Право и политика, 2007, № 5 ; Лысенко В. В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания // История государства и права. 2009. № 23. С. 44 ; Шевердяев С. Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.
7НерсесянцВ. С. Философия права. М., 1997, С. 110.
8 Матузов Н. И. Указ. соч. С. 89.
9 Соловьев А. И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис, 1996, № 6.
10 ДомановВ. Г К вопросу об институциональной природе гражданского общества // Философия права, 2006, № 3. С. 45.
УДК 34.01
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Т. А. Титаренко
Рассматриваются факторы и условия, влияющие на индивидуальное правосознание и правовую культуру сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: правосознание, профессионализм, сотрудники, качества, факторы, условия.
Актуальность данного исследования состоит в том, что на современном этапе становления Российского государства развитие демократизма, укрепление дисциплины и организованности во многом зависят от правильного понимания каждым гражданином прав и свобод, умения их использовать. От готовности исполнять обязанности, поступать в соответствии с законом исключительную важность приобретают вопросы формирования правосознания и правовой культуры сотрудников ОВД, создания целостного механизма правового воспитания и правовой социализации молодежи. Интерес объясняется модернизацией образования и правовыми реформами в Российском государстве на рубеже XX и XXI вв., предполагающими требование больших правовых знаний от общества.
В работе с личным составом органов внутренних дел важная роль отводится такому ее направлению, как правовое воспитание. Значимость и особенности правового воспитания заключаются в том, что оно является неотъемлемой частью профессионального воспитания, призванного через формирование необходимых правовых знаний, правовых установок и правомерных действий добиться от сотрудников качественного выполнения стоящих перед ними оперативно-служебных задач.
Результат правового воспитания сотрудников может также найти свое отражение и в уровне их правовой культуры, которая в определенной мере характеризует состояние законности. Следовательно, можно предполагать, что чем выше уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, тем более гарантировано соблюдение законности.
Развитая правовая культура позволяет сотруднику правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим за-
конам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, ее условия, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им. Достигается это в ходе целенаправленной деятельности руководителей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов воспитательного и образовательного процесса по формированию у них правосознания, т. е. стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов.
Целью формирования правосознания личного состава является уяснение сотрудниками сущности и социального назначения законности в обществе и в деятельности органов внутренних дел. Наряду с этим необходимо вырабатывать у каждого сотрудника прочные навыки правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей, постоянно побуждать их к сознательному, добросовестному соблюдению законности..
Основными задачами формирования правосознания и правовой культуры сотрудников являются: 1) приобретение сотрудниками нормативно-правовых знаний как необходимого условия соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей; 2) формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанному убеждению сотрудника в правильности и необходимости принятых правовых предписаний; 3) привитие осознанных, основанных на нормативных правовых актах действий, которые сотрудник органов внутренних дел воспринимал бы как должные в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность. Воздействие на правосознание сотрудников с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий предполагает повышение уровня их правовой культуры
Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Она охватывает и психологические элементы (правовую психологию), и идеологические элементы (правовую идеологию), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение). Правовая культура личности тесно связана с ее правосознанием, но представляет собой более широкое явление, так как в нее входит и юридически значимое поведение человека. Она тесно связана с правовой культурой общества и характеризует качественное состояние в целом правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания граждан, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое место в правовой культуре
общества занимает правовая культура служащих государственных организаций.
Итак, правовая культура сотрудника ОВД имеет свои особенности, структуру и несет в себе определенные функции. Правовая культура обычного человека и сотрудника ОВД не могут быть в силу объективных условий идентичными и совпадать по объему. Однако второе не может быть сформировано без первого. Правовая культура служит необходимой основой для формирования правовой культуры сотрудника ОВД. Правовая культура личности подвергается при ее формировании изменению, первоначально на обыденном уровне, а затем на профессиональном. Этот процесс, указывает Э. К. Джамалова, происходит в ходе социализации, так как не представляется возможным вне воспитания соответствующих нравственных качеств воспитывать уважительное отношение к праву1.
