сознание и правовая культура: Общая теория государства и права. М., 2001. С. 243; Гулевич О. А., ГолынчикЕ. О. Правосознание и правовая социализация: учебное пособие. М., 2003. 270 с.; Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 235 с.; Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. 2-е изд.: М., 2008. 352 с.; НерсесянцВ. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2002; Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. I, II. Спб., 1909-1910; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002. 512 с.; Ратинов А. Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. 256 с.; Синю-кова Т. В. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 776 с.; ЯсюковаЛ. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4.
4 Ильин И. А. Указ. соч. С. 53.
5 Петражицкий Л. И. Указ. соч. С. 200.
6 Синюкова Т. В. Указ. соч. С. 115.
7 Гранат Н.Л. Указ. соч. С.243.
8 Белканов Е. А. Структура и функции правосознания: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 21; Байния-зов Р. С. Указ. соч. С. 93.
9 Венгеров А. Б. Указ. соч. С. 482.
10 Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 56.
11 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Указ. соч. С. 48.
12 Асцатурова В. Е. К вопросу о ценностный ориентациях сотрудников правоохранительных органов в современном российском обществе // Неклассическое общество: векторы развития. Владимир, 2008. С. 12-17.
13 Столовский В. М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. М., 1979. 160 с.
14 Абульханова-Славская А. А., Брушлинский А. В., Воло-викова М. И. (ред.) Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 193.
15 Рожков С. П. Эмпирическое исследование особенностей нравственно-правовык представлений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32).
16 Абдрашитов Э. Е. Правосознание современного сотрудника милиции // Социологические исследования. 2009. №5.; Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. М., 1991. С. 81; ЕникеевМ. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник. М., 2005; КожевниковаН.В. Социально-психологические методы исследования правосознания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009, № 3(38); Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Указ. соч. С. 48; Романов В. В. Юридическая психология. М., 1998. С. 488; Сер-гачева О. В., Марьин М. И. Правосознание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2. С. 3-7; СтоляренкоА. М. Прикладная юридическая психология (в соавт.). М., 2001; Титаренко Т. А. О содержании правосознания // Психопедагогика в правоохранительным органах. 2010. № 4(43).
17 Кожевникова Н. В. Указ. соч.
18 Абдрашитов Э.Е. Указ. соч.
19 Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. №4.
УДК 342.7
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА И СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
В. В. Кожевников, В. В. Попова
В данной статье рассматривается воздействие поощрительных норм на поведение субъектов права, раскрываются сущность, особенности и значимость социально активного правомерного поведения, предлагаются положения по усовершенствованию поощрительных норм права, чтобы их воздействие приводило к социально активному поведению.
Ключевые слова: поощрительные нормы права, поведение субъектов права, социально активное правомерное поведение, мотивация, стимулы, поощрение, правовая активность.
Поощрительные нормы права играют существенную роль в формировании сознательно активного, особо полезного, правомерного поведения. Они направлены на формирование социально активного поведения субъектов права. Последнее является более высокой формой правомерного поведения, наиболее значимой в развитии современного российского общества.
Правомерное поведение не перестает быть таковым от того, что его субъективную сторону составляют даже те мотивы, которые обусловлены страхом возможного юридического наказания, собственными, узкоэгоистическими выгодами от правомерности, приспособленчеством, бездумным принятием существующего порядка вещей, некритическим следованием господствующему мнению и образцам поведения и т. д. Поведение признается правомерным при условии, если не нарушает установленных правом рамок. Однако, с другой стороны, такое законопослушное поведение, так же, как и при-выганое, не могут представлять главной цели социального действия права1. Что же касается социально активного поведения, то оно проявляется через интерес к праву и участие в реализации общезначимых целей права.
