Научная статья на тему 'Изменение позиции США в отношении Ливии после выдачи Триполи оружия массового поражения международному сообществу (2003-2005гг. )'

Изменение позиции США в отношении Ливии после выдачи Триполи оружия массового поражения международному сообществу (2003-2005гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«СТРАНЫ-ИЗГОИ» / М. КАДДАФИ / ТЕРРОРИЗМ / ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / СИОНИСТЫ / НЕФТЬ / ДЖ. БУШ-МЛАДШИЙ / M. KADDAFI / G. BUSH-JUNIOR / ROGUE STATES / TERRORISM / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / NUCLEAR WEAPON / THE ZIONISTS / OIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клименко Илья Алексеевич

В статье анализируются обстоятельства выдачи Триполи международному сообществу оружия массового поражения (ОМП) во время первого президентского срока Дж. Буша-младшего. Показывается механизм переговоров и требований Ливии в обмен на отказ от производства ОМП, раскрываются позиции американских лоббирующих группировок, заинтересованных в сближении Вашингтона и Триполи и мешавших ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing of the position of the USA against Libya after Tripoli issue of weapons of mass destruction to the international community (2003-2005)

The article analyzes the conditions of the Tripoli issue of the weapons of mass destruction to the international community during the first term of the president G. Bush -junior. The mechanism of negotiations and demands of Libya in exchange for the abandoning the production of weapons of mass destruction has been revealed, the position of the US lobbying groups interested in rapprochement between Washington and Tripoli has been shown.

Текст научной работы на тему «Изменение позиции США в отношении Ливии после выдачи Триполи оружия массового поражения международному сообществу (2003-2005гг. )»

УДК 327 ББК 66.4 К 49

Клименко Илья Алексеевич, аспирант кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, т.:89615948607

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ США В ОТНОШЕНИИ ЛИВИИ ПОСЛЕ ВЫДАЧИ ТРИПОЛИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ

СООБЩЕСТВУ(2003-2005ГГ.)

(рецензирована)

В статье анализируются обстоятельства выдачи Триполи международному сообществу оружия массового поражения (ОМП) во время первого президентского срока Дж. Буша-младшего. Показывается механизм переговоров и требований Ливии в обмен на отказ от производства ОМП, раскрываются позиции американских лоббирующих группировок, заинтересованных в сближении Вашингтона и Триполи и мешавших ему.

Ключевые слова: «Страны-изгои», М. Каддафи, терроризм, оружие массового поражения, ядерное оружие, сионисты, нефть, Дж. Буш-младший.

Klimenko Ilia Alexeevich, post graduate of the Department of General History of the Adygh State University;, tel.: 89615948607.

CHANGING OF THE POSITION OF THE USA AGAINST LIBYA AFTER TRIPOLI ISSUE OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION TO THE INTERNATIONAL COMMUNITY (2003-2005)

(reviewed)

The article analyzes the conditions of the Tripoli issue of the weapons of mass destruction to the international community during the first term of the president G. Bush -junior. The mechanism of negotiations and demands of Libya in exchange for the abandoning the production of weapons of mass destruction has been revealed, the position of the US lobbying groups interested in rapprochement between Washington and Tripoli has been shown.

Key words: “rogue states”, M. Kaddafi, terrorism, weapons of mass destruction, nuclear weapon, the Zionists, oil, G. Bush-junior.

В начале нового тысячелетия среди американских ученых высказывались мнения, что американская концепция «стран-изгоев» исчерпала себя и не будет более популярной. Исследователи, занимающиеся внешней политикой США в отношении стран третьего мира, указывали, что теперь восприятие Вашингтоном «стран-изгоев» изменилось, и этому есть объективные объяснения. Указывая на это, Дж. Брюс отмечал, что объединение всех этих государств в одну группу неразумно [1, P.187]. Также чиновники администрации Б. Клинтона и Дж. Буша-младшего на рубеже тысячелетий высказывались, что «страны-изгои» теперь начинают представлять интерес для международного сообщества. В 2001 г. некоторые

исследователи полагали, что новая республиканская администрация в Белом доме даже будет склоняться к некому варианту неоизоляционизма [2].