Процесс развития правовой культуры сопровождается формированием правосознания молодых людей, переоценкой ценностей, критическим осмыслением историко-правового опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и будущем общества2. Необходимость развития правовой культуры личности, при которой уважение к праву, закону становится личным убеждением каждого человека, выдвигает требование обеспечить не внешне правомерное поведение членов общества, а поведение, основанное на глубоком осознании социальной необходимости и полезности правовых норм, на убеждении в их справедливости и ценности. Такое поведение, считает Е. В. Аграновская, неотделимо от правовой культуры, которая позволяет избирать эффективные пути реализации прав и выполнения обязанностей, основанные на уважении к праву, способствует превращению требований закона в привычку и жизненную потребность3.
Развитие правовой культуры представляет собой необходимое условие обеспечения массового правомерного поведения, т. е. реализации прав, свобод и обязанностей в соответствии с требованием закона4.
Формирование правовой культуры происходит внутри процесса социализации личности, в связи с определенной социально-демографической группой - в среде молодежи. Длительность становления правосознания определяет и многочисленность факторов, влияющих на его формирование5.
Являясь показателем качественного состояния жизни общества, правовая культура прямо связана с таким понятием, как правовая социализация личности. Этот процесс обусловливает формирование ее правовой культуры и является следствием общественного развития, продуктом, синтезирующим в себе характерные черты среды формирования, правовых традиций, социально-правовых установок, ценностных ориентаций общества и т. д.6
Именно посредством социализации человек приобретает правосознание и правовую культуру, ведь формирование правовой культуры есть часть общего процесса социализации личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм (культуры), преобразования социального опыта в собственные ус-
тановки, ориентации, ценности личности7. Л. Г. Зелен-ков отмечает, что процесс социализации включает в себя усвоение и присвоение личностью всего комплекса нравственно-правовых ценностей. При этом по мере продвижения личности к более высоким ступеням зрелости правосознания значение правовой составляющей усиливается8. В процессе социализации личность формирует свои социальные качества, свойства, усваивает определенные ценности, нормы, общепринятые в данном коллективе, а также систему их оценок. Осуществляется и усвоение социального опыта. Все указанное выше означает, что социализация индивида - это процесс его становления под воздействием различных факторов, в том числе экономических, политических и правовых
В условиях социального и научно-технического прогресса возникает новая система факторов, социализирующих личность и формирующих ее нравственное сознание. В формировании нравственного сознания будущего сотрудника ОВД задействованы механизмы социальные, психологические и педагогические, и успешность педагогического руководства этим процессом в вузе МВД зависит от того, насколько профессорско-преподавательскому составу (воспитателям) удается установить взаимосвязи между ними, «включить» действие социальных и психологических механизмов в организован-ньш процесс воспитания .
Представляется, что важнейшим подходом к анализу процесса изменения правосознания является социально-правовой детерминизм, т. е. обусловленность правовой социализации социально-правовыми условиями, всей системой общественных отношений, правовыми идеалами, взглядами, воспитанием, значимым социальным окружением, а также социально-правовыми заблуждениями и предрассудками, которые складываются в конкретный социально-правовой стереотип сознания и поведения индивида. Правовая социализация - это не только личностный, но и групповой процесс изменения правового сознания, в ходе которого социальная группа адаптируется к изменяющимся внешним условиям, а затем интериоризирует их в свою внутреннюю мотивационную структуру10.
Считаем, что правовая социализация - это процесс получения и усвоения человеком правовой информации. Именно в процессе социализации человек получает правовые знания, его правовая культура развивается, и если это сотрудник ОВД, то он получает больше правовой информации, следовательно, его правовая культура подвержена более быстрому качественному изменению.
