Научная статья на тему 'Изучение элементов биофизики старшеклассниками средних общеобразовательных школ'

Изучение элементов биофизики старшеклассниками средних общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / ФИЗИКА / БИОФИЗИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НАУКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Камильянов Ратмир Фаотович

Рассмотрены дидактические возможности изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ элементарных основ биофизической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Камильянов Ратмир Фаотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение элементов биофизики старшеклассниками средних общеобразовательных школ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

деятельности задач физики, математики и химии методом моделирования объектов, процессов м явлений природной, технической и технологической действительности. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59 - 63.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

© Каримов М.Ф., Аскарова А.А., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Камильянов Ратмир Фаотович

учитель биологии гимназии с. Чекмагуш

с. Чекмагуш, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОФИЗИКИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация

Рассмотрены дидактические возможности изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ элементарных основ биофизической науки.

Ключевые слова

Биология, физика, биофизика, синергетический подход в науке.

Биофизика - наука, возникшая посредством интеграции разделов биологии и математической физики, изучает биологические объекты, процессы и явления как разновидность сложных нелинейных физических систем.

Современная средняя общеобразовательная школа, ориентированная на обучение подрастающего поколения на уровне фундаментальных достижений науки последних трех столетий [1], включает в содержание образования учащихся нижеследующие основы биофизической науки:

1. Термодинамические основы биологических процессов.

2. Законы и правила неравновесной термодинамики.

3. Скорость и закономерности протекания реакций в живых системах.

5. Кинетика ферментативного катализа.

6. Взаимодействие излучений с живыми организмами.

7. Классификация и стадии фотобиологических процессов.

8. Оптическая система глаза и явление аккомодации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

9. Закономерности образования и функционирования биомакромолекул.

10. Пространственная структура и функции белка.

11. Структура и функции молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты.

12. Принципы организации и функционирования живой клетки.

13. Физическая модель биологических мембран.

14. Классификация видов транспорта веществ через биологические мембраны.

15. Физические закономерности функционирования нервных и мышечных клеток.

16. Механизмы передачи информации в клетках.

17. Молекулы, передающие информацию от мембраны внутрь клетки и между клетками.

18. Пассивные электрические свойства биологических объектов.

19. Виды электрической поляризации в биологических тканях.

20. Электрическая проводимость биологических объектов для переменного тока.

21. Биофизика электровозбудимых биологических тканей.

22. Современные методы регистрации биопотенциалов.

23. Проведение возбуждения по нервным волокнам.

24. Электрический и химический синапсы.

25. Молекулярные механизмы мышечного сокращения.

26. Биофизика и энергетика кровообращения.

27. Моделирование дыхания и основное уравнение биомеханики дыхания.

28. Биофизические закономерности и методы изучения трансцеллюлярного транспорта.

29. Биофизика органов зрения и слуха.

30. Новые биофизические подходы в диагностике и лечении различных заболеваний.

Учитель биологии, проектирующий и реализующий факультативный курс биофизики для старшеклассников, согласовывает ряд тем собственных учебных тем с учителями физики и химии [2], устанавливая и развивая междисциплинарные связи в средней общеобразовательной школе.

На учебных занятиях по физике и химии [3] учителя используют соответствующий научный материал из факультативного курса по биофизике.

Педагогический опыт показывает хорошие результаты выпускников средней общеобразовательной школы при сдаче ими единых государственных экзаменов по биологии, физике и химии. Дальнейшая учеба выделенных выпускников средних общеобразовательных школ в высших учебных заведениях сопровождается высоким уровнем их академической успеваемости по естественно-математическим дисциплинам.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация факультативного курса по биофизике для старшеклассников средних общеобразовательных школ приводит к установлению и развитию междисциплинарных связей в учебном заведении и повышению уровня академической успеваемости учащейся молодежи по естественно-математическим дисциплинам.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Камильянов Р.Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.