Все изменилось после террористических атак против США 11 сентября 2001 г.: требовалось найти виновных и наказать их за крупнейшее зло, причиненное Соединенным Штатам. В соответствии с этими событиями доктрина «стран-изгоев» не была отброшена, но переработана и представлена в виде новой внешнеполитической стратегии США в XXI веке. Эта стратегия была оформлена принятием новой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов в 2002 г. В ней мировой терроризм и поддерживающие его государства признавались главной и непосредственной угрозой США. Выделены признаки, характеризующие «страны-изгои»: жесткое обращение со своим народом и расточительная трата национальных ресурсов в личных интересах; демонстрация неуважения к международному праву; угроза своим соседям и грубое нарушение подписанных ими договоров; настойчивые попытки овладеть оружием массового поражения и современными военными технологиями с тем, чтобы использовать их для угроз и агрессии в процессе достижения своих целей; поддержка терроризма по всему миру; отказ от основных человеческих ценностей (прав человека); ненависть к Соединенным Штатам и всему, что они представляют. Американская внешняя политика эволюционизировала от стратегии «реагирования (сдерживания)» к стратегии «превентивных действий». При администрации Дж. Буша - младшего список «стран - изгоев» включал: Кубу, Иран, Ирак, Северную Корею, Ливию, Сирию и Судан. [3, С.131-136.] Практическую реализацию нового внешнеполитического курса США по борьбе с международным терроризмом, исходя из вышеназванной доктрины, мы наблюдаем в Ираке и Афганистане.

Вопрос о ливийском оружии массового поражения был принципиальным для администрации Соединенных Штатов. Позиция администрации Дж. Буша-младшего заключалась в последовательном требовании от Триполи уничтожения оружия массового поражения, прекращения поддержки тех, кого Вашингтон считал «террористами», прекращение «амбициозной политики» в регионе, и непротиводействия «мирным инициативам» Запада на Ближнем Востоке. Собственно говоря, США настаивали перед Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (СНЛАД) на отказе и от их разработки ракетной программы в рамках противодействия ливийскому оружию массового уничтожения. Даже после снятия санкций ООН с Триполи в 2003 г. администрация Соединенных Штатов шла навстречу Ливии только в ответ на её «прогресс» в продвижении в перечисленных политических сферах.

Но если исполнительная власть США и делала какие-то небольшие шаги на пути к примирению с СНЛАД в ответ на уступки со стороны последней в вопросе производства оружия массового поражения, то американский конгресс оставался непреклонен. Некоторые конгрессмены Соединенных Штатов, в частности сенатор Г. Смит, указывали, что «Акт о санкциях против Ирана и Ливии» был продлен из-за ливийских попыток приобрести оружие массового поражения [4]. Но

мнение относительно серьезности ливийских военных разработок не разделялось большинством законодателей США. Конгресс в целом оставался на позициях возможности небольших уступок СНЛАД и не разделял стремления улучшить отношения с Триполи.

Секретарь Главного народного комитета по внешним связям и международному сотрудничеству Ливии 19 декабря 2003 г. выступил с разъяснением позиции Триполи относительно оружия массового уничтожения: «В эпоху холодной войны и напряженности на Ближнем Востоке Ливия предлагала всем странам региона сделать Ближний Восток и Африку зоной, свободной от оружия массового поражения. Этот призыв не вызвал соответствующей реакции, в связи с чем Ливия вынуждена была наращивать свои оборонные возможности. В ходе переговоров с американскими и британскими экспертами ливийские эксперты проинформировали их о материалах, оборудовании и программах, направленных на создание видов оружия, запрещенных международными договорами. В результате переговоров с США и Великобританией, странами - постоянными членами Совета безопасности ООН, которые несут ответственность за международный мир и безопасность, Ливия решила избавиться от этих видов оружия, а также материалов, оборудования и программ для их производства. Ливийская Джамахирия надеется, что подобные шаги будут предприняты всеми странами региона без исключения и без применения двойных стандартов». В заявлении для ливийского информационного агентства «Джана» 20 декабря 2003 г. лидер ливийской революции назвал позицию секретаря Главного народного комитета по внешним связям и международному сотрудничеству мудрой и смелой, которая заслуживает поддержки со стороны ливийского народа [5]. Решение Триполи свернуть свои военные программы приветствовалось администрацией Соединенных Штатов и «сионистским» лобби в американском конгрессе. «В декабре 2003 г. ливийский лидер М. Каддафи принял поворотное решение уничтожить ливийское оружие массового поражения, и сделать это под контролем США и МАГАТЭ» [6].

