [18, с. 33]. Все граждане должны знать и соблюдать закон, и недостаточно лишь положительного отношения к нему. Только при условии наличия знаний и четких убеждений по поводу правовых явлений мы можем судить о высоком уровне правосознания.
Нам ближе всего позиция Р. С. Байниязова о том, что правовая идеология - это система взглядов, убеждений, идей, принципов, концепций и т. д., в которых выражается интеллектуально-умственное и отчасти эмоциональное отношение (осмысление, осознание, понимание) личности, социальных групп, правящих элит к правовой действительности (прошлой, настоящей, желаемой) [19, с. 40-42].
Правовая идеология - сложное общественное явление, которое служит показателем значимых для определенного субъекта на данный исторический момент цен-
ностных свойств, качеств, сторон, черт правовой реальности. Она отражает общественные отношения как систему, что помогает определять, какие именно из них требуют правового регулирования.
В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. Правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности. Ее основой служат идеи о разделении властей, многопартийности и идеологическом многообразии, законности в деятельности суда.
Правовая идеология строится на основе теоретического правового сознания и является в значительной степени самоорганизующейся системой, обеспечивающей определенную преемственность в развитии правовых взглядов.
В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители СМИ. Все сказанное выше можно обобщить словами В. М. Столовского: «Правовая идеология представляет научно-теоретический уровень правосознания, системное осмысливание людьми правовой реальности. В идеологической сфере правосознания на базе приобретенного конкретного эмоционально-чувственного опыта происходит окончательное становление и оформление правовых идей и представлений» [20, с. 34].
Правовой пласт идеологии отражает область оценочно-эмоционального восприятия права, выражающегося посредством эмоций, стереотипов, ценностных установок субъекта. Таким образом, правовая идеология выступает как научная, систематизированная часть правосознания, которая охватывает правовую действительность в главном, основном. Чтобы выдержать конкуренцию со стороны других направлений идеологии, она должна отличаться устойчивостью, относительным постоянством.
Анализ правовой идеологии свидетельствует о том, что это явление обладает своим содержанием, многоаспектным и многоуровневым. Структурные ее элементы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга, как части единого целого, однако у каждого структурного элемента есть особенные черты.
Если отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического осознания, теоретических знаний и оценок законодательства, правопорядка, законности и иных юридических явлений, то в социальной правовой психологии это происходит на уровне обыденного сознания.
Итак, поскольку основу правовой психологии составляют психологические переживания человека, его эмоции, чувства, то правовая идеология характеризуется и целенаправленным теоретическим научным осмыслением права как целостного социального феномена.
Общее между ними заключается в том, что они отражают общественное бытие и объективную правовую реальность при помощи социальных инструментов, но первая - при помощи идей, теорий, а вторая - при помощи психологических проявлений чувств и эмоций.
Правовая идеология глубже отражает правовые явления в обществе. Для правовой же психологии харак-
терно более глубокое и эффективное воздействие на волю и поведение субъектов. Когда чувство уважения к законам, ответственности за выполнение юридических обязанностей внутренне присущи человеку, становятся психологическим стереотипом, тогда и эффективность правовых идей и теорий будет максимальной.
В связи с особенностями структурных элементов правосознания нельзя рассматривать правовую идеологию как более высокую форму отражения, а правовую психологию - как более низкую. Эту мысль подтверждает и В. М. Столовский. Он отмечал, что нельзя считать, например, что чувство уважения к закону, карающему пропаганду войны, или чувство уверенности в реальности и гарантированности права на социальное обеспечение представляются более низкими по сравнению с соответствующими идеями, оценками данных правовых явлений [21, с. 41].
Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют, дополняют друг друга в познании и оценке права, в регулировании поведения людей. Идеологическая подготовленность человека обеспечивает его контроль над переживаниями и чувствами, возможность властвовать собой. От правовой психологии зависит, в конечном счете, признание или непризнание права, а соответственно, следование правовым предписаниям или нарушение их.
Некоторые авторы все-таки отдают предпочтение тому или другому структурному элементу, например В. Е. Асцасурова считает, что наиболее глубинной сферой правового отражения является правовая психология, а В. М. Столовский, наоборот, не соглашаясь с ней, к ведущему элементу правосознания относит правовую идеологию. В дальнейших рассуждениях В. Е. Асцассурова приходит к выводу, что правовая психология и правовая идеология - одно целое, и нельзя их разграничивать [22, с. 15; 23, с. 40]. Действительно, нельзя с полной уверенностью утверждать первичную роль одного структурного элемента правосознания по отношению к другому, поскольку в разных жизненных ситуациях, при решении различных правовых вопросов и оценке многочисленных явлений правовой действительности эти структурные элементы правосознания будут проявлять себя дифференцированно. Эти два элемента тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии. Идеи без чувства - пустые декларации, как и правовые чувства без идей способны вызвать поведение, осуждаемое моралью.
Таким образом, на основе анализа структурных элементов правосознания можно указать, что правосознание представляет собой сложный комплекс идеологических и психологических элементов, тем самым правовую психологию нет никаких оснований рассматривать как второразрядное явление по отношению к правовой идеологии.
1. Пчелинцев В. А. Трансформация правосознания общества в современной России (теоретико-правовое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. 173 с.
2. Рябцев Р. А. Современная правовая реформа в России и правосознание: (теоретико-правовые проблемы изменения правосознания граждан) : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. 173 с.
3. Сафронов В. В. Правосознание гражданина : дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. 242 с.
4. Юрашевич Н. М. Правосознание и право: общность и различие // Гос-во и право. 2005. № 7. С. 69-75.
5. Байниязов Р. С. Указ. соч.
6. Шеяфетдинова Н. А. Правосознание в механизме обеспечения экологической безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 248 с.
7. Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 194 с.
8. Тапчанян Н. М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 22 с.
9. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХІ веков. М., 2003. 416 с.
10. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 53 с.
11. Тапчанян Н. М. Указ. соч.
12. Столовский В. М.Указ. соч.
13. Байниязов Р. С. Указ. соч.
14. Кузнецов Р. А. Указ. соч.
15. ШеяфетдиноваН. А. Указ. соч.
16. Тапчанян Н. М. Указ. соч.
17. Певцова Е. А. Указ. соч.
18. Столовский В. М. Указ. соч.
19. Байниязов Р. С. Указ. соч.
20. Столовский В. М. Указ. соч.
21. Там же.
22. Асцасурова В. Е. К вопросу о ценностных ориентациях сотрудников правоохранительных органов в современном российском обществе // Неклассическое общество: векторы развития. Владимир, 2008. С. 12-17.
23. Столовский В. М.Указ. соч.