Мы согласны с Ю. А. Тихомировым в том, что социально активное поведение формируется под влиянием норм права, эмоций, интересов, настроений, особенностей мышления, привыиек. Поощрительные нормы ориентируют людей на повышение их активности и достижение оптимальных результатов, превышение стандартов поведения с помощью стимулов, льгот, дополнительный благ. Роль поощрительный норм права состоит не только в моделировании вариантов поведения, но и в формировании правосознания, социальных, нравственный оценок как основы мотивационного механизма2. Воздействуя на субъектов права, они приводят к их добровольной, общественно значимой, сознательной, творческой деятельности в правовой сфере, т. е. обусловливают правовую активность даннык лиц. В поощрительных нормах содержится призыт совершить желательное для общества и государства действие, вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага.3
Справедливо отмечал В. Н. Кудрявцев, что поведение субъектов права имеет три основные последовательные составляющие: мотивации, планирования и приня-
4
тия решения, исполнения решения “
Рассмотрим эти стадии подробнее. Среди многих мотивационных факторов, которые относятся к внутренним, побудительным силам поведения, наиболее важную роль играют потребности и мотивы. Потребностью называют состояние нужды живого организма в чем-либо, что необходимо для его нормального существования и развития. Мотивация имеет для поведения побудительное, направляющее и организующее значение. В отличие от потребности мотивом поведения называют то, что в данный момент времени реально побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной, придает его деятельности определенный смысл. Потребность и мотив выступают как внутренние регуляторы поведения5.
Потребность направлена на повышение уровня адаптации, приспособление человека к окружающей физической и социальной среде. Именно потребности служат внутренними причинами большинства актов поведения. Высший уровень потребностей предполагает осознание личностью общественных ценностей и интересов. Иерархия потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни формируются к моменту достижения психологической зрелости и начинают играть детерминирующую роль в общей системе потребностей, особенно потребность самореализации, самоусовершенствования. Потребность в самооценке, понимании самого себя и смысла своего существования имеет большое значение для адаптации к окружающей среде, в том числе при выборе варианта поведения в юридически значимых ситуациях. Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются определяющим стимулом как для развития отдельной личности, так и для исторического процесса общества в целом 6.
Как справедливо утверждает А. А. Бондарев, нормы права не в состоянии непосредственно регулировать элементы психического механизма поведения человека, в том числе его потребности. Посредством правовых норм невозможно предписать или запретить человеку испытывать те или иные потребности, переживать побуждения, ставить перед собой определенные цели. Однако такие нормы могут указать на возможность, необходимость или недопустимость реализации этих явлений в поведении и определять способ последнего 7. Что касается поощрительных норм права, то, на наш взгляд, именно они являются юридическим основанием, одним из важных и действенный условий социально активного поведения субъектов права. Поощрение вывытает больший интерес и большее желание совершить действия, указанные в данных нормах права. Передовой гражданин российского общества исходит в своем поведении из интересов всего народа, из коллективных интересов, в целом совпадающих с индивидуальными интересами личности. Поэтому поощрительные нормы права долж-
ны содержать в себе четко сформулированные предписания, в которых будет указано, какие действия нужно совершить субъекту права, чтобы получить преимущества, льготы, гарантии и т. п.
Содержание второй стадии (планирования и принятия решения) включает в себя определение и оценку ряда элементов будущего поступка и связанных с ним компонентов внешней среды. К ним относятся: оценка возможностей для удовлетворения своих потребностей и интересов; выбор подходящих объектов, на которые будет направлено поведение; постановка цели; выбор средств ее достижения.
Наконец, третья, последняя стадия — это исполнение решения и наступление тех или иных последствий поступка, которые иногда выходят за рамки запланированный результатов. В. Н. Кудрявцев отмечал, что все это настоятельно подчеркивает важность оптимального регулирования деятельности человека, значение правовых норм и возрастающую роль права в организации жизни общества 8.
А. А. Бондарев по степени общественной полезности выщеляет такую разновидность правомерного поведения, как поведение, особенно полезное для общества и поощряемое им. Таковым может быть только социально активное правомерное поведение 9. По нашему мнению, важно заметить, что социально активное поведение признается более высокой формой правомерного поведения личности, проявляющейся через интерес к праву, формирование побудительных мотивов вступления в правовое общение. Особенностью социально активного поведения, отличающей его от иных видов правомерных действий личности, является то, что оно основывается не только на необходимости соблюдения правовых предписаний, но прежде всего на уважении к закону, внутренней установке, убежденности в социальной значимости права. Поощрительные нормы эффективнее влияют на поведение личности с помощью различного рода поощрений, что нам представляется наиболее важным воздействием на субъектов права, которое и приводит их к социально активному поведению.