26 января 2004 г. М. Каддафи принял американского конгрессмена - венгерского еврея Тома Лантоса, заместителя председателя комитета палаты представителей по международным делам. Т. Лантос, являющийся одним из неформальных лидеров демократов в палате представителей, высоко оценил решение Ливии расстаться с запрещенными видами оружия и пообещал предпринять усилия по нормализации отношений СНЛАД с Соединенными Штатами. Он выразил сожаление по поводу искажения в американских СМИ образа Ливии, а также бомбардировки Триполи, предпринятой президентом Р. Рейганом в 1986 году. Т. Лантос также высоко оценил инициативу лидера ливийской революции по решению ближневосточной проблемы, изложенную в «Белой книге». Помощник госсекретаря США Вильям Бернс 23 марта 2004 г. прибыл в Ливию для вручения М. Каддафи послания Дж. Буша-младшего. В письме американский президент выразил приверженность политике нормализации отношений между Соединенными Штатами и СНЛАД и высоко оценил сотрудничество Ливии с США и Великобританией в осуществлении целей исторической декларации Ливии от 19 декабря 2003 г. об отказе от оружия массового уничтожения.

Конечно, все это не означало признание СНЛАД полноправным членом международного сообщества со стороны Соединенных Штатов. Госсекретарь США К. Пауэлл называл Ливию тоталитарным и недемократичным государством. Это заявление К. Пауэлла было осуждено 16 июля 2004 г. секретарем главного народного комитета по внешним связям и международному сотрудничеству Ливии Абдаррахманом Шалгамом. «Заявление госсекретаря К. Пауэлла неприемлемо - оно оскорбительно для ливийского народа и свидетельствует о непонимании демократической системы, основанной на власти народа. Ясно, что он не имеет представления об основах прямой демократии, опирающейся на первичные народные конгрессы, объединяющие всех взрослых мужчин и женщин Ливии. Заинтересованная сторона подаст судебный иск против госсекретаря К. Пауэлла, поскольку его заявление [7].

Но уже 23 сентября 2004 г. в Нью-Йорке, где проходила 59-я сессия Генеральной ассамблеи ООН, состоялась встреча секретаря Главного народного комитета по внешним связям и международному сотрудничеству СНЛАД А. Шалгама и госсекретаря Соединенных Штатов К. Пауэлла. К. Пауэлл высоко оценил решение Ливии прекратить разработку оружия массового уничтожения

В 2005 г. Дж Буш-младший, выражая позицию администрации Соединенных Штатов, развязавшую войну в Ираке, сказал: «Лидеры, которые перестают создавать химическое,

биологическое и ядерное оружие, найдут путь для улучшения отношений с США и другими свободными странами открытым» [8]. Позиция администрации Соединенных Штатов была поддержана конгрессменом от Калифорнии Т. Лансоном, который заявил: «Возможны два типа смены режима. Его могут сменить другие, используя силу. С другой стороны, режим может сменить политику, без смены своего руководства. «Страны-изгои» должны знать - обе возможности перед ними». Относительно М. Каддафи он сказал: «Наиболее важно, он создал модель, которой могут последовать другие «страны-изгои» всего мира»... «В интересах продвижения ливийской модели и повышения международной безопасности мы не должны замораживать двухсторонние отношения, пока соблюдение прав человека и демократия не будут полностью достигнуты». Но его точка зрения, совпадающая с позицией американской администрации, не разделялась большинством конгрессменов. Предложенный им «Акт об отношениях между США и Ливией 2005 г.», предполагавший «усилить взаимные обязательства США и Ливии друг к другу, улучшить двухсторонние отношения, облегчить интеграцию Ливии в международное сообщество и способствовать положительным изменениям в ливийском обществе», [9] так и не был принят американскими законодателями. На слушаниях в американском конгрессе в 2004 г. указывалось, что 19 декабря 2003 г. Триполи произвел важное изменение в своей политике. У ливийцев вообще не было программы создания биологического оружия. У них были проектные документы для производства ядерного оружия, программа по созданию материалов для его производства, и в перспективе, по мнению американских законодателей, ядерное оружие могло быть создано в СНЛАД. В вопросе создания ядерного оружия Триполи сотрудничал с А. Ханом - пакистанским

ученым, участвовавшим в создании ядерной бомбы в Исламабаде, и его помощниками [10, р.48.]. Так или иначе, это была только программа, отдельные её элементы не представляли возможности обрести ядерное оружие для такой маленькой страны, как Ливия. Реально СНЛАД располагала химическим оружием, в частности горчичным газом. Представителями администрации США было заявлено американским законодателям, что у Триполи была программа разработки и производства нервно-паралитического газа [11, р.29.]. То есть программы Ливии в области оружия массового поражения были более чем скромными. Вооружение и военные программы этой страны примерно можно сопоставить с подобным европейским военным потенциалом середины прошлого века. Совершенно ясно, что ливийское оружие было рассчитано на соседей этой страны, и могло угрожать только государствам Средиземноморья, но никак не Соединенным Штатам.

