СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Традиционной тематикой этого журнала является история и новости науки и техники, астрономия, физика, химия, биология, энергетика, оригинальные изобретения, авиация, космос, автомобили, оружие. Среди современных трудов у журнала выделяются статьи по электронике, компьютерам, роботам, нанотехнологиям и современной бытовой технике. В этой связи учителям естественно-математических и общетехнических дисциплин средних общеобразовательных следует вместе с учителями английского языка на междисциплинарной основе организовать изучение ряда статей этого журнала старшеклассниками средних общеобразовательных школ.
4. Научно-популярный журнал Discover, ориентирован непрофессионалов в мире науке, однако упростив концепцию подачи сложного научного материала, журнал стал пользоваться популярностью у широкого круга читателей - от школьника до профессора.
5. Научно-популярный журнал Scientific American, работающий под девизом «От меньшего к большому и от простого к сложному», позиционирует себя как своеобразный научно-популярный форум, где могут высказаться и поделиться своими открытиями и уникальными мыслями выдающиеся и малоизвестные ученые со всего мира по отраслям науки и техники.
Дидактический опыт систематического и регулярного аудиторного и внеаудиторного изучения учащимися средних общеобразовательных школ телекоммуникационных научно-популярных изданий на английском языке, доступных в глобальной компьютерной сети Internet [3], показывает его эффективность в повышении уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, среди новых средств установления и развития междисциплинарных связей для старшеклассников средних общеобразовательных школ телекоммуникационные научно-популярные издания на английском языке выделяются дидактической эффективностью.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
© Каримов М.Ф., Бакирова Э.Д., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Бигаева Л.Р.
учитель английского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ФРАГМЕНТОВ ТРУДОВ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ НЬЮТОНА, ФАРАДЕЯ И МАКСВЕЛЛА НА ЗАНЯТИЯХ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Реализована старшеклассниками междисциплинарная связь между физикой и английским языком на
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
основе научной деятельности основоположников классической физики И.Ньютона, М.Фарадея и Д.К.Максвелла.
Ключевые слова
Междисциплинарная связь между учебной физикой и английским языком.
Одной из дидактических задач обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ является установление и развитие ими междисциплинарных связей между естественно-математическими и социально-гуманитарными дисциплинами.
Проектирование и реализацию междисциплинарных связей между физикой и английским языком на занятиях с учащимися старших классов средних общеобразовательных школ можно осуществить на примере творческой деятельности основоположников классической физики Исаака Ньютона (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон), Майкла Фарадея (1791, Ньюингтон Батс - 1867, Хэмптон Корт) и Джеймса Клерка Максвелла (1831, Эдинбург - 1879, Кембридж).
Фрагменты основного научного труда «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона [1] могут быть использованы на практических занятиях учащихся старших классов средних общеобразовательных школ по английскому языку при изучении ими падежных окончаний в английском языке, диктуемых жесткой структурой английского предложения, порядок слов в котором однозначно определен для утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений.
При изучении старшеклассниками средней общеобразовательной школы фрагментов основного научного труда И.Ньютона учителя физики, математики и английского языка перед учащимися выделяют, что автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии» в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики ставшие основой классической механики, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета предметов, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории о действительности.
Правилами, в соответствии с которыми отдельные английские слова превращаются в речь, сочетаясь в предложения, старшеклассникам средних общеобразовательных школ можно ознакомиться при изучении ими фрагментов основного научного труда М.Фарадея «Экспериментальные исследования по электричеству».
Учителя физики, химии и английского языка средних общеобразовательных школ в течение собственных занятиях перед ученической аудиторией четко выделяют [2] о том, что М.Фарадей открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений, создал первую модель электродвигателя, изобрел первый электрический трансформатор, выявил химическое действие электрического тока, установил законы электролиза и действие магнитного поля на свет.
Преодолению сложности английской грамматики для говорящих на русском языке старшеклассников средних общеобразовательных школ способствует изучение ими фрагментов основного научного труда Д.К.Максвелла «Трактат об электричестве и магнетизме».
Для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы познавательный интерес представляет [3] то, что Д.К.Максвелл заложил основы современной классической электродинамики (дифференциальные уравнения Максвелла), ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля, предсказал электромагнитных волн, создал кинетическую теорию газов и установил распределение молекул газа по скоростям.
Дидактический опыт изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы фрагментов фундаментальных трудов основоположников современной науки И.Ньютона, М.Фарадея и Д.К.Максвелла на практических занятиях по английскому языку показывает его положительное влияние на повышение качества образования учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение учащимися старших классов средних
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
общеобразовательных школ на учебных занятиях по английскому языку фрагментов фундаментальных трудов классиков науки И.Ньютона, М.Фарадея и Д.К.Максвелла на занятиях по английскому языку приводит повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Маьериалы III Всероссийской научно-практической заочной конференции «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». -Уфа: БГУ. - 2014. - С. 57 - 60.
3. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т.19. - № 2. - С. 78 - 81.
© Каримов М.Ф., Бигаева Л.Р., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Кашапова М.Р.
учитель русского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Рассмотрены особенности словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Этапы учебного русского словесного моделирования действительности.
Официальный рабочий язык Организации Объединенных Наций и язык межнационального общения на территории бывшего Советского Союза - русский язык изучается не только в средних общеобразовательных школах Российской Федерации, но и во многих средних учебных заведениях ряда стран мира.
В этой связи учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на школьных занятиях по русскому языку является актуальной дидактической задачей.
Словесное моделирование действительности состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Постановка учебной или научной задачи по естественно-математической, технической или