Автор справедливо подчеркивает, что основным и важнейшим условием социально активного правомерного поведения является интернализация правовык норм, т. е. сознательное их усвоение и выфаботка позитивного отношения к ценностям, регулируемым правом. Само значение правовых предписаний заключается как раз в том, что они определяют основные параметры поведения в наиболее важных для общества или социальной группы сферах и отношениях10. В поощрительный нормах права фиксируются основные, но не единственные параметры социально активного поведения, необходимые для поощрения. Особая роль поощрительных норм права в процессе формирования социально активного правомерного поведения заключается в том, что с их помощью устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особенно полезный для общества. Специфика этих норм состоит в том, что они стимулируют
гражданина к такому поведению и достижению определенного результата. Весьма существенная роль отводится нормам поощрения в активизации социально-правовой деятельности, в частности, направленной на укрепление режима законности и правопорядка и борьбу с правонарушениями. Поощрительные нормы одобряют, положительно оценивают определенные действия участников общественной жизни в официально принятом порядке и предоставляют им определенную меру поощрения 11.
Полагаем, что правовое поощрение является эффективным средством, обеспечивающим не только правомерное, но и правоактивное поведение. Это высшее воздействие на граждан, основанное на использовании материальных, моральных поощрений в целях побуждения их к такому поведению. Удовлетворяя те или иные потребности и интересы субъектов права, при помощи
поощрения можно добиться их социально значимого.
12
в том числе социально активного поведения12.
На наш взгляд, в условиях российского общества поощрительные нормы права становятся одним из наиболее эффективных государственных средств повышения правовой активности граждан. Она трактуется, с одной стороны, как свойство, содержательная характеристика личности, выфажающаяся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект). С другой стороны, это позитивная, целенаправленная, инициативная, сознательная, зачастую творческая интенсивная деятельность личности, превосходящая обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, направленная на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее ее проявление).
Представляется, что признаки правовой активности, имеющие значение для ее характеристики, можно разделить на постоянные и непостоянные. К первым следует отнести самодеятельную, т. е. сознательную, свободную, внутренне необходимую интенсивную деятельность, направленную на укрепление демократии, законности и правопорядка, ко вторым — инициативность, творчество и систематичность.
Внутренний аспект правовой активности показывает, как личность, взаимодействуя с правовой средой, «снимает» ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных восприятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с другой, — социально-правовая среда, которая обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленнык в структуре данного субъекта. Исходя из того, что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспе-
чивает участие индивидов в правовой жизни общества, содержание личности можно охарактеризовать информативными свойствами, определяющими характер и объем правовых знаний и ценностно-ориентирующи-ми качествами, обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности.
Если внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие ее носителя, сообразно его потребностям и интересам, на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы. Вывод о единстве внутреннего и внешнего аспектов активности указывает на то, что правовая активность есть отражение двух взаимосвязанных процессов: восприятие права, приобретение необходимых для правовой жизнедеятельности системы качеств; воздействие на правовую среду посредством активности социального субъекта. Иными словами, правовая активность отображает опосредуемое правом воздействие 13
среды и личности13.
Значимость поощрительных норм в психологическом аспекте определяется тем, что, воздействуя на сознание и поведение людей, они формируют побудительные мотивы правомерного поведения. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле. Сознание не только органически включается в деятельные и поведенческие процессы, является необходимым их условием, но и выступает внутренней составной частью самого процесса. В литературе выщеляют разнообразные мотивы поведения личности: убежденность в общественной пользе поступка, долг перед обществом, правовые обязанности, профессиональное чувство ответственности, практическую пользу поступков для других, конформизм, боязнь юридической ответственности, личную пользу от совершения поступка и др. Под страхом наказания не может быть обеспечено устойчивое, образцовое социально активное поведение, поэтому более предпочтительным является поощрение. Разнообразные меры поощрения способны формировать позитивную мотивацию, которая основана на заинтересованности субъекта. Меры правового поощрения, закрепленные в поощрительных нормах, выступают не только как стимул, но и как мера одобрения и поддержания особо полезного правомерного поведения публичной властью 14
Для того чтобы поощрительные нормы, воздействуя на субъекты права, приводили к социально активному правомерному поведению, необходимо руководствоваться следующими положениями:
— в поощрительных нормах, в которых заинтересованы государство и общество, должно быть четко сформулировано фактическое основание для поощрения;
— мера поощрения должна соответствовать характеру достигаемого ею результата;
— закрепленное в норме поощрение должно быть соразмерно тем усилиям, которые затрачиваются на выполнение поставленных целей;
— должна быть четко определена компетенция субъектов, применяющих поощрения;
— необходимо закрепление мер юридической ответственности компетентных органов, в случае если последние не применяют поощрение к тем субъектам, которые совершили действия, указанные в поощрительной норме, и должны получить соответствующие преимущества;
— поощрительные нормы должны быть известными для того круга лиц, в отношении которык данные нормы будут применяться;
— поощрительные меры должны в установленном законом порядке применяться в отношении субъектов права, которые данное поощрение заслужили;
— следует осуществлять контроль над компетентными органами, которые применяют поощрительные нормы, чтобы избежать с их стороны различных злоупотреблений и субъективизма;
— важно предусмотреть в законодательстве возможность отмены поощрения в случае незаконного его назначения.
В заключение отметим, что будущее России зависит от приоритетов, избранных политиками, от четко обозначенных целей и соответствующей им совершенной системы правового стимулирования, которая сможет заинтересовать российских граждан в изменении их жизнеустройства 15. В условиях реформирования общественных отношений в современной России следует совершенствовать правовую поощрительную политику государства в отношении правоактивных граждан.
1 Бондарев А. А. Правомерное поведение субъектов правоотношений: учебное пособие. Орел, 2009. С. 32.
2 ТихомировЮ. А. Законы, стимулы, экономика. М., 1989.
С. 232.
3 Малько А. В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. №1. С. 238.
4 КудрявцевВ.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 18.
5 Немиров Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 1. М., 2003. С. 262.
6 Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 18-21.
7 Бондарев А. А. Указ. соч. С. 6.
8 Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 25.
9 Бондарев А. А. Указ. соч. С. 32.
10 Там же. С. 36.
11 Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 54.
12 Кожевников В. В. Правовая активность личности. Омск, 1997. С. 166.
13 Кожевников В. В. Факторы, обусловливающие правовую активность участников правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел на досудебных стадиях российского уголовного процесса. Омск, 2003. С. 44.
14 Гущина Н.А. Содержание обеспечительных средств российского права // Право и политика. 2005. № 2. С. 15.
15 Гущина Н.А. Указ. соч. С. 16.
УДК 159.96
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
О. Р. Кривошеева, О. М. Чусовитина, Е. В. Герман
В статье рассматривается проблема социальной ответственности в современных условиях, где увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля, и только ответственность выступает фундаментом внутренней мотивации и поведения личности. Представлена структура, раскрыто содержание и экспериментально обоснована методика формирования социальной ответственности студентов в условиях вуза.
Ключевые слова: личность, поведение, социальная ответственность личности, структура социальной ответственности.
В период демократизации и гуманизации современного общества актуализировались задачи изучения особенностей жизнедеятельности человека, раскрытия сущности его и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии, и как ответственного за это развитие. Проблема ответственности в настоящее время стоит как никогда остро, поскольку неизмеримо возросла роль отдельного человека в общественной жизни, расширились его свобода и в то же время — зависимость от социальной среды. Увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. В этих условиях возрастает значение правильной самооценки, самоконтроля и полноты ответственности личности1.
Изучение ответственности было в разной мере проведено многими исследователями (К. Муздыбаев, 1983; К. А. Абульханова-Славская, 1985; Л. И. Дементий, 2001;
В. П. Прядеин, 2001; Ф. Перлз, 2001). Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Социальная ответственность рассматривается нами как интегральная характеристика личности, определяющая поведение и организацию деятельности. Это способность отвечать за себя самого, свое саморазвитие и саморазрушение, а также за конструктивные и деструктивные проявления активности другого человека 2. При этом на эмоциональном уровне ответственность за самого себя переживается как беспокойство, тревога, побуждающая к самостоятельным действиям и анализу их последствий. Ответственность за другого переживается как беспокойство, тревога, побуждающая выступать инициатором, стимулятором и контролером действий другого человека, что в своем поведенческом аспекте должно иметь границы, обусловленные компетентностью.
Вопрос формирования социальной ответственности молодежи становится актуальным в условиях вуза. Высшее профессиональное образование призвано фор-