Американская администрация стремилась наладить сотрудничество с СНЛАД, надеясь, что ее примеру по пересмотру своей внешней политики последуют и некоторые другие «страны-изгои». Ливия представляла пример для урегулирования отношений США с другими «проблемными» странами. Вашингтон с удовольствием принял капитуляцию лидера ливийской революции. Соединенным Штатам удалось устранить угрозу их интересам без единого выстрела, создать модель, которую можно представлять всем «странам-изгоям», возобновить торговые отношения с Ливией. Этот последний момент обрел особое значение, поскольку в условиях постоянного роста цен на нефть США нужна дружба с такими странами-производителями, с которыми американцы могут экономически взаимодействовать в вопросах поставок углеводородов. Следует отметить особенную заинтересованность в последнем администрации Дж. Буша - младшего, тесно связанного с нефтяным бизнесом в Соединенных Штатах.

При этом, «сионисты» поддержали американское правительство. Лидер демократов в комитете по иностранным делам конгресса США Т. Лантос, не только одним из первых американских законодателей поехал в Ливию, но и неоднократно заявлял о своей поддержке этой страны. Переход основных лоббирующих внешнюю политику Вашингтона в арабском регионе группировок в американском истеблишменте на проливийские позиции резко изменил расклад сил внутри элиты США.

На антитливийских позициях осталась лишь группировка «консерваторов» в Вашингтоне, поддерживаемая общественным мнением, по инерции воспринимающая Ливию как «страну-изгоя»; и родственники погибших от терактов, которые Соединенные Штаты считали делом рук ливийцев. Их темой оставались права человека, ибо считалось, что это один из факторов, проблемный у всех «стран-изгоев». Некоторые родственники жертв авиакатастрофы над Локкерби считали, что американская администрация совершает ошибку, потакая террористам. Они были возмущены подобным подходом Вашингтона к Триполи, единственная причина, по которой правительство Соединенных Штатов идет на это, по их мнению - нефть.

Антиливийская позиция группировки «консерваторов» в конгрессе во многом зависела от общественного мнения США. И если все администрации Соединенных Штатов, начиная от Р.

Рейгана, усиленно насаждали образ СНЛАД, как «государства-преступника», приписывая ливийскому режиму все возможные и невозможные преступления, то и восприятие этой страны американской общественностью было соответствующим.

Литература:

1. John R. B. Libya and the United States: Two centuries of strife. - Philadelphia, 2002.

2. The National Security Strategy of the United States of America. - Wash., September. 2002.

3. Кустарев А. Ливия: Укрощение Каддафи // Россия и мусульманский мир. - 2005. - №5.

4. Congressional Records: 2003. January 23. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

5. Ливийские новости 2003 г. - Режим доступа http://www.kadafi.ru/

6. Congressional Records: 2005. March 20. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

7. Ливийские новости 2004 г. - Режим доступа http://www.kadafi.ru/

8. Congressional Records: 2005. March 20. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

9. Congressional Records: 2005. March 20. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

10. Libya - next steps in U.S. relations. U.S. senate, committee on foreign relations. . - Washington, D.C.2004.

11. Libya - next steps in U.S. relations. U.S. senate, committee on foreign relations. . - Washington, D.C.2004.

References:

1. John R. B. Libya and the United States: Two centuries of strife. - Philadelphia, 2002.

2. The National Security Strategy of the United States of America. - Wash., September. 2002.

3. Kustarev A. Libya: Tamming of Kaddafi// Russia and the Muslim world. 2005. №5.

4. Congressional Records: 2003. January 23. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

5. Libyan news. 2003 г. http://www.kadafi.ru/

6. Congressional Records: 2005. March 20. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

7. Libyan news. 2004 г. http://www.kadafi.ru/

8. Congressional Records: 2005. March 20. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

9. Congressional Records: 2005. March 20. - Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/crecord/index.html.

10. Libya - next steps in U.S. relations. U.S. senate, committee on foreign relations. . - Washington, D.C.2004.

11. Libya - next steps in U.S. relations. U.S. senate, committee on foreign relations. . - Washington, D.C.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.