Тем не менее, правовая информированность все же влияет на уровень правовой культуры человека. Она выступает «как степень овладения человеком правовой информацией, обусловленная во многом именно образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида. Она способствует формированию уважения к правовому закону, развивает правовое мышление и не может не оказывать влияние на правовое сознание личности»11. При этом формируется внутренняя направленность человека на точное соблюдение закона, его широкое использо-
12
вание как средства развития социальной активности .
Правовую информацию граждане, в том числе и сотрудники ОВД, получают путем правового образования и правового воспитания. Необходимо отметить, что качество получаемой правовой информации зависит от способов правового обучения и правового воспитания: бесед, диспутов, а также от социальных институтов, которые осуществляют правовое образование и правовое воспитание. Информацию распространяют государство, образовательные учреждения, трудовые коллективы, СМИ.
Уровень развития правовой культуры каждого сотрудника может служить в определенной мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет сотруднику правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.
При формировании правосознания13 как стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов, существенное значение имеет целенаправленная деятельность руководителей, преподавателей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов. Необходимо добиваться глубокого уяснения сотрудниками сущности и социального назначения законности в обществе, в деятельности органов внутренних дел. Вырабатывая у каждого сотрудника прочные навыки правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей, следует постоянно побуждать их к сознательному, добросовестному соблюдению законности. Воздействие на правосознание сотрудников с использованием современных организационно-правовых и психологопедагогических технологий предполагает повышение уровня их правовой культуры.
Основными направлениями формирования индивидуального правосознания и правовой культуры сотрудников могут быть: формирование необходимого отношения к правовым требованиям, приводящего к убеждению сотрудника в необходимости правовых предписаний; приобретение сотрудниками нормативно-правовых знаний как необходимого условия соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей; привитие основанных на нормативных правовых актах действий, которые сотрудник органов внутренних дел воспринимал бы как должные в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.
Поскольку процесс социализации сопровождается правовой информированностью, а правовая информированность - это составляющая правового обучения и правового воспитания, считаем необходимым выделить процессы правового обучения и правового воспитания как факторы, влияющие на правовую культуру сотруд-
ника ОВД. Эффективность правовой социализации, а значит и правовой информированности как элемента личности, может быть достигнута только при условии симбиоза правового образования и правового воспитания, ориентированных на общечеловеческие гуманистические ценности14. Профессионально организованная система правового обучения и воспитания поможет решить многие проблемы формирования правовой культуры как общества в целом, так и отдельного субъекта права, при этом оказывая особое влияние на правовое сознание личности15.
Комплекс первоочередных мер по формированию правосознания сотрудников органов внутренних дел может быть отражен как в рамках традиционных планов16, разрабатываемых в соответствии с требованиями приказов МВД России, так и в рамках специальных целевых программ.
Формирование правовой культуры и правосознания людей может осуществляться в ходе организованного, целенаправленного и управляемого правового обучения и воспитания, органично образующих единую систему образовательного процесса.
1 Джамалова Э. К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С. 23.
2 Там же. С. 5.
3 Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 28.
4 Там же. С. 44.
5 Джамалова Э. К. Указ. соч. С. 22-23.
6 Овичев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 78.
7 Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 101; Столовский В. М.Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. М., 1979. С. 52.
8 Зеленков Л. Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования (историко-социологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. социолог. наук. СПб., 2008. С. 20.
9 Буллах С. И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации : монография. Барнаул, 2004. С. 42.
10 Жикривецкая Ю. В. Правосознание россиян в переходный период развития общества (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук. Нальчик, 2004. С. 75.
11 Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. М., 2003. С. 55.
12 Зорченко Е. А. Воспитание правовой культуры молодежи. Минск, 1986. С. 49.
13 У А. М. Столяренко - «правовоспитанности (правосознания и правовой культуры)» (Столяренко А. М. Общая педагогика. М., 2006. С. 254).
14 Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. 2006. № 6. С. 13-18.
15 Певцова Е. А. Указ. соч. С. 11.
16 Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840. ШЬ: http://www.dko-mvd.ru/docs-101-page-6.html (дата обращения: 20.